Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Макроэкономические предпосылки активизации инвестиционного процесса

Инвестиционный менеджмент. Тест для самопроверки

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов.

Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Маркетинговая стратегия при разработке инвестиционного проекта
анализ спроса
анализ спроса и конкуренции
исследование рынка и разработка стратегии поведения фирмы (предприятия) на нем после реализации проекта

2. Региональная инвестиционная программа – это …
форма организации развития региона с выделением приоритетных направлений инвестиционных затрат
привлечение средств областного и муниципальных (районных) бюджетов
набор инвестиционных проектов

3. Суть государственной структурной промышленной политики
поддержка жилищного строительства, малого бизнеса, конверсия оборонных отраслей и т.п.
отраслевые приоритеты («точки роста»)
поддержка национальной технической базы, направленная на сохранение и развитие «критических технологий», упускать которые недопустимо из-за снижения безопасности страны

4. Улучшение инвестиционного климата
политическая стабильность
финансовая стабилизация
создание условий экономического роста

5. Низкая инвестиционная активность предпринимателей связана с …
недостаточной государственной поддержкой
инерцией прошлого (массовое сохранение иждивенческой психологии, порождающей инфантильность)
слабой приспособленностью к требованиям рынка
низкой деловой и управленческой культурой

6. Макроэкономические предпосылки активизации инвестиционного процесса
подавление инфляции
снижение банковского процента
упорядочение системы налогообложения
ослабление жесткости денежной политики и увеличение внутреннего спроса

7. Развитие венчурного капитала связано с развитием … бизнеса.
малого
среднего
крупного

8. Эксплуатационные издержки – это …
производственные издержки
производственные и сбытовые издержки, так называемые полные
полные издержки минус амортизация

9. Инвестиции в физические активы — это …
производственные здания, сооружения, машины и оборудование
основные фонды и оборотные средства
инвестиции в материальные активы

10. Изучение конъюнктуры инвестиционного рынка включает …
наблюдение за текущей активностью (мониторинг показателей спроса, предложения)
анализ текущей конъюнктуры
прогнозирование конъюнктуры рынка

11. Технико-экономическое обоснование инвестиций — это …
документ, обосновывающий целесообразность и эффективность инвестиций в разрабатываемый проект
документ, в котором детализируются и уточняются решения, принятые на предынвестиционной стадии
метод выбора стратегических решений проекта

12. Рынок объектов реального инвестирования
рынок недвижимости
рынок капиталов
земельный рынок

13. Стадия строительства
план производства строительных работ
план строительных, монтажных и пуско-наладочных работ
комплексный план, включающий сетевой график выполнения работ, технологические карты, оперативно-диспетчерское управление и т. д.

14. Управление инвестиционной деятельностью на макроуровне
управление инвестиционным проектом
оценка состояния и прогнозирования инвестиционного рынка
финансовое обеспечение проекта

15. Роль финансово-промышленных групп в развитии инвестиционного процесса …
значительная
незначительная

Макроэкономические предпосылки инвестиций

Источником инвестиций в экономике страны являются сбережения, основой накопления которых служит производимый ВВП. Если ВВП обозначить как Y, личное потребление — С, государственные расходы (госпотребление) на закупку товаров и услуг —G, инвестиции — I, то справедливо следующее равенство:

Y – C – G = I

Приведенное уравнение называется основным тождеством национальных счетов, которое утверждает, что сбережения равны инвестициям. Выражение Y -C -Gназывается национальными сбережениями, это часть ВВП, которая остается после того, как был удовлетворен спрос потребителей. Обозначим так называемые чистые налоги – общие налоговые поступления за вычетом безвозмездных выплат из бюджета (трансфертов) – индексом Т. Национальные сбережения можно разбить на две части:

1) частные сбережения Sp =Y — Т – C –это личные сбережения населения и предпринимательские сбережения;

2) государственные сбережения Sg = T – G –это поступления государству (чистые налоги) за вычетом государственных закупок. Если расходы превышают поступления, то государство имеет дефицитный бюджет и его сбережения отрицательны.

С учетом принятых обозначений можно представить уравнение основного тождества национальных счетов в развернутом виде:

I = (Y – T – C) + (T – G)

Инвестиции в правой части уравнения в свою очередь можно разделить на государственные (Ig) и частные (Ip). Тогда правомерно:

Данное выражение позволяет сделать ряд выводов. Прежде всего, видна возможность использования доли частных сбережений на покрытие дефицита государственного бюджета, что и происходит в последние годы в экономике России. При этом данная доля теряется для инвестиций. С другой стороны, в условиях уменьшения ВВП возможность выделения в бюджетных средствах государственных инвестиций резко сокращается, что усиливает важность создания благоприятных правовых и экономических условий привлечения для инвестиций частных сбережений.

В то же время прямое государственное финансирование в последние годы в условиях дефицитности федерального и региональных бюджетов планируется по преимуществу для чрезвычайных программ и проектов. В частности, к ним относятся программа строительства жилья для военнослужащих и лиц, уволенных в запас, программы по ликвидации последствий всевозможных катастроф, программы уменьшения вредных воздействий на окружающую среду, предотвращения затопления и подтопления городов, населенных пунктов и хозяйственных объектов и т.п.

Что касается инвестиций в производственную сферу, то здесь, прежде всего, планируются и рассматриваются в Правительстве РФ программы безопасности атомных электростанций, развития энергетики Дальнего Востока и Восточной Сибири, российской фармацевтической, медицинской, аэрокосмической промышленности, агропромышленного комплекса.

Из всего вышесказанного можно заключить, что сбережения и инвестиции являются взаимосвязанными категориями. Сбережения являются потенциальными инвестициями, а инвестиции выступают как реализованные сбережения, направленные на получение экономического или социального эффекта. Чем благоприятнее экономические и социальные условия, чем выше степень безопасности вложений, тем больше сбережений превращается в инвестиции. В развитых странах, где созданы достаточно надежные условия для безопасности сбережений, практически все сбережения становятся инвестициями. В условиях замены наличного денежного оборота электронными карточками даже деньги, предназначенные для текущего потребления, с помощью финансовой системы вовлекаются в инвестиционный процесс.

По-иному обстоит дело в условиях нестабильной ситуации. Здесь далеко не все сбережения превращаются в инвестиции. В условиях высокой инфляции население, да и предприятия стремятся побыстрее превратить деньги в товарные запасы или в иностранную валюту. Это приводит к тому, что значительная часть сбережений выпадает из инвестиционного процесса.

Соотношение между потреблением и сбережением является важнейшим фактором, который определяет уровень инвестиций в масштабах общества. Причем от этого соотношения зависит не только сегодняшнее, но и завтрашнее потребление. Чем больше общество проедает сегодня, тем меньше оно сберегает, а следовательно, тем меньше уровень инвестиций. В свою очередь, чем меньше уровень инвестиций сегодня, тем меньше возможностей для увеличения уровня потребления в будущем. Сама же пропорция между потреблением и сбережением определяется достигнутым уровнем производительности труда и уровнем доходов населения. К другим факторам, которые характеризуют способность общественного механизма превращать сбережения в инвестиции, относятся: безопасность вложений, уровень прибыли на инвестиции, степень организованности финансового рынка.

Модуль 2. Инвестиционный анализ

Глава 2.1. Предварительное обоснование инвестиций

2.1.1. Составление списка альтернативных инвестиций

2.1.2. Подготовка прогноза денежных потоков для инвестиционного проекта.

2.1.3. Расчет ставки дисконтирования

2.1.4. Определение текущих стоимостей денежных потоков при выбранной ставке дисконтирования

1. Теоретические аспекты государственного регулирования инвестиционной деятельности > Экономическое

^ 3. Предпосылки активизации инвестиционного процесса

в Республике Казахстан

Дальнейшее экономическое развитие Казахстана возможно только при осуществлении перспективной научно- обоснованной социально- экономической политики, учитывающей национальный и международный опыт и опирающейся на понимание закономерностей экономической динамики рынка.

Назревшей объективной необходимостью является определение и научно-обоснованный выбор стратегии наиболее эффективного вовлечения финансового потенциала населения в инвестиционный процесс и выработки важнейших принципов формирования государственной политики, и подходов к экономическому взаимодействию основных хозяйствующих субъектов смешанной экономики: физических лиц, домохозяйств, предприятий и государства, участвующих в инвестиционном процессе.

Большое значение в этом процессе должны сыграть меры налогового стимулирования склонности населения Казахстана к сбережениям.

В связи с вышесказанным, большой интерес представляет опыт экономически развитых стран в стимулировании сбережений населения и трансформации их в инвестиции. Безусловно, инвестиционные институты, специализирующиеся на работе с населением, за рубежом имеют много больше опыта, широкую поддержку населения, их доверие не подрывается периодическими крупными и мелкими кризисами, приводящими к обесценению сбережений, однако, это далеко не все, что определяет успехи этой отрасли в развитых странах. Немаловажной оказывается помощь, которую инвесторам оказывает государство. Но нужно иметь в виду, что помощь оказывается не институтам коллективного инвестирования, государство стимулирует сбережения своих граждан. Желание властей помочь тем, кто стремится к финансовой независимости, не желая садиться на шею государства в преклонном возрасте, выглядит разумным. Список мировых чемпионов по норме сбережений возглавляет Сингапур, где норма валовых накоплений в 1995 году составил 51 %, далее идет Таиланд и Корея по 35 %, Малайзия 32 %.

Читать еще:  Инновационная и инвестиционная политика

Мнение о том, что рынок имеет предел своей регулирующей способности, наглядно подтверждается всей сферой формирования индивидуального капитала. Бездействие государства в этой сфере дорого обходится экономике страны. Пробелы в этой области ставят естественные пределы на пути дальнейшего повышения нормы накопления.

В мировой практике известны три возможных элемента налоговых льгот, предназначенных для стимулирования сбережений частных вкладчиков:

  • « Безналоговый вход», то есть схема, при которой сумма сделанного взноса не включается в налогооблагаемую базу инвестора;
  • « Безналоговое сбережение», при котором не взимается налог на прибыль от реализации активов и доход, возникающий при росте инвестиционных средств;
  • « Безналоговый выход», то есть налоговые льготы, предоставляющиеся инвестору при получении последним сбереженных средств.

В каждой стране действует свое законодательство, и схемы, безусловно, могут отличаться одна от другой, однако все они построены на комбинации этих элементов. В целом меры налогового стимулирования можно разделить на три группы:

  • Стимулирование сбережений в целом;
  • Стимулирование пенсионных накоплений;
  • Стимулирование строительных сбережений в той или иной форме.

Как правило, основные льготы предоставляются частным инвесторам, использующим разного рода пенсионные схемы. Так, в Швеции из облагаемого подоходным налогом дохода вычитываются дивиденды и проценты по некоторым сберегательным инвестиционным программам. В ряде стран ( Великобритания, Италия, Канада, Франция, Япония) применяется снижение налогообложения доходов акционеров, в Бельгии из совокупного налогооблагаемого дохода вычитается прибыль розничных инвесторов от роста курсовой стоимости ценных бумаг. В Испании предоставляется налоговый кредит на сумму средств, потраченных для приобретения ценных бумаг, а в Италии, Канаде, Финляндии и Франции такой кредит распространяется на полученные инвестором дивиденды. Кроме этого, в Люксембурге и Японии используются схемы, при которых из объектов налогообложения исключаются инвестиции в венчурные компании, устанавливаются необлагаемый подоходным налогом минимум при получении дивидендов. В Германии, Канаде, Франции используется необлагаемый подоходным налогом минимум при росте курсовой стоимости ценных бумаг. Некоторые страны устанавливают минимальные сроки инвестирования, лишь по прошествии которых вступают в действие льготы. Так, в Дании освобождаются инвесторы от выплаты налога на прибыль от роста курсовой стоимости ценных бумаг, если средства были инвестированы на срок более трех лет, а в Люксембурге законодатели установили льготы при вложении денежных средств на срок более одного года. Это вполне резонно, так как не дает возможности использовать псевдо инвестиции для уклонения от уплаты налогов.

Во Франции открытое стимулирование образования накоплений в зависимости от способа размещения средств и вида инвестиций также осуществляется на основе предоставления налоговых льгот. Законодательно определены максимальные суммы вкладов и накоплений, которые не облагаются налогом. Однако для доходов с капитала во Франции не существует общей нормы, которая бы определяла размер необлагаемый налогом суммы.

Наряду с так называемой сберегательной книгой « А» ( « Livret A» французского сберегательного банка и почты), а также « синей» сберегательной книгой ( « Livret bleu» des Credit Mutuel), с помощью которых одно лицо в льготном налоговом режиме (процентный доход с капитала не облагается налогом) может накопить до 100 000 FF, в 1994 г. был разработан и стал применяться так называемый народный накопительный план « Plan d’Epargne Populaire», который позволяет накопить на протяжении 8-ми лет сумму до 600 000 FF ( для семьи максимальная сумма накоплений до 1200 000 FF) в льготном налоговом режиме.

Но в первую очередь, льготы предоставляются инвесторам при сбережениях по пенсионным схемам. Наибольший опыт накоплен американскими коллективными инвесторами. В США существует система индивидуальных пенсионных счетов ( Individual Retirement Account, IRA), позволяющий гражданам США ежегодно вкладывать во взаимные фонды до 2000 долларов с отсрочкой уплаты налога на прибыль до момента снятия со счета денежных средств. Снимать средства с такого счета можно начиная с возраста 59 с половиной лет, можно и раньше, но тогда снятие средств наказывается 10 % штрафом. Открыв счет, можно на нем держать не только денежные средства, ценные бумаги, и на золото. Кроме этого, в США ставка подоходного налога для пенсионеров ниже, чем для работающих, что создает дополнительные льготы для инвесторов.

Кроме этого в США существуют и так называемые образовательные счета (Educational IRA) для детей, позволяющие откладывать до 500 долларов в год с налогообложением, аналогичным Roth IRA ( с той лишь разницей, что деньги должны быть сняты до достижения пользователем счета 30- летнего возраста). Средства, накопленные по такой схеме, можно использовать на оплату образования, расходы по жилью, оплату учебников. Можно использовать эти деньги и на образование другого члена семьи, не обязательно только владельца счета. Достаточно интересно выглядят расчеты для Еducational IRA.

Кроме стимулирования пенсионных накоплений, в развитых странах широко развиты системы стимулирования строительных сбережений. Одной из весьма распространенных форм стимулирования является выплата премий сберегателям строительных сберегательных банков.

В Бельгии не существует системы специально разработанных мер, направленных на стимулирование накопительной деятельности граждан. Здесь применяется- правда, в ограниченном объеме,- договорная система премирования накоплений с гарантированным правом на получение ссуды. После того как существовавшая в 40-е годы коллективная система строительных сбережений (немецкая модель) по окончании второй мировой войны была упразднена, в начале 70-х годов некоторые кредитные институты разработали и ввели договорную систему премирования накоплений как форму дальнейшего развития так называемых « сбережений на свадьбу». Вкладчики, которые обязуются на протяжении продолжительного отрезка времени совершать регулярные накопительные платежи, получают право на начисление более высокой процентной ставки по своему вкладу или на получение премии и ипотечной ссуды на условиях, выгодно отличающихся от принятых на данный момент на рынке кредитных услуг. Доход с капитала облагается 15 % налогом, который удерживается непосредственно банком.

В регионах Бельгии ( Брюссель, Фламия и Валлония) применяется система премирования лиц, покупающих или строящих свою первую квартиру. Размер такой разовой премии и условия ее получения в различных регионах разные, причем размер премии довольно часто меняется. Иногда выделение премии связывается с принятием застройщиком или покупателем ипотечной ссуды на определенных условиях; немаловажную роль при этом может играть также наличие в семье одного или нескольких несовершеннолетних детей; решающим критерием может стать также и уровень потребительского качества будущей квартиры.

Кроме того применяются процентные дотации и льготные кредиты. Во всех регионах Бельгии малообеспеченные и многодетные семьи получают в различной форме процентные дотации или социальные кредиты. Зачастую гарантом таких ссуд выступает региональное правительство.

В настоящее время в Финляндии не практикуется применение системы мер государственного стимулирования образованию накоплений по той схеме, как это делается, например, в Германии с помощью премий. Государство поддерживает процесс образования молодыми людьми (от 18 до 30 лет) накоплений на жилищное строительство, выплачивая на протяжении первых 6 лет проценты по взятому кредиту на строительство при условии, что как минимум 20 % необходимого для строительства / покупки их первой квартиры капитала молодые люди накопили сами.

В рамках социального жилищного строительства финское государство предоставляет через специальный фонд льготные кредиты для социальных групп населения с низким уровнем доходов.

Инвесторы с высоким уровнем доходов, по отношению к которым применяется более высокая налоговая ставка, платят индивидуальный дополнительный налог на процентные доходы, пользуясь при этом разницей между базовой ставкой подоходного налога и льготной в рамках данной программы.

Таким образом, в политическом и правовом плане в Республике Казахстан создан весьма благоприятный инвестиционный климат.

Читать еще:  Инвестиционная деятельность сущность субъекты и объекты

Поэтому мировая общественность относится в настоящее время к Казахстану с большим доверием. Это основано на социальной и политической стабильности, на созданной законодательной базе,- что позволяет надеяться на большой приток инвестиций в приоритетные отрасли экономики и повышение ее экономического потенциала.

6.1 Макроэкономическое регулирование инвестиционного процесса

В странах с разным уровнем развития рыночных отношений государство, независимо от формы собственности инвестора, вмешивается в его инвестиционную деятельность. В теории существует два крайних подхода относительно вмешательства государства в инвестиционный процесс. В первом случае государство берет на себя как можно большую часть функций инвестора (концентрацию капитала, обеспечение проектно-сметной документацией, материально-техническими ресурсами, распределение доходов от инвестиций и пр.), во втором — предоставляет максимальную свободу действия инвесторам. В этом случае государство влияет на инвестиционный процесс только лишь через макроэкономические регуляторы: налоговую, амортизационную, кредитную политику, систему санкций и субсидий.

В проблеме регулирования инвестиционного процесса ключевым является вопрос определения доли бюджетного финансирования в общем объеме инвестиций. Именно государственные инвестиции в структуру бюджета во многом влияют на его исполнение и уровень дефицита.

Сокращение государственных инвестиций и увеличение доли вложений предприятий за счет собственных фондов не изменило соотношения форм собственности, но привело к сокращению государственной поддержки традиционно малорентабельных инвестиционных отраслей: машиностроения, деревообработки, промышленности строительных материалов.

Сокращение производства в этих отраслях вызвало падение в еще больших размерах производства в капитальном строительстве. Поэтому в настоящее время инвестиционная сфера и тесно связанные с ней отрасли производства требуют значительной государственной поддержки.

Вместе с тем бюджетные ассигнования как источник инвестиций не должны составлять львиной доли, как это было в 80х годах (около 90%).

Разработка методики определения перспективной структуры инвестиций по формам собственности — это важнейшее направление

макроэкономического регулирования инвестиционного процесса. При этом следует иметь в виду, что государственные инвестиции в условиях рынка, как правило, не являются обособленным источником финансирования. Новые методы государственной инвестиционной политики — это участие в совместном финансировании проектов, предоставление кредитов по сниженным учетным ставкам, финансирование проектов за счет выпуска ценных бумаг, формирование портфелей финансовых инвестиций. Все меньшее место в этих методах должно занимать прямое дотирование и субсидирование со стороны государства. Главным критерием государственных вложений в экономику должны стать их эффективность, скорейшая отдача.

Вместе с тем всегда будут отрасли и производства, невыгодные для коммерческого капитала, особенно в переходном периоде. Это, прежде всего, объекты производственной и социальной инфраструктуры. Однако по мере развития этой сферы их инвестиционная привлекательность будет повышаться, например за счет строительства платных автомагистралей. По другим объектам инфраструктуры, где достигается только социальный эффект, назрела необходимость разработки специальной методики его определения. Новые подходы к участию госбюджетных средств в финансировании инвестиций требуют также улучшения деятельности органов, отвечающих за эффективность их использования. В целом рациональное соотношение административных и рыночных методов регулирования инвестиционной деятельности в переходном периоде постепенно будет изменяться через замещение старых методов новыми.

Первоосновой государственного регулирования инвестиционной деятельности является определение приоритетов вложений, т.е. направление инвестиций в те сферы и отрасли, которые обеспечат расширение воспроизводства, скорейшую отдачу и повышение жизненного уровня населения. В основу определения приоритетов распределения государственных н привлечения негосударственных инвестиций положены следующие принципиальные ориентиры:

постепенный переход к экономически обоснованному направлению инвестиций и сокращение вложений на поддержку убыточных малорентабельных производств;

полный отказ от финансирования социальной сферы по остаточному принципу, первоочередное направление инвестиций в производство товаров народного потребления;

переход от административных методов управления инвестиционной сферой (включая государственных инвесторов) к рыночным методам через налоги, амортизацию, кредиты;

замещение полного госбюджетного финансирования проектов долевым участием государства;

финансирование этих проектов за счет финансовых инвестиций через

выпуск и размещение ценных государственных бумаг.

Руководствуясь этими принципами, можно выделить основные приоритеты, которые являются регуляторами при распределении государственных инвестиций и воздействуют на привлечение инвестиционных ресурсов из негосударственного сектора.

Приоритетное финансирование предполагает преимущественное направление инвестиций в те или иные отрасли и производства. С этой точки зрения Украина, по нашему мнению, имеет ряд отличий от Российской Федерации.

Государственная инвестиционная политика Украины на современном этапе развития экономики должна руководствоваться следующими группами приоритетов:

Развитие и модернизация топливно-энергетического комплекса, создание собственной базы и инфраструктуры энергоносителей, внедрение энергосберегающих технологий.

Структурная перестройка народного хозяйства, научно обоснованная конверсия производства. Развитие инфраструктурных отраслей с использованием инновационных проектов. Реконструкция и создание новых, экологически чистых производств.

Инвестирование отраслей и производств, способствующих расширению конкурентной среды, развитию приватизации и предпринимательства.

Вариантное инвестирование и государственная поддержка производств, нуждающихся в обновлении фондов и имеющих значительный инновационный потенциал, который может обеспечить технический и технологический прорыв, существенный прирост объемов производства.

Инвестирование производств, где возможно их эффективное перепрофилирование, санация или вертикальное слияние.

Инвестирование ликвидации неперспективных, технологически отсталых, заведомо убыточных производств.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется с соблюдением последовательности вышеизложенных приоритетов при оценке инвестиционных проектов. Государственное регулирование инвестиционной деятельности на микроструктурном уровне осуществляется через систему нормативов и преференций (льгот).

Нормативы амортизационных отчислений призваны обеспечить повышение эффективности использования основных фондов, их быстрое обновление, т.е. стимулировать инвестиционный процесс.

По ряду причин амортизация в последние годы перестала выполнять свою воспроизводственную функцию. Неверно начисленная амортизация существенно влияет на размеры прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Предприятия сегодня сами определяют направления использования прибыли, и это вольно или невольно приводит к ее переливу в

фонд потребления, т.е. к «проеданию» средств, предназначенных на воспроизводство основных фондов. Эта тенденция присуща всем странам переходного периода, однако у нас она угрожает полным развалом материальной базы производства.

Вероятно, необходимо изучить вопрос о временном возврате к практике нормирования прибыли, направляемой в фонды развития производства.

Амортизационных отчислений становится сегодня недостаточно для финансирования замены выбывающих фондов новыми. Это происходит потому, что базой для нормирования является первоначальная стоимость фондов, которые постоянно обесцениваются.

Для восстановления воспроизводственных функций амортизации нужна систематическая переоценка основных фондов, причем переоценка опережающая, определяющая их будущую восстановительную стоимость. Это позволит формировать на предприятиях реальные источники воспроизводственных процессов, создавать предпосылки движения к современным рыночным контурам экономики.

Международный опыт свидетельствует о высоких результатах проводимой амортизационной политики. Так, в 70х годах в США расширение налоговых льгот и применение норм ускоренной амортизации способствовало быстрому списанию устаревших средств производства и сосредоточению ресурсов на структурной перестройке — инвестировании новой техники и технологии. С начала 80х годов не действуют налоговые ограничения амортизации, что привело к исчислению реальных сроков службы и сроков возмещения стоимости. Так, сроки возмещения стоимости легковых автомобилей, грузовиков, исследовательского оборудования составляют порядка 3 лет, других видов машин и оборудования — 5 лет, производственных зданий и сооружений — от 10 до 15 лет.

В западных странах существует также практика применения более высоких норм амортизации на начальном периоде эксплуатации оборудования с последующим их снижением, что позволяет корпорациям в первые годы эксплуатации увеличивать издержки производства и снижать величину прибыли, подлежащей налогообложению. Ускоренная амортизация стимулирует интенсивное обновление средств производства, препятствует их моральному износу и сдерживает инфляционные процессы. Практика ускоренной амортизации в наших условиях позволит активизировать обновление основного капитала, вывести из производственных схем часть устаревшего оборудования, существенно интенсифицировать воспроизводственный процесс.

Большое значение в деле государственного регулирования инвестиционной деятельности имеет гибкий налоговый механизм. Налогообложение инвестиций — это форма воздействия государства на сокращение сроков и повышение качества в инвестиционной сфере. Налоги на инвестиции могут стимулировать активность инвесторов, но могут и

сдерживать ее. Как правило, государство через налоги стимулирует производство новых видов продукции, развитие объектов производственных и социальных инфраструктур, влияет на сокращение о6ъемов незавершенного строительства.

Многие государства создали обширную законодательную базу льгот и стимулов инвестиционной деятельности. Например, в Финляндии действует закон, согласно которому разрешается аккумулирование средств на инвестиции в сельском хозяйстве до 30% годового дохода, в промышленности — до 20%. Во Франции в рамках индикативных планов правительство управляет практически половиной всего валового национального продукта.

Читать еще:  Финансовые вложения представляют собой инвестиции в

В развитых западных странах широкое распространение получил инвестиционный налоговый кредит, предоставляемый для ускорения обновления производственного аппарата и снижения налогооблагаемой прибыли на сумму инвестиций направляемых на приобретение новой техники и технологии. По своей сути инвестиционный налоговый кредит — это форма субсидирования приобретения и установки новейшего оборудования, например, налоговая скидка в размере 6% на оборудование со сроком службы 3 года, в размере 10% — на инвестиции в крупное технологическое оборудование и т.д.

Таким образом, в мировой практике система налогообложения является основным рычагом воздействия государства на деятельность предприятий и корпораций, регулирования пропорций производства, обмена, распределения и потребления. Она стимулирует деловую и инвестиционную активность, инициативу товаропроизводителей, повышение эффективности производства.

Обложению налогом подлежит нераспределенная прибыль, то есть прибыль, полученная в течение года, за вычетом из нее амортизационных отчислений, платежей в счет ссудных процентов, расходов на благотворительные цели, различного рода выплат в связи с неустойками и потерями в ходе хозяйственного процесса. Каждая из разновидностей этих вычетов регламентируется государством, чтобы размеры нераспределенной прибыли искусственно не занижались.

Принципиальным отличием систем налогообложения от административно устанавливаемых нормативных систем является тот факт, что они всегда регламентируются налоговым законодательством. Законы о налогах определяют виды налогов, категории плательщиков, объекты налогообложения, принципы определения расчетной базы, минимальные ставки налогов, перечень и размер льгот.

Исходя из вышеизложенного макроэкономическое регулирование инвестиционных процессов в Украине со стороны государства должно основываться на гибкой амортизационной политике, совершенной системе налогообложения инвестиций, включая налоговые льготы на инвестиции в социальную сферу, производство товаров народного потребления и оказание услуг населению

Что касается финансово-кредитной политики государства и ее влияния на инвестиционный процесс, то она осуществляется через установление центральными банками пониженных учетных ставок (рефинансирование), что приводит к снижению процентных ставок по депозитам в коммерческих банках и оживлению инвестиционной активности.

Другой мерой, стимулирующей инвестиционную активность, является увеличение норм обязательных резервов для коммерческих банков, что способствует привлечению ресурсов для инвестирования.

Выпуск государством ценных бумаг и размещение их в коммерческих банках (госзаем) с последующей продажей на вторичных рынках также осуществляется для формирования источников инвестиций.

Прямые субсидии государства в частный сектор экономики осуществляются крайне редко. Да и инвесторы из-за высоких налогов на инвестиции предпочитают пользоваться банковским кредитом.

Макроэкономические предпосылки активизации инвестиционного процесса

Настоящая статья посвящена исследованию влияния макросреды на безопасность и активизацию инвестиционной деятельности в национальной экономике. Инвестиции неоиндустриального типа – наукоемкие, высокотехнологичные и инновационные – рассматриваются как ключевое условие устойчивого преодоления деиндустриализации производительных сил и перехода экономики России к новой парадигме неоиндустриальной модернизации. В соответствии с теорией экономической безопасности обобщающим, комплексным индикатором безопасности и устойчивости таких инвестиций является норма валового накопления, которая в условиях их капиталоемкого и инновационного характера должна быть не ниже 28–30 % ВВП. Построены экономико-математические модели, подтверждающие достаточно существенную взаимосвязь между динамикой валовых инвестиций в основной капитал и динамикой валовой прибыли как потенциального финансового источника инвестиций в преобладающей части отраслей экономики РФ. Такая тенденция в динамике капитальных вложений и прибыли в то же время указывает на необходимость качественного улучшения макросреды для стимулирования инвестиционной активности.

Настоящая статья посвящена исследованию влияния макросреды на безопасность и активизацию инвестиционной деятельности в национальной экономике. Инвестиции неоиндустриального типа – наукоемкие, высокотехнологичные и инновационные – рассматриваются как ключевое условие устойчивого преодоления деиндустриализации производительных сил и перехода экономики России к новой парадигме неоиндустриальной модернизации. В соответствии с теорией экономической безопасности обобщающим, комплексным индикатором безопасности и устойчивости таких инвестиций является норма валового накопления, которая в условиях их капиталоемкого и инновационного характера должна быть не ниже 28–30 % ВВП. Построены экономико-математические модели, подтверждающие достаточно существенную взаимосвязь между динамикой валовых инвестиций в основной капитал и динамикой валовой прибыли как потенциального финансового источника инвестиций в преобладающей части отраслей экономики РФ. Такая тенденция в динамике капитальных вложений и прибыли в то же время указывает на необходимость качественного улучшения макросреды для стимулирования инвестиционной активности. Выявлены основные макроэкономические факторы, сдерживающие инвестиционно-инновационную активность в отечественной экономике. На этом фоне в контексте соблюдения индикаторов экономической безоппасности конкретизированы основные составляющие благоприятного экономического климата, способные обеспечить безопасность и активизацию инвестиционной деятельности в РФ.

‘> Входит в РИНЦ ® : да

‘> Цитирований в РИНЦ ® : 32

‘> Входит в ядро РИНЦ ® : нет

‘> Цитирований из ядра РИНЦ ® : 0

‘> Норм. цитируемость по журналу: 49,284

‘> Импакт-фактор журнала в РИНЦ: 0,44

‘> Норм. цитируемость по направлению: 11,21

‘> Дециль в рейтинге по направлению: 1

‘> Тематическое направление: Economics and business

‘> Просмотров: 115 (75)

‘> Включено в подборки: 61

‘> Всего отзывов: 0

This article describes the influence of the «macro environment» on the safety and surge of investment activity in national economy. Neo-industrial type of investments in science-based, knowledge intensive and innovative sectors of economy are considered as a key condition for tackling the problem of productive forces de-industrialization and for transiting Russian economy to a new paradigm of the neo-industrial modernization. According to the theory of economic safety, a generalizing and integrated indicator of stability and safety of these investments is the rate of gross capital formation, which by reference to their capital-intensive and innovative nature, must not be lower than 28–30 % of GDP. The developed economic and mathematical models confirm relationship between the dynamics of gross fixed capital investment and the gross profit margin dynamics as a potential source of financial investments in the most sectors of economy in the Russian Federation. However, this trend in capital investment and profits points to the need for qualitative improving macro environment to stimulate investment activity.

This article describes the influence of the «macro environment» on the safety and surge of investment activity in national economy. Neo-industrial type of investments in science-based, knowledge intensive and innovative sectors of economy are considered as a key condition for tackling the problem of productive forces de-industrialization and for transiting Russian economy to a new paradigm of the neo-industrial modernization. According to the theory of economic safety, a generalizing and integrated indicator of stability and safety of these investments is the rate of gross capital formation, which by reference to their capital-intensive and innovative nature, must not be lower than 28–30 % of GDP. The developed economic and mathematical models confirm relationship between the dynamics of gross fixed capital investment and the gross profit margin dynamics as a potential source of financial investments in the most sectors of economy in the Russian Federation. However, this trend in capital investment and profits points to the need for qualitative improving macro environment to stimulate investment activity. The author has revealed the basic macroeconomic factors acting as a deterrent to investment and innovation activity in Russian economy such as the severity of tax burden for Russian producers, a significant gap between the key interest rate and the level of economic profitability, numerous investment risks, massive «illegal» outflow of capital abroad and others. The basic components of a favorable economic environment for providing safety and surge of investment activity in the Russian Federation have been detailed, including incentive taxation; compliance with the main macrofinancial relationship (level of profitability of > key rate > interest rates on deposits > inflation), investment activity risks insurance, and performance budgeting

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector