Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бухгалтерский учет в муп на упрощенке

МУП на упрощенке: возможно?

Перед рассмотрением темы про МУП на упрощенке напомним некоторые важные аспекты. УСН – льготный режим налогообложения, позволяющий компаниям и ИП сдавать особые формы отчетности, заменять несколько фискальных обязательств одним, снизить налоговую нагрузку. Эта система популярна среди небольших хозяйствующих субъектов, которые нуждаются в преференциях для скорейшего развития. Она подразумевает ряд ограничений, делающих ее недоступной для крупного бизнеса. Ряд критериев имеет неоднозначную трактовку, поэтому среди экспертов спорным остается вопрос, может ли существовать МУП на упрощенке.

Какие организации называются МУПами

Муниципальное унитарное предприятие – это бизнес-единица, обладающая правом хозяйственного ведения или оперативного управления на муниципальное имущество. Это значит, что ценности, используемые юрлицом в процессе коммерческой деятельности, не принадлежат ему на праве собственности, а относятся к городу или району.

МУПы лишены права продавать, сдавать в наем имущество муниципалитета или определять его юридическую судьбу иным способом. Им запрещено создавать дочерние общества. Этим структурам можно распоряжаться частью получаемой прибыли, направляя ее, например, на выплату денежных поощрений сотрудникам.

Действующее законодательство предусматривает следующий порядок создания МУПа:

  • Городская (районная) администрация издает постановление об образовании унитарного предприятия. Чаще всего деятельность таких структур связана с удовлетворением общественных нужд (например, уборка территории, ландшафтный дизайн и т.д.).
  • Орган власти утверждает Устав будущего бизнес-субъекта и назначает директора.
  • Создается подробная опись имущества, передаваемого под управление.
  • Муниципальный орган регистрирует предприятие в ЕГРЮЛ.

Когда основные стадии образования юрлица пройдены, остаются детали: изготовление собственной печати, открытие расчетного счета в банке, постановка на учет в ИФНС и выбор налоговой системы. Действующее законодательство оставляет МУПу право зарегистрироваться не только на ОСНО, но и на «упрощенке», которая означает существенные фискальные преференции.

Какова позиция Министерства финансов

В 2012 году Минфин подготовил открытое письмо за номером 03-11-06/2/54, в котором дается четкий и недвусмысленный ответ на вопрос, вправе ли МУП переходить на упрощенную систему налогообложения. Орган власти ссылается на следующие аргументы:

  • НК РФ гласит, что режим УСН недоступен для организаций, в уставном капитале которых ¼ и более принадлежит другим компаниям (российским или иностранным).
  • Согласно ст. 66 ГК РФ, к числу организаций, для которых применимо понятие «уставный капитал», относятся общества и товарищества.
  • Учредителем и владельцем капитала МУП является муниципальное образование.
  • Организация согласно российскому законодательству – это юрлицо, которое сформировано и функционирует в соответствии с нормами права РФ.
  • Согласно ст. 113 ГК РФ, капитал МУП – одно целое, которое невозможно раздробить на части или доли.

Исходя из перечисленных выше аргументов, можно сделать вывод, что МУП не подходит под пункт о компаниях, 25% капитала которых контролируется другими организациями как минимум по двум причинам:

  1. Учредителя МУПа нельзя назвать организацией. Это муниципальное образование – город или район.
  2. Капитал МУПа един и неделим, поэтому в нем нельзя вычленить долю, принадлежащую тому или иному учредителю. Это означает, что критерий о 25 процентах не применим в конкретном случае.

Из официального письма Минфина следует четкий вывод – МУП имеет право переходить на «упрощенку», если соответствует иным критериям к претендентам на этот налоговый режим, изложенным в ст. 26.2 НК РФ. Следовательно: бухгалтерский учет МУП на упрощенке может вести в порядке, предусмотренном для специального налогового режима – УСН. Если у вас есть вопрос проведение бухучета МУП на упрощенке – задайте вопрос на форуме и получите бесплатный ответ.

МУП на упрощенке

mup_uproschenka.jpg

Похожие публикации

Муниципальное унитарное предприятие (МУП) – коммерческая организация, имеющая право хозяйственного ведения на имущество, которое за ней закрепляет собственник. Собственником имущества является муниципальное образование в лице органов местного самоуправления. Соответствует ли МУП критериям, позволяющим применять упрощенную налоговую систему? Рассмотрим в этой статье.

Право на УСН для МУП

Не все организации могут стать «упрощенцами». Выбирая для ведения своей деятельности упрощенный режим, предприятию нужно соответствовать требованиям статьи 346.12 НК РФ, в том числе:

  • не производить подакцизные товары,
  • не вести добычу полезных ископаемых,
  • не заниматься банковской, страховой и некоторыми иными видами деятельности,
  • не участвовать в соглашениях о разделе продукции,
  • не иметь филиалов,
  • по средней численности работников не превышать количества 100 человек,
  • основных средств по остаточной стоимости должно быть не более чем на 100 миллионов рублей (150 миллионов рублей с 1 января 2017 года),
  • не быть плательщиком единого сельхозналога,
  • доход за 9 месяцев года, предшествующего году перехода на упрощенную систему не должен превышать 59,805 миллионов рублей (в 2017 году этот лимит повысится до 90 миллионов рублей),
  • доля других организаций в уставном капитале не должна быть более 25%.

Именно ограничение доли участия других юрлиц может вызвать сомнение в возможности работы МУП на упрощенке. Но Минфин России в своих письмах от 09.04.2012 № 03-11-06/2/54 и от 24.03.2014 № 03-11-06/2/12708 разъяснил, что упрощенную систему МУП могут применять наравне с другими организациями. И вот почему.

Уставный фонд МУП на 100% формируется муниципальным образованием в течение 3 месяцев с момента регистрации предприятия (п. 1 ст. 13 Закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ). Имущество МУП находится в муниципальной собственности, оно неделимо и его нельзя распределять на доли или вклады (п.1 ст. 113 ГК РФ).

Читать еще:  Пример заполнения книги учета трудовых книжек

Ограничение участия в уставном капитале действует только для организаций. Единственный учредитель МУП – муниципальное образование – не является юридическим лицом, а значит, его нельзя признать организацией согласно определения п. 2 ст. 11 НК РФ.

Отсюда следует вывод: МУП имеет право применять упрощенную систему при условии соблюдения требований налогового законодательства, изложенных в главе 26.2 НК РФ. При этом, что также следует из писем Минфина, у МУП нет ограничения в выборе объекта налогообложения. Муниципальное унитарное предприятие может применять как УСН 6%, так и УСН 15%. Чтобы выбрать, что выгоднее, УСН «доходы» или «доходы минус расходы», как и всем, кто переходит на упрощенку, надо посчитать примерное соотношение доходов и расходов. Никаких особенностей при применении МУПом упрощенки не установлено, при выполнении условий, установленных в Налоговом кодексе.

МУП, применяющее УСН, получает платежи от населения по утвержденным тарифам с НДС: как вести учет доходов?

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Аллы Игоревны (г. Иркутск)

МУП «СРЦ» (паспортные столы) оказывает услуги населению, тарифы утверждены Администрацией с НДС. С 2010г. МУП на УСН (доход-расход), НДС полученный от населения перечисляет по срокам 1/3. Как правильно посчитать доход 1 кв.,полугодие . Из дохода в 1 кв. мы убрали НДС с услуг оказанных населению, сдали отчет по НДС и платим по срокам. Спасибо. Очень ждем разъяснений.

Согласно п. 3 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 Кодекса.

В то же время такие лица обязаны исчислить и уплатить в бюджет НДС, в случае выставления покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога (абз. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ). При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).

Как указано в п. 6 ст. 168 НК РФ при реализации услуг населению по тарифам соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). На основании п. 7 ст. 168 НК РФ при реализации организациями, оказывающими платные услуги непосредственно населению, требование по выставлению счетов-фактур считается выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.

Лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ, обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Также в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.01.2010 N А19-14174/09 указано, что налогоплательщик, применяющий УСН и оказывающий услуги по содержанию и ремонту жилых помещений, в стоимость которых включен НДС, в соответствии с положениями подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ обязан исчислить и уплатить налог в бюджет с сумм, полученных от населения за оказанные услуги. В данном деле тарифы за оказанные услуги в сумме, включающей НДС, были утверждены нормативно-правовым актом МСУ.

Пунктом 1 статьи 346.15 НК РФ установлено, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают, в частности, доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Статьей 248 НК РФ предусмотрено, что при определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

В соответствии со ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» настоящего Кодекса.

Из смысла указанных положений Кодекса следует, что налог на добавленную стоимость, полученный налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, от покупателя товара (работ, услуг) не является доходом и, следовательно, не должен учитываться и включаться в составе доходов. Данный вывод подтверждает, в частности, Постановление Президиума ВАС РФ от 01.09.2009 N 17472/08 по делу N А41-К2-25787/04.

С учетом изложенного считаю Ваши действия правильными. В то же время обращаю внимание на то, что уплата налога лицами, указанными в п. 5 ст. 173 НК РФ, производится по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п.4 ст. 174 НК РФ). То есть перечисление НДС, полученного от населения, за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, как это установлено п. 1 ст. 174 НК РФ, в данном случае неправомерно.

Читать еще:  Учет полисов дмс

Получить персональную консультацию Светланы Скобелевой в режиме онлайн очень просто — нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.

Особенности ведения бухгалтерского и налогового учёта унитарных предприятий

Унитарные предприятия (муниципальные или государственные – далее МУП и ГУП, соответственно), чья деятельность регулируется Федеральным законом от 14.11.2002 N161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» – это коммерческие организации, не имеющие права собственности на имущество, используемое в хозяйственной деятельности. Это имущество передаётся им собственником, которым является муниципальное образование или государство, в хозяйственное ведение или оперативное управление. Унитарное предприятие осуществляет коммерческую деятельность под контролем собственника этого имущества.

Бухгалтерский учёт в МУП и ГУП, имеет свои особенности и специфику, что связано в основном с отражением операций по формированию уставного капитала, передаче, постановке на баланс, снятию с баланса и выбытия имущества.

Как отражается в бухгалтерском учёте формирование уставного фонда унитарного предприятия?

Уставный фонд унитарного предприятия формируется, как правило, путём передачи в его хозяйственное ведение имущества собственником. Имущество может быть представлено в виде денежных средств, ценных бумаг и прочих материальных и нематериальных активов, которые имеют определенную стоимость.

Стоит учитывать, что при ведении бухгалтерского учета в МУП и ГУП, для расчётов с собственником по имуществу, которое он передаёт на баланс унитарного предприятия, используется субсчёт 75-1. Учёт по нему ведётся в стандартном порядке, предусмотренном для ведения расчётов по вкладам в уставный капитал предприятия.

Первая запись бухучёта в МУП и ГУП, которая должна появиться после регистрации предприятия, выглядит следующим образом:

Дебет 75-1 – Кредит 80 на сумму уставного капитала, отражённого в учредительных документах.

В дальнейшем в случае очередного поступления имущества, в бухгалтерской отчетности МУП и ГУП производится запись:

Дебет 08, 10, 11, 20, 41 – Кредит 75-1 на сумму вновь поступившего от учредителя имущества.

Поступление имущества в унитарное предприятие свыше уставного капитала.

Чтобы не превышать размер уставного фонда, указанного в учредительных документах унитарного предприятия, основные средства, переданные учредителем сверх суммы уставного капитала, отображаются в бухгалтерском учёте МУП и ГУП следующим образом:

Дебет 08 – Кредит 75-1;

Дебет 75 – Кредит 84 на сумму поступившего имущества

Облагаются ли НДС операции по получению от собственника имущества унитарным предприятием?

Нет, в соответствии с пп.5, п.2 ст.146 НК РФ при передаче основных средств унитарным предприятиям не возникает объекта обложения НДС, таким образом, эти поступления не учитываются при определении налоговой базы МУП и ГУП.

Изъятие собственником имущества, находящегося в собственности унитарного предприятия.

В случае изъятия собственником имущества из уставного капитала унитарного предприятия необходимо произвести следующую запись бухгалтерского учёта:

Дебет 80 – Кредит 75-1 на сумму изъятия имущества уставного капитала по его первоначальной стоимости.

Выбытие основных средств отображается следующим образом:

Дебет 01, субсчёт «Выбытие основных средств» – Кредит 01 на сумму выбывающего имущества по его первоначальной стоимости;

Дебет 02 – Кредит 01, субсчёт «Выбытие основных средств» на сумму амортизации, начисленной на данное имущество;

Дебет 75-1 – Кредит 01, субсчёт «Выбытие основных средств» на сумму остаточной стоимости имущества;

Дебет 75-1 – Кредит 91 на сумму разницы, которая образовалась на счёте 75.

Если изымается имущество, которое было получено сверх уставного капитала, то эта хозяйственная операция отображается в учёте в стандартном порядке с использованием счета 91.

Амортизация имущества МУП и ГУП, которое было получено от собственника, производится в обычном порядке.

Особенности продажи недвижимого имущества, находящегося у государственного унитарного предприятия в хозяйственном ведении.

Для продажи недвижимого имущества ГУП, необходимо получение согласия собственника этого имущества, которым является государство либо муниципальное образование.

Согласование всех сделок по продаже недвижимого имущества унитарными предприятиями осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).

Если стоимость данного имущества превышает 150 млн руб., то для согласования сделки Росимуществом необходимо получение соответствующего решения, принимаемого на уровне Правительства РФ.

В бухгалтерском учёте МУП и ГУП учёт операций по продаже государственного либо муниципального недвижимого имущества не отличается от учёта операций по изъятию данного имущества собственником.

Ведение бухгалтерского учета в МУП

МУП по организационной форме относятся к коммерческим организациями. Регистрация предприятий осуществляется на основании решений местных органов власти. Особенность ведения деятельности МУП состоит в ограничении прав предприятия по владению и управлению имуществом. В статье расскажем про бухучет в МУП, дадим примеры проводок.

Специфика учета деятельности МУП

Организационная форма МУП создается в виде юридического лица, осуществляющего деятельность без ограничения времени действия. Предприятия имеют отдельный Устав, печать, расчетный счет для ведения деятельности.

Предприятия не имеют право проводить сделки с вверенным ему имуществом – сдавать в аренду, реализовывать, использовать в качестве взноса в фонды других организаций. Активами ТМЦ и МПЗ, имеющимися у предприятия, не полученные или приобретенные на средства собственника, МУП распоряжается самостоятельно.

Формирование уставного фонда МУП

Уставный капитал МУП формируется путем поступления от муниципального собственника имущества – денежных средств, ценных бумаг, нематериальных и материальных активов, имеющих стоимостную оценку. Учет имущества ведется с использованием счета 75 путем открытия субсчета 1 «Расчеты по выделенному имуществу».

Читать еще:  Вендинговые аппараты бухгалтерский учет

Пример формирования уставного фонда МУП

МУП зафиксировало в Уставе сумму фонда в размере 150 000 рублей. Формирование осуществлено имуществом муниципального образования. Предприятие в учете осуществляет записи:

  1. Отражена стоимость имущества фонда: Дт 75/1 Кт 80 на сумму 150 000 рублей;
  2. Осуществлено поступление имущества: Дт 08/4 Кт 75/1 на сумму 150 000 рублей;
  3. Оприходованы основные средства: Дт 01 Кт 08/4 на сумму 150 000 рублей;

Величина фонда может снижена или увеличена. Изменение установленного размера фонда осуществляется после его полного формирования.

Учет передачи основных средств: проводки

Оформление передачи имущества в виде основных средств осуществляется на основании распоряжения муниципалитета, извещения, договора о передаче имущества в хозяйственное ведение и акта приема-передачи. Учет ведется с использованием счета 75 с открытием отдельного субсчета или иного другого. Читайте также статью: → “Учет уставного капитала организации. Учет расчетов с учредителями. Счет 80, 75». Стандартные проводки по поступлению и учету ОС:

Имущество, стоимость которого не соответствует требованиям отнесения к ОС, учитывается в составе МПЗ. Например, если в договоре указан период передачи в управление менее 12 месяцев, имущество не учитывается в составе ОС.

Учет поступления ОС в сумме сверх фонда

Способы учета ОС, полученных сверх вложений в уставный фонд, не определены законодательно. Для учета поступлений допускается использовать счет 83, консолидирующий информацию о добавочном капитале. Имущество учитывается обособленно от других ОС в разрезе объектов.

МУП получило от собственника имущество сверх стоимости, заявленной учредительными документами. Стоимость полученного имущества составила 51 000 рублей. После дооборудования запчастями стоимостью 2 000 рублей основное средство принято в эксплуатацию. В учете предприятия отражается операция:

  1. Учтено поступление имущества: Дт 08 Кт 83 на сумму 51 000 рублей;
  2. Учтено дооборудование: Дт 08 Кт 10 на сумму 2 000 рублей;
  3. Отражено принятие на учет основного средства: Дт 01 Кт 08 на сумму 53 000 рублей.

О возможности изменения величины добавочного капитала соответствующие положения вносятся в учредительные документы. При возврате имущества стоимость добавочного капитала будет уменьшена.

Учет основных средств в МУП

Имущество относится к амортизируемым ОС (п.1 ст. 256 НК РФ). Для учета ОС предприятие оформляет карточку учета № ОС-6. В регистре указывается первоначальная стоимость, группа и норма амортизации, срок использования, дата принятия на учет. Амортизация в МУП начисляется по стандартным правилам учета – ежемесячно, с отражением на отдельном счете. Сумма участвует в налогообложении предприятия для снижения базы.

Собственник имущества может не установить в передаточном акте стоимость имущества. Предприятия имеют право принять на учет по сумме, соответствующей величине рыночной стоимости (п.10 ПБУ 6/01). Получение данных возможно после проведения оценки. Читайте также статью: → “Учет основных средств» (ПБУ 6/01)».

Предприятия имеют право возвести хозспособом, за счет собственных средств объект основного средства. После приемки основного средства объект передается в муниципалитет (собственнику МУП). Расходы, произведенные в процессе строительства, не учитываются при налогообложении (п. 16 ст. 270 НК РФ).

Изъятие имущества МУП: примеры проводок

Собственники имущества, муниципальные органы, имеют право изъять имущество, ранее переданное в управление. Одновременно с возвратом имущества производится уменьшение уставного фонда, если активы формировали его стоимость.

МУП имеет полностью сформированный уставный фонд в размере 160 000 рублей. Муниципалитетом принято решение об изъятии из фонда основного средства на сумму 32 000 рублей, амортизация которого составила 3 000 рублей. Предприятие производит записи:

  1. Отражено снижение стоимости фонда: Дт 80 Кт 75/1 на сумму 32 000 рублей;
  2. Списана стоимость ОС: Дт 01/2 («Выбытие») Кт 01 на сумму 32 000 рублей;
  3. Списана амортизация: Дт 02 Кт 01/2 на сумму 3 000 рублей;
  4. Отражено выбытие: Дт 75/1 Кт 01/2 на сумму 29 000 рублей;
  5. Учтена разница: Дт 75/1 Кт 91 на сумму 3 000 рублей.

При изъятии имущества обязанности по уплате НДС и прибыли не возникает в связи с отсутствием объекта обложения при передаче имущества. Изъятие имущества собственником необходимо отделять от продажи. Реализация имущества МУП осуществляется после одобрения собственника путем открытых торгов. Необходимость в продаже имущества возникает в связи с отсутствием необходимости использования его в деятельности МУП. Суммы, полученные после реализации, являются средствами собственника.

Системы налогообложения в МУП, критерии выбора режимов

Предприятия имеют право выбрать систему налогообложения и применить общеустановленную либо упрощенную форму. Для применения УСН необходимо соблюсти критерии ограничений по величине дохода (требование не применяется для вновь созданных предприятий), предельной численности, сумме остаточной стоимости.

В отношении МУП не используется ограничение по величине участия в уставном фонде других организаций, независимо от того, что фонд полностью сформирован имуществом муниципалитета. Условие не применяется в связи с тем, что собственник не является юридическим лицом. Сравнительные характеристики использования ОСНО и УСН:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector