Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учет грантов в бюджетном учреждении

Бюджетное учреждение получает средства в виде гранта от фонда. Согласно условиям соглашения грантополучатель — бюджетное учреждение вправе привлекать для выполнения комплекса мероприятий соисполнителей (бюджетное либо автономное учреждение) на основании заключенных с ними договоров. В соответствии с условиями данных договоров грантополучатель (бюджетное учреждение) обязан передать часть средств гранта для выполнения определенного объема мероприятий, а соисполнитель (бюджетное или автономное учреждение) обязан предоставить отчет о целевом расходовании средств. Как правильно (на каком счете) в бухгалтерском учете бюджетного учреждения — соисполнителя отразить доходы по начислению и поступлению части средств гранта от грантополучателя? Какие коды вида расходов и статьи КОСГУ следует использовать?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения — соисполнителя начисление и поступление доходов в виде части гранта следует отразить с применением счета 0 205 52 000 «Расчеты по поступлениям текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» по АнКВД 150 и подстатье 152 КОСГУ.

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов операции со средствами грантов, а также приобретенные (созданные) за счет средств грантов нефинансовые активы обязательно должны учитываться обособленно — на отдельных аналитических счетах (субсчетах), предусмотренных Рабочим планом счетов.
На основании прямой нормы пп. 12.1.5 п. 12 Порядка N 132н безвозмездные денежные поступления, в том числе в форме грантов, пожертвований, иных безвозмездных перечислений от физических и юридических лиц относятся на статью 150 «Безвозмездные денежные поступления» аналитической группы подвида доходов бюджетов. Вместе с этим одним из принципиальных новшеств, установленных действующим Порядком N 209н, является введение отдельных кодов КОСГУ для текущих и капитальных безвозмездных поступлений и перечислений. Так, согласно п. 7 Порядка N 209н под поступлениями (перечислениями) капитального характера понимаются поступления (перечисления), направленные:
— на осуществление получателями расходов капитального характера в основные фонды (основные средства), нематериальные активы, непроизведенные активы, включая расходы на бюджетные инвестиции (строительство объектов, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение, приобретение объектов недвижимого имущества, приобретение (создание) непроизведенных активов);
— на приобретение машин и оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, отнесенного к основным средствам;
— на приобретение (создание) программного обеспечения и иных результатов интеллектуальной деятельности, признаваемых объектами нематериальных активов.
В соответствии с пп. 9.6.2 п. 9 Порядка N 209н поступления, предоставляемые государственным (муниципальным) учреждениям на подобные цели, относятся на подстатью 162 «Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» КОСГУ.
К поступлениям (перечислениям) текущего характера относятся безвозмездные поступления (перечисления), не признаваемые поступлениями (перечислениями) капитального характера. Доходы, получаемые государственными (муниципальными) учреждениями из соответствующих бюджетов, от субсидии на иные цели текущего характера; иные трансферы (в части расчетов с автономными и бюджетными учреждениями) текущего характера относятся на подстатью 152 «Поступления текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» КОСГУ (пп. 9.5.2 п. 9 Порядка N 209н).
В рассматриваемой ситуации соисполнителем-получателем части средств гранта является бюджетное учреждение, которому предоставляются эти денежные средства для выполнения определенного объема мероприятий. Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что данное поступление денежных средств относится к поступлениям текущего характера. Следовательно, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения — соисполнителя поступление части гранта следует отразить по аналитической группе подвида доходов бюджетов 150 «Безвозмездные денежные поступления» и подстатье 152 «Поступления текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» КОСГУ.
В соответствии с положениями Инструкции N 174н для расчетов по поступлениям текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления*(1) предназначен одноименный счет 0 205 52 000. Отражение в учете доходов в виде поступивших средств гранта будет зависеть от того, предусмотрены ли договором (соглашением) о предоставлении гранта определенные условия или нет. Доходы от безвозмездных поступлений денежных средств (включая гранты), предоставленных на условиях при передаче актива (п. 6 СГС «Доходы»), признаются в бухгалтерском учете в момент возникновения права на их получение в составе доходов будущих периодов (п. 40 СГС «Доходы»). По мере реализации условий при передаче активов в части, относящейся к отчетному периоду, доходы будущих периодов от безвозмездных поступлений признаются в бухгалтерском учете в составе доходов текущего отчетного периода от безвозмездных поступлений. В свою очередь, безвозмездные поступления денежных средств (включая гранты), полученные без условий при передаче активов, признаются в бухгалтерском учете в качестве прочих доходов от необменных операций текущего отчетного периода по факту возникновения права на их получение от передающей стороны в части, относящейся к отчетному периоду (п. 39 СГС «Доходы»).
Таким образом, если часть гранта предоставлена соисполнителю — бюджетному учреждению на условиях при передаче актива, то в бухгалтерском учете учреждения поступление денежных средств следует оформить следующими корреспонденциями счетов:
Дебет 0 201 11 510 (Увеличение забалансового счета 17, АнКВД 150, КОСГУ 152) Кредит 0 205 52 662 — поступили средства гранта на лицевой счет учреждения;
Дебет 0 205 52 562 Кредит 0 401 40 152 — начислен доход учреждения-соисполнителя от получения средств гранта;
Дебет 0 401 40 152 Кредит 0 401 10 152 — по мере выполнения условий по использованию средств гранта доходы в виде суммы гранта учтены как доходы текущего года.
Если же часть средств гранта будет предоставлена без условий при передаче активов, в бухгалтерском учете учреждения-соисполнителя необходимо сделать следующие записи:
Дебет 0 201 11 510 (Увеличение забалансового счета 17, АнКВД 150, КОСГУ 152) Кредит 0 205 52 662 — поступили средства гранта на лицевой счет учреждения;
Дебет 0 205 52 562 Кредит 0 401 10 152 — начислен доход учреждения от получения средств гранта.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

————————————————————————-
*(1) В соответствии с п. 2 Порядка N 209н к сектору государственного управления относятся органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами, государственные (муниципальные) учреждения, в том числе находящиеся за пределами РФ, иные юридические лица, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ бюджетные полномочия получателя бюджетных средств (смотрите также Методические рекомендации, доведенные письмом Минфина России от 29.06.2018 N 02-05-10/45153).

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Учет грантов в бюджетном учреждении

Дата публикации 25.02.2019

Сотрудник бюджетного учреждения выиграл грант Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) на выполнение научной работы. Денежные средства РФФИ для грантополучателя поступают на лицевой счет учреждения в органе Федерального казначейства. Как эти средства отразить в бухгалтерском учете? Облагается ли вознаграждение исполнителей НДФЛ и страховыми взносами?

Порядок выполнения работ по проектам, которые поддерживаются Российским фондом фундаментальных исследований, и порядок использования гранта размещены на сайте фонда http://www.rfbr.ru/rffi/ru/financial_support/o_1917171.

Практически во всех случаях, когда проект на конкурс РФФИ подают физические лица, в нем указана организация, которая предоставит условия для выполнения проекта. При этом не имеет значения, состоят исполнители проекта в трудовых отношениях с организацией или нет. Трудовые отношения у организации с получателем гранта в связи с выполнением работ по проекту не возникают. Даже если исполнители являются сотрудниками организации, работы по проекту выполняются в нерабочее время и отношения в связи с выполнением проекта между получателем гранта и организацией являются гражданско-правовыми:

    • организация является исполнителем – обеспечивает условия для выполнения проекта, производит расчеты по поручениям руководителя проекта, заключает договоры с третьими лицами;
    • получатель гранта является заказчиком работ (услуг) организации.

Трехсторонний договор получателя гранта, организации и фонда позволяет получателю гранта распорядиться денежными средствами (грантом), которые находятся на счете организации:

    • получить все денежные средства или часть на свой счет или наличными (в зависимости от возможностей организации);
    • поручить организации заключить и оплатить за счет гранта договоры на поставку оборудования, выполнение работ и оказание услуг с третьими лицами.
Читать еще:  Бухучет экспортных операций 2020

Денежные средства, перечисленные фондом на счет организации, являются денежными средствами получателей гранта. Только получатели гранта в лице руководителя проекта имеют право распоряжаться этими денежными средствами. Для организации это средства во временном распоряжении, которые она имеет право и обязана направлять только на цели, указанные руководителем проекта.

Согласно письмам Минфина России от 25.06.2018 № 02-06-10/43614, от 25.01.2016 № 02-07-10/2899, от 19.01.2016 № 02-07-10/1601 средства, поступающие на лицевые счета бюджетных учреждений в форме грантов, учитываются по коду вида деятельности 3 «Средства во временном распоряжении», поскольку не являются доходами учреждения.

В соответствии с порядком применения КОСГУ, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, операции, приводящие к уменьшению (увеличению) денежных средств и не относящиеся к расходам или доходам учреждений (в т.ч. поступление, выбытие средств во временное распоряжение), отражаются с применением статьи 510 «Поступление денежных средств и их эквивалентов» (610 «Выбытие денежных средств и их эквивалентов») КОСГУ.

Статьи 730 «Увеличение прочей кредиторской задолженности», 830 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности» КОСГУ детализированы подстатьями в зависимости от вида кредитора. В рассматриваемом случае грант – это, по сути, долг организации перед грантополучателем до тех пор, пока она не передаст эти средства получателю гранта или не израсходует их по его поручениям. Передавая грантополучателю денежные средства по его поручению, организация фактически возвращает получателю гранта принадлежащие ему средства. Какие бы цели при этом не были указаны руководителем проекта в его поручении, эта операция для организации с позиции ее отнесения к КОСГУ всегда одинакова. Такие разъяснения даны РФФИ. Поэтому полагаем, что при расчетах следует использовать подстатьи 737 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с физическими лицами», 837 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с физическими лицами» КОСГУ.

Поступление денежных средств во временное распоряжение бюджетного учреждения учитывается по дебету счета 3 201 11 510 и кредиту счета 3 304 01 737 (п. 135 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, далее – Инструкция № 174н).

Перечисления (выплаты из кассы) учреждением за счет гранта по поручению владельца денежных средств (грантополучателя) на цели, предусмотренные проектом, отражаются записями (п. 136 Инструкции № 174н):

Дебет 3 304 01 837 Кредит 3 201 11 610 – перечислены средства с лицевого счета по поручению грантополучателя;

Дебет 3 304 01 837 Кредит 3 201 34 610 – выданы из кассы наличные деньги по поручению грантополучателя.

Учреждение вправе при формировании учетной политики предусмотреть ведение учета поступления и расходования грантов (в т.ч. по видам выплат), предоставленных физическим лицам, в аналитических регистрах учета, чтобы отчитываться перед фондом о потраченных средствах.

В силу п. 34 инструкции, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, в Отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) операции по коду вида финансового обеспечения 3 не отражаются.

Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

В статье 217 НК РФ установлен исчерпывающий перечень доходов, не подлежащих обложению НДФЛ. В соответствии с п. 6 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в России международными, иностранными и (или) российскими организациями. Перечень таких организаций утвержден постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 № 602 (далее – Перечень). В него включен и Российский фонд фундаментальных исследований.

Таким образом, если выплаты осуществляются физическим лицам – грантополучателям, они не облагаются НДФЛ в соответствии с п. 6 ст. 217 НК РФ. Если за счет гранта выплаты осуществляются иным физическим лицам (не грантополучателям), из них следует исчислить, удержать и перечислить в бюджет НДФЛ по общему правилу. При этом расходование гранта должно соответствовать его целевому назначению (письма Минфина России от 28.03.2018 № 03-04-06/19786, от 14.08.2015 № 03-04-06/46982).

Вопрос о начислении страховых взносов на выплаты физлицам за счет гранта разъяснен в письмах Минфина России от 27.11.2018 № 03-15-06/85479, 02.11.2018 № 03-15-05/79163, от 24.07.2018 № 03-15-06/51708, от 02.03.2018 № 03-15-07/13341, от 05.04.2017 № 03-15-06/20178, № 03-15-06/20103, ФНС России от 24.07.2017 № БС-4-11/14443@. По мнению Минфина России, если организация производит выплаты физлицам, которые состоят с ней в трудовых отношениях или заключили гражданско-правовые договоры на выполнение работ, оказание услуг, суммы выплат (независимо от источника их финансирования, в т.ч. за счет гранта) облагаются страховыми взносами. Исключение составляют выплаты, перечисленные в ст. 422 НК РФ.

Учитывая, что согласно п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, обязанность по начислению и уплате страховых взносов с выплат за счет гранта возникает у организации. По мнению Минфина России, страховые взносы с сумм таких выплат, осуществляемых по поручению грантополучателя, могут уплачиваться за счет гранта. Если между грантополучателем и исполнителем заключен договор гражданско-правового характера, в силу пп. 2 п. 3 ст. 422 НК РФ суммы вознаграждения, выплачиваемые физлицам по таким договорам, не облагаются страховыми взносами, подлежащими уплате в ФСС РФ.

Если выплаты за счет гранта производятся организацией (в данном случае бюджетным учреждением) в пользу грантополучателя-физлица, которое не состоит с организацией в трудовых отношениях и не заключило гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, объектом обложения страховыми взносами такие суммы не признаются.

Позиция Минфина России не бесспорна. По мнению РФФИ, в отношениях организации и грантополучателя обязательств по начислению и уплате страховых вносов нет ни у одной из сторон. Организация не является заказчиком работ по проекту. Наоборот, получатель гранта является заказчиком услуг организации. Денежные средства, выдаваемые организацией по распоряжению грантополучателя для распределения между физическими лицами — участниками научного коллектива, не являются заработной платой. Фонд полагает, что выплаты страховых взносов, если они осуществляются организацией в рамках отношений, оформленных документами фонда, не могут быть признаны обоснованными. Однако такую позицию, принимая во внимание многочисленные разъясняющие письма Минфина России, учреждению с большой долей вероятности придется отстаивать в суде.

Верховный суд РФ по вопросу начисления страховых взносов на суммы выплачиваемых грантов ранее вставал на сторону организации, считая, что такие выплаты не подлежат обложению. См. например, определения Верховного Суда РФ от 18.08.2016 № 306-КГ16-10328 по делу № А06-11484/2015, от 26.03.2015 № 305-КГ15-1084 по делу № А40-19509/14. Эти определения были вынесены в период действия Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Вместе с тем, в настоящее время нормативно-правовое регулирование в отношении страховых взносов согласно гл. 34 НК РФ не претерпело существенных изменений, поэтому вероятно, суды по-прежнему будут поддерживать организации в подобных спорах.

Учет грантов в бюджетном учреждении

Перечень иностранных и международных организаций, гранты которых не облагаются налогом на прибыль, приведен в постановлении Правительства РФ от 28.06.2008 № 485 (далее — Перечень № 485). В Перечень № 485 входят 13 организаций.
Гранты, предоставленные организациями, не включенными в Перечни № 602 и 485, а также любые гранты, полученные от физических лиц, облагаются налогом на прибыль у учреждения — получателя гранта.

Несколько отличается от «налогового» толкования научно-техническое определение гранта, которое дано в статье 2 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»:
«Гранты — денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в установленном Правительством РФ порядке, на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями».

Читать еще:  Лицензионный договор бухгалтерский учет

Большинство грантов в России предоставляются на научные исследования организациями, включенными в Перечень № 602. Крупнейшими грантодателями в России являются государственные фонды — Российский фонд фундаментальных исследований (далее — РФФИ) и Российский гуманитарный научный фонд (далее — РГНФ).
Также учреждениям или конкретным сотрудникам учреждений могут предоставляться государственные или муниципальные гранты. В частности, для государственной поддержки научных исследований, проводимых молодыми учеными, ежегодно выделяются гранты Президента РФ в соответствии с Указом от 09.02.2009 № 146 «О мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов и докторов наук». Молодые ученые, работающие в учреждениях, подведомственных Минобрнауки, могут получить грант в порядке, предусмотренном приказом Минобразования России от 18.12.2000 № 3705.

На конкурсной основе

Порядок предоставления государственных или муниципальных грантов определяется соответствующим нормативно-правовым актом. Обычно порядок предоставления грантов включает в себя проведение публичного конкурса.
Порядок организации публичных конкурсов установлен статьями 1057-1061 Гражданского кодекса РФ. Публичный конкурс может быть открытым, когда предложение организатора конкурса принять в нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в СМИ, либо закрытым, когда предложение принять участие в конкурсе направляется определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса (п. 3 ст. 1057 ГК РФ).
Открытый конкурс может предусматривать предварительную квалификацию его участников, когда организатором конкурса проводится предварительный отбор лиц, пожелавших принять в нем участие.
Объявление о публичном конкурсе должно содержать, по крайней мере, условия, предусматривающие существо задания, критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений, место, срок и порядок их представления, размер и форму награды, а также порядок и сроки объявления результатов конкурса (п. 4 ст. 1057 ГК РФ).
Грантодателем обычно оговаривается максимальный размер гранта, который может быть предоставлен грантополучателю.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Учет операций по получению и расходованию грантов РФФИ

Гранты – это денежные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в установленном Правительством РФ порядке, на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями (ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»). Бюджетное учреждение на основании тройственного договора, заключенного между ним, Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) и грантополучателем, участвует в реализации научных проектов. В статье мы поговорим о действиях, совершаемых учреждением при реализации научных проектов, а также о бухгалтерском учете операций, выполняемых учреждением в рамках данного договора.

Отношения между учреждением, физическим лицом – грантополучателем и РФФИ регулируются договором, заключенным между участниками правоотношений в соответствии с нормами законодательства РФ. Правилами организации и проведения работ по научным проектам, поддержанным Российским фондом фундаментальных исследований, утвержденными Решением бюро Совета Фонда от 29.01.2014 (далее – Правила), установлены действия грантополучателя, учреждения и фонда на этапе реализации проекта (разд. 3 Правил). Рассмотрим действия грантополучателя и учреждения, представив их в форме таблицы.

Документальное оформление расчетов

С учетом изложенного перечисление денежных средств грантополучателю – физическому лицу на его банковский счет или выдача их из кассы учреждения, так же как и поручения на перечисление, должны быть оформлены первичными учетными документами. Порядок подтверждения расходов, осуществляемых грантополучателем для выполнения работ по научному проекту, на который были предоставлены средства гранта, следует установить локальным актом учреждения в соответствии с положениями договора о предоставлении гранта, заключенного между РФФИ, физическим лицом – получателем гранта и бюджетным учреждением (Письмо Минфина РФ от 23.07.2015 № 02‑07‑10/42612).

Грантополучатель поручил учреждению заключить договор с контр­агентом на проведение монтажных работ.

Документами, подтверждающим факт расходования денежных средств в этой ситуации будет распоряжение грантополучателя, составленное в письменной форме на заключение договора с организацией, договор на выполнение работ, акт выполненных работ, составленный в произвольной форме, но содержащий все обязательные реквизиты. Внутренними локальными актами учреждения устанавливается, у кого (у учреждения или грантополучателя) хранятся подлинники документов-оснований (договоры, первичные учетные документы), подтверждающие правомерность совершения расходования средств гранта. Распоряжения грантополучателя, составленные в письменной форме, должны храниться у учреждения, поскольку являются документами, подтверждающими выполнение учреждением условий договора, заключенного между ним, РФФИ и грантополучателем.

Грантополучатель поручил учреждению выдать ему денежные средства в размере 5 000 руб. на приобретение материалов, необходимых для проведения исследования.

Поручение на выдачу наличных денежных средств из кассы учреждения на совершение расходования средств в рамках проводимого исследования оформляется в письменной форме и прикладывается к расходно-кассовому ордеру. Документы, подтверждающие приобретение материалов (товарные накладные (ф. Торг-12), кассовые чеки, товарные чеки и др.), если это установлено внутренним локальным актом учреждения, могут:

  • прилагаться к авансовому отчету, составленному грантополучателем и храниться в учреждении;
  • представляться в бухгалтерию учреждения без оформления авансового отчета, и уже бухгалтер делает на них пометки относительно даты и размера расчетов с грантополучателем по приобретенным материалам;
  • оставаться у грантополучателя.

Бухгалтерский учет операций

Корреспонденция счетов по получению и использованию средств грантов следующая:

Корреспонденция счетов, приведенная в таблице, в силу норм п. 34 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н, в отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) не отражается (Письмо № 02‑07‑10/42728).

С учетом характера средств (грантополучателями являются физические лица) их использование по своей экономической сущности не является расходами учреждения (Письмо № 02‑07‑10/42728). В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, операции, приводящие к уменьшению (увеличению) денежных средств и не относящиеся к расходам (доходам) учреждений, в том числе поступление (выбытие) денежных средств во временное распоряжение в бухгалтерском учете и отчетности бюджетного учреждения, отражаются с применением статьи 510 «Поступление на счета бюджетов» (610 «Выбытие со счетов бюджетов») КОСГУ. Компенсация затрат учреждения на выполнение научного проекта, предусмотренного договором о предоставлении гранта, в случаях, определенных условиями договора, отражается по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ.

Учреждение заключило тройственный договор на участие в реализации научного проекта, по которому грантополучателем является работник учреждения. На лицевой счет учреждения поступил грант в размере 1 000 000 руб. Грантополучатель представил поручение о выдаче ему денежных средств в размере 10 000 руб. на закупку химических реагентов, необходимых для проведения исследования. По правилам, установленным в учреждении, документы, подтверждающие расходы грантополучателя, остаются у него и в бухгалтерию не представляются.

В бухгалтерском учете операции по получению гранта и списанию денежных средств отражаются следующим образом:

По условиям договора, заключенного между РФФИ, грантополучателем и учреждением, последнему выплачивается вознаграждение в размере 20% от суммы гранта – 200 000 руб.

В бухгалтерском учете операции по получению вознаграждения за участие в реализации научного проекта отражаются следующим образом:

Читать еще:  Тмц в бухучете

Налог на доходы физических лиц

Таким образом, доходы физических лиц – грантополучателей в виде гранта (его части), предоставленного на проведение научных исследований в соответствии с договором, заключенным с фондом, включенным в перечень Правительства РФ, освобождаются от обложения НДФЛ на основании п. 6 ст. 217 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 30.03.2015 № 03‑04‑06/17268). В Перечень российских организаций, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 № 602, включен Российский фон фундаментальных исследований, в связи с чем гранты, из этого фонда, не подлежат обложению НДФЛ.

Страховые взносы

В завершение статьи сформулируем следующие выводы:

  1. Отношения между учреждением, физическим лицом – грантополучателем и РФФИ регулируются договором, заключенным в соответствии с нормами законодательства РФ, Правилами организации и проведения работ по научным проектам, поддержанным Российским фондом фундаментальных исследований, утвержденными Решением бюро Совета Фонда от 29.01.2014.
  2. Средства, поступающие на лицевые счета бюджетных учреждений в форме грантов, отражаются по коду вида деятельности 3 «Средства во временном распоряжении» и не являются средствами учреждения.
  3. Расходование средств гранта производится по поручению грантополучателя и отражается с применением статьи 510 «Поступление на счета бюджетов» (610 «Выбытие со счетов бюджетов») КОСГУ.
  4. Порядок подтверждения расходов, осуществляемых грантополучателем для выполнения работ по научному проекту, на который были предоставлены средства гранта, устанавливается локальным актом учреждения в соответствии с положениями договора о предоставлении гранта, заключенного между РФФИ, физическим лицом – получателем гранта и бюджетным учреждением.
  5. Доходы грантополучателей, начисленные им за счет средств гранта, выделенных РФФИ, не подлежат обложению НДФЛ.
  6. Доходы грантополучателей, начисленные им за счет средств гранта, выделенных РФФИ, подлежат обложению страховыми взносами.

[1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[2] Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

[3] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Правила учета грантов при УСН, ЕСХН, примеры проводок, налоги

Гранты представляют собой средства целевого назначения, направляемые организациям или физическим лицам. Средства предназначены для реализации программ изысканиям и исследованиям в областях науки, социологии, здравоохранения, спорта и других областей. Выдача грантов осуществляется в рамках условий, устанавливаемых грантодателями с обязательной отчетностью по выполненной работе. В статье расскажем про учет гранта при разных налоговых режимах, дадим примеры проводок.

Порядок документооборота при получении гранта

Выдачу грантов осуществляет Правительство, Президент РФ, частные фонды, включая организации иностранного происхождения. Требования по предоставлению грантов определяются источником финансирования. Гранты, выдаваемые государственными органами, направлены на поддержку молодых ученых, развитие науки, исследований и учреждений.

Выдача грантов осуществляется преимущественно на конкурсной основе. На субсидию оформляется договор – основной документ, регулирующий порядок реализации проекта. В документе указываются:

  • Реквизиты и адреса сторон.
  • Предмет договора, права и обязанности сторон.
  • Порядок представления средств.
  • Подробное описание задания и научных задач.
  • План проводимых этапов работ.
  • Смета, рассчитанная на каждый этап.

В приложении к документу представляют договоры с лицами, осуществляющими практическую реализацию проекта.

Бухгалтерский учет грантов в коммерческих организациях

Суммы, поступающие в качестве грантов, учитываются как целевое финансирование с использованием счета 86 (ПБУ 13/2000). Читайте также статью: → “Счет 86: целевое финансирование. Пример, проводки». Записи производятся по мере поступления денежных средств. Особенность учета грантов состоит в выполнении условий:

  • Ведение раздельного учета целевого финансирования и расходования от других средств учреждения или организации.
  • Соблюдение безвозвратной природы гранта.
  • Использование средств строго на цели, обозначенные договором.

Первичная документация, подтверждающая расходование целевых средств, находится в распоряжении предприятия. Грантодателю предоставляются копии. Если часть проекта осуществляется по распоряжению и от имени донора с указанием его реквизитов, стороны определяют место хранения оригиналов документов первичного учета.

Пример учетных операций в коммерческой организации

Организация ООО «Наукоград» получило грант от НКО «Поиск» на проведение научных изысканий в сумме 125 000 рублей. По результатам первого этапа работ НКО приняла отчет по затратам на реализацию проекта в сумме 28 000. В учете ООО «Наукоград» произведены записи:

  1. Учтено поступление средств гранта: Дт 51 Кт 86 на сумму 125 000 рублей;
  2. Отражено признание сумм в качестве доходов будущих периодов: Дт 86 т 98 на сумму 125 000 рублей;
  3. Произведены расходы, осуществленные для исполнения проекта: Дт 91/2 Кт 60 на сумму 28 000 рублей;
  4. По мере произведения расходов суммы учтены в прочих доходах: Дт 98 Кт 91/1 на сумму 28 000 рублей.

Суммы доходов полученных грантов списываются в периоде фактического признания расходов.

Общие понятия налогообложения грантов

Целевое финансирование в виде грантов не является объектом налогообложения и не включается в облагаемую прибылью или единым налогом базу (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Расходы, осуществляемые за счет средств полученного гранта, не учитываются в затратах, уменьшающих налогооблагаемую базу. В статье приводится точное понятие гранта, его назначения и организаций, предоставляющих целевые средства. Условия признания целевого поступления грантом указаны в таблице.

Из положений следует, что средства, предоставляемые коммерческими организациями, фондами или направленные на иные, не поименованные в перечне статьи, не могут признаваться грантами в целях налогообложения. Целевые поступления, не соответствующие условиям или не учитываемые отдельно, включаются в состав доходов предприятий.

Налогообложение физических лиц

В рамках проекта могут заключаться отдельные договоры с лицами, непосредственно исполняющими проект. В рамках программы участникам выплачивается вознаграждение, установленное сметой. В п. 6 ст. 217 НК РФ указано об освобождении от уплаты НДФЛ приведены ограничения, при которых положение реализуется.

Не подлежат налогообложения доходы, полученные в виде грантов, направленные на поддержку российского образования, культуры, науки, искусства. Поступления должны производиться от компаний, зарегистрированных в стране и за рубежом по перечню, утвержденному Правительством РФ.

Особенность учета поступлений у организаций на УСН

Предприятия, использующие в учете упрощенную систему налогообложения, применяют кассовый метод учета доходов и расходов, что определяет порядок документального оформления грантов. Поступления, не соответствующие положениям ст. 251 НК РФ, должны включаться в состав доходов. В учете целевых средств налогоплательщиками, применяющими схему налогообложения «доходы минус расходы», имеются особенности:

  • Доходы принимаются для налогообложения одновременно с расходами, отраженными в смете и произведенных за счет целевых поступлений. Читайте также статью: → “Расчет УСН доходы минус расходы + 3 примера».
  • Расходы должны быть обоснованными, соответствующими смете и подтвержденными документально.
  • Одновременный учет доходов с расходами осуществляется в течение 2 налоговых периодов.
  • Остаток доходов, не подтвержденных расходами во втором налоговом периоде, подлежит включению в базу для обложения единым налогом.

Аналогичный порядок используют предприятия, применяющие в качестве объекта «доходы» в случае ведения ими учета расходуемых по смете средств.

Учет грантов плательщиками ЕСХН

Лица, имеющие право на систему налогообложения с уплатой ЕСХН, должны соответствовать по видам сельскохозяйственной деятельности. Предприятия должны иметь не менее 70% показателей деятельности сельхозназначения. При предоставлении гранта учитывается точное назначение программы ограниченного перечня. Читайте также статью: → “Условия применения ЕСХН + инфографика, плательщики, расчет».

О необходимости обязательного следования назначению грантов указано в письме Минфина от 04.04.2013 № 03-11-06/1/10980. Документ подробно раскрывает порядок учета гранта и субсидии для реализации налогообложения в рамках НК РФ. В случаях, если плательщики ЕСХН получают целевые средства на развитие, обустройство бизнеса, поступление относится к субсидии, порядок учета которой аналогичен учету гранта, но налогообложение отличается.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector