Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инвестиционное сотрудничество россии

Инвестиционное сотрудничество Российской Федерации со странами — членами БРИКС

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 01.07.2016 2016-07-01

Статья просмотрена: 620 раз

Библиографическое описание:

Ковалева, Е. И. Инвестиционное сотрудничество Российской Федерации со странами — членами БРИКС / Е. И. Ковалева, М. В. Ломакина. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2016. — № 13 (117). — С. 442-444. — URL: https://moluch.ru/archive/117/32480/ (дата обращения: 07.04.2020).

В данной статье проводится анализ инвестиционного сотрудничества стран-участниц объединения БРИКС. Рассматриваются накопленные, текущие и взаимные инвестиции этих стран, а также предлагаются рекомендации по повышению уровня взаимного сотрудничества в инвестиционной сфере.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционное сотрудничество, БРИКС

В процессе развития и расширения экономического взаимодействия России с развивающимися странами особую актуальность приобретает сфера инвестиций, поскольку без них невозможно обеспечить рост экономики, осуществить структурные сдвиги и модернизацию.

Интеграционное объединение БРИКС, включающее Бразилию, Россию, Индию, Китай и ЮАР, является одним из приоритетов в развитие внешнеэкономической политики Российской Федерации. На долю этих государств приходится более 30 % мирового ВВП, около 42 % населения мира, 30 % всей территории Земли, и, самое главное, страны БРИКС обладают огромными запасами природных ресурсов и полезных ископаемых, что повышает роль этих стран в мировом сообществе [6].

Инвестиционная сфера взаимодействует со многими актуальными направлениями экономического взаимодействия стран БРИКС, такое сотрудничество дает положительный эффект, вызывая увеличение торговых, валютно-финансовых и других экономических связей.

Для формирования устойчивого экономического взаимодействия необходима определенная степень взаимодополняемости сотрудничающих экономик. Для стран БРИКС характерно неравное распределение: Россия, Бразилия, ЮАР являются странами с преимущественно сырьевой ориентацией экспорта, Китай и Индия — с ориентацией на экспорт продукции обрабатывающей промышленности. При этом одновременно все страны БРИКС стремятся к структурным преобразованиям, модернизации экономик, развитию современных наукоемких производств. Усиление инвестиционного взаимодействия стран БРИКС может значительно усилить их структурную взаимоподдержку в развитии экономик и ускорить технологический процесс [5].

Инвестиционное сотрудничество является тем ориентиром, с помощью которого можно качественно изменить все экономические взаимосвязи между Россией и странами-членами БРИКС. В связи с этим особо возрастает заинтересованность России в прямых иностранных инвестициях (ПИИ), которые могут существенно улучшить экономическую ситуацию в стране.

В таблице 1 показано, что страны БРИКС занимают важное место в движении ПИИ в глобальной экономике.

Накопленные ПИИ стран БРИКС, млрд. долл. США

Страна

ПИИ встрану

ПИИ из страны

2000

2014

2000

2014

Доля БРИКС в мире, %

Составлено по данным: [7]

Как видно из таблицы 1 удельный вес стран БРИКС в мировых потоках ПИИ за период 2000–2014 гг. значительно вырос — по привлеченным инвестициям — почти в 3 раза, а по вкладываемым за рубежом — в 5 раз. В целом для группы БРИКС характерен быстрый рост объема накопленных ПИИ. В 2014 году они составили 3284,9 млрд. долл. США по привлеченным инвестициям и 2255,6 млрд. долл. США по вкладываемым за рубеж, причем наибольший вклад внесли Китай и Бразилия.

Эти выводы подтверждают данные по притоку текущих ПИИ, по которым в последние годы страны БРИКС занимают видные позиции в мировой экономике. Анализ текущих ПИИ стран БРИКС за 2014 г. представлен в таблице 2.

Текущие ПИИ стран БРИКС, 2014 год

Страна

ПИИ встрану

ПИИ из страны

Млрд. долл. США

Прирост,%

Доля, %

Млрд. долл. США

Прирост,%

Доля, %

Составлено по данным: [7]

Как видно из таблицы 2, в 2014 году только в Китае и ЮАР отток ПИИ был примерно равен их притоку, а для Бразилии и Индии приток ПИИ был больше их экспорта почти в 3 раза, а в России отток инвестиций превысил приток в более чем 3 раза. Это говорит о различиях в политике отдельных стран БРИКС по отношению к входящим и исходящим ПИИ, что сказывается на взаимных инвестициях.

Это подтверждают данные Банка России по накопленным ПИИ России в страны и из стран БРИКС, представленные в таблице 3. Доля инвестиций в Россию из стран БРИКС составляет 5,56 %, а инвестиции из России в страны БРИКС не превышает 1 %, что значительно ниже потенциальных возможностей экономик стран.

Накопленные ПИИ России встраны ииз стран БРИКС, млн. долл. США

Страна

ПИИ встрану, 2014г.

ПИИ из страны, 2014г.

Доля БРИКС в российских ПИИ, %

Составлено по данным: [1]

Низкая доля ПИИ в России обусловлена различными недостатками, встречающимися в данной сфере. К ним можно отнести законодательную и административную среду, недостаточную активность правительства в области обеспечения устойчивого развития, низкая культура предпринимательства, налогообложение, неразвитая транспортно-логистическая инфраструктура. Также к препятствиям для развития инвестиционного взаимодействия стран БРИКС необходимо отнести различные формальные и неформальные протекционистские барьеры, особенно в стратегических топливно-сырьевых отраслях. А именно в них имеется существенная заинтересованность стран БРИКС в инвестиционном сотрудничестве.

Среди важнейших институциональных предпосылок активизации инвестиционного сотрудничества стран можно назвать расширение прямых взаиморасчетов в национальных валютах членов БРИКС. Основной акцент в своей деятельности на данном этапе БРИКС делает на финансово-экономические вопросы, входящие в компетенцию «Группы двадцати», поскольку в данной сфере у всех стран БРИКС сложилась общность интересов стратегического характера. Партнеры по объединению БРИКС выступают за глубокую реформу финансово-экономической архитектуры, за ее приведение в соответствие с новыми реалиями мировой экономики, в которой появились и развиваются сразу несколько новых центров силы.

Читать еще:  Кредитное финансирование инвестиционных проектов

Первой значительной реформой в этой сфере стало учреждение Фонда валютных резервов и Банка развития БРИКС на шестом саммите стран-членов объединения. Новый Банк развития получил капитал в 100 млрд. долл. США, чтобы финансировать наиболее важные экономические проекты стран-участниц объединения БРИКС. Данный финансовый институт имел достаточно слабую первичную капитализацию. Его организаторам было заявлено, что «в течение следующих семи лет каждая из стран БРИКС внесет по 2 миллиарда долларов США в общий фонд банка. Китай вложит в этот фонд 41 млрд. долл. США, еще 5 млрд. долл. США внесет Южно-Африканская республика, тогда как Россия, Бразилия и Индия внесут в него по 18 млрд. долл. США из своих валютных резервов». Российские политики также считают, что Банк БРИКС способен создать альтернативу МВФ, задача которого будет заключаться в поддержке экономик этого блока [4].

Еще 100 млрд. долл. США составили Фонд валютного резерва. Это финансовое учреждение создано с целью финансирования инфраструктурных проектов в странах-членах БРИКС. Согласно подписанным документам, создаваемый Пул условных валют (Резервный фонд БРИКС) будет иметь функции, схожие с МВФ: в случае необходимости фонд будет оказывать финансовую помощь тем странам БРИКС, которые испытывают проблемы с платёжными балансами. Размер взноса каждой страны будет соответствовать размеру её экономики, при этом центральные банки БРИКС сохранят свои доли в составе золотовалютных резервов, а выделение финансовой помощи нуждающемуся члену БРИКС будет иметь привязку к соответствующей программе МВФ. Таким образом, каждая страна, решившая обратиться за помощью, должна обосновать свою заявку, указав, что испытывает проблемы с резким снижением курса национальной валюты. Таким образом, была заложена основа макроэкономической координации пяти стран [5].

Поэтому улучшение инвестиционного климата является важнейшей задачей для России, которая касается не только иностранных, но и внутренних инвесторов. Достижение новых результатов в этой области позволит стабилизировать положение в экономике, выйти на путь экономического роста и улучшить положение Российской Федерации в мировой экономике. К способам улучшения инвестклимата можно отнести следующие шаги:

‒ расширить объемы и число сфер приложения инвестиций;

‒ разработать и внедрить основные принципы инвестирования для всех стран БРИКС, которые будут нацелены на формирование дружественного инвестиционного климата и обеспечения уверенности у инвесторов;

‒ разработать механизм софинансирования проектов в традиционных отраслях экономики и сферах устойчивого развития;

‒ развивать взаимодействие по вопросам сотрудничества малого и среднего бизнеса, обеспечивать обмен информацией и опытом;

‒ содействовать созданию и развитию высокотехнологичных производств, соответствующих тенденциям и потребностям развития экономики в настоящее время.

Таким образом, проведя анализ инвестиционного сотрудничества России странами-членами БРИКС, мы можем сделать вывод о крайне незначительных показателях в данной сфере. Необходимо углублять инвестиционное взаимодействие, активизации инвестиционного партнерства стран БРИКС необходим контроль как на межгосударственном, так и национальном уровне.

Инвестиционное сотрудничество

Что такое инвестиционное сотрудничество?

Инвестиционное сотрудничество является одним из видов международных экономических партнерских отношений, которые имеют устойчивый характер и распространяются за рамками границ самих государств. Суть заключается в объединении совместных усилий двух или нескольких стран для достижения таких целей, которые бы пошли на пользу им всем. При этом задействуются необходимые материально-технические и денежные ресурсы. На сегодняшний день существует масса видов таких отношений.

Основные виды международных инвестиционных отношений

  • Вся суть современных рыночных отношений в основном заключается в экспорте (вывозе) или импорте (ввозе) услуг или товаров. Данная внешнеэкономическая связь является основной формой партнёрства между несколькими странами и образует этим такой вид деятельности, как международная торговля. Способность стран к выходу торговли на международный уровень говорит о том, что они экономически развиваются. Поскольку многие государства теперь нуждаются в международном товарообмене, заключение подобных договоров позволяет удовлетворить потребности одной страны, а второй при этом иметь некий доход с этой помощи.
  • Ещё одним из основных видов международных экономических отношений является международные производственные кооперации. Суть таких экономических отношений заключается в создании какой-либо продукции совместными усилиями. Например, одна из стран производит необходимые компоненты к готовой продукции. А другая страна завершает процесс изготовления на основе этих компонентов. Международные производственные связи представляют собой очень прочные партнёрские отношения, в которых участвуют самостоятельные предприятия государств.
  • Международным научно-техническим отношениям является такой вид партнёрских отношений, при котором объединяются усилия нескольких стран для развития научно-технического прогресса. Как правило, он имеет возмездный характер. Цели достигаются благодаря совместному планированию, анализу, созданию каких-либо проектов в научно-технической зоне.
  • Международный инвестиционный вид партнёрских отношений строится на основе объединения совместных усилий двух или больше государств. Целью таких отношений является досижение лучших результатов в экономической сфере за счёт взаимных интересов. Происходит межгосударственное разделение труда, происходит обновление экономической структуры участвующих производств. Основными направлениями международных инвестиционных сотрудничеств как правило является нефтедобывная промышленность, металлургическая и экономическая сфера деятельности, транспортные объекты, добыча полезных ископаемых и.т.д. Также деятельность может быть направлена на заграничные предприятия государств, которые нуждаются в расширении, реконструкции, модернизации и при этом требуют вмешательства нескольких стран для достижения желаемых результатов.
  • Общие производственные предприятия действуют на основе объединения необходимых человеческих и технических ресурсов минимум двух государств. В результате подобного слияния образовывается новое предприятие. Если во время экономического прогресса у одной из стран уровень капитала составит 100%, то это предприятие перестаёт быть совместным достоянием и приобретает автономность. Лидирующими странами в создании общих межгосударственных предприятий являются Германия, Америка, Великобритания, Швеция, Финляндия. Наиболее эксплуатируемые отросли в данном виде партнёрских отношений является табачная и пищевая промышленность, энергетическая, транспортная, торговая деятельность, общепиты.
  • Партнёрство на основе разделения между государствами определённой продукции. Такой вид международных экономических связей заключается в частичном или полном финансировании определённого проекта. При этом иностранными партнёрами покрываются поточные расходы финансируемого предприятия.
  • Международные отношения, которые заключаются в переработке предоставленного сырья в полуфабрикаты или готовую продукцию. Происходит по принципу экспорта в определённое государство сырья, которое там подвергается производственной обработке. После чего происходит импорт полуфабрикатов или готовой продукции. Алюминиевая промышленность, нефтеперерабатывающие компании активно прибегают к данному виду партнёрства.
  • Международные экономические отношения, которые заключаются в подписании договора между государствами, в результате которого в аренду и эксплуатацию одно государство берёт у другого на нужное время часть земельных ресурсов, эксплуатирует природные ресурсы этого государства, различные предприятия или иные объекты хозяйственной деятельности. При данном виде партнерства взаимно удовлетворяются интересы обеих стран, заключивших соглашение.
  • Сфера международного туризма на сегодняшний день является весьма выгодной и процветающей формой международных рыночных отношений. Сама по себе туристическая предпринимательская деятельность является источником поступления денежной валюты в бюджет страны. При этом данная отросль отлично обеспечивает уровень занятости среди населения. Западноевропейские государства являются лидерами в развитии международного туризма, поскольку около 70% всемирного туристического оборота выпадает именно на этот регион.
  • Лизинговый вид международного сотрудничества заключается в том, что между несколькими государствами заключает международный договор, на основании которого долгосрочного арендования транспортных средств. При этом на время действия договора за арендодателем держится право на собственность предмета договора. Лизинговые операции успешно осуществляются такими лидирующими странами, как Германия, Америка, Япония.
  • Франчайзинговый международные партнёрские отношения предствляет собой систему отношений, на основе заключения определённых контрактов между несколькими государствами. Механизм таких отношений заключается в том, что одно государство представляет собой франчайзер-компанию, которая предоставляет франчайзи-компании другой страны право на использование определённой торговой марки и полный пакет обязательств и прав. То есть выдают франшизу. При этом за компанией-франчайзи закрепляется полная экономическая и юридическая самостоятельность, как обладателя покупки.
Читать еще:  Отношения между субъектами инвестиционной деятельности

Таким образом, любые международные виды инвестиционных сотрудничеств несут позитивный характер для обеих стран, заключивших между собой определённый договор. В результате чего получают выгодные последствия таких отношений, поднимают экономический уровень государства, выводят имеющиеся производства на уровень нового формата, создают новые прибыльные проекты, обеспечивают себе новое место на международном торговом рынке. При этом, любое международное сотрудничество нуждается во вложении денежных ресурсов. Но при успешном достижении поставленных задач государство получает высокий доход, который полностью покрывает предыдущие растраты.

3. Инвестиционное и производственное сотрудничество

Инвестиционное сотрудничество России со странами СНГ хотя и расширяется, но его общие размеры настолько малы, что позволяют говорить о сколько-нибудь существенных взаимовлиянии и взаимной заинтересованности только применительно к отдельным странам и секторам.

По данным Центрального Банка (ЦБ) РФ, накопленные прямые инвестиции России в экономику стран Содружества увеличились с 1,54 млрд долл. на начало 2001 г. до 12,9 млрд долл. на начало 2009

г., т. е. в 8,4 раза (последний показатель уменьшился из-за кризисной переоценки активов по сравнению с началом 2008 г., когда он достигал 15 млрд долл.). Доля же СНГ в общем объеме накопленных прямых инвестиций РФ за рубежом снизилась за 2001-2008 гг. с более 8 % до 6 % (подробнее о динамике накопленных прямых инвестиций России в странах СНГ и прямых инвестиций из СНГ в РФ в Приложении 21).

За тот же период удельный вес России в суммарных накопленных прямых иностранных инвестициях в СНГ несколько вырос с менее 7 % до 9 % (напомним: в импорте товаров государствами Содружества доля РФ достигает 1/3). Однако, за средним показателем скрываются серьезные упущения на ключевых рынках. Так, к началу 2010 г. по размеру накопленных прямых иностранных инвестиций в экономике Казахстана Россия с долей в 1,4 % даже не входила в список десяти крупнейших зарубежных партнеров, занимала шестое место в таком списке в Азербайджане с 1,7 % (на середину 2009 г.) и четвертое место в украинской экономике с 6,7 % (при этом около 80 % иностранных инвестиций в Украину приходилось на страны ЕС).

Вместе с тем, значительно выше среднего по СНГ показатель инвестиционной активности России в Белоруссии — 40 % валового притока прямых инвестиций из-за рубежа за 2007-2009 гг., в том числе 58 % в 2009 г. Большая часть российских прямых инвестиций в экономику Белоруссии представлена платежами «Газпрома» в связи с приобретением пакетов акций белорусско- российского совместного предприятия на базе собственности ОАО «Белтрансгаз», а также вложениями в уставные капиталы белорусских банков.

Накопленные прямые инвестиции из СНГ в экономику России, хотя и увеличились за 2001-2008 гг. в 7 раз, по-прежнему очень малы —

880 млн долл., или 0,4 % ко всем таким иностранным инвестициям в РФ (0,2 % до переоценки активов из-за кризиса). Некоторое усиление инвестиционной активности в России в предкризисный период наблюдалось со стороны корпоративных структур из Казахстана и Украины. Белорусские прямые инвестиции в РФ в чистом виде составили немногим более 20 млн долл. за три последних года.

Читать еще:  Сущность цели и задачи инвестиционного менеджмента

Если инвестиции из государств Содружества являются малозначимым ресурсом для российской экономики, то активная инвестиционная позиция в СНГ, адресная работа по стратегически важным для нашей страны активам в этом регионе представляют одно из ключевых условий устойчивого, поступательного развития отечественного хозяйства.

На постсоветском пространстве для России сохраняется возможность эффективной кооперации в ряде отраслей, прежде всего в сфере добычи и переработки полезных ископаемых, энергетике, но также в средне- и высокотехнологичных секторах промышленности.

Взаимовыгодным является сотрудничество России и Казахстана в сфере освоения минеральных ресурсов.

Реалистичным и уже реализуемым направлением развития сотрудничества России со странами Центральной Азии является участие в осуществлении крупномасштабных инвестиционных проектов сооружения гидроэлектростанций (например, Рогунской ГЭС и Зеравшанской ГЭС в Таджикистане, Нарын- ской и Камбаратинских ГЭС в Киргизии), строительстве ЛЭП, позволяющих поставлять электроэнергию в Россию и на других направлениях. Наша страна может выступить в качестве инвестора (вместе с международными финансовыми организациями), поставщика оборудования для строящихся объектов, импортера электроэнергии.

Что касается обрабатывающей промышленности, очевидные преимущества имеет кооперация между Россией и Украиной в ряде отраслей машиностроения, прежде всего в производстве железнодорожной техники, горно-шахтного, металлургического и энергетического оборудования, авиастроении. В этих секторах Украина обладает большим производственным потенциалом и уникальными разработками, по ряду параметров превосходя Россию.

Взаимодействие в авиакосмической области — одно из наиболее перспективных направлений сотрудничества России с партнерами по СНГ, обладающими для этого материальными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами. Оно может стать важным компонентом инновационной модернизации национальных экономик этих стран и способствовать укреплению их конкурентных позиций в мировой экономике. Авиационные и космические технологии, по оценкам экспертов, относятся к числу 10-15 макротехнологий из общего их числа примерно в 50, которые Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина способны, при условии координации действий и объединения усилий, предложить мировому рынку.

Перспективы сотрудничества в агросфере видятся в совместном развитии инфраструктуры продовольственного рынка (строительство хранилищ, оптовых рынков, терминалов и других структур), в сокращении числа посредников при продвижении продукции от производителей к покупателям на основе создания системы регулярных межбиржевых торгов и других форм электронной торговли, а также прямых контрактов между участниками единой товаропроводящей системы аграрного рынка. Создание такой системы позволит максимально использовать уже существующие и действующие национальные товаропроводящие сети, улучшить снабжение населения качественными продуктами питания по оптимальным ценам, повысить активность субъектов агропродовольственных рынков.

В силу географического положения России и стран СНГ все более актуальным становятся углубление сотрудничества в сфере транспорта, поиск механизмов согласования интересов в данной области. В настоящее время Россия и другие страны Содружества сталкиваются с растущими транспортными ограничениями развития взаимных торгово-экономических связей, а также связей с третьими странами, с проблемами использования и наращивания своего транзитного потенциала. Основными направлениями сотрудничества являются совместное развитие транспортной инфраструктуры и, в частности, создание на основе современных технологий международных транспортных коридоров (МТК), формирование общего транспортного пространства, которое пока не перешло в практическую плоскость из-за существующих трудностей в согласовании интересов между государствами СНГ, ограниченных финансовых возможностей стран-участниц.

Существует достаточно высокая степень взаимозависимости России и стран СНГ в транспортной сфере, что создает как благоприятные возможности, так и риски для совместной работы. В частности, обла-дая развитой трубопроводной системой и реализуя новые проекты в этой области, Россия в состоянии обеспечивать удобный транзит нефти и газа из центральноазиатских республик на мировой рынок (прежде всего в Европу).

Через Украину и Белоруссию осуществляется 2/3 нашего экспорта газа. Высокая транзитная зависимость провоцировала и провоцирует необоснованные претензии стран-транзитеров, уже обернувшиеся для России значительными убытками. Решение данной проблемы возможно, помимо развития минующей эти страны экспортной инфраструктуры, посредством получения доступа к их газотранспортным системам, в т. ч. через совместные (международные) управляющие структуры. В свою очередь, при существенной роли этих же государств в обеспечении российского экспорта нефти и нефтепродуктов наличие у России целого ряда альтернативных маршрутов не позволяет им оказывать какое-либо ощутимое давление в этой области.

Значительны перевозки российских экспортных грузов через страны СНГ по железным и автомобильным дорогам. Через Белоруссию и, в большей степени, Украину осуществляются масштабные поставки на европейский рынок минерального сырья, топлива, черных и цветных металлов и другой продукции. Кроме того, в украинских портах ежегодно происходит перевалка до 40 млн т российских экспортных грузов (10 % от перевалки в портах России), предназначенных для всех региональных рынков. В частности, в Украине располагается специализированный терминал Южный (конечный пункт аммиакопровода Тольятти- Одесса), через который переваливается 60 % экспортируемого Россией аммиака. В России подобные терминалы до сих пор отсутствуют. Через территорию Казахстана осуществляются экспортные поставки в Центральную Азию и Западный Китай.

В настоящее время назрела потребность в разработке инвестиционной стратегии России в СНГ, определяющей ключевые, стратегически важные для функционирования отечественных отраслей и производств активы в СНГ, а также тактику, механизмы и инструменты налаживания взаимовыгодного сотрудничества в управлении такими активами. Это важно и для выстраивания эффективных цепочек приращения стоимости во главе с российскими компаниями, и для стимулирования интеграционных процессов за счет развития производственно-технологической и сбытовой кооперации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector