Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Финансовое регулирование инвестиций

2.3 Пути совершенствования государственного финансового регулирования инвестиций в Российской Федерации

Анализируя международный опыт в области планирования инвестиций, можно отметить, что компании определяют для себя группу критериев, позволяющих принимать решения об объемах и направлениях инвестиций. Можно определить основные критерии, являющиеся базовыми практически для всех компаний, занимающихся инвестиционным планированием, это: размеры местного рынка; природные ресурсы и географическое положение страны (региона); доступность рынка; рабочая сила; валютный риск; возвращение капитала; защита прав интеллектуальной собственности; торговая политика (уровень тарифов, обменный курс национальной валюты, квоты, лицензии и др.); политическая стабильность; макроэкономическая политика (экономическая стабильность); инфраструктура и услуги (дороги, порты, коммуникационные сети, юридические, страховые фирмы, коммерческие банки и др.).

Помимо основных критериев определяются инвестиционные риски, включающие параметры, их содержание и удельный вес каждого параметра в процентах ( см. табл.3).

Классификация инвестиционных рисков по параметрам

Факторы, учитываемые параметром

Оценивается возможность политических переворотов и их влияние на деловую активность

Отношение к иностранным инвестициям и прибыли

Размеры расходов на социальные нужды

Возможность экспроприации до предоставления преимуществ местным предприятиям

Влияние, а также действенность методов регулирования

Уровень государственного регулирования, осуществление таможенных формальностей, валютных переводов и подобных операций

Темпы экономического роста

Годовые фактические темпы роста валового национального продукта

Возможность перевода национальной валюты в иностранную, а также место национальной валюты на рынке валют в той степени, в которой это касается предприятия

Возможность реализации договора

Возможность соблюдения договора, а так же возникновение трудностей вследствие различия в языках и обычаях

Расходы на зарплату и производительность труда

Уровень зарплаты, производительности труда и порядок оформления на работу

Возможность использования экспертов и услуг

Помощь, которую может ожидать предприятие в области юридических консультаций, бухгалтерии, по маркетингу, технологии, производства строительных работ

Организация связи и транспорта

Возможность использования транспортных услуг, система связи между предприятиями, развитие транспортной инфраструктуры

Местное управление и партнеры

Возможности и число партнеров, которые в состоянии представить капитал и решать совместно вопросы местного управления

Предоставление краткосрочных кредитов предприятиям и возможность их использования

Долгосрочный кредит и собственный капитал

Условия внесения партнерами своей доли в уставный капитал и условия предоставления кредита в национальной валюте

В России при планировании инвестиций на уровне страны и регионов используют понятие «инвестиционный климат». В отечественной экономической литературе несколько последних лет активно дискутируется сущность данного понятия.

Так, по мнению П. Гаглоева, С. Белогура, «под инвестиционным климатом страны или региона понимается обобщение характеристики совокупности экономических, социальных, политических и государственно-правовых условий, создающих определенный уровень привлекательности финансовых вложений» [1, c. 30].

По мнению К. Гусевой, инвестиционный климат — это «система социально-экономических отношений, формирующихся под воздействием широкого круга взаимосвязанных процессов на макро- и микро- уровне управления и создающих предпосылки для появления устойчивых инвестиционных мотиваций». [4, c. 15]

По смыслу все авторы трактуют инвестиционный климат как совокупность различных факторов, посредством которых можно определить состояние внешней инвестиционной среды, в которой предполагается осуществление и развитие конкретного инвестиционного процесса.

Опираясь на такое понимание инвестиционного климата его структура приведена на рис. 2.

Рис. 1. Проблемы низкой привлекательности инвестирования в России

При обосновании рационального плана инвестиций и приоритетных направлений государственной поддержки капиталовложений используются такие инструменты, как динамическая модель межотраслевого баланса, системы балансовых построений, отражающих инвестиционный процесс и его отдельные аспекты.

Государство реализует функцию по формированию в стране благоприятной инвестиционной среды через активный метод, связанный с повышением эффективности инвестиционной деятельности, через инструменты активного метода, которые обобщенно можно представить в следующем виде: создание благоприятных условий для деятельности частных предпринимателей; прямое участие государства в эффективных и значимых для страны проектах; внедрение принятых в международной практике критериев оценки финансовой эффективности инвестиций, таких как текущая приведенная стоимость, внутренняя норма рентабельности, срок окупаемости; стимулирование инвестиционной активности частного сектора экономики посредством налоговых льгот.

Некоторая часть инвестиций осуществляется непосредственно государством. Специалисты расходятся во мнении, хорошо это или плохо, должно ли государство подменять собой частных инвесторов, но едины в одном — важен не объем государственных инвестиций, а их эффективность, то, насколько они дополняют частные инвестиции.

Государственные инвестиции в первую очередь определяются государственной инвестиционной программой, в которой отражается, сколько и каких инвестиций нужно экономике, как для достижения текущих целей, так и в контексте долгосрочного развития. Государственные инвестиции в виде прямого финансирования инвестиционных проектов из государственного бюджета или предоставления льготных инвестиционных кредитов государственными финансовыми институтами — это важная составляющая инвестиционной деятельности.

Инструменты воздействия на частные инвестиционные решения условно можно разделить на три группы: макроэкономические, микроэкономические и институциональные. К первой группе относятся инструменты, которые создают общеэкономический климат инвестиций: влияют на процентную ставку, темпы роста экономики и внешнеторговый режим.

Наиболее эффективными среди микроэкономических инструментов регулирования инвестиций являются меры, непосредственно влияющие на объем фондов, остающихся в распоряжении предприятия. Финансирование внутренних инвестиций обычно осуществляется из амортизационного фонда и прибыли. Из этого вытекают налоговые инструменты воздействия государства на инвестиционный процесс. В рамках налогового регулирования существуют такие формы стимулирования инвестиций, как ускоренная амортизация, инвестиционный налоговый кредит, выведение из-под налогообложения части прибыли, направляемой на финансирование капиталовложений производственного и непроизводственного назначения.

Специальным инструментом поощрения частных инвестиций являются государственные гарантии осуществляющему финансирование проекта учреждению. Положительным в данном инструменте является то, что в условиях высокого риска государство может эффективно повысить заинтересованность инвесторов, уровень инвестиций и взимать плату, которая может стать существенным источником поступлений в бюджет, отрицательным — гарантии могут превратиться в реальные долги, а также наличием целого ряда ограничителей.

На практике регионы имеют возможность применять следующие методы проведения инвестиционной политики:

— предоставление налоговых льгот участникам инвестиционной деятельности (регулирование ставок некоторых федеральных налогов, поступления от которых зачисляются в региональные бюджеты, установление региональных и местных налогов в соответствии с законодательством федерального и регионального уровня, создание на своей территории свободных экономических зон с особо льготными налоговыми условиями для инвесторов);

— создание за счет средств региональных бюджетов страховых и залоговых фондов, гарантирующих соблюдение обязательств перед инвесторами;

— участие региональных органов власти в инвестиционной деятельности через предоставление бюджетных кредитов, выпуск государственных займов, государственных инвестиций.

Регионы могут даже влиять на методы регулирования инвестиционной деятельности на федеральном уровне — посредством законодательной инициативы.

Таким образом, регионы обладают богатым инструментарием для регулирования инвестиционной деятельности с целью достижения главной задачи инвестиционной политики — создания необходимого уровня инвестиционной активности и эффективной направленности инвестиций.

Создание ОЭЗ — эффективное и достаточно перспективное направление развития международного сотрудничества для привлечения инвестиций и дальнейшего укрепления экономического и научного потенциала Российской Федерации. По данным ООН, годовой экспортный оборот 3000 ОЭЗ составляет 600 млрд. долларов.2 Дополнительные поступления в бюджет Российской Федерации от деятельности ОЭЗ только промышленно-производственного типа могут составить в течение 2007 — 2009гг. более 7 млрд. рублей и около 140 млрд. рублей за весь период деятельности таких ОЭЗ. [14, c. 42]

Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» — один из законодательных источников таможенного права наряду с ТК РФ (2003г.) и продолжающей действовать гл. 12 ТК РФ (1993г.) об ОЭЗ.

ОЭЗ — определяемая Правительством Российской Федерации часть территории, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Особая роль в совершенствовании таможенного регулирования принадлежит сотрудничеству ФТС с Всемирной таможенной организацией. Требование времени сегодня — в короткие сроки осуществить мероприятия, связанные с присоединением Российской Федерации к Международной Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973г., что позволит ускорить процедуру таможенного оформления путем применения современных информационных технологий оформления и контроля, а также внедрения в практику технологии анализа рисков.

Одним из важных направлений на пути совершенствования как самой таможенной системы и приближения ее к ряду лучших таможенных администраций мира, так и требованием времени станет реализация Концепции системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации. В США представление предварительной информации является обязательным условием для участника ВЭД, в ЕЭС данное требование планируется ввести в 2009 году. Положениями ТК РФ (2003г.) не предусмотрена обязательность представления участниками ВЭД предварительной информации о перемещаемых товарах, поэтому требуется в короткие сроки внести изменения в российское законодательство.

Таким образом, в результате исследования можно сказать, что немаловажным механизмом привлечения масштабных инвестиций является соблюдение и реализация принципов корпоративного управления. Низкий уровень корпоративного управления включает в себя и слабую правовую защиту инвестиций, и неэффективность механизма государственного регулирования, и низкую правовую культуру потенциальных инвесторов, что, в конечном счете, приводит к корпоративным конфликтам, возникающим на основе передела собственности и отсутствию доверия со стороны потенциальных инвесторов, т.е. оказывает негативное воздействие на привлечение инвестиций.

Финансовое регулирование инвестиций

Финансовые инвестиции предполагают в качестве объектов инвестиций ценные бумаги, целевые денежные вклады и связаны с формированием и управлением инвестиционного портфеля. Управление инвестиционным портфелем включает в себя планирование, анализ и регулирование состава портфеля для достижения поставленных перед портфелем целей при сохранении необходимого уровня его ликвидности и минимизации расходов, связанных с ним. В условиях дефицитной инфляционной экономики с падающим объемом производства целями портфельных инвестиций являются [c.360]

Читать еще:  Виды эффективности инвестиций

Поскольку финансовый капитал является еще более мобильным, чем физические инвестиции, он занимает привилегированное положение он может избегать страны, в которых подвергается высоким налогам и строгому регулированию. Как только завод построен, его трудно передвинуть. Конечно, многонациональные корпорации пользуются гибкостью ценообразования при внутрифирменном движении средств и могут оказать давление в момент, когда они принимают инвестиционные решения, но их гибкость несравнима с той свободой выбора, которой пользуются международные инвесторы, осуществляющие портфельные инвестиции. Диапазон имеющихся возможностей также увеличивается при движении к центру мировой экономики, а не к ее периферии. Все эти факторы привлекают капитал в финансовые центры и распределяют его через финансовые рынки. Именно поэтому финансовый капитал играет сегодня такую важную роль в мире, и поэтому влияние финансовых рынков в рамках системы мирового капитализма постоянно растет. [c.73]

В нашей литературе уже опубликовано немало руководств по финансовым аспектам инвестиций и написать что-то существенно новое в данном направлении довольно сложно. Однако книга, которую Вы держите в руках, с полным правом может быть названа необычной. Дело в том, что авторы являются специалистами в весьма редком для нашей страны виде деятельности — инвестиционном консультировании, и в своей работе пытаются показать как теорию, так и практику своей профессии. Соответственно, у них получилась одна из первых в российской литературе книг по инвестиционному консультированию. Поскольку данное направление предполагает знакомство со множеством весьма непростых вопросов, то содержание книги закономерно получилось объемным. Так, в ней рассматриваются особенности прямых и портфельных инвестиций, формирование и оценка как простых, так и сложных инвестиционных проектов, рыночные и государственные способы регулирования вложений капитала и многое другое. Авторы очень подробно разъясняют читателю подходы различных школ к анализу инвестиционных процессов, дают минимально необходимый для каждого случая набор показателей и разъясняют роль инвестиционного консультанта на том или ином этапе реализации проекта. Хорошо, что книга написана простым и ясным языком, не злоупотребляет сложными математическими выкладками и доступна даже начинающему студенту- экономисту. [c.10]

Нарождающийся рынок ценных бумаг в России отличают высокий уровень риска и отсутствие правового регулирования, вследствие чего страна была отнесена инвесторами к так называемым возникающим рынкам (emerging markets), для которых характерны неразвитая инфраструктура рынка капиталов и неустойчивость курсов ценных бумаг. Портфельные инвестиции на таких рынках традиционно сопряжены с высокой вероятностью значительных убытков и потерь в ликвидности вложений, но в силу неустойчивости рынка способны приносить и фантастические прибыли. Работа по портфельному инвестированию на возникающих рынках является весьма специфичным видом финансового бизнеса, привлекающим весьма малую и наиболее рискованную часть инвестиционного капитала развитых стран. Именно капитал такого рода и стал в первую очередь вкладываться в акции российских акционерных обществ, образованных в процессе приватизации. [c.494]

Финансовыйсчегвключаетоперациисактивами и обязательствами резидентов по отношению к нерезидентам. Активы и обязательства классифицируются по секторам российской экономики (сектор государственного управления, органы денежно-кредитного регулирования, банки, секторы нефинансовых предприятий и домашниххозяйств). К операциям органов денежно-кредитного регулирования с I квартала 2001 года отнесены всеоперации Банка России, а также Минфина России в части обязательств перед МВФ. Внутри секторов предусмотрена разбивка по функциональному признаку прямые инвестиции, портфельные инвестиции, прочие инвестиции и резервные активы. Начиная с I квартала 2002 года показатели активов и обязательств органов денежно-кредитного регулирования и банков также включают операции с финансовыми производными. Показатель «Своевременно не полученная экспортная выручка, не поступившие товары и услуги в счет переводов денежных средств по импортным контрактам, переводы по фиктивным операциям с ценными бумагами» включает оценку переводов по фиктивным операциям с ценными бумагами с IV квартала 2002 года. [c.131]

Государственное регулирование инвестиционной деятельности

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется органами государственной власти РФ и субъектов РФ в соответствии с ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений». В главе III данного Закона раскрываются формы и методы государственного регулирования, порядок принятия решения, а также проведения экспертизы инвестиционных проектов.

В соответствии с Законом государственное регулирование включает:

  • регулирование условий инвестиционной деятельности (косвенное регулирование);
  • прямое участие государства в инвестиционной деятельности.

Косвенное регулирование включает разнообразные методы и рычаги воздействия, стимулирующие развитие инвестиционной деятельности, а именно: налоговую, амортизационную политику, защиту интересов инвесторов и другие меры экономического воздействия. Его задачей является создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

  1. совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
  2. установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов;
  3. защиты интересов инвесторов; предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и др. природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ;
  4. расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства;
  5. создание и развитие сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов;
  6. принятие антимонопольных мер;
  7. расширение возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
  8. развития финансового лизинга в Российской Федерации; проведение переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
  9. создание возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов. Прямое участие государства в инвестиционной деятельности заключается в осуществлении за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ капитальных вложений в соответствии с федеральными и региональными целевыми программами.

Конкретными формами такого участия являются: разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также проектов, финансируемых за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ; формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета; предоставление государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ; размещение средств федерального бюджета и средств бюджетов РФ на конкурсной основе на условиях срочности, платности, возвратности; закрепление в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ; проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством РФ; защита российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и не наукоемких технологий, оборудования, материалов; разработка и утверждение стандартов, и осуществление контроля за их соблюдением; вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности; предоставление концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов в соответствии с законодательством РФ. Расходы на финансирование государственных капитальных вложений предусматриваются в федеральном бюджете и в бюджете субъектов при условии, что они являются частью расходов на реализацию федеральной и региональных целевых программ. Размещение заказов на подрядные строительные работы для государственных нужд производится путем проведения конкурсов. Контроль за целевым и эффективным использованием средств осуществляет Счетная палата РФ. Регулирование инвестиционной деятельности органами местного самоуправления осуществляется в соответствии с главой V ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений». Методы и формы регулирования тождественны применяемым на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ, а также могут использоваться и другие, не противоречащие законодательству РФ Инструмент государственного воздействия на инвестиционную сферу достаточно широк:

  • налоговый механизм;
  • бюджетный механизм;
  • денежно-кредитная политика (включая валютную);
  • таможенная политика;
  • амортизационная политика и др.

В государственном инвестировании можно выделить несколько направлений:

  1. Финансирование федеральных целевых программ (ФЦП) и федеральных адресных инвестиционных программ (ФАЙЛ); последняя может быть частично включена в состав ФЦП.
  2. Выдача гарантий правительства или региональных органов власти под программы, которые осуществляются за счет иностранных кредитов.
  3. Различные формы непрямого государственного участия. Например: субсидирование процентной ставки при получении инвестором банковских кредитов; предоставление местными властями налоговых отсрочек и кредитов предприятиям, инвестирующим свою прибыль в развитие и др. Основные законодательные акты, регламентирующие инвестиционную деятельность в России:
  4. ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26.06.1991 г. №1488-1 (с ред. 19.06.1995 №89-ФЗ, 25.02.1999 №39-Ф3.10.01.2003 315-ФЗ).
  5. ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 9.07.1999 г. №160-ФЗ.
  6. ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999г. №39-Ф3. ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на РЦБ» от 5.03.1999 г. №46-ФЗ.

Заседание Госсовета по вопросу о повышении инвестиционной привлекательности регионов

Инвестор приходит не просто на территорию, он приходит в конкретный регион и сталкивается с конкретными проблемами, решает свои проблемы с конкретными людьми, которые могут найти тысячи способов, если захотят объяснить и своё бездействие, и крючкотворство.

Например, стоимость и время прохождения аналогичных административных процедур из региона к региону у нас отличается в разы. Например, регистрация собственности занимает в Калуге 19 дней, а в Якутске — 60; подключение к системе электроснабжения занимает в Саратове 123 дня, а в Екатеринбурге — 360 дней; получение разрешения на строительство (кстати, показатель, по которому мы сильно отстаём от всех стран ОЭСР [Организация экономического сотрудничества и развития]) занимает в Сургуте 150 дней, а в Твери — 448.

Читать еще:  Методы борьбы с инвестиционными рисками

На деле это означает, что в одних субъектах Федерации ничего не делают для развития бизнеса, а ещё хуже — разрушают деловую среду, а в других — создают условия для предпринимательской инициативы.

Личная порядочность губернатора — важнейшая составляющая регионального инвестиционного климата. Личные встречи Губернатора или его представителей с инвесторами.

Нам нужно запустить настоящее соревнование за инвестора, за инвестиции, чтобы каждый регион стремился создать у себя не просто хорошие, а наилучшие условия для ведения бизнеса. Только так мы можем рассчитывать на успех страны в глобальной конкуренции за прямые инвестиции, которые нам крайне нужны.

В работе с инвестором нужно скоординировать усилия федеральных структур, институтов развития, региональных управленческих команд. Словом, необходимо выстроить целостную систему привлечения инвестиций в субъекты Федерации, повысить эффективность особых экономических зон и индустриальных парков.

Прежде всего нужно показать инвестору потенциал наших регионов. Он должен чётко видеть, как будет идти развитие инфраструктуры, какие меры государственной поддержки, какие льготы доступны в том или ином субъекте Федерации. Где планируется развивать промышленные кластеры. Какие кадры будут готовить образовательные центры для реализации предлагаемых проектов. Такая информация должна быть доступна в онлайн-режиме и лечь в основу инвестиционной карты регионов Российской Федерации.

Я хочу также подчеркнуть важность персональной работы с каждым, кто хочет инвестировать свои капиталы в Россию. Как на федеральном, так и на региональном уровне должен быть выстроен механизм взаимодействия с потенциальным инвестором.

Привлечение инвестиций — это приоритетная задача, стоящая перед всеми уровнями власти. Рост инвестиций приводит к созданию новых рабочих мест, инфраструктуры, напрямую влияет на уровень и качество жизни граждан.

Ключевые проблемы в области инвестиционного климата.

Это сохраняющиеся административные барьеры, низкая эффективность региональных органов власти и местного самоуправления, ограниченный кадровый потенциал, нехватка финансовых ресурсов для создания инвестиционной инфраструктуры и развития бизнеса.

Меры по созданию в регионах благоприятных условий для бизнеса.

Они могут быть условно поделены на две группы. Первая группа включает меры по улучшению инвестиционного климата, вторая — внедрение стимулов для всех участников инвестиционного процесса. Важным элементом является повышение эффективности деятельности органов власти субъектов Российской Федерации по трём основным направлениям.

Первое — это изучение успешных и неудачных практик других регионов. В настоящее время, по сути, не существует системы обмена лучшими практиками. Полагаем, что восполнить пробел может региональный инвестиционный стандарт, ставший серьёзным подспорьем в моей работе губернатора.

Второе — повышение уровня квалификации должностных лиц, ответственных за привлечение инвестиций. Мы предлагаем организовать федеральный центр компетенций с соответствующими образовательными программами. Обучение рядовых сотрудников исполнительной власти нужно организовать на региональном уровне.

Третье — Мы считаем целесообразным проанализировать полномочия федеральных ведомств в регионах, то, как они реализуют свои полномочия и как это сказывается на условиях ведения предпринимательской деятельности. На основе этого анализа нужно подготовить предложения по передаче некоторых полномочий в субъекты, а также по совершенствованию того, как эти полномочия реализуются.

По второму блоку. В настоящее время создаются методики расчёта ключевых показателей эффективности, определённых Указом Президента № 1276 от 10 сентября 2012 года. Мотивация сотрудников инвестиционного блока в органах исполнительной власти субъектов должна быть завязана на достижении соответствующих элементов целевых показателей.

Чтобы повысить мотивацию к инвестированию и привлечению инвестиций, необходимо в рамках бюджетного планирования рассмотреть возможность дополнительного стимулирования регионов, привлекающих инвестиции. На федеральном уровне финансовые стимулы для привлечения инвестиций сейчас отсутствуют. Некоторым руководителям регионов легче обратиться за дотацией в Министерство финансов, чем заниматься развитием инфраструктуры и привлечением инвестиций.

Для финансового стимулирования регионов к развитию инвестиционной инфраструктуры, обеспечению среднесрочного бюджетного планирования и повышения их бюджетной обеспеченности мы рекомендуем предусмотреть дополнительную стимулирующую дотацию тем субъектам, которые показали значительный рост налогового потенциала, конечно, при наличии возможностей в национальном бюджете. Сегодня часть бюджета России, направленная на стимулирование инвестиционной активности региона, составляет менее 1,5 процента от общего объёма трансферта. Кроме развития инфраструктуры считаем также необходимым в целом повысить доступность финансовых ресурсов. Для этого необходимо существенно снизить стоимость кредитных ресурсов, а это невозможно без изменения Центробанком ставки рефинансирования. Одновременно в целом деятельность Центрального банка должна быть направлена на создание стимулирующих развитие экономики условий, а не только на сохранение текущей ситуации и стабильного курса национальной валюты. Безусловно, это может потребовать внесения изменений в закон о Центральном банке. Прошу Вас, уважаемый Владимир Владимирович, рассмотреть возможность такой законодательной инициативы.

Государственное регулирование инвестиций и его особенности

Государственное регулирование инвестиций играет важную роль при развитии рыночной экономики, поскольку инвестдеятельность не может носить саморегулирующий характер. В противном случае при хаотичном развитии инвестиционные процессы не позволят государству достигать не только стратегических, но и тактических задач в рамках решения социальных и экономических вопросов.

Под госрегулированием инвестиций понимается совокупность законодательных, исполнительных и контролирующих мер, которые выполняются уполномоченными на то госучреждениями с целью создания стимулов для инвестиционной активности, что станет залогом последующего экономического роста.

При рыночном механизме предполагается свобода выбора и действий, которые определяются целями хозяйствующего субъекта. Регулирование на законодательном уровне инвестпроцесса ставит целью сохранить принципы и механизмы хозяйствования, не заменяя их при этом директивным управлением. Вместо этого ставится цель организации благоприятных условий для активизации инвестдеятельности хозсубъектов на основании рыночного механизма.

Инвестиционная деятельность базируется на принципах невмешательства госорганов РФ, субъектов РФ и органов муниципальных образований в инвестдеятельность, если она выполняется на законных основаниях. Также соблюдаются интересы и права организаций, граждан, государства, общества и муниципальных образований при выполнении инвестиционной деятельности.

Госрегулирование инвестдеятельности: формы и методы

Госрегулирование инвестдеятельности – это формы и способы экономического и административного характера, которые определяются в законодательстве и используются управляющими органами всех уровней с целью осуществления инвестполитики. Она направлена на достижение государственных задач в сферах увеличения эффективности инвестиций, социально-экономического развития государства и его регионов, а также обеспечения безопасности для инвестирования в разные объекты.

Инвестиционная деятельность в Российской Федерации подлежит регулированию со стороны общего законодательства, а также системы специальных нормативных актов. При этом Конституция страны, Налоговый и Гражданский кодексы, а также законы о собственности, акционерных обществах, внешнеэкономической деятельности, приватизации, валютном регулировании и подобные имеют принципиальное значение.

На территории Российской Федерации действуют специальные постановления и законы, а также нормативные акты, призванные регулировать сам инвестиционный процесс. К таким документам относится Закон «Об инвестдеятельности, выполняемой в форме капвложений», который был принят 25 февраля 1999 года. В соответствии с ним устанавливаются экономические, правовые и социальные условия инвестдеятельности, ее субъекты и объекты, защищаются интересы и права субъектов инвестдеятельности не зависимо от формы собственности.

Кабинет министров Российской Федерации принял ряд постановлений, направленных на увеличение роли государственной структурной и инвестиционной политики, создание условий для повышения мотивации частных инвестиций, а также стимулирование привлечения внебюджетных инвестиций в производственную отрасль.

Госрегулирование инвестиций осуществляется:

— прямым управлением госинвестициями;

— в соответствии с реализацией госинвестпрограмм;

— приватизацией объектов госсобственности, антимонопольными мерами;

— контролем над соблюдением установленных в РФ стандартов и норм;

— внедрением налоговой системы с разграничением льгот и налоговых ставок;

— проведением кредитной и финансовой политики, а также амортизационной политики и политики ценообразования;

— финансовая помощь, которая предоставляется в виде субсидий, дотаций, ссуд, направленных на развитие как производственных отраслей, так и отдельных компаний;

Государство пользуется экономическими и административными способами влияния на инвестдеятельность на его территории.

Под экономическими методами понимаются те методы, которые позволяют влиять на субъекты инвестиционной деятельности создания стимулов для принятия инвестрешений в интересах не только субъектов, но и всего общества.

Административные методы регулирования являются прямыми, они предполагают непосредственное влияние на субъекты инвестдеятельности, при этом у государства есть право и возможность принуждать различных субъектов экономики посредством запретов, регламентов, разрешений и ограничений. Инструментами такого влияния являются нормативные и исполнительные акты.

Экономические способы предполагают, что государство будет влиять на субъекты инвестдеятельности, стимулируя принятия инвестрешений в интересах всего общества, а также непосредственно самих субъектов. К этой группе относится предоставление налоговых скидок и льгот, установление ставки рефинансирования, дифференциация платежей, тарифов и налоговых ставок.

Как правило, государство используется одновременно экономические и административные методы с целью достижения поставленных в инвестировании задач. Осуществление кредитной, финансовой, налоговой, ценовой, амортизационной, инвестиционной и валютной политики во многом определяет активность инвестиционной деятельности.

Для осуществления государственного регулирования инвестиций задействуют российские органы госвласти, а также органы госвласти субъектов Российской Федерации. Закон «Об инвестиционной деятельности» предполагает использование таких форм госрегулирования:

  1. Создание подходящих условий для развития инвестиционной деятельности. Для этого используется:
Читать еще:  Инвестиционный маркетинг это

— амортизация и амортизационные отчисления;

— модернизируется налоговая система, улучшаются механизмы начисления налогов;

— защищаются интересы инвесторов;

— устанавливаются специальные налоговые режимы, которые не носят индивидуальный характер;

— принимаются антимонопольные меры;

— развивается финансовый лизинг;

— предоставляются льготы на использование земли и иных природных ресурсов, которые не противоречат российскому законодательству;

— организация переоценок основных фондов, которые будут действовать в соответствии с инфляционным ростом;

— расширение возможностей пользования залогов при взятии кредитов;

— расширение пользования средств физических лиц и средств из различных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства;

— создание возможностей по формированию инвестфондов непосредственно участниками инвестиционной деятельности.

Помимо этого государство может само принимать непосредственное участие в инвестдеятельности.

Функции госрегулирования инвестпроцессов

При регулировании инвестиций государство выполняет следующие функции:

Мобилизующая функция предполагает поиск источников инвестиционных ресурсов, методов их привлечения с целью решения поставленных задач. Ее реализация предполагает осуществление регулирования перемещением инвестресурсов, а также их распределение и перераспределение между подразделениями народного хозяйства. У данной функции имеются и иные инструменты, среди которых налоговое обложение, монетарная политика, бюджетная политика, политика в сфере амортизационных отчислений и регулирование внебюджетных фондов.

Контролирующая функция подразумевает контроль государственных органов за соблюдением хозяйствующими субъектами правовых и экономических норм, которые устанавливает государство. Госконтроль ведется посредством специальных органов управления и контрольных органов разного уровня.

Стимулирующая функция предназначена для ускорения достижения основных целей инвестиционной политики. Данная функция реализуется посредством предоставления финансовых и налоговых льгот, среди которых дотации и субсидии, а также дисконтную и кредитную политику, формирование оффшорных зон и иные инструменты.

Установочная функция кроется в постановке стратегических приоритетов и целей, а также основных целей инвестполитики на будущий период. Чтобы создать четкую структуру приоритетов и целей, необходимо определить самые острые политические и социально-экономические трудности, а также разработать эффективные мероприятия по их преодолению.

Современная инвестиционная политика страны состоит из двух различных форм – стратегии и тактики. Стратегия предполагает длительную постановку целей и курс державы, который направлен на решение крупнейших хозяйственных задач. Элементами стратегии являются:

— постановка долговременных задач, определение приоритетов и принципов госрегулирования инвестиций;

— выявление главных резервов и источников для финансирования долговременных инвестиций;

— выбор направлений и методов применения вложений, направленные на достижение поставленных целей.

Под тактикой понимают различные инструменты, методы и формы управления, которые помогают достигать стратегических целей. Главными отличиями тактики от стратегии являются:

— ориентация на поиск специфических и самых эффективных решений для каждой стратегической цели;

— предполагает решение оперативных задач в краткосрочной перспективе;

— применяются оперативные инструменты.

Как видно, государственное регулирование инвестиций играет важную роль в развитии народного хозяйства. Грамотное его ведение позволит создать важные стимулы для развития национального хозяйства. Именно поэтому в Российской Федерации ему уделяется такое повышенное внимание.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ

Для того, чтобы инвесторы не боялись финансировать проекты, государство должно гарантировать сохранность инвестиций. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ, как и в любой другой стране, осуществляется на основе принятого законодательства.

Нормативно-правовая база инвестиционной деятельности

В российской Федерации такое регулирование основывается на следующей законодательной базе:

  • «Об инвестиционной деятельности в Россий­ской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999г. № 39-ФЗ (с изм. и доп.);
  • «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ (с изм. и доп.).

Государственное регулирование в инвестиционной деятельности осуществляется на основе этих двух законов.

Совет! Так как законодательство постоянно совершенствуется и изменяется в соответствии с требованиями времени, то изучение нормативно-правовых актов стоит начинать, проверив актуальность имеющейся версии. Сделать это можно, воспользовавшись услугами специальных сайтов, таких как консультант-плюс.

Россия, как и другие страны, пытается активно привлекать иностранные инвестиции, поэтому государственное регулирование иностранных инвестиций является приоритетным направлением и находится в зоне постоянного внимания Правительства (см. ФЗ об иностранных инвестициях в Российской Федерации: законодательное регулирование).

На данный момент в России создана правовая база, включающая более 30 нормативно-правовых документов, регламентирующих взаимоотношения субъектов предпринимательства в области:

  • налогообложения;
  • использования иностранных инвестиций;
  • конкурсным процедурам в области централизованного размещения инвестиционных ресурсов и др.

Формы регулирования инвестиционной деятельности

Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности удобно разбить на три блока, как показано на рисунке.

Каждый из блоков включает в себя определенные меры государственного регулирования инвестиционной деятельности. Рассмотрим поподробнее каждый блок.

Создание благоприятных экономических условий

Инвестирование возможно только в том случае, когда инвестор видит, что его финансовые средства принесут прибыль. В каком случае это возможно?

Государственные органы власти, заинтересованные в увеличении инвестиций, должны обеспечить благоприятные условия для предпринимателей и инвесторов и использовать следующие методы инвестиционного государственного регулирования:

  • предоставление налоговых льгот инвесторам;
  • гибкая амортизационная политика;
  • создание условий для использования свободных средств населения и организаций;
  • возможность использования залоговых схем при кредитовании;
  • стимулирование развития лизинговых схем;
  • создание условия для формирования инвесторами собственных фондов развития;
  • возможность переоценки основных средств на темп инфляции;
  • возможность льготного использования природных ресурсов и земли при определенных условиях;
  • эффективная система антимонопольного регулирования;
  • создание институтов объективной рейтинговой оценки в помощь инвесторам.

Прямое участие государства в инвестиционной деятельности

В этом блоке государственное регулирование в инвестиционной сфере осуществляется в виде:

  • разработки и финансирования за счет федерального бюджета инвестиционных проектов, для реализации как российскими предпринимателями, а также и при участии иностранных инвесторов;
  • государственных гарантий по проектам, финансируемым из госбюджета;
  • предоставление на конкурсной основе средств из региональных и федерального бюджетов;
  • выпуск ценных бумаг для финансирования отдельных проектов;
  • заключения на состязательной основе концессионных соглашений с российскими и иностранными инвесторами;
  • возобновления финансирования законсервированных по каким-то причинам объектов, находящихся в государственной собственности;

Иные методы регулирования

Необходимость государственного регулирования инвестиционной деятельности проявляется в следующих действиях государства:

  • организация экспертизы инвестиционных проектов;
  • защита интересов субъектов инвестиционной деятельности как отечественных, так и иностранных.

Совет! Инвестору стоит изучить организации, оказывающие содействие инвесторам, так как часто их помощь бывает действительно полезной. Например, для проведения экспертизы качества проектов важна компетенция и квалификация экспертов. Поэтому велика вероятность, что квалифицированный специалист работает именно в такой организации.

Роль государства в инвестиционном процессе

Роль государства в социально-экономическом развитии обычно возрастает в периоды кризисов и снижается в периоды расцвета.

Именно государство обеспечивает соблюдение законности и стимулирует экономическое развитие, которое не возможно без таких действий со стороны государства, как:

  • взвешенная экономическая и структурная политика;
  • государственная поддержка предприятий различных форм собственности;
  • инвестиционная политика;
  • создание благоприятных инвестиционных условий для страны, региона, отдельного предприятия.

Государственное и правовое регулирование инвестиционной деятельности осуществляется федеральными и региональными органами управления.

Результативность их деятельности обусловлена тремя факторами:

  • политической стабильностью;
  • высоким уровнем профессионализма сотрудников, занимающихся осуществлением инвестиционной политики;
  • качеством институтов содействия инвестиционному процессу.

Роль государства в регулировании инвестиционной деятельности велика, а успех регулирования во многом зависит от его нацеленности на решение социальных целей и задач.

Государственное регулирование инвестиционного процесса представляет собой сложный механизм, состоящий из:

  • целей;
  • субъектов;
  • объектов;
  • средств регулирования.

Государственное и отраслевое регулирование инвестиционной деятельности

осуществляется при помощи двух видов методов:

  • прямого воздействия;
  • косвенного воздействия.

Методы прямого воздействия реализуются посредством использования следующих инструментов регулирования:

  • правового;
  • административного;
  • экономического.

Например, государственное регулирование инвестиционного проекта заключается в разработке и утверждении проекта, определении источников его финансирования, проведения экспертизы качества, определение источников финансирования. Все эти действия проводятся в рамках метода прямого воздействия.

Методы косвенного регулирования делятся на:

  • активно-структурные;
  • инструменты бюджетно-налоговой политики;
  • инструменты денежно-кредитной политики.

С другой стороны, регулирование инвестиционной деятельности может осуществляться при помощи административных и экономических методов.

Что такое: инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность

В экономической литературе часто применяются понятия инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность. Инвестиционная привлекательность это государственное регулирование всех процессов, прямо или косвенно связанных с инвестированием, которое ведет или к притоку или к оттоку инвестиций.

Государственное регулирование инвестиционного климата заключается в развитии инвестиционного потенциала и регулировании инвестиционных рисков.

Роль государства в регулировании инвестиционного процесса заключается в следующем:

  • государство выступает в качестве главного, фундаментального системообразующего фактора, так как разрабатывает и следит за использованием нормативно-правовой базы инвестиционного процесса, определяет общую стратегию развития инвестиционного рынка и правила поведения участников;
  • государство само является субъектом инвестиционной деятельности, так как финансирует многие проекты и получает прибыль от инвестиций.

Таким образом, именно государство создает оптимальные условия для осуществления инвестиционного процесса. Создаваемая нормативно –правовая база, налоговая система, система поддержки предпринимателей, судебная система, отношение к незыблемости частной собственности, — все это влияет на объем инвестиций, поступающий в экономику.

Совет! Не стоит отказываться от помощи специалистов, особенно, если инвестор планирует финансировать дорогостоящие проекты или проекты в других странах. Часто опыт специалиста помогает избежать финансовых потерь.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector