Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Эффективность бюджетных инвестиций

Методика оценки бюджетной эффективности проекта

Когда мы говорим об эффективности инвестиционного проекта, априори закладывается коммерческая логика в нахождении эффектов и выгод от его реализации. Обычно из поля зрения упускается вопрос общественной пользы выполняемых инвестиций, независимо от того, участвует государство в содействии проекту или нет. Понимание и расчет бюджетной эффективности инвестиционного проекта тесно связаны с понятиями его коммерческой и общественной эффективности.

Содержание общественных и бюджетных эффектов в проекте

Так бывает, что некоторые инвестиционные проекты не являются коммерчески выгодными для бизнеса. То есть они не могут дать частным инвесторам привычной для них прибыльности. При этом проекты общественно полезны и, следовательно, эффективны, только они имеют особую форму полезности. Что же тогда может послужить экономическим обоснованием для государственной поддержки такого рода проектов, если у частных инвесторов нет достаточной заинтересованности в финансировании?

Для государства важно найти «точки опоры» для обоснования своего выгодного с позиции общественной значимости участия в поддержке инвестиционного проекта. Под ними мы понимаем факторы, включающие некие перераспределительные и косвенные эффекты. Данные обстоятельства эффективности проектов государство может учесть, принимая решение участвовать в дополнении и корректировке денежных потоков. Учитывать также следует внешние общественные потери и выгоды от проекта.

Последние названные эффекты, как правило, не принимаются в расчет в условиях рыночного регулирования, но имеют существенное влияние. К отрицательным эффектам, в частности, относится ухудшение экологической безопасности и состояния природы, а к положительным – результаты совместных образовательных проектов. Косвенные эффекты возникают за пределами инвестиционного проекта, хотя и учитываются в рыночном взаимодействии. В качестве таких обстоятельств выступают различные искажения коммерческих оценок общественной стоимости ресурсов и производимых продуктов. Государство не всегда реализует взвешенную политику в сфере экспортных пошлин и субсидий, что влечет ряд искажений.

Оценка общественной эффективности проектной реализации существенное значение придает и перераспределительным эффектам. Их следует исключать из издержек или выгод проекта, в зависимости от направленности. К ним относятся:

  • налоги, пошлины, сборы;
  • социальные отчисления от заработной платы;
  • дотации;
  • гарантии;
  • субсидии, субвенции, трансферы;
  • налоговые льготы в разнообразных формах;
  • доходы от лицензирования и других разрешительных мероприятий;
  • доходы от конкурсов и тендеров, проводимых государственными органами в рамках законодательно разрешенных видов деятельности.

Общественно значимые проекты должны быть в центре внимания государства, а те их них, которые соответствуют стратегии развития государственных институтов, подлежат оценке на предмет бюджетной эффективности. Данная оценка опирается на ключевой показатель – NPV расходуемого бюджета. Наличие оттоков и поступлений бюджетных средств в учитываемых формах позволяет определить IRR и PI бюджета.

Показатели бюджетной эффективности

Для начала следует определиться, с каким уровнем бюджетной активности участия в инвестиционном проекте мы имеем дело. Оценка зависит от уровня государственного или муниципального бюджета, привлекаемого к участию. Кроме того, бюджетная эффективность распространяется на расчеты консолидированного бюджета субъектов, разноуровневых бюджетов и бюджета, учитывающего внебюджетные фонды. К примеру, оценка производится на уровне регионального правительства социально значимого проекта. Рассмотрению подвергаются следующие бюджетные эффекты:

  • с участием субъекта Федерации в финансировании проекта;
  • без участия субъекта Федерации;
  • бюджетный эффект средств, направляемых на компенсацию части купонного дохода по облигациям, эмитируемым компанией для привлечения инвестиций;
  • бюджетный эффект от непосредственного участия в проекте (в уставном капитале учреждаемого общества, например).

Методические различия, вне зависимости от уровня бюджета и вида участия, как правило, незначительные. Однако есть некоторые сложности с вычленением данных о потоках денежных средств из бюджетных расчетов. За основу рассматриваемой методики взят реальный пример рекомендаций по расчету бюджетной эффективности с использованием средств города Москвы (Распоряжение ПМ за № 838-РП от 29.04.2004 года). В методике избраны две формы расхода бюджета: бюджетные кредиты и бюджетные субсидии. Акцентно рассматриваются инвестиции, связанные с использованием инструментов фондового рынка (облигационные займы). Для расчета чистого дисконтированного дохода бюджета рассматривается формула притоков денежных средств.

В настоящем примере представлена локальная оценка поступлений в бюджет от инвестиционного проекта. В общей практике состав бюджетных притоков денежных средств может быть несколько шире. Далее представлен список возможных притоков для расчета эффективности.

Оттоки бюджетных средств в связи с проектными расходами также имеют типовой перечень, который включает следующие выбытия денег по направлениям.

Вполне естественно, что списки притоков и оттоков средств из бюджета являются примерными. Оценка эффективности конкретного проекта потребует их уточнения. Надо помнить, что от структуры этих списков будет зависеть и состав показателей бюджетной оценки. Например, предоставление государственных инвестиционных гарантий повлечет использование индекса гарантийной доходности (отношение NPV бюджета к гарантийным объемам). Вернемся к методическому примеру Московского правительства. В завершение приводятся основные формулы методики.

Читать еще:  Методы борьбы с инвестиционными рисками

Что-то странное происходит, но спустя более 30 лет с момента начала Перестройки я до сих пор не верю, что в России состоятелен обыкновенный капитализм. Спрашивается, почему? Потому что семьдесят лет одного тренда развития не могут бесследно пройти не только для нашей страны, но и для всего мира. Достаточно вспомнить «скандинавскую модель социальной направленности рыночной экономики». Она признана успешной репликой с ряда концепций устройства производственных и общественных отношений в СССР.

Именно поэтому, на мой взгляд, перспективна идея государственно-частного партнерства в различных формах, и не только в той, что прописана в законе № 224-ФЗ от 13.07.2015 г. Нужно искать механизмы, и, может быть, пора перестать брать у Запада собственные забытые методики, а начать вновь разрабатывать собственные, российские, уникальные. Не зря же у нас в ВУЗах столько лет выпускали миллионы экономистов и юристов. Главное состоит в том, чтобы создать государственную стратегию, всенародно принять ее, выделить общественные акценты и воплотить партнерские отношения между бизнесом и государством к взаимной выгоде общества и предпринимательской инициативы.

ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС: теория и практика

международный ежемесячный научный журнал

Шахбазян Д.А. Повышение эффективности федеральных бюджетных инвестиций // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №7. – С. 83-86.

Повышение эффективности федеральных бюджетных

Д.А. Шахбазян , магистрант

Финансовый университет при Правительстве РФ

( Россия, г . Москва )

Аннотация. В данной статье обосновывается важность повышения эффективности бюджетных инвестиций в условиях резкого ухудшения внешнеэкономической конъюнкт у ры, уменьшения доходов населения и нестабильности курса национальной валюты. В п о следнее время наблюдается рост доли федерального бюджета в структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал, что вызывает особый интерес к Фед е ральной адресной инвестиционной программе . Увеличение эффективности расходования бюджетных средств на осуществление капитальных вложений приобрета е т особую значимость в условиях необходимости достижения бюджетной устойчивости в долг о срочной перспективе.

Ключевые слова: капитальные вложения, бюджетные инвестиции, оценка эффе к тивности, Федеральная адресная инвестиционная программа, федеральные целевые пр о гра м мы .

Для обеспечения экономической ст а бильности и роста благосостояния общ е ства д ействия одних только рыночных сил недостаточно , так как р ынок не всегда способен самостоятельно выявлять знач и мые отрасли на соответствующем этапе экономического роста. Самостоятельной сферой реализации функций и задач гос у дарства в экономической сфере является осуществление инвестиционной деятел ь ности.

Закрытие внешних рынков капитала и повышение стоимости заемных средств организаций в 2014 году обусловили пер е ход динамики инвестиций в основной к а питал в область отрицательных значений . Снижение инвестиций продолжилось и в течение 2015 года в условиях резкого ухудшения внешнеэкономической кон ъ юнктуры, уменьшения д о ходов населения и нестабильности курса национальной в а люты. Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования представлена в таблице.

Таблица 1. Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования за период с 2008 по 2015 гг., в % [1]

Инвестиции в осно в ной капитал

собственные средс т ва

привлеченные сре д ства

заемные средства других организ а ций

бюджетные средс т ва

В 2015 году в связи с возникновением трудностей с формированием доходной части бюджета на фоне небл агоприятной внешней конъюнктуры произошло пад е ние инвестиций за счет бюджетных средств, в номинальном выражении сн и жение составило 5,6 % .

Важно отметить, что о сновными норм а тивными правовыми актами , регулиру ю щими инвестиционную деятельность гос у дарства , являются: Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон «Об инвестиц и онной деятельности в Российской Федер а ции, осуществляемой в форме капитал ь ных вложений», Федеральный закон «Об особенностях эмиссии и обращения гос у дарственных и муниципальных ценных бумаг» , Федеральный закон «О контрак т ной системе в сфере закупок товаров, р а бот, услуг для обеспечения государстве н ных и муниципальных нужд» и некоторые другие нормативные правовые акты.

К капитальным вложениям в объекты государственной собственности относятся: бюджетные инвестиции; субсидии бю д жетным и автономным учреждениям, г о сударс т венным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства г о сударственной собственности или прио б ретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность; бю д жетные инвестиции иным юридическим лицам, которые осуществляются посредс т вом взносов в уставные капиталы.

Читать еще:  Роль инвестиций в экономике

Статья 6 Бюджетного кодекса РФ опр е деляет «бюджетные инвестиции» как «бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственн ого (муниципального) имущества» [2].

Б юджетные инвестиции реализуются посредством адресных инвестиционных программ, формируемых в составе фед е рального бюджета, бюджетов субъект ов федерации, местных бюджетов. В после д нее время наблюдается рост доли фед е рального бюджета в структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал. В связи с этим целесообразно уделить отдельное внимание Федеральной адресной инвестиционной программе (д а лее – ФАИП).

ФАИП состоит из программной и н е программной части, в свою очередь пр о граммная часть реализуется через фед е ральные целевые программы (ФЦП) инв е стиционного характера.

В 2015 году объем финансирования 45 федеральных целевых про ­ грамм и подпр о граммы «Создание и организация прои з водства в Российской Федерации в 2011 ‑ 2015 г о дах дизельных двигателей и их компонентов нового поколения» ФЦП «Национальная технологическая база» на 2007 ‑ 2011 годы, включенных в открытую часть федерального бюджета, составил 966,8 млрд рублей.

В 2015 году объем средств федеральн о го бюджета, направляемых на реализацию ФАИП, по сравнению с 2014 годом вырос на 10,3 % и составил 919,7 млрд рублей.

В рамках ФАИП в 2015 году было пр е дусмотрено строительство, реко нструкция, в том числе с элемен тами реставрации, техническое перевооружение и приобр е тение 1 834 объектов и мероприятий. Из числа объектов, подлежавших к вводу в 2015 году, в устано в ленные сроки были завершены строи ­ тельством 326 объектов, или 58,5 % от общего количества подл е жащих к ввод у объектов . На рисунке пре д ставлена динамика ввода объектов в эк с плуатацию в 2010-2015 годах.

Рисунок 1. Динамика ввода объектов в эксплуатацию в 2010-2015 гг. [1]

Основные причины несвоевременного ввода в эксплуатацию объектов следу ю щие: ненадлежащее исполнение или неи с полнение подрядчиком договорных обяз а тельств; ув е личение сметной стоимости строительства; выявление в процессе ос у ществления строительства (реконстру к ции) дополнительного объема работ, не учтенных утвержденной проектной док у ментацией; позднее начало осуществления государственными заказчиками (заказч и ками) конкурсных процедур на право з а ключить государственный контракт (дог о вор).

Для достижения бюджетной устойчив о сти в долгосрочной перспективе необх о димо обеспечить увеличение эффективн о сти расходования бюджетных средств на осущес т вление капитальных вложений.

Оценка эффективности расходования бюджетных средств в отношении инвест и ционных проектов, сметная стоимость к о торых превышает 8 млрд рублей , и в др у гих уст а новленных случаях , проводится Минэкономразвития России [3]. Важно отметить, что независимо от сметной стоимости оценка эффективности по мет о дике , утвержденной приказом Минэк о номразвития России от 24.02.2009 № 58, проводится госзаказчиками ФЦП и пре д полагаемыми главными распорядителями средств федерального бюджета.

Оценка эффективности расходования бюджетных средств на осуществление к а питальных вложений базируется на соо т ношении стоимости инвестиционного пр о екта и планируемых результатов его ре а лизации. Данная оценка проводится по м е тодике , утвержденной приказом Минэк о номразвития России от 24.02.2009 № 58, на основе качестве н ных и количественных критериев [4 ]. Одним из таких критериев является сравнение стоимости инвестиц и онного проекта с соответствующей сме т ной нормой, при ее отсутствии – сравн е ние с аналогичными проектами. В насто я щее время не по всем категориям объектов утверждены укрупненные нормативы [5]. Так как в органах власти отсутствуют сп е циал ь ные подразделения по проектно-сметному делу, возникает крайняя необх о димость в данных нормативах с целью проведения отбора проектов для бюдже т ного финансирования.

После принятия решения о необход и мости строительства объектов важно обе с печить проведение проверки достоверн о сти их сметной стоимости до принятия решения о выделении соответствующих объемов бюджетного финансирования.

Серьезные структурные проблемы ро с сийской экономики, что характеризует у с тойчивая тенденция замедления роста в а лово го внутреннего продукта России, а также отрицательная динамика инвест и ций в основно й капитал, требуют поиска новых актуальных механизмов для выхода из кризисной ситуации. К о д ним из таких механизмов можно о т нести бюджетны е инвестиции. Главным преимуществом бюджетных инвестиций явля ется их ун и версальность в определении н аправлений для вложения средств, так как о ни спосо б ны оказывать влияние на развитие любых отраслей народного хозяйства и эконом и ки в целом.

Читать еще:  Экономические основы инвестиционной деятельности

1. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL : http://economy.gov.ru/minec/main/

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ ( ред. от 03.07 .2016 ) .

3. Постановление Правительства РФ от 12.08.2008 № 590 «О порядке проведения пр о верки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств фед е рального бюджета, направляемых на капитальные вложения» .

4. Приказ Минэкономразвития России от 24.02.2009 N 58 « Об утверждении Методики оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направля е мых на капитальные вложения ».

5. Ниязметов А.К. Государственные капитальные вложения: проблемы и решения / А.К. Ниязметов // Финансы. – 2014. – №9. – С. 13-20 .

IMPROVING THE EFFICIENCY OF THE FEDERAL BUDGET INVESTMENTS

D.A. Shakhbazyan , graduate student

Financial university under the Government of the Russian Federation

Abstract. In this article the importance of increasing the efficiency of public investment in the conditions of a sharp deterioration in the external economic environment, reducing the i n come of the population and instability of the national currency is proved . Recently there has been growth of the federal budget share in the structure of sources of investment financing in fixed assets, which is of particular interest to the federal targeted investment program. Increasing the efficiency of budget spending on the implementation of the capital investment is particularly si g nificant in light of the need to achieve fiscal sustainability in the long term.

Keywords: capital investment s , budget investment s , efficiency assessment, Federal address investment p rogram, federal target programs .

Бюджетная эффективность инвестиционного проекта

Показатели бюджетной эффективности рассчитываются на основании определения потока бюджетных средств.

К притокам средств для расчёта бюджетной эффективности относятся:

— притоки от налогов, акцизов, пошлин, сборов и отчислений во внебюджетные фонды, установленных действующим законодательством;

— доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;

— платежи в погашение кредитов, выданных из соответствующего бюджета участникам проекта;

— платежи в погашение налоговых кредитов (при «налоговых каникулах»);

— комиссионные платежи Минфину РФ за сопровождение иностранных кредитов (в доходах федерального бюджета);

— дивиденды по принадлежащим региону или государствуакциям и другим ценным бумагам, выпущенным в связи с реализацией ИП.

К оттокам бюджетных средств относятся:

— предоставление бюджетных (в частности, государственных) ресурсов на условиях закрепления в собственности соответствующего органа управления (в частности, в федеральной государственной собственности) части акций акционерного общества, создаваемого для осуществления ИП;

— предоставление бюджетных ресурсов в виде инвестиционного кредита;

— предоставление бюджетных средств на безвозмездной основе (субсидирование);

— бюджетные дотации, связанные с проведением определеннойценовой политики и обеспечением соблюдения определенных социальных приоритетов.

Составляются денежные потоки для определения бюджетной эффективности и рассчитываются обобщающие показатели бюджетной эффективности проекта. Для каждого уровня бюджета расчёты проводятся раздельно.

К показателям бюджетной эффективности относятся:

1, чистый доход бюджета — это разница между накопленной суммой притоков денежных средств в бюджет от реализации проекта и накопленной суммой оттоков бюджетных средств за весь срок реализации проекта;

Чистый доход (чистые денежные поступления) является одним из основных показателей, используемых для расчётовэффективности инвестиционного проекта (ИП).

Чистыми денежными поступлениями(ЧД,Net Value, NV)называется накопленный эффект (сальдо денежного потока) за расчётный период:

где ЧДП — чистые денежные поступления;

Пm — приток денежных средств на m-м шаге;

Оm — отток денежных средств на m-м шаге.

2, чистый дисконтированный доход бюджета — накопленное сальдо дисконтированного денежного потока бюджета;

Дисконтирование денежного потока на m-м шаге осуществляется путём умножения его значения на коэффициент дисконтирования Кm, рассчитываемый по формуле:

где Кm — коэффициент дисконтирования;

Е – норма дисконта;

tm — момент начала шага;

t 0 — момент приведения.

3, внутренняя норма доходности бюджета — этот показатель можно рассчитать только в том случае, если на первых шагах расчёта сальдо денежного потока бюджета от реализации проекта было отрицательным;

Математическое определение внутренней нормы прибыльности предполагает решение следующего уравнения:

где CFm — входной денежный поток в период m;

I — значение инвестиции;

IRR — внутренняя норма доходности.

4, индекс доходности гарантий — этот показатель рассчитывается в том случае, если ИП реализуется за счёт заёмных средств, предоставленных под гарантии бюджета. Рассчитывается как отношение чистого дохода бюджета к сумме гарантий.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector