Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Техническое обслуживание бухгалтерский учет

Каков порядок бухгалтерского и налогового учета расходов по техническому осмотру лизинговых транспортных средств? Какими первичными документами оформляются данные расходы (по техническому обслуживанию выдается диагностическая карта сроком на один год)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В целях налогообложения прибыли затраты на техосмотр учитываются в составе прочих расходов единовременно в соответствии с пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ.
В бухгалтерском учете указанные затраты учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности.
Первичными документами в данном случае могут быть платежные документы, акт выполненных работ (оказанных услуг) или диагностическая карта.

Обоснование позиции:
В соответствии со ст. 665 ГК РФ на основании договора финансовой аренды (лизинга) предмет лизинга передается лизингополучателю за плату во временное владение и пользование. По окончании срока действия договора лизинга лизингополучатель обязан возвратить предмет лизинга, если иное не предусмотрено указанным договором, или приобрести предмет лизинга в собственность на основании договора купли-продажи (п. 5 ст. 15 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», далее — Закон N 164-ФЗ).
Предметом договора финансовой аренды могут быть любые непотребляемые вещи кроме земельных участков и других природных объектов (ст. 666 ГК РФ).
На основании п. 1 ст. 607 ГК РФ под непотребляемой вещью понимают вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования, в том числе транспортные средства и др.
При этом лизинг является разновидностью аренды, поэтому к договору лизинга применяются общие положения об аренде, если иное не установлено правилами ГК РФ о договоре лизинга (ст. 625 ГК РФ).
Согласно ст. 644 ГК РФ арендатор в течение всего срока договора аренды транспортного средства без экипажа обязан поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта. При этом, если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства без экипажа, арендатор несет расходы на содержание арендованного транспортного средства, его страхование, включая страхование своей ответственности, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией (ст. 646 ГК РФ).
По общему правилу осуществление технического обслуживания предмета лизинга и обеспечение его сохранности также лежит на лизингополучателе (п. 3 ст. 17 Закона N 164-ФЗ).
Гражданским законодательством не установлен перечень расходов, связанных с содержанием арендованного (лизингового) транспортного средства и его эксплуатацией.
В связи с этим отметим, что согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Закон N 196-ФЗ) находящиеся в эксплуатации на территории РФ транспортные средства подлежат техническому осмотру, проведение которого предусмотрено законодательством в области технического осмотра транспортных средств. При этом владельцы транспортных средств должны осуществлять обязательное страхование своей гражданской ответственности в соответствии с федеральным законом. В отношении транспортных средств, владельцы которых не исполнили данную обязанность, регистрация не проводится. Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств осуществляется только при условии проведения в отношении транспортного средства государственного технического осмотра или технического осмотра, проведение которого предусмотрено законодательством в области технического осмотра транспортных средств (п. 3 ст. 16 Закона N 196-ФЗ).
Упомянутым Законом понятие «владелец транспортного средства» не определено, однако согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 170-ФЗ) владельцем транспортного средства является лицо, владеющее транспортным средством на праве собственности или на ином законном основании.
Учитывая положения указанных выше нормативных актов, полагаем, что расходы на проведение технического осмотра транспортных средств (в том числе приобретенных в рамках договора лизинга) можно отнести к расходам, связанным с эксплуатацией этого транспортного средства.
В целях налогообложения прибыли такие затраты учитываются в составе прочих расходов на основании пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ.
При определении организацией в налоговом учете доходов и расходов методом начисления расходы по оплате выполненных работ (оказанных услуг) производственного характера признаются на дату подписания акта приемки-сдачи выполненных работ (оказанных услуг) (третий абзац п. 2 ст. 272 НК РФ, письма Минфина России от 03.11.2015 N 03-03-06/1/63478, от 22.09.2014 N 03-03-06/1/47331, ФНС России от 12.04.2013 N ЕД-4-3/6811). В данном случае подтверждающим документом является диагностическая карта.
В силу ст. 252 НК РФ расходы должны быть документально подтверждены.
В данном случае таким подтверждением могут служить документы об оплате услуг и диагностическая карта.
Обращаем внимание, что обязанность по проведению техосмотра сама по себе не связана со страхованием гражданской ответственности и установлена нормативными документами, регламентирующими безопасность дорожного движения. В связи с этим, на наш взгляд, в данном случае не применяется порядок учета расходов на ОСАГО (распределение по периодам).
В бухгалтерском учете информация о расходах коммерческой организации формируется в соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.
Затраты на техосмотр учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности, которые признаются на дату подписания акта о выполнении работ (оказании услуг) (пункты 5, 16 ПБУ 10/99). Как и в налоговом учете, вместо такого акта может быть предъявлена диагностическая карта. Затраты принимаются в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности, определяемой исходя из цены и условий, установленных договором (п. 6 ПБУ 10/99).
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, операции в бухгалтерском учете можно отразить следующими проводками:
Дебет 76 Кредит 51
— отражена оплата технического осмотра;
Дебет 20 (26, 44) Кредит 76
— затраты на техосмотр включены в расходы по обычным видам деятельности.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет расходов на приобретение работ и услуг производственного характера.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Ответ прошел контроль качества

18 октября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Учет материалов при проведении техобслуживания автомобиля, принадлежащего компании, сторонней организацией

Вопрос:

Наша компания произвела в автосервисе техническое обслуживание автомобиля, принадлежащего компании. В документе — акте сдачи приемки работ, представленном автосервисом в подтверждение расходов, отдельными строками указаны запчасти, материалы, стоимость работ.

Как отразить в учете компании расходы? Необходимо ли использовать счета учета материалов?

Ответ:

Затраты организации в виде стоимости подрядных работ по техническому обслуживанию автомобиля признаются расходами по обычным видам деятельности по счетам учета затрат (20, 25, 26 и др.) на дату подписания акта приемки-сдачи выполненных работ в полной стоимости, включая стоимость материалов и запчастей. Отдельно отражать приобретение материалов для ремонта и использовать счета учета материалов компании не нужно.

Счета учета материалов могут использоваться компаниями, которые проводят ремонт и выставляют счета с выделением в них отдельной строкой материалов, запчастей.

Причем по мнению контролирующих органов (письмо Минфина РФ от 19.07.2007 № 03-11-04/3/278), если отпуск используемых запасных частей и расходных материалов для ремонта автотранспортных средств осуществляется с торговой наценкой и выделяется в заказах-нарядах отдельной строкой, то в соответствии с Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н запасные части и материалы, стоимость которых не включается в себестоимость услуги по проведению ремонта автотранспортных средств, следует учитывать не на счете 10 «Материалы», а на счете 41 «Товары».

При этом существует два мнения: реализация запчастей в данном случае признается или розничной торговлей, или частью ремонтных работ.

Из писем Минфина РФ от 24.03.2010 № 03-11-11/74, от 09.03.2010 № 03-11-11/43, от 28.01.2010 № 03-11-11/20, от 29.12.2009 № 03-11-06/3/305 следует, что если договор либо акт на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства предусматривает замену конкретных запчастей и общая стоимость данных запчастей включается в общую стоимость предоставленных услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства, то такую установку запчастей нужно рассматривать как неотъемлемую часть услуги по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства.

Читать еще:  Учет материалов давальческого сырья

В подпунктах 15 и 16 Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств сказано, что договор на ремонт автотранспортных средств заключается в письменной форме (заказ-наряд, квитанция или иной документ) и должен содержать в том числе перечень оказанных услуг (выполненных работ), перечень запасных частей и материалов, предоставленных исполнителем, их стоимость и количество. Исполнитель обязан оказать услугу (выполнить работу), определенную договором, с использованием собственных запасных частей и материалов, если иное не предусмотрено договором.

Таким образом, по нашему мнению, если в заказе-наряде на обслуживание автотранспорта стоимость использованных в работе запчастей выделена отдельной строкой, однако отдельный договор на покупку материалов не заключался, розничной торговли не возникает.

Аналогичное мнение было высказано ФНС РФ в письме от 25.06.2009 № ШС-22-3/507@, Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 22.06.2010 № 14630/09, ФАС Поволжского округа в Постановлении от 14.04.2009 № А65-12716/2008.

Подрядчик самостоятельно определяет способы выполнения задания заказчика (ст. 703 ГК РФ). Договором может быть предусмотрено, что запасные части, необходимые для проведения ремонта, приобретаются заказчиком и передаются подрядчику. Если такого условия в договоре нет, ремонтные работы должны быть произведены иждивением подрядчика (п. 1 ст. 704 ГК РФ).

Затраты организации в виде стоимости подрядных работ по ремонту основных средств признаются расходами по обычным видам деятельности на дату подписания акта приемки-сдачи выполненных работ (пп. 5, 7, 16 ПБУ 10/99).

Материалы, запчасти, установленные в процессе техобслуживания автомобиля, не принимаются к учету отдельно от стоимости работ в качестве МПЗ, а отражаются вместе с затратами на ремонт по счетам учета затрат (20, 25, 26 и др.). Поскольку в данном случае они не приобретаются у подрядчика отдельно, их стоимость фактически включена в итоговую стоимость работ по обслуживанию автомобиля.

Особенности бухгалтерского учета ремонта автомобиля

Текущий и капитальный ремонт, прохождение периодических техосмотров автомобилей – насущная необходимость, позволяющая поддерживать имущество в состоянии, пригодном для эксплуатации, с целью извлечения прибыли. В ходе этих мероприятий возникают расходы, которые необходимо отражать в налоговом и бухгалтерском учете. К таким расходам можно отнести приобретение запчастей, ремонтные работы технических специалистов СТОА, ремонтных мастерских, профилактические осмотры техники.

Возникновение расходов на автомобиль и их текущий учет

Организация, эксплуатирующая автомобиль, может производить ремонт самостоятельно, а может поручить техническое обслуживание и ремонтные работы специалистам на стороне. В налоговом учете такие расходы относят к прочим согласно п. 1 ст. 260 НК РФ. Их следует признать в том периоде, когда они осуществлялись. Бухгалтерский учет производится на основе первичных документов, подтверждающих понесенные расходы.

Рассмотрим учет ремонтов на примере ОСНО.

Ремонт и техобслуживание сторонней организацией

Исчерпывающего перечня документов законодательством не предусмотрено. Практикой выработан следующий порядок оформления работ:

  • заключение договора со СТОА, сервисным центром, как правило, на год;
  • составление заявки на ремонт с перечнем работ и необходимых запчастей;
  • акт приема-передачи авто в ремонт с описанием дефектов и проблемных зон;
  • составление заказа-наряда с подробным описанием работ и их стоимостью;
  • акт приема-сдачи работ после их окончания;
  • счет-фактура (при необходимости);
  • акт приема-передачи автомобиля в натуре.

Пусть ООО «Звездочка» приняло решение, обратившись в стороннюю организацию, отремонтировать автомобиль КамАЗ. Стоимость работ, согласно счету на оплату, составила 175000 рублей, включая НДС.

Проводки будут выглядеть следующим образом:

  • Дт 25 Кт60 — 175000,00 руб. Задолженность СТОА;
  • Дт 19 Кт 60 — 26694,92 руб. Отражен НДС;
  • Дт 60 Кт 51 — 175000,00 руб. Уплачено СТОА за работу;
  • Дт 68 Кт 19 — 26694,92 руб. Предъявлен к вычету НДС.

Ремонт и техобслуживание внутри организации

Как правило, внутри организации используются следующие документы, учитывающие и подтверждающие ремонт:

  • план ремонтов;
  • дефектные ведомости;
  • заявки ответственных за состояние парка лиц на покупку запчастей, первичные накладные, счета-фактуры и другие документы;
  • требования-накладные на выдачу запчастей;
  • акты на списание запчастей и материалов на ремонт;
  • инвентарные карточки и книги с отметками о ремонтах.

Пусть ООО «Звездочка» отремонтировало КамАЗ своими силами. Стоимость запчастей составила 75000 рублей, а заработная плата работников мастерской, занятых ремонтом – 25000 рублей.

Проводки будут такими:

  • Дт 25 Кт 10/5 — 75000,00 руб. Списаны запасные части на ремонт;
  • Дт 25 Кт 70 — 25000,00 руб. Начислена заработная плата;
  • Дт 25 Кт 68,69 — 7500 руб. Отчисления в фонды с заработной платы.

Создание резерва на проведение ремонтов

Резервирование средств для будущих ремонтов – право организации, а не ее обязанность. Необходимо прописать необходимость такого резерва в учетной политике. Расчет отчислений в резерв базируется на данных дефектных ведомостей, стоимости автомобиля, сроках его службы и технических характеристиках. Составляется годовая смета ремонта и обслуживания автомобиля.

Пусть расчетная сметная стоимость на год — 360000,00 рублей, на месяц — 30000,00 рублей.

Проводки и расчеты используются такие: Дт 25 Кт 96 30000,00 руб.

ООО «Звездочка» произвело ремонт КамАЗа в СТОА в январе на сумму 75000, руб., включая НДС 11440,68 руб. Резерв составил 30000,00 руб. Сумма без НДС 63559,32 руб.:

  • Дт 60 Кт 51 — 75000, 00 руб. Оплачен ремонт СТОА;
  • Дт 96 Кт 60 — 30000, 00 руб. Ремонт за счет фонда.

63779,32 — 30000,00 = 33779, 32

  • Дт 97 Кт 60 — 33779,32 руб. Оставшаяся сумма включена в расходы будущих периодов;
  • Дт 19 Кт 60 — 11440,68 руб. Учтен НДС;
  • Дт 68 Кт 19 — 11440,68 руб. НДС предъявлен к вычету.

Следует сказать об особенностях учета ремонтов в случаях, когда автомобиль арендуется или берется по договору лизинга.

Автомобиль в аренде

Существуют два вида договора аренды автомобиля:

  • без экипажа;
  • с экипажем (временное фрахтование).

В первом случае, согласно ст. 642 ГК РФ, арендатор получает право временно пользоваться автомобилем, в том числе и управлять им, содержать в надлежащем виде. Арендодатель получает плату за пользование своим авто. Далее, согласно положениям ст. 644 ГК РФ, текущий и капитальный ремонт автомобиля обязан осуществлять арендатор. Он же и поддерживает надлежащее техническое состояние автомобиля, признавая затраты по закону.

Статья 264 (п. 11-1) позволяет сделать это организациям, применяющим ОСНО, а статья 346.16 (п. 12) – применяющим УСН. Все расходы должны иметь документальное подтверждение, на основании должным образом оформленных первичных документов.

Расходы на ремонт и обслуживание арендованных автомобилей признаются без проблем для организаций, применяющих ОСНО:

  • если автомобиль является амортизируемым – на основании ст. 260 НК РФ вне зависимости, прописано это в договоре или нет;
  • если авто амортизации не подлежит (например, арендовано у частного лица или организации на спецрежиме) – на основании ст. 264 НК РФ (п. 1-49).

Расходы на ремонт и обслуживание арендованных автомобилей у организации на УСН признаются однозначно, только если эти автомобили амортизируются. Об этом сказано в ст. 346.16 (п. 4) НК РФ: в перечень ОС включаются те основные средства, которые признаны амортизируемыми (исходя из положений гл. 25 НК РФ). Следовательно, в расходах можно учитывать затраты только амортизируемых автомобилей. Указаний на возможность включать в расходы ремонт и техобслуживание арендуемых у частных лиц автомобилей, которые не подлежат амортизации, у упрощенцев нет. Может возникнуть ситуация, которую налоговые органы вправе трактовать не в пользу арендодателя.

Во втором случае автомобиль арендуется с экипажем. Арендодатель предоставляет за плату, помимо самого автомобиля, и услуги водителя. Здесь, согласно 634 ГК РФ, арендодатель самостоятельно производит ремонты как текущие, так и капитальные.

Внимание! Затраты на приобретение запчастей организацией невозможно будет признать в расходах, поскольку их приобретение является по законодательству обязанностью арендодателя и входит в понятие ремонта автомобиля.

Автомобиль в лизинге

Согласно Закону №164-ФЗ от 29-10-98 г., рассматривающему вопросы лизинга (финансовой аренды), лизингополучатель обязан ремонтировать, производить техобслуживание, охранять принятое им по договору имущество. Если в договоре не прописано иное, положения ст. 17-1 ФЗ 164 являются основанием для включения указанных затрат в расчеты для целей налогообложения. Подтверждается это правило и указаниями ст. 260 НК РФ (п. 1,2). При этом не играет существенной роли, стоит ли автомобиль на балансе лизингодателя либо лизингополучателя – по общему правилу расходы по нему лежат на организации, получившей имущество.

Читать еще:  Пропорция раздельного учета ндс

Внимание! Первичные документы и учетные данные должны не только подтверждать факт расходов на автомобиль, но и содержать указание на использование этого автомобиля в производственных целях, для получения организацией дохода, подтверждать экономическую обоснованность расходов.

Техническое обслуживание основных средств: бухгалтерский и налоговый учет

Техническое обслуживание — это операция или мероприятие, или комплекс операций или мероприятий, направленных на поддержание исправности или работоспособности основного средства. Проведение технического обслуживания не приводит к увеличению будущих экономических выгод от использования объекта, а направлено на возможность использования объекта по назначению и получение прежних экономических выгод.

На практике не всегда легко определить, куда отнести те или иные расходы, связанные с поддержанием объекта в рабочем состоянии: к ремонту или техническому обслуживанию. Помочь в этом вопросе может имеющаяся на предприятии техническая документация на основные средства. Если это станки или оборудование, в технической документации обычно прописываются необходимые мероприятия, связанные с обслуживанием. Перечень операций по техническому обслуживанию и ремонту дорожных транспортных средств содержится в «Положении о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта», утвержденного приказом Минтранса Украины от 30 марта 1998 г. № 102, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 28 апреля 1998 г. под № 268/2708 ( далее – Положение). Положение регламентирует периодичность проведения различных видов технического обслуживания: ежедневного (ЕО), первого (ТО-1), второго (ТО-2), сезонного, а также примерный перечень операций, относящихся к тому или иному виду работ. В письме Министерства инфраструктуры Украины от 03.02.2012г № 1075/25/10-12 «О разъяснении термина «техническое обслуживание (ТО) автомобиля» приводится разъяснение о разграничении технического обслуживания и ремонта автомобиля.

В частности, в письме говорится: «Выполненные работы относятся либо к техническому обслуживанию, либо к ремонту на основании перечней и порядка выполнения работ, регламентированных разработчиком ( производителем) дорожных транспортных средств и их составляющих и (или) по записям, разработанным в инструкциях по эксплуатации и ( или) в сервисных книгах, а также в нормативных документах. Если эксплуатационная документация дорожных транспортных средств отсутствует, отнесение выполненных работ осуществляется согласно «Положению о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденному приказом Министерства транспорта от 30.03.98 г. № 102, зарегистрированным в Министерстве юстиции 28.04.98 г. под № 268/2708».

Что касается содержания зданий и сооружений, то перечень услуг по обслуживанию указан в «Примерном перечне услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий и услуг по ремонту помещений, домов, сооружений», утвержденном приказом Государственного комитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства от 10 августа 2004 г № 150, зарегистрированном в Министерстве юстиции Украины 21 августа 2004 г. № 150. Некоторые разъяснения содержатся также в письмах Государственного комитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства от 26.01.2005г № 4/3-102 и Государственного комитета Украины по строительству и архитектуре от 30.04.2003 г № 7/7-401

Бухгалтерский учет технического обслуживания

В соответствии с Положением (стандартом) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденном приказом Министерства финансов Украины от 31 декабря 1999 г № 318 и зарегистрированном в Министерстве юстиции Украины 19 января 2000г. под № 27/4248, с изменениями и дополнениями, расходы на содержание и обслуживание основных средств, относятся:

• в состав себестоимости готовой продукции (счет 23- по основным средствам, непосредственно используемым в производственном процессе);
• в состав общепроизводственных расходов (счет 91- по основным средствам общепроизводственного назначения);
• в состав административных расходов (счет 92- по основным средствам общехозяйственного назначения);
• в состав расходов на сбыт (счет 93- по основным средствам, связанным со сбытом продукции);
• в состав прочих операционных расходов (счет 94- по объектам социально-культурного назначения).

Налоговый учет технического обслуживания

В налоговом учете затраты на техническое обслуживание, технические осмотры относятся к расходам деятельности предприятия. В зависимости от направления использования основных средств, расходы учитываются в составе себестоимости изготовленных и реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг в соответствии с п.138.8 Налогового Кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI ( далее -НКУ), или в составе общепроизводственных, административных, расходов на сбыт, прочих операционных расходов в соответствии с п. п. «г» п. 138.8.5 , п.п. «в» п. 138.10.2 , п.п. «д» п.138.10.3, п.п.138.10.4 статьи 138 НКУ.

Источник: Елена Кротова — независимый аудитор
специально для Бухгалтер 911

Как отразить в учете расходы на ремонт и техобслуживание ККТ

Расходы на ремонт и техобслуживание ККТ могут включать в себя:

– затраты на текущий ремонт (устранение поломок, замена запчастей и т. д.) и межремонтное обслуживание (например, покупка расходных материалов: запасных чековых и красящих лент, картриджей и т. д.);

– затраты на оплату услуг ЦТО по техобслуживанию.

Бухучет: ремонт и техобслуживание

В бухучете затраты на техобслуживание и ремонт ККТ включайте в состав расходов по обычным видам деятельности (п. 7 ПБУ 10/99). Расходы признавайте на дату подписания акта выполненных работ независимо от факта их оплаты (п. 18 ПБУ 10/99).

Расходы на ремонт и межремонтное обслуживание ККТ в бухучете отразите проводкой:

Дебет 44 Кредит 60
– отражены расходы на ремонт (межремонтное обслуживание) ККТ.

Техническое обслуживание ККТ производит ЦТО на основании договора с организацией (п. 10 Положения, утвержденного решением ГМЭК от 6 марта 1995 г. № 2/18-95). Как правило, такой договор заключается на срок, превышающий один месяц.

Если в рамках данного договора оплата производится ежемесячно, то расходы на техобслуживание оформите проводкой:

Дебет 44 Кредит 60
– отражены расходы, производимые ежемесячно на техобслуживание по договору, заключенному с ЦТО.

Данную проводку делайте ежемесячно по мере оказания услуг ЦТО.

Если по договору с ЦТО организация вносит аванс за определенный период, то расходы списывайте равномерно в течение периода действия договора. Данные операции оформите проводками:

Дебет 60 субсчет «Авансы выданные» Кредит 51
– уплачен аванс по договору с ЦТО.

Ежемесячно в течение срока действия договора:

Дебет 44 Кредит 60 субсчет «Авансы выданные»
– списана часть затрат на расходы.

Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов (счета 44, 60).

Бухучет: модернизация

Если ККТ учтена в составе основных средств и после выполненных работ у нее появляются новые функциональные возможности (например, ввод информации о товарах с помощью сканера штрих-кодов), произведенные затраты следует квалифицировать как капвложения (модернизация).

Расходы на модернизацию увеличивают первоначальную стоимость ККТ. Это следует из положений пункта 27 ПБУ 6/01.

После модернизации ККТ срок ее полезного использования может быть увеличен.

В бухучете затраты на модернизацию отразите проводкой:

Дебет 08 Кредит 60, 76
– отражены расходы, связанные с модернизацией ККТ.

После проведения модернизации затраты, учтенные на счете 08 нужно включить в первоначальную стоимость ККТ:

Дебет 01 Кредит 08
– увеличена первоначальная стоимость ККТ в связи с модернизацией.

Это следует из Инструкции к плану счетов (счета 01, 08, 60).

После модернизации амортизацию по ККТ в бухучете начисляйте прежним методом исходя из увеличившейся первоначальной стоимости ККТ. Подробнее об этом см. Как в бухучете оформить модернизацию основных средств .

ОСНО: ремонт и техобслуживание

При расчете налога на прибыль затраты на ремонт (техобслуживание) ККТ включите в состав расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 2. п. 1 ст. 253 НК РФ).

Если организация применяет метод начисления, расходы признаются на дату подписания акта выполненных работ независимо от факта оплаты (п. 1 ст. 272 НК РФ).

Расходы, относящиеся к нескольким отчетным периодам (например, расходы на техобслуживание по договору, заключенному с ЦТО), признавайте в порядке, закрепленном в учетной политике для целей налогообложения. Подробнее об этом см. Как по налогу на прибыль учитывать расходы, относящиеся к нескольким отчетным периодам .

При кассовом методе любые фактически совершенные расходы уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль только после их оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ). В связи с этим в бухучете могут возникнуть временные разницы и отложенные налоговые активы (п. 14 ПБУ 18/02).

Читать еще:  Дмс налоговый учет

Пример отражения в бухучете и при налогообложении затрат на техобслуживание ККТ по договору с ЦТО. По условиям договора плата вносится ежемесячно. Организация применяет метод начисления, налог на прибыль платит помесячно

ООО «Торговая фирма Гермес» в январе заключило договор с ЦТО на техобслуживание 10 контрольно-кассовых машин. Договор заключен сроком на 12 месяцев. Стоимость техобслуживания составляет 3540 руб. в месяц (в т. ч. НДС – 540 руб.). Согласно условиям договора плата за техобслуживание вносится ежемесячно.

В январе в бухучете организации сделаны проводки:

Дебет 44 Кредит 60
– 3000 руб. (3540 руб. – 540 руб.) – отнесена на затраты за январь стоимость месячного техобслуживания ККТ;
Дебет 19 Кредит 60
– 540 руб. – отражен «входной» НДС по расходам на техобслуживание ККТ;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 540 руб. – принят к вычету «входной» НДС;

Затраты на техобслуживание ККТ в сумме 3000 руб. учтены при расчете налога на прибыль за январь.

Пример отражения в бухучете и при налогообложении затрат на техобслуживание ККТ по договору с ЦТО. По условиям договора организация вносит предоплату

ООО «Торговая фирма Гермес» в январе заключило договор с ЦТО на техобслуживание 10 контрольно-кассовых машин. Договор заключен сроком на 12 месяцев. Стоимость техобслуживания составляет 3540 руб. в месяц (в т. ч. НДС – 540 руб.). Согласно условиям договора «Гермес» вносит предоплату ежеквартально в сумме 10 620 руб. (в т. ч. НДС – 1620 руб.).

Организация платит налог на прибыль помесячно. В бухучете организации сделаны проводки:

Январь:
Дебет 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным» Кредит 51
– 10 620 руб. (3540 руб. × 3 мес.) – внесена предоплата за 3 месяца;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 76 субсчет «Расчеты по НДС с авансов выданных»
– 1620 руб. – принят к вычету НДС, уплаченный ЦТО в составе аванса.

С января по март:
Дебет 44 Кредит 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным»
– 3000 руб. ((10 620 руб. – 1620 руб.) : 3 мес.) – отнесена на затраты за январь стоимость месячного техобслуживания ККТ;
Дебет 19 Кредит 60
– 540 руб. – отражен «входной» НДС по расходам на техобслуживание ККТ за месяц;
Дебет 76 субсчет «Расчеты по НДС с авансов выданных» Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 540 руб. – частично восстановлен НДС с аванса, ранее принятый к вычету;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 540 руб. – принят к вычету НДС по расходам на техобслуживание ККТ.

Затраты на техобслуживание ККТ в сумме 3000 руб. бухгалтер ежемесячно учитывал при расчете налога на прибыль.

Сумму «входного» НДС, уплаченного ЦТО в составе аванса за услуги по обслуживанию ККТ, примите к вычету (ст. 171, п. 9 ст. 172 НК РФ). Если в счет полученной предоплаты работы или услуги выполняются поэтапно, то организация должна восстанавливать «входной» НДС по частям. А именно в суммах, которые указаны в счетах-фактурах за каждый месяц. Сумму «входного» НДС с расходов на ремонт ККТ примите к вычету после выполнения работ.

ОСНО: модернизация

Расходы на модернизацию ККТ, учтенной в составе амортизируемого имущества, увеличивают ее первоначальную стоимость (п. 2 ст. 257 НК РФ). При методе начисления первоначальную стоимость увеличивайте в периоде подписания акта выполненных работ по модернизации (п. 1 ст. 272 НК РФ), при кассовом методе – в периоде, когда выполненные работы были оплачены (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Амортизацию модернизированной ККТ начисляйте по прежним нормам, независимо от того, увеличился срок ее полезного использования или нет. Подробнее об этом см. Как в налоговом учете отразить модернизацию основных средств .

Пример отражения в бухучете и при налогообложении затрат на модернизацию ККТ, учтенной в составе амортизируемого имущества. Организация применяет метод начисления. Налог на прибыль платит помесячно

ООО «Торговая фирма Гермес» решило установить на одну из контрольно-кассовых машин сканер для считывания штрих-кодов. ККТ была приобретена и введена в эксплуатацию в ноябре 2013 года. Стоимость ККТ составила 23 600 руб. (в т. ч. НДС – 3600 руб.) Срок полезного использования – 5 лет. Месячная норма амортизации в бухгалтерском и налоговом учете составляет 1,6667 процента.

В январе 2014 года «Гермес» заключил с ЦТО договор на установку сканера. Стоимость работ по договору составляет 6600 руб. (в т. ч. НДС – 1007 руб.). Модернизация была окончена в январе 2014 года. После модернизации срок полезного использования ККМ не изменился.

В учете организации сделаны следующие проводки.

Ноябрь 2013 года:
Дебет 08 Кредит 60
– 20 000 руб. – отражены затраты на приобретение ККТ;
Дебет 19 Кредит 60
– 3600 руб. – отражен «входной» НДС;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 3600 руб. – принят к вычету «входной» НДС;
Дебет 01 Кредит 08
– 20 000 руб. – введена в эксплуатацию ККТ.

Декабрь 2013 года:
Дебет 44 Кредит 02
– 333 руб. (20 000 руб. × 1,6667%) – начислена амортизация ККТ за декабрь.

Начисленную амортизацию в сумме 333 руб. бухгалтер «Гермеса» учел при расчете налога на прибыль в декабре 2013 года.

Январь 2014 года:
Дебет 44 Кредит 02
– 333 руб. (20 000 руб. × 1,6667%) – начислена амортизация ККТ за январь;
Дебет 08 Кредит 60
– 5593 руб. (6600 руб. – 1007 руб.) – отражены затраты на установку сканера;
Дебет 19 Кредит 60
– 1007 руб. – отражен «входной» НДС;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 1007 руб. – принят к вычету «входной» НДС;
Дебет 01 Кредит 08
– 5593 руб. – увеличена первоначальная стоимость ККТ после модернизации.

При расчете налога на прибыль за январь 2014 года бухгалтер включил в расходы амортизационные отчисления в сумме 333 руб.

Февраль 2014 года:
Дебет 44 Кредит 02
– 427 руб. ((20 000 руб. + 5593 руб.) × 1,6667%) – начислена амортизация за февраль.

При расчете налога на прибыль за февраль 2014 года бухгалтер включил в расходы амортизационные отчисления в сумме 427 руб.

УСН

Если организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами, фактические затраты на техобслуживание и ремонт ККТ уменьшают налоговую базу после их оплаты (подп. 35 п. 1 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Сумма уплаченного НДС по затратам на ремонт и техобслуживание ККТ тоже включается в состав расходов (подп. 8 п. 1 ст. 346.16).

ЕНВД

Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход (п. 1 ст. 346.29 НК РФ). Поэтому расходы, связанные с ремонтом и техобслуживанием ККТ, на расчет ЕНВД не влияют.

ОСНО и ЕНВД

ККТ может одновременно использоваться в деятельности, облагаемой ЕНВД, и в деятельности, с которой организация платит налоги по общей системе налогообложения. В этом случае расходы на ремонт и техобслуживание ККТ нужно распределить (п. 9 ст. 274, п. 7 ст. 346.26 НК РФ).

Сумму НДС, выделенную в счете-фактуре на приобретение расходных материалов и на работы ЦТО, также нужно распределить. Подробнее об этом см. Как принять к вычету входной НДС при раздельном учете облагаемых и необлагаемых операций .

Сумму НДС, которую нельзя принять к вычету, прибавьте к доле расходов по деятельности организации, облагаемой ЕНВД (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector