Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственная инвестиционная и инновационная политика

Государственная инвестиционная и инновационная политика

Важнейшими элементами стратегии развития любого предприятия являются инвестиционная и инновационная политика.

Инвестиции – это долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли. Инвестиции являются основой для обеспечения расширенного воспроизводства на предприятии, повышения качества продукции, ускорения НТП, создания новых рабочих мест и сбалансированного развития отраслей народного хозяйства.

В широком понимании инвестициями принято считать все виды материальных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в предпринимательскую деятельность (здания, оборудование, ноу-хау, денежные средства и другие ценности). В экономической теории и практике обычно разграничивают понятия «инвестиции» и «капитальные вложения». Капитальные вложения представляют собой более узкое понятие, так как предполагают вложение только в основной капитал предприятия (затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию, приобретение оборудования и т. д.).

Инвестиционная политика предприятия определяется как совокупность стратегических управленческих решений, касающихся способов привлечение и расходования ресурсов на инвестиционные цели. Характеристика основных типов и направлений инвестиционной стратегии базируется на классификациях источников инвестиций и направлений инвестиционной активности.

Каждый из возможных источников финансирования инвестиционной деятельности имеет особенности, обусловливающие его привлекательность или непривлекательность для предприятия. Критерием привлекательности, как правило, выступают реальность использования источника (его доступность); потенциальная емкость источника; экономическая эффективность использования и уровень риска пользования источником (с точки зрения требований возврата используемых средств или возможной утраты контроля над предприятием).

Максимальной доступностью характеризуются собственные средства предприятия (амортизационные отчисления, часть чистой прибыли, направляемая на накопление), которые ориентирует предприятие на максимальную экономическую эффективность их использования. Уровень риска утраты контроля над активами не велик. Этот источник, как наиболее естественный, должен стоять на первом месте в ряду вариантов стратегии привлечения средств.

Использование кредитных ресурсов также ориентирует предприятие на осуществление эффективных проектов, однако невысокое значение критерия доступности перечеркивает весьма привлекательные значения других критериев: фактически неограниченную потенциальную емкость источника и низкий риск утери контроля над правами и активами предприятия.

Если предприятие является акционером обществом, то может привлекаться такой источник инвестиций, как эмиссия ценных бумаг. Он акцентирует предприятие на высокую эффективность финансируемых проектов, так как для инвестора одним из основных мотивов приобретения ценных бумаг служит их доходность. Источник обладает значительной потенциальной емкостью, однако для ее реализации акционеров необходимо убедить в целесообразности вложений в намечаемые проекты, обосновать надежность и осуществимость планируемых инвестиций.

Риск утраты контроля может быть минимизирован путем обеспечения такой структуры акционерного капитала, в которой будут отсутствовать крупные держатели пакетов акций. Потенциальном источником инвестиций для предприятия выступают государственные инвестиции. Возможная емкость этого источника весьма велика, однако его доступность регулируется обычно внеэкономическими факторами. Второй составной частью инвестиционной политики предприятия является собственно инвестирование, т. е. расходование средств на осуществление инвестиционных проектов. Основными параметрами, определяющими целесообразность и эффективность инвестиционного проекта, принято считать степень соответствия проекта товарно-рыночной стратегии; масштаб проекта, т. е. его цена; длительность осуществления проекта; срок окупаемости инвестиций, включая подготовительный период-разработку необходимой документации, организационные усилия и т. п.

Для того чтобы выжить в условиях конкуренции на рынке, предприятие должно постоянно вводить новшества во все сферы своей деятельности. Поэтому научные исследования и разработки и их внедрение в производство становятся в настоящее время важным элементом предпринимательской деятельности, а инновационная деятельность является неотъемлемым условием эффективного развития предприятия.

Инновационная деятельность – это процесс, направленный на внедрение результатов научных исследований и разработок в предпринимательскую деятельность. Этот процесс может идти по следующим направлениям:

  • модернизация выпускаемой продукции и освоение новых видов продукции;
  • внедрение в производство новых прогрессивных технологий, оборудования, материалов;
  • внедрение в производство и управление информационных технологий;
  • применение новых методов и средств организации производства, труда и управления.

В общем виде инновационный процесс состоит из четырех этапов: первый этап заключается в проведении фундаментальных научных исследований и получении изобретения. На втором этапе осуществляются исследования прикладного характера, на третьем – экспериментальные разработки, а четвертый, заключительный, этап предполагает коммерциализацию полученного изобретения (начиная от запуска в производство нововведений).

Инвестиционная и инновационная политика предприятия взаимосвязаны и взаимообусловлены, так как реализация нововведений обязательно предполагает определение источников их финансирования, т. е. часть инвестиционных ресурсов направляется на инновации. На развитие инновационных процессов на предприятии оказывают влияние экономические, технологические, социальные, правовые и другие факторы. Одним из факторов, определяющих инновационную активность предприятия, является государственная поддержка инновационной деятельности. В России она призвана обеспечить увеличение ВВП за счет освоения новой продукции и технологий, повышение конкурентоспособности отечественных товаров и расширение на этой основе рынков сбыта, развитие научно-технического потенциала.

Основными направлениями инновационной политики РФ принято считать:

  • совершенствование нормативно-правовой базы инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, защиты интеллектуальной собственности;
  • развитие инфрастуктуры инновационного процесса;
  • создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности;
  • развитие малого инновационного предпринимательства и др.

Государственная инвестиционная и инновационная политика

Библиографическая ссылка на статью:
Гуляева Г.Г. Сущность инновационно-инвестиционной политики // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57747 (дата обращения: 02.02.2020).

В этот нестабильный период экономика нашей страны переживает существенные изменения, основной̆ целью которых является повышение качества жизни населения, модернизация производства, переход на качественный уровень ресурсосбережения, рост производительности труда, повышение конкурентоспособности продукции, выход на новый рынок. Надежной базой данных преобразований являются результаты инновационно-инвестиционной деятельности. Государству приходится решать новые задачи, такие как совершенствование площадок для инноваций, разработку программ по улучшению инновационного и инвестиционного климата в отечественной̆ экономике, необходимость выполнения регламента ВТО.

В развитии экономики страны существенную роль играет процесс формирования государственной инновационно-инвестиционной политики. Следствием реализации инновационно-инвестиционной политики выступает существенное изменение структуры народного хозяйства и повышения роли промышленных отраслей̆.

Сильное влияние на становление теории инновации оказал австралийский экономист Йозеф Шумпетер. Понятие «инновация» как категория экономики было введено в научный оборот экономистом Й. Шумпетером в работе «Теория экономического развития». Для Шумпетера данный термин означал изменение формы производственной функции [1]. С тех самых пор данное определение много раз дополнялось и, в зависимости от учений различных исследователей, описывалось по-разному.

В новой экономической энциклопедии содержится следующее определения:

Инновация – получение больших экономических результатов за счет внедрения новшеств; суть прогрессивной стратегии организации и государства в противовес бюрократическому типу развития [2];

Инновация – объективно необходимая составляющая развития любой экономики [2];

Инвестиции – один из ключевых факторов экономического роста, долгосрочные и краткосрочные вложения капитала, состоящие из капитальных затрат (вложений), затрат, связанных с приростом оборотного капитала (при расширении производства) [2];

Политика – процесс управления объектом (государством или организацией) в соответствии с поставленными целями и в условиях борьбы отдельных личностей за власть, ее использования и удержания. Включает в себе 2 главные составляющие – рациональную и нерациональную (субъективную) [2];

Инвестиционная политика – составляющая финансовой политики и направление экономической политики, связанное с формированием и наиболее эффективным использованием ограниченных инвестиционных ресурсов в стране [2].

В Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой форме капитальных вложений» трактуется следующее:

Инвестиции – это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество в т.ч. имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предприятий и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта [3].

Таким образом, инвестиционная политика страны представляет собой многогранную систему мер (деятельности) государства, направленную на формирование благоприятного инвестиционного климата и повышения эффективности рационального использования ресурсов инвестиций.

В Федеральном законе “О науке и государственной научно-технической политике” написано, что инновационная политика страны – это часть государственной социально-экономической политики, направленной на совершенствование государственного регулирования, развитие и стимулирование инновационной деятельности [4]. Другими словами, инновационная политика должна обеспечить увеличение ВВП страны за счет овладения производством существенно новых видов продукции (товаров) и технологий (техники), а также расширения рынков сбыта отечественных товаров.

Читать еще:  Инвестиционная стоимость это

Инновационная политика ошибочно понимается как самостоятельное направление экономической политики, ориентированное на поддержку инновационной деятельности. Методически верная трактовка – тип экономической политики, ориентированный на постоянное внедрение нового, в противность бюрократическому типу, отрицаемому нововведения.

Взаимодействие инновационных и инвестиционных процессов служит причиной необходимости смотреть на инновационную и инвестиционную политику как единое направление финансовой политики.

Из этого следует, что инновационно-инвестиционная политика страны – это направленная деятельность государства на совершенствование государственного регулирования, развития и стимулирования инновационной деятельности путем ее инвестирования для устойчивого развития экономики и решения важнейших задач социально-экономической системы государства.

В наше время по категории важности так же не уступают региональная инновационно-инвестиционная политика и инновационно-инвестиционная политика организаций. Данные политики тесно взаимодействуют между собой, но определяющей, несомненно, является инновационно-инвестиционная политика государства, так как именно данная политика должна активизировать субъекты инновационного процесса и инвестиционной деятельности на всех уровнях системы.

Целью инновационно-инвестиционной политики на макроэкономическом уровне является решение стратегически важных задач экономического роста на базе внедрения инноваций, ускорения технологического прогресса, развития фундаментальной и прикладной науки, интеграции страны в мировое хозяйство, создания благоприятного климата для инновационной и инвестиционной деятельности всех субъектов хозяйствования. Основные принципы данной политики показаны на рис. 1.

Следующими ключевыми моментами при создании инвестиционной политики является, характеризующийся как негативные факторы, неравномерность распределения инвестиционного потенциала по регионам и сильные расхождения в инвестиционных рисках в регионах России.

Целями региональной инновационно-инвестиционной политики являются создание научно обоснованной продукции, имеющей характеристику постоянно обновлять товары (продукты) и услуги за счет использования инновационных технологий, привлечение инвестиций, регулирование инновационной и инвестиционной деятельности в пользу региона.

Нужно отметить, что значительным аспектом при формировании инновационно-инвестиционной политики на уровне региона служит соответствие политики с государственными приоритетами, но по прогнозируемым результатам, она может не исключать преимущественную ориентацию на удовлетворение региональных интересов.

Рисунок 1 – Основные принципы инновационно-инвестиционной политики

В заключении нужно отметить, что инновационно-инвестиционная политика является комплексной частью экономической политики, направленной на развитие и расширение инвестиционного и инновационного потенциала региона.

Государственная инвестиционная и инновационная политика.

Преобразования российской экономики непосредственно связаны с перспективами технологического развития. Сложность этой проблемы заключается в том, что для обеспечения устой­чивого технологического процесса требуется определить не только его основные направления, в первую очередь требующие поддержки государства, но и технологический уровень, которого они должны достичь. Во всех отраслях экономики России присутствуют элемен­ты нескольких технологических укладов, они переплетаются друг с другом и находятся в своеобразном и тесном взаимодействии. В за­висимости от того, на приоритетное развитие какого технологиче­ского уклада направит свои усилия государство, возможны принци­пиально разные варианты технологического и экономического бу­дущего[96].

Например, индустриализация, проведенная в конце 1920-х го­дов, была успешно осуществлена во многом благодаря тому, что го­сударственная власть сделала ставку на решительное и быстрое вне­дрение принципиально нового технологического уклада.

Государственная инвестиционная политика должна формировать­ся в контексте долговременных целей и задач развития российской экономики. С позиций экономической безопасности необходима разра­ботка объективных критериев государственной поддержки отдельных инвестиционных проектов и программ. Кроме того, необходим четкий механизм управления инвестиционным процессом. Структура и адрес­ность государственной поддержки должны базироваться исходя из промышленной политики государства, определяющей приоритетные направления развития отдельных отраслей промышленности.

Государственная инвестиционная политика включает выбор кри­териев государственной поддержки в широком смысле, а не обяза­тельно бюджетные инвестиции. Необходимо определить методологи­ческую основу определения этих критериев. Можно выделить два подхода к определению критериев: технократический и экономиче­ский’.

Технократический подход исходит из принципа приоритета науч­но-технического прогресса и, следовательно, ориентирован на отрасли с «прорывными» технологиями.

Экономический подход базируется на экономических принци­пах применительно к условиям становления рыночного хозяйства. На практике должны использоваться не только экономические, но и «внеэкономические» критерии. Однако анализ инвестиционного потенциала и источников инвестирования показывает, что по­следние пока еще не определены. Кроме того, государственный и частный инвестиционный капитал ограничен. Поэтому при опре­делении критериев адресной государственной поддержки тех или иных программ пока следует руководствоваться экономическими критериями. По мере роста экономики, интенсивного наращива­ния инвестиционного потенциала соотношения между критериями будут меняться в сторону «внеэкономических», а государственная поддержка экономических объектов будет ослабевать.

Зарубежная практика показала тупиковый путь вложения ино­странных инвестиций в создание сборочных производств. В этом случае иностранный инвестор, сохраняя наукоемкие технологии, перелагает на предприятие осуществление малоквалифицированных операций.

При принятии решений, касающихся государственной поддержки инвестиционных программ, необходимо учитывать перспективы рос­та платежеспособного спроса (внутреннего и внешнего) на виды продукции или услуги, которые выйдут на рынок. Заслуживает под­держки тот инвестиционный проект, в продукции которого заинте­ресован платежеспособный потребитель, а также тот, что имеет конкурентные преимущества.

С позиции экономической безопасности необходимо учитывать мультипликативный эффект от реализации того или иного инвестици­онного проекта, увеличивающего развитие производства во взаимосвя­занных с ним отраслях (сырья, материалов, оборудования и т.п.). Муль­типликативные эффекты повышают платежеспособный спрос, увеличи­вают рабочие места, способствуют росту налоговой базы и в конечном счете ведут к оживлению и последующему подъему экономики.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется в разных формах:

• принятия законов и других нормативных актов, обеспечи­вающих регулирование отношений и защиту интересов участ­ников инвестиционно-инновационного процесса (в этой об­ласти ряд законов принят, однако правовое обеспечение дея­тельности неполно и несовершенно, что сдерживает приток инвестиций);

• выработки долгосрочной инвестиционной стратегии с уче­том показателей экономической безопасности и с определени­ем национальных и региональных приоритетов;

• прямого финансирования (безвозвратного и возвратного) важнейших социальных, экономических, научных, оборон­ных и других подобных объектов;

• косвенного воздействия на инвестиционный процесс с по­мощью амортизационной, налоговой, таможенной и иной политики;

• формирования и поддержки инвестиционно-инновационной инфраструктуры, опережающей подготовки и переподготов­ки персонала;

• приоритетности инвестиционной и инновационной полити­ки на федеральном и региональном уровне.

Можно констатировать, что экономическое развитие в течение 1999—2007 гг. привело к качественно новому социально-эконо­мическому положению России. Однако те факторы, которые лежа­ли в основе роста 1999—2007 гг. фактически больше не действуют. Необходим новый набор факторов экономического роста, который будет определять экономическую динамику. Формирование нового набора факторов зависит от выбранной экономической политики, а следовательно, от выбора новой модели экономического развития. Прежде всего нужна инвестиционная модель, при которой эконо­мический рост основан на масштабном увеличении притока инве­стиций в реальный (перерабатывающий) сектор экономики. Инве­стиционная модель включает переориентацию внутреннего совокуп­ного спроса с потребления на накопление, а также увеличение иностранных инвестиций.

Будучи страной, богатой природными ресурсами, Россия столк­нулась с дилеммой: нефть или промышленность? Это напоминает ситуацию, сложившуюся в Нидерландах в начале 1970 г., когда от­крытие крупных газовых месторождений сместило вектор занятости от промышленности в сторону деятельности с меньшей добавленной стоимостью. Поскольку рынок не был в состоянии найти точное равновесие, правительство Нидерландов было вынуждено совершить интервенцию при помощи целевой промышленной политики. В ко­нечном счете промышленное «опустошение» было преодолено, и се­годня секторы сферы услуг и высоких технологий ставят экономику Нидерландов в ряд наиболее развитых и диверсифицированных эко­номик в мире. Россия стоит на подобном перепутье, но она должна преодолеть чрезмерную зависимость от экспорта сырья для реставра­ции своей экономики. Экономический рост, основанный только на первичном секторе, непостоянен.

Среди сфер, приоритетных для государственного инвестирования, с учетом обеспечения экономической безопасности можно выделить:

• производства, ориентированные на вы­пуск импортозаменяющей продукции, включая промежуточ­ную, поставки которой были прекращены вследствие нару­шения производственно-экономических связей; предоставле­ние поддержки обусловлено важным значением этой продук­ции (при низком уровне рентабельности таких предприятий финансирование должно осуществляться при активном госу­дарственном участии);

Читать еще:  Окупаемость инвестиционного проекта это

• предприятия, ориентированные на выпуск конкурентоспо­собной продукции; их поддержка связана с необходимостью снижения издержек производства такой продукции по срав­нению с уровнем цен, устанавливаемых монопольными структурами;

• производства, на продукцию которых, согласно прогнозным оценкам, долгое время будет сохраняться повышенный спрос;

• предприятия, осваивающие выпуск новых видов продукции или продукции более высокого качества.

Если техническая система совершенствуется на базе неизменно­го технологического принципа, то с достижением некоторого уров­ня ее развития стоимость новых ее моделей растет как квадрат (или еще более высокая степень) прироста ее эффективности. Это пра­вило сформулировано применительно к технико-экономической динамике компьютерных систем американским исследователем Грошем. Правило Гроша является конкретным выражением более общего закона «убывающей производительности капитала», соглас­но которому’ прибыль от добавочного вложения капитала опрeделенного размера при неизменных прочих условиях хозяйствования будет меньше, чем прибыль от предшествующего вложения капита­ла того же размера в то же самое производство.

41. Структура российской экономики и ориентиры структурных преобразований

Хозяйственный комплекс России складывался постепенно, по мере освоения новых территорий, изменения институтов государственной власти, внутренней и внешней политики страны, а также в тесной связи с общими циклическими закономерностями развития экономики. Хаотичные экономические преобразования в 1990-е гг. ХХ в., сложившиеся с ошибками экономической политики советских времен, привели к глубокому экономическому кризису, объективными причинами которого явились:

  • серьезные диспропорции, накопившиеся в отраслевой структуре хозяйства;
  • монополизация экономики;
  • несостоятельность административно-распределительной системы управления экономикой;
  • высокая степень износа основных производственных фондов страны;
  • сокращение государственных инвестиций;
  • глубокий кризис финансовой системы;
  • разрыв сложившихся хозяйственных связей по производству и потреблению готовой продукции;
  • затягивание разработки и осуществления кардинальных экономических и социальных реформ в стране.

В результате экономического кризиса Россия уступила прежние позиции в мировом хозяйстве. В течение ХХ столетия удельный вес России (в современных границах) в населении мира сократился более чем вдвое, в производимом валовом продукте — почти второе. Доля России в мировой поверхности суши (13%) почти в 6 раз превышает долю России в мировом населении (2,2%) и более чем в 4 раза — долю России в мировом ВВП (3,1%), рассчитанном по паритетам покупательной способности валют.

Главный экономический показатель развития страны — это валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения, в нем отражаются уровень развития экономики, особенности ее структуры, эффективность функционирования отдельных отраслей, степень участия страны в мировых интеграционных процессах, объем инвестиций в экономику и качество жизни населения.

При всех сложностях современного периода развития Россия остается одной из богатейших стран мира, обладая уникальными запасами природных ресурсов, накопленным производственным, интеллектуальным, научно-техническим и культурным потенциалом.

Отраслевая структура — это совокупность отраслей хозяйственного комплекса, характеризующихся определенными пропорциями и взаимосвязями. В отраслевом плане структура хозяйственного комплекса представлена двумя сферами — материальным производством (производственная сфера) и непроизводственной сферой.

Основу хозяйственного комплекса составляет сфера материального производства, в которой занято более 2/3 от общей численности всего населения, занятого во всех сферах хозяйственной деятельности.

Производственная сфера включает:

  • отрасли, создающие материальные блага, — промышленность, сельское хозяйство, строительство;
  • отрасли, доставляющие материальные блага потребителю, — транспорт и связь;
  • отрасли, связанные с процессом производства в сфере обращения, — торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт, заготовки.

Непроизводственная сфера — это условное наименование отраслей экономики, результаты деятельности которых принимают преимущественно форму услуг. Международный валютный фонд выделяет следующие виды услуг: фрахт, другие транспортные услуги, туризм, прочие услуги. При этом к “прочим услугам” относят сравнительно новые виды деловых услуг, связанные с предпринимательством (профессиональные, управленческие, информационные, персональные, операционные, банковские, страховые и др.).

В России, в связи с ее сравнительно недавним вступлением на путь рыночных преобразований, действует несколько иная классификация. К непроизводственной сфере относят:

  • жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание населения;
  • пассажирский транспорт;
  • связь (по обслуживанию организаций и непроизводственной деятельности населения);
  • здравоохранение, физическую культуру;
  • социальное обеспечение;
  • образование;
  • науку и научное обслуживание;
  • культуру и искусство;
  • кредитование, финансирование и страхование;
  • государственное управление;
  • оборона и охрана общественного порядка.

Важнейшие межотраслевые комплексы России*

Обучение

Learning

Образование

Education

Исследования

Research

Комментарии

Commentaries

Статьи, книги, аналитика

Макроэкономика

Юрий Корчагин Как дышим в России Остались мы без футбола, без свободы перемещения, ограниченной опасениями коронавируса, с небольшими ожиданиями американских подвохов (больше никто такими подлостями не занимается, людям жизнь не отравляет. .

Экономика регионов

Кризис, санкции, а у Воронежской области за три квартала 2018 года 5,5% роста промышленного производства. Неплохо. Область в целом сравнительно успешно проходит период полисистемного кризиса в стране и международных санкций. Причем, тенденция стабильного роста ВРП, пусть и .

Человеческий капитал

Известно, что национальный человеческий капитал — главный драйвер и фактор процессов развития и роста экономики, общества и государства. Однако в последние десятилетия инвестиции в человеческий капитал снижались в долях ВВП. К тому же, они были в 2-3 раза и более ниже по .

Инвестиции и инновации

Под интеллектуальной собственностью в этом рейтинге понимаются изобретения (патенты), полезные модели и промышленные образцы. Их использование отражает в определенной степени научно-техническую креативность субъекта РФ, корпорации, фирмы, конкретного производства. В .

Кризисные явления в экономике

В условиях международных санкций каких-то особых тревожных опасений, ожиданий или даже разговоров насчет неких врагов в народе нет. Как жили, так и живем. Люди работают в обычном режиме, ежемесячно получают зарплату и пенсии. Магазины заполнены продовольствием и .

Региональные и муниципальные финансы

Долги регионов РФ велики. Они составляли на 1.01.2017г. по бюджетным кредитам 1,1 триллиона рублей, а всего — 2,2 трл руб. Долги весьма неравномерны и считать их необходимо на душу населения, тогда картина с долгами будет более ясной. Кто из губернаторов норовил жить в долг, а кто .

Бюджеты и межбюджетные отношения

Бюджетный упадок городов продолжается в 2016-2017 годах В рейтинге по бюджетной обеспеченности городов — миллионников за 2017 год лидеры — Ростов-на-Дону, Красноярск, Нижний Новгород, Новосибирск, Пермь. Самые бедные — Омск и Воронеж (см. рейтинг). В городах с низкой бюджетной обеспеченностью продолжают в первую очередь деградировать образование, культура, экология и инфраструктура, включая дороги. А бюджетно сильные города развиваются, хотя в связи с кризисом и у них проблем .

Инфляция

В годовом исчислении инфляция в стране составила в сентябре 2017г. Всего лишь 3% после 3,3% в августе, 3,9% в июле и 4,4% в июне. В целом годовая инфляция в РФ пока держится ниже целевого ориентира (таргета) Центробанка в 4% (к концу года). Высокая инфляция, а в пресловутых 90-х .

Информационные технологии и процессы в экономике и обществе

http://www.lerc.ru/?part=articles&art=1&page=183 В российской информационной системе, статистике, в средствах массовой информации наступили крутые перемены. И большинство из них со знаком минус. Словно ускоренно возвращаемся в советские времена по всем информационным .

РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

1.1. Финансовый рынок и место в нем рынка ценных бумаг Финансовый рынок — это рынок обращения финансовых активов. Действует он в форме совокупности кредитного рынка, рынка ценных бумаг (РЦБ), страхового рынка и других частных рынков, через которые происходит .

Информационно-инновационная экономика (экономика знаний)

Концепции, стратегии и программы развития России

Многие российские проблемы связаны с замедлением темпов роста ВВП. Всемирный банк прогнозирует рост ВВП РФ в 2018 году 1,7% ВВП. Standart & Poor’s Global .

Теория и практика государственного регулирования экономики

Мое поколение родилось и выросло в послевоенное время. Это было время восстановления страны, время быстрого роста экономики и одновременно время прекращения сталинских репрессий, освобождения людей от тотального страха перед ними, время хрущевской оттепели. Это .

Читать еще:  Стратегическое и инвестиционное планирование

Кризисы, финансы, экономика, развитие. Статьи ведущих экономистов РФ и наши комментарии.

Юрий Корчагин Когда надо было сохранять СССР? О прошлом, о распаде СССР возникают такие мысли и вопросы. Можно ли было сохранить СССР? И что для этого надо было сделать. Наиболее стабильным и растущим в части экономики СССР был в 1970-е годы. У СССР были союзники, и сам он .

Государственное регулирование экономики (учебное пособие). Логунов В.Н., Корчагин Ю.А.

ЛОГУНОВ В.Н., КОРЧАГИН Ю.А. Учебное пособие ББК 65.010.3 УДК ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ Логунов В.Н., Корчагин Ю.А. Государственное регулирование экономики. — Воронеж: ЦИРЭ, 2009.- 210с. .

Портреты вождей, злодеев и лидеров России ХХ века

20-02-2013 00:55:00 Маршал Жуков — о генералиссимусе Сталине «Чего стоят на самом деле его полководческие качества и «военный гений» «Чего стоят на самом деле его полководческие качества и «военный гений» В мае 1956 года министр обороны СССР маршал Жуков подготовил текст доклада, с которым ему предстояло выступить на .

Разное

Юрий Корчагин Внутренние проблемы для россиян более важны, нежели мировые В международной политике пока затишье. И это хорошо во всех отношениях. В Сирии Асад руководит страной по пословице пан или пропал. Хватит у него сил удержаться прочно во власти, то останется .

Корчагин Ю.А. Экономика регионов и региональное развитие

Согласно публичному заявлению губернатора Алексея Гордеева, в стране сложилась «дефективная система госуправления», которая «не способна противостоять коррупционным явлениям». Критика его коснулась в основном Правительства РФ. В то время как система управления страной полностью зависит от высшей власти — от Президента РФ. В частности, премьера подбирает Президент РФ, утверждает основных министров также он. Президент и ответственен за эффективность системы управления в .

Деньги, кредит, банки. Корчагин Ю.А. Учебное пособие.

УДК 336.7(075.8) ББК 65.262(2Рос)я73 К 72 Рецензенты: доктор экономических наук, профессор И. П. Богомолова; доктор экономических наук, профессор А.Н. Полозова. К 72 Корчагин Ю. А. Деньги Кредит Банки: Учебное пособие для студентов экономических специальностей. — .

Учебные пособия, конспекты лекций, методические указания

7.1. Общие сведения Динамические методы инвестиционного анализа учитывают динамику поступлений (доходов) и выплат (инвестиций) во времени. Делается это с помощью метода сложных процентов и дисконтирования платежей к одному и тому же моменту времени. Однако и эти методы ограниченны. Так самые первые поступления не совсем правильно приравнивать к самым последним. Первые поступления можно уже как-то использовать, в т.ч. в качестве инвестиций. А последние так использовать невозможно. .

Факты об инновационной политике России

Государственная инновационная политика – система взаимосвязанных институтов, разработанных в стране для ведения новаторской деятельности.

Инновационная политика государства призвана стимулировать рост ВВП путём создания уникальных продуктов и внедрения технологий, обеспечивающих лучшее качество с наименьшими затратами.

Инновационная политика государства

Инновационная система решает такие проблемы, как:

  • создание атмосферы, благоприятной для ведения новаторской деятельности;
  • развитие господдержки, повышение результативности ресурсов, выделяемых на инновации;
  • поддержка выпуска продукции на международной торговой площадке и роста экспортного потенциала.

A post shared by Агентство инноваций Москвы (@innoagency) on Apr 18, 2019 at 7:40am PDT

Качество политики, направленной на развитие новаторства, зависит от ряда факторов:

  1. Система налогообложения.
    Воплощение масштабных проектов требует денежных вложений. Часть этих средств государство получает путём изъятия доходов предприятий в виде налогов.
    Если инновации базируются на частных инвестициях, то налоговые взыскания должны быть минимальными для расширения возможностей частников в выпуске научно-технических товаров.
  2. Функционирование рынка.
    Ситуация, сложившаяся на рынке капиталов в стране, может по-разному влиять на развитие новаторской инициативы. Основными способами стимулирования инноваций в стране являются долгосрочные кредиты под низкие проценты, а также механизм использования ценных бумаг.
  3. Юридические аспекты.
    Государству необходимо разработать законодательную базу, регулирующую выдачу лицензий и патентов, поскольку без них невозможно существование научно-технического рынка. Закон регулирует рыночную передачу результатов интеллектуального труда.
  4. Кооперация бизнеса и науки.
    Стимулирование прогресса обеспечивается преобладанием научно-исследовательских центров и опытных организаций. Они наилучшим образом обеспечивают взаимодействие между наукой и промышленностью.
    Когда научная организация сама реализует продукцию, цена для потребителя ниже при высоком уровне новизны товара. Это объясняется тем, что реализуется продукт, рыночные перспективы которого ещё плохо изучили.
  5. Конкурентоспособность.
    Способность товара к конкуренции с аналогами определяет ориентацию рынка.
  6. Уровень экономического развития в стране-производителе.
    Снижение объёмов производства приводит к падению спроса на нововведения. Снижающиеся доходы государства вызывают уменьшение вложений в новаторскую деятельность. В свою очередь, снижение расходов на научный сектор приводит к падению оборота научной продукции.

Быстроменяющиеся внешние условия приводят к тому, что использовать один тип инновационной политики очень сложно. Чаще всего в инновационной системе прослеживаются черты нескольких из вышеприведённых видов.

Типы инновационной политики

  1. Политика технологического толчка.
    При выборе политики технологического толчка правительство определяет направления развития. Под них подбирают подходящие методы стимулирования. Разрабатываются госпрограммы, изыскиваются средства финансирования. Этот тип применим для долгосрочных проектов, реализация которых невозможна без значительных капиталовложений. Понятно, что реализовать их способны только крупные предприятия.
  2. Политика рыночной ориентации.
    Распределять ресурсы и выбирать приоритеты исследований при такой политике будут, базируясь на рыночных механизмах.
    Вмешательство государства сведено к минимуму. Это снижает прямое влияние органов госуправления, которые ограничивают инициативу и подавляют перспективную трансформацию рынка. Этот тип применим для краткосрочных и недорогих проектов, выполняемых отдельными фирмами.
  3. Политика социальной ориентации.
    В основе заложено социальное регулирование достижений прогресса. Все решения при таком виде инновационной политики принимают, базируясь на мнении общественности.
  4. Политика изменения экономической структуры.
    Предусматривает влияние инновационных технологий на решение социально-экономических проблем, на смену отраслевой структуры, на взаимодействие субъектов хозяйствования, уровень жизни и т. д. Такое влияние требует изменения механизмов управления развитием науки и техники.

Инновационная политика России

Несмотря на очевидный потенциал страны, роль России на мировом уровне в развитии инноваций оставляет желать лучшего. Длительная реабилитация страны после распада Советского Союза привела к отставанию в технологиях, нанесла удар по образованию.

Дальнейшее бездействие обернётся полной потерей конкурентоспособности на мировых рынках наукоемкой продукции. Одна из приоритетных задач новейшей экономики России – проведение эффективной инновационной политики.
Этим вопросом Правительство страны озадачено не первый год. Результатом кропотливой работы сегодня в политике инноваций РФ выделяют стратегическую и тактическую стороны.

Стратегия Российской Федерации в области инноваций на ближайшие годы:

  • внесение новейших технологических достижений в госструктуры и бюджетные организации;
  • модернизация кадровой политики на примере зарубежного опыта;
  • применение стимулирующих мер для развития бизнеса инноваций;
  • признание места России в мировых разработках, создание кластеров инноваций.

Для реализации столь амбициозных планов определили конкретные тактические шаги:

  • вовлечение частных капиталов и госфинансирование проектно-конструкторских разработок;
  • обеспечение необходимыми материалами, оборудованием и информацией;
  • подготовка кадров высокого уровня (внедрение профориентации в школах, открытие кружков и секций по роботизации и программированию и т. д.);
  • создание условий, адаптированных под законодательство страны, для развития новаторства.

При выполнении программы «Инновационная Россия 2020» планируется задействовать как можно больше субъектов за счёт их регионального технологического развития.

При построении программы Правительство РФ опиралось на такие стратегии разработки инновационной политики, как:

  • стратегия «переноса» – заключается в импорте достижений передовых стран в области технологий с дальнейшим усовершенствованием и созданием собственного комплекса;
  • стратегия «заимствования» – производство продукции, ранее изготовленной в других странах, с последующим созданием и развитием своей производственной базы;
  • стратегия «наращивания» – использование собственного потенциала с привлечением зарубежных специалистов и комплексов.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector