Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Механизм реализации инвестиционной политики государства

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И МЕХАНИЗМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Стратегической целью государственной инвестиционной политики является модернизация экономики, способная обеспечить эффективное экономическое развитие России.

В процессе достижения этой цели должны быть решены следующие задачи:

— повышение технического уровня производственного аппарата;

— ускорение темпов экономического роста;

— обеспечение качественно новой структуры экономики, преодоление диспропорций, структурно-технической несбалансированности народного хозяйства;

— создание конкурентоспособных экспортных производств в обрабатывающих отраслях промышленности, сельском хозяйстве, обеспечивающих эффективные внешнеэкономические связи Российской Федерации;

— создание высокотехнологичного инвестиционного комплекса, способного удовлетворять потребности экономики в инвестиционных товарах и услугах высокого качества.

Государственное регулирование инвестиционного процесса призвано не отменять принципы и механизмы рыночного хозяйствования, а способствовать их дополнению. Методы регулирования классифицируются на следующие:

— прямые: непосредственное управление инвестициями через министерства и ведомства; финансирование федеральных целевых программ;

— косвенные: применение налогового регулирования, инвестиционный кредит, бюджетные дотации и ссуды.

Приоритетными направлениями государственной инвестиционной политики на современном этапе признаны комплексное обновление производственной и непроизводственной инфраструктуры и содействие научно-техническому прогрессу, прежде всего в сферах высоких технологий.

Инвестиции выражают широкий круг экономических отношений. Под инвестициями в общем виде понимается авансирование денежных средств для получения дохода.

В законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации» инвестиции рассматриваются как «денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта».

Регулирование инвестиционной деятельности в России, осуществляемое путем направления капитальных вложений, предусматривает две формы:

— прямое участие государства в инвестиционной деятельности;

— создание государством благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности.

Государство устанавливает правовые и экономические основы инвестиционной деятельности. Это права инвесторов, обязанности субъектов инвестиционной деятельности, отношения между субъектами инвестиционной деятельности (на базе государственного контракта). Государство запрещает капитальные вложения в объекты, создание и использование которых не соответствуют законодательству Российской Федерации и утвержденным стандартам (нормам и правилам).

Государственное регулирование инвестиционной деятельности в форме прямого участия государства проводится по следующим главным направлениям:

— разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

— формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирование их за счет средств федерального бюджета;

— предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета (бюджета развития Российской Федерации), а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

— размещение на конкурентной основе для финансирования инвестиционных проектов средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации на возвратной и срочной основах с уплатой процентов. Возможно закрепление в государственной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества;

— разработка и утверждение стандартов (норм и правил) и контроль за их соблюдением;

— предоставление концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством РФ;

— проведение экспертизы инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, и проектов, имеющих важное значение независимо от источников финансирования и форм собственности.

Экспертиза инвестиционных проектов проводится в целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права физических, юридических лиц и интересы государства или не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности осуществляемых капитальных вложений.

Перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, образуют федеральные инвестиционные программы, а за счет средств бюджетов субъектов РФ — региональные инвестиционные программы.

К приоритетам государственной инвестиционной политики следует отнести те направления инвестирования, действие рыночных факторов которых может дать результаты, не совпадающие с долгосрочными национально-государственными интересами. Они включают:

— импортозамещающие производства, в том числе проекты с участием стратегических инвесторов из-за рубежа;

— глубокую переработку сырья и топлива, составляющих основу экспорта;

— наукоемкие производства в области создания принципиально новых материалов, средств связи и др.;

— высокотехнологичный сектор экономики (оборонно-промышленный комплекс, авиационную, биологическую промышленность и др.);

— социальную инфраструктуру некоммерческого характера: здравоохранение, образование, науку, культуру, которые не могут развиваться без прямой государственной поддержки.

Государство защищает интересы инвесторов независимо от форм собственности и при этом гарантирует субъектам инвестиционной деятельности:

— обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности;

— гласность в обсуждении инвестиционных проектов;

— стабильность прав субъектов инвестиционной деятельности;

— совершенствование системы налогов путем установления специальных налоговых режимов субъектам инвестиционной деятельности, определения механизмов начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

— предоставление льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;

— проведение переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

— регулирование условий инвестиционной деятельности посредством кредитной, антимонопольной политики и других мер.

Защита национальной экономики в связи с иностранными инвестициями. Под защитой национального хозяйства в связи с осуществлением иностранных инвестиций понимается защита:

— от создания экологически грязных производств;

— от оттока валютных средств из экономики;

— стратегически важных отраслей национальной экономики от засилья иностранного капитала;

— природных ресурсов от их нерационального использования.

Определенные виды деятельности являются государственной монополией и закрыты для иностранных инвестиций. К ним относятся:

— производство любых видов оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, пиротехнических изделий, а также ремонт боевого оружия;

— изготовление и реализация наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ;

— посев, возделывание и сбыт культур, содержащих наркотические и ядовитыевещества;

— переработка руд драгоценных металлов, радиоактивных и редкоземельных элементов;

— производство ликероводочных, табачных изделий и др.

Ограничение на деятельность иностранных компаний существует и в западных странах. Смысл подобных ограничений состоит в том, чтобы держать под национальным контролем важнейшие системы жизнеобеспечения страны, а также избежать чрезмерной зависимости некоторых особенно важных отраслей экономики от решений, принимаемых за пределами национальных рубежей.

Инвестиционная политика и механизмы её реализации.

Инвестиционная политика государства — комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством, по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью повышения инвестиционной активности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.

Цель инвестиционной политики государства — реализация стратегического плана экономического и социального развития страны, активизация инвестиционной деятельности для подъема отечественной экономики и повышения эффективности общественного производства.

Под механизмом реализации инвестиционной политики понимают форму взаимодействия органов власти и субъектов инвестиционной деятельности.

Механизм реализации инвестиционной политики включает:

1. управленческие задачи в инвестиционной сфере;

2. указание на конкретные органы власти, приводящие в действие механизм

3. закрепленный объем государственных ресурсов для целей реализации задач инвестиционной политики;

4. закрепленные нормативными правовыми актами правила использования общественных ресурсов

Государственное регулирование в сфере занятости.

В России органами власти проводится регулирование занятости населения при помощи применения различных форм, средств и методов, которые прямо или косвенно воздействуют на население и стимулируют пробуждение их интересов в сфере самореализации человека, как одного из механизмов рыночной системы.

Методы государственного регулирования в сфере занятости делятся на:

Читать еще:  Стратегия инвестиционной деятельности фирмы

Прямые методы непосредственно определяют состояние, образ действия и результаты деятельности хозяйствующих субъектов, реализуясь в создании фондов и разработке специальных программ занятости; установлении систем оплаты труда и форм договорных отношений и т.д.

Основными прямыми регуляторами являются: государственный заказ (тренд), квоты, лицензии, прямое бюджетное финансирование, целевые государственные программы.

Косвенные методы создают заинтересованность субъектов хозяйствования в определенных действиях и реализуются преимущественно через механизмы налоговой и кредитной политики.

Государственная политика в сфере образования.

Государственная политика в сфере образования представляет собой совокупность различных мероприятий, действий, решений государственных органов, объединенных общей целью – поступательным развитием российского образования.

Российская Федерация провозглашает область образования одним из приоритетов государственной политики.

Курс на приоритетность сферы образования государство реализует посредством:

1. создания развитой нормативно-правовой базы

2. формирования самостоятельной отрасли законодательства в сфере образования

3. финансирования системы образования и создания благоприятных экономических предпосылок для развития российского образования

4. формирования оптимальной структуры организации и управления образованием

5. подготовки научно-педагогических кадров для сферы образования

6. укрепления связи образования и науки

7. развития международных контактов и академической мобильности

Государственные национальные приоритетные проекты.

Приоритетные национальные проекты — программа по росту «человеческого капитала» в России, объявленная 9 сентября 2005 году на первом заседании осенней сессии ГД президентом России В. В. Путиным и реализуемая различными ведомствами на федеральном и субъектном уровне с 2006 года.

В качестве приоритетных направлений «инвестиций в человека» глава государства выделил: здравоохранение, образование, жильё, сельское хозяйство.

Национальный проект в сфере здравоохранения предусматривает повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи к которому относится:

1. Денежные выплаты врачам, медсестрам, акушерам

3. Обследование новорожденных

4. Проф переподготовка

В рамках национального проекта «Здоровье» проводится дополнительный проект — «Родовые сертификаты». Его цель — улучшить качество обслуживания в женских консультациях и родильных домах.

Национальный проект в сфере образования предусматривает создание двух новых университетов (Южный и Сибирский федеральный университеты; государство выделяет по 3 млрд руб. на каждый), двух бизнес-школ (в том числе Высшая школа менеджмента в Санкт-Петербурге; по 1,5 млрд руб. на каждую), выделение грантов, поощрение лучших учителей, а также талантливых студентов и аспирантов, меры по дополнительному образованию военнослужащих.

Национальный проект в сфере сельского хозяйства направлен на приоритетное развитие животноводства, преодоление демографического кризиса в отрасли, на борьбу с бедностью, создание современного конкурентоспособного сельхозпроизводства, а также на стимулирование развития малых форм агробизнеса:

1. Развитие сельской кредитной кооперации

2. Развитие лизинга

3. Развитие животноводства и земледелия

С 2008 года проект преобразован в Государственную программу развития сельского хозяйства

Национальный проект жильё предполагает:

1. увеличение к 2010 г. объёмов жилищного строительства в 2 раза

2. увеличение доли населения, способного приобрести жилье, с 9 % до 30 %;

3. увеличение к 2007 г. объёма ипотечных кредитов более чем на треть (до 151 млрд руб.) и снижение ставки по ипотечным кредитам с 15 % до 11 % в 2007 г. и до 8 % в 2008—2009 гг.;

4. выделение жилищных субсидий ряду категорий граждан;

5. модернизацию ЖКХ, увеличение к 2007 г. частных инвестиций в коммунальном секторе до 20 % и снижение износа коммунальной инфраструктуры с 60 % до 55 %.

Роль прогнозирования и планирования в системе ГРЭ.

В современных условиях прогнозирование принимает беспрецедентные масштабы. Роль прогнозирования неизменно возрастает в связи с ускорением научно-технического прогресса, усложнением задач управления, усилением неопределенности. В условиях рыночных отношений прогнозы дают возможность не только определить перспективу изменения общественных потребностей, но и предвидеть условия и факторы развития народного хозяйства, последствия реализации различных вариантов структурной, финансово-кредитной, налоговой и ценовой политики. Они раскрывают картину будущего, положительные и отрицательные тенденции, альтернативы, противоречия и меры по их разрешению. Прогнозирование может выступать и как самостоятельная форма государственного регулирования.

Все многообразие используемых прогнозов можно представить через следующие их виды:

1. экономические прогнозы,

2. прогнозы природных ресурсов,

3. научно-технические прогнозы,

4. демографические прогнозы и прогнозы социального развития.

Государственная инвестиционная политика в условиях кризиса

Стимулирование инвестиционной активности является одной из важнейших задач государства. Государственная инвестиционная политика включает в себя многогранную деятельность государственных органов, связанную с разработкой и реализацией мероприятий в области стимулирования инвестиционной деятельности.

Инвестиционная государственная политика может осуществляться на следующих уровнях власти:

Инвестиционная политика государства

Сущность инвестиционной политики государства состоит в создании благоприятных условий для инвестиционной деятельности. Инвестиционная политика государства в условиях кризиса приобретает большую важность, так именно в кризис сокращается приток инвестиций, а потребность в них значительно увеличивается.

В целом составными частями такой политики являются:

  • государственное инвестирование;
  • государственное регулирование.

Основные направления государственной инвестиционной политики включают в себя:

  • систематическое совершенствование нормативно-правовой базы;
  • создание системы гарантий и льгот для приоритетных проектов;
  • формирование институтов содействия инвестиционной деятельности;
  • создание системы координации субъектов инвестиционной деятельности;
  • развитие инвестиционного сотрудничества;
  • определение критериев отбора инвестиционных проектов;
  • улучшение общеполитической обстановки.

Инвестиционная политика государства и ее направления должны пересматриваться, так как ситуация в экономике меняется и необходимо правильно расставлять приоритеты.

Инвестиционная политика государства и ее задачи тесно взаимоувязаны с другими видами политик:

  • инновационной;
  • налоговой;
  • внешнеэкономической и др.

Инвестиционная политика государства в современных условиях должна быть направлена:

  • на формирование плана развития страны;
  • на оценку потребности в инвестициях по каждой отрасли экономики;
  • на выбор наиболее эффективных способов экономического развития страны и др.

Основные направления инвестиционной политики российского государства в соответствии с международными стандартами должны быть направлены на:

  • поддержание социально-политической стабильности;
  • стимулирование экономического роста;
  • повышение уровня открытости экономики;
  • формирование развитой промышленной и социальной инфраструктуры;
  • повышение конкурентоспособной банковской системы;
  • обучение квалифицированной рабочей силы и др.

Совет! Прежде, чем осуществлять инвестиции, необходимо ознакомиться не только с социально-экономическими показателями страны или региона, но и с оценкой инвестиционного климата рейтинговыми специализированными агентствами.

Модели инвестиционной политики

Существуют следующие модели инвестиционной государственной политики:

  • налоговое стимулирование инвестиционной деятельности;
  • государственно-частное партнерство;
  • смешанная модель, основанная на государственно-частном партнерстве в координации инвестиционных решений.

Налоговое стимулирование

Эта модель предполагает, что стимулирование инвестиций необходимо осуществлять посредством регулирования налоговых инструментов. Для успешного функционирования этой модели важным фактором является развитие фондового рынка.

Распределение инвестиций осуществляется через фондовую биржу. Недостатками модели являются отсутствие стимулов к активному сбережению, а также невозможность быстрого увеличения накоплений.

Государственно-частное партнерство

Эта модель предполагает активное взаимодействие государства и частных инвесторов. Государство аккумулирует денежные средства населения в банках и предоставляет их компаниям в обмен на выполнение ими определенных обязательств.

При данной модели инвестиции в инфраструктуру осуществляются на основе необходимости каждого объекта принадлежать определенной частной структуре. Для реализации этой модели необходим сильный частный сектор и государство, обладающее эффективным управленческим аппаратом.

Плюсом модели является возможность аккумуляции больших средств и использование их с максимальной эффективностью. Недостатком является коррупция при выборе объектов инвестирования.

Смешанная модель

В этом случае используется возможность создания государством частного механизма координации принимаемых инвестиционных решений. Задача государства в этой модели — поддерживать инновационную деятельность компаний посредством финансирования необходимых им разработок. В основном инвестиции направляются на решение проблем фирм-экспортеров, так как именно они быстрее всего готовы перенимать инновации.

Совет! Старайтесь инвестировать в экономики, в которых используется смешанный подход, так как обычно именно инновации приносят большие прибыли.

Читать еще:  Сущность цели и задачи инвестиционного менеджмента

Механизмы формирования и реализации инвестиционной политики

Механизм формирования инвестиционной политики государства заключается в ориентации инвестиционной стратегии на формирование благоприятной для частных инвесторов инвестиционной среды.

Механизмы реализации инвестиционной политики государства включают в себя определение:

  • надежных источников финансирования инвестиций;
  • методов финансирования инвестиций;
  • сроков реализации инвестиционных решений;
  • ответственности государственных органов за реализацию инвестиционной политики;
  • формирование нормативно-правовой базы инвестиционного рынка;
  • создание комфортных условий для привлечения инвестиций и др.

Механизм государственной инвестиционной политики также включает правила использования общественных ресурсов, таких как :

  • бюджетные средства;
  • земельные ресурсы;
  • государственное имущество.

Значение инвестиционной политики государства для России очень велико.

В современных условиях актуальным является правильная постановка стратегических целей в области инвестиционной политики, включающих:

  • организацию структурного реформирования экономики;
  • создание комфортных условий для развития малого и среднего предпринимательства;
  • создание условий для притока в экономику частных инвестиций;
  • создание новых, высокотехнологичных рабочих мест для молодых специалистов;
  • формирование условий, способствующих привлечению инвестиций в экономику;
  • поощрение привлечения денежных сбережений населения в инвестиционных целях;
  • развитие ипотечного кредитования, способствующего увеличению темпов роста экономики;
  • развитие современных форм лизинга в инвестиционной деятельности;
  • разработка стимулов для эффективного осуществления инвестиционного процесса;
  • создание условий для поощрения инвестиций в венчурный капитал.

Инвестиционная политика государства и механизм ее реализации позволяют стране эффективно использовать имеющиеся ресурсы и улучшать социально-экономическое положение.

В России инвестиционная политика государства и ее особенности в основном связаны с региональными различиями. Россия — очень большая страна, и социально-экономическое положение в каждом регионе отличается, причем, часто очень сильно.

Совет! Инвестировать деньги стоит в те регионы, где власти заботятся о предпринимателях и создают для них благоприятные условия. Инвестирование в регионах с низким инвестиционным климатом тоже возможно, но трудностей на пути инвестора в этом случае будет больше, а насколько больше будет прибыль — неизвестно.

Инвестиционная политика. Цели, задачи и основные принципы государственной инвестиционной политики;

ЛЕКЦИЯ 14

Инвестиционный процесс является одним из основных аспектов функционирования экономической системы, определяя уровень технологической основы и эффективности материального производства.

Инвестиционная политика – одна из составных частей экономической политики государства. При помощи инвестиционной политики государство непосредственно может воздействовать на темпы объема производства, на ускорение НТП, на изменение структуры общественного производства и решение многих социальных проблем.

Под инвестиционной политикой государства понимается комплекс проводимых государством мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.

С инвестиционной политикой тесно связано понятие правового режима инвестиционной деятельности, которое объединяет целый ряд характеристик, определяющих отношение государства к отечественным и зарубежным инвесторам, легализованным в качестве участников экономических отношений на российском рынке.

В соответствии со сложившейся мировой практикой правовой режим инвестиционной деятельности формируется на основе нескольких составляющих.

Во-первых, он определяется законодательно установленными принципами государственной инвестиционной политики, предусматривающими такие подходы:

– либо преференциальный подход к деятельности иностранных инвесторов на национальной территории в ущерб отечественным инвесторам;

– либо подход, основанный на равенстве прав отечественных и зарубежных инвесторов;

– либо подход, носящий дискриминационный характер по отношению к иностранным инвесторам и предполагающий льготный режим для отечественных инвесторов.

Во-вторых, составной частью правового режима инвестиционной деятельности является существующая система законодательства, регламентирующая деятельность отечественных и иностранных инвесторов на национальной территории, включая порядок регистрации инвесторов и легализации капиталовложений, систему налогообложения, таможенный режим и т.д.

Правовой режим инвестиционной деятельности обусловлен также особенностями разрешенных национальным законодательством правовых и организационных форм осуществления такой деятельности отечественными и иностранными инвесторами.

В результате сравнительного анализа правового режима инвестиционной деятельности, характерного для национального законодательства и правоприменительной практики США, Канады, Японии и западноевропейских стран, с одной стороны, и сегодняшней Российской Федерации – с другой, можно сказать, что критикуемое многими зарубежными и в не меньшей степени отечественными экспертами и прессой современное российское законодательство во многих своих положениях и нормах в значительной степени схоже с положениями законодательных актов других стран и, во всяком случае, не может и не должно рассматриваться как дискриминационное по отношению к тем же иностранным инвесторам.

Избраны следующие обобщающие критерии оценки правового режима инвестиционной деятельности, принятые при этом за основу для сравнения:

– наличие или отсутствие официально провозглашенной и стабильной государственной инвестиционной политики;

– наличие или отсутствие целостного инвестиционного законодательства;

– режим и порядок ввоза и вывоза капитала (свободный или ограниченный);

– наличие или отсутствие налоговых льгот и преференций;

– наличие или отсутствие льгот в национальном таможенном режиме;

– наличие или отсутствие стимулов и гарантий, поощряющих отечественные и зарубежные инвестиции в отдельные отрасли экономики;

– наличие или отсутствие стимулов для работы иностранных инвесторов на внутреннем рынке;

– наличие или отсутствие ограничений на размер иностранных инвестиций в национальные предприятия и возможный контроль над ними;

– наличие или отсутствие ограничений на занятие иностранным инвестором или его официальными представителями руководящих должностей в составе органов управления этих предприятий,

– а также другие, более частные критерии.

В общем плане государство может влиять на инвестиционную активность при помощи самых различных рычагов: кредитно-финансовой и налоговой политики, предоставления тех или иных налоговых льгот предприятиям, направляющим инвестиции на реконструкцию и техническое перевооружение производства, при помощи амортизационной политики, путем создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций, научно-технической политики и других.

В рыночном хозяйстве объем намечаемых в экономику инвестиций зависит от уровня доходности капитальных и финансо­вых активов. Норма дохода, а через нее цена (курс) этих активов оп­ределяются спросом и предложением на инвестиционные товары.

Государство посредством финансовой и денежно-кредитной политики может влиять на изменение соотношений между инвестиционным спросом и предложением, а следовательно, на величину нормы дохода, получаемого от различных капитальных и финансо­вых активов.

Государство определяет стратегию поведения инвесторов на рынке инвестиционных товаров, а также структуру инвестиций. Исходя из состояния экономики (уровня инфляции, дефицита бюджетной системы, структуры производства, платежеспособно­го спроса населения на товары и услуги и иных факторов) приме­няются те или иные концепции регулирования рынка инвестици­онных товаров. При этом любая концепция базируется на целевых установках двух уровней: конечных целях (рост национального дохода, увеличе­ние занятости населения, снижение темпов инфляции до 3 – 5 % в год) и промежуточных целях (соотношение между спросом и предло­жением на капитал, процентные ставки на кредитные ресурсы, дина­мика денежной массы и др.).

Конечные (стратегические) цели определяют степень воздей­ствия данной формы финансовой и денежно-кредитной политики на производство. Промежуточные цели служат ориентиром регулиро­вания пропорций между спросом и предложением на ресурсы в фи­нансовой и денежно-кредитной сферах.

Необходимо отметить, что стабильность регулирования инвестиционной деятельности во многом обусловлена ясностью и стабильностью реализуемой властями данной страны государственной инвестиционной политики, разработкой, осуществлением, координацией и контролем над реализацией которой необходимо предметно заниматься на профессиональной основе.

Источником устойчивого экономического роста может стать только форсированное увеличение инвестиций в основной капитал при неуклонно расширяющемся внутреннем потребительском спросе. Одновременно с этим необходимо резко расширить инновационное наполнение инвестиций.

Цель инвестиционной политики – реализация стратегического плана экономического и социального развития страны. Но в любом случае конечной целью инвестиционной политики является оживление инвестиционной деятельности, направленной на подъем отечественной экономики повышение эффективности общественного производства.

Читать еще:  Подготовка бизнес плана инвестиционного проекта

Задачи инвестиционной политики зависят от поставленной цели и сложившейся в стране экономической ситуации. К ним могут относится такие:

–выбор и поддержка развития отдельных отраслей хозяйства;

–реализация программы конверсии военно-промышленного комплекса;

–обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции;

–поддержка развития малого и среднего бизнеса и экспортных производств;

–обеспечение сбалансированности развития всех отраслей экономики России;

– реструктуризация угольной промышленности;

– выполнение программы жилищного строительства в стране, в частности для военнослужащих, и другие.

Разработанная и принятая инвестиционная политика не может быть выполнена без наличия четкого механизмаее реализации. Он, как правило, должен включать в себя:

–выбор надежных источников и методов финансирования инвестиций;

–определение сроков и выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;

–формирование необходимой нормативно-правовой основы для функционирования рынка инвестиций;

–создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.

Сегодня российская инвестиционная политика, одна из составных частей экономической политики государства, разрабатывается и реализуется в условиях относительной макроэкономической стабильности, устойчивого валютного курса и прогнозируемой инфляции.

Основной задачей инвестиционной политики Российской Федерации является создание благоприятных условий всем субъектам экономической деятельности для усиления инвестиционной активности с целью экономического роста, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.

Эффективность инвестиционной политики является индикатором стабильности функционирования экономической системы и отражает уровень эффективности материального производства. В настоящее время инвестиционная политика России не приносит ощутимых положительных результатов в части оживления инвестиционного процесса, привлечения инвесторов и усиления инвестиционной активности.

Кроме государственной инвестиционной политики различают отраслевую, региональную инвестиционную политику и инвестиционную политику предприятия. Все они находятся в тесной взаимосвязи, но определяющей является государственная инвестиционная политика, так как она создает условия и способствует активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях.

Под отраслевой инвестиционной политикой понимается инвестиционная поддержка приоритетных отраслей хозяйства, развитие которых обеспечивает экономическую и оборонную безопасность страны, экспорт промышленной продукции, ускорение научно-технического прогресса и установление неискаженных хозяйственных пропорций на ближнюю и дальнюю перспективу.

Под региональной инвестиционной политикой понимается система мер, проводимых на уровне региона и способствующих мобилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного и рационального использования в интересах населения региона и отдельных инвесторов.

Многие проблемы формирования инвестиционного процесса в современных условиях обусловлены отсутствием четко разработанной системы принципов инвестиционной политики. Система принципов инвестиционной политики является стержнем развития экономики, обеспечивающим эффективное взаимодействие всех уровней, начиная от предприятий и охватывая органы власти всех уровней.

Согласно теории инвестиций основными принципами инвестиционной политики являются: целенаправленность, эффективность, многовариантность, системность, гибкость, готовность к освоению ресурсов, регулируемость действий, комплексность и социальная, экологическая и экономическая безопасность.

В современных условиях эффективная инвестиционная политика должна строиться в развитии четырех базовых принципов:

— совершенствование законодательного обеспечения инвестиционной деятельности;

— осуществление концентрации инвестиционной политики на стратегических направлениях инвестиционных программ;

— организация взаимодействия с предприятиями с целью мобилизации в инвестиции их собственных средств (здесь речь идет о реализации взаимных интересов предприятий региона в развитии инвестиционной политики);

— осуществление постоянного мониторинга положительных и отрицательных моментов развития.

Источники финансирования инвестиционной деятельности включают собственные средства предприятий (амортизация, прибыль, уставный капитал), привлеченные средства негосударственного сектора экономики (получение банковских кредитов, размещение эмиссий ценных бумаг, получение оборудования по лизингу, заключение соглашений о разделе продукции и т. д.), а также средства бюджетов различных уровней. Структура финансирования инвестиций в основной капитал России характеризуется чрезмерно высокой (по сравнению и с развитыми, и с развивающимися странами) долей собственных средств предприятий. На долю, к примеру, банковского кредитования реального сектора экономики и размещения эмиссий ценных бумаг на фондовом рынке в 2002 г. приходилось не более 8 процентов общего объема инвестиций. Совершенствование структуры финансирования инвестиционной деятельности предполагает применение научно обоснованной системы мер государственного регулирования, формирующей атмосферу взаимного доверия между предприятиями-получателями инвестиций и потенциальными инвесторами, а также согласование долгосрочных интересов реального и финансового секторов экономики на основе объективно необходимых встречных усилий. Следует отметить первые признаки формирования позитивной тенденции снижения удельного веса собственных средств предприятий в структуре финансирования инвестиций в основной капитал (с 60,8 процента в 1997 г. до 51 процента в 2001 г.). Соответственно увеличилась доля привлеченных инвестиционных ресурсов (прежде всего негосударственного сектора экономики). В ближайшей и среднесрочной перспективе реформирования отечественной экономики большую роль будут играть и бюджетные инвестиции, направляемые на строительство объектов инфраструктуры и социальной сферы, а также на реализацию приоритетных инвестиционных проектов, оказывающих влияние на обеспечение экономической безопасности страны.

Механизмы инвестиционной политики

Механизмы инвестиционной политики – совокупность методов и инструментов, с помощью которых правительство влияет на осуществление инвестиционной деятельности хозяйствующими субъектами (резидентами и нерезидентами) на территории страны.

При этом, реализация механизмов инвестиционной политики предусматривает двоякую роль государства – непосредственного участника, который инвестирует средства для получения максимальной прибыли и наполнения государственного бюджета, при этом выполняющего функции регулирования и контроля инвестиционных ресурсов.

Виды механизмов инвестиционной политики и их принципы

Анализ мировой практики инвестирования позволяет выделить два основных типа механизмов осуществления государственной инвестиционной политики:

  • активная – государство широко применяет все виды методов, а также непосредственно выступает в качестве инвестора,
  • пассивная – государство применяет преимущественно методы правового и экономического характера, при этом ограничивая непосредственное вмешательство в инвестиционные процессы к минимуму.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Механизмы инвестиционной политики реализации с использованием следующих принципов государственного регулирования инвестиционной деятельности:

  • принцип системности: модель государственной инвестиционной политики составляет определенную систему с взаимодействием всех ее элементов (цели, задач, инструментов, ожидаемых эффектов),
  • принцип согласованности: в случае реализации государственной инвестиционной политики должна быть согласованность между социальной, политической, экономической и инвестиционной политикой, все направления государственной политики должны быть нацелены на реализацию единой общей цели,
  • принцип последовательности: последовательно сформировано дерево целей, движение от достижения вспомогательных целей к главной цели государственной инвестиционной политики – экономическому росту страны, где вспомогательными целями могут быть создание благоприятного инвестиционного климата, увеличение объемов инвестиций, достижения экономической равномерности в развитии регионов,
  • принцип единства: единство действий всех органов власти (государственного, регионального и местных уровней), которые задействованы в инвестиционном процессе,
  • принцип сбалансированности бюджетных обязательств и их ресурсного обеспечения. Государство должно предоставлять гарантии от изменений законодательства, сохранения установленных льгот на поощрение инвесторов в долгосрочной перспективе, гарантии компенсации и возмещения убытков, учитывая упущенную прибыль и моральный ущерб, предоставление гарантий на случай прекращения инвестиционной деятельности и расторжении контрактов по желанию государства,
  • принцип гибкости, который базируется на необходимости корректировки инвестиционной политики на той или иной стадии реализации с целью оперативности осуществления целесообразных мер.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Региональные механизмы инвестиционной политики

Территориальное распределение природных, экономических и социальных условий обуславливает соответствующие различия в формировании региональных механизмов инвестиционной политики. Инвестиционная политика в каждом регионе имеет свои особенности, обусловленные следующими факторами:

  • экономическая и социальная политика, проводящаяся в регионе,
  • уровень имеющегося производственного потенциала,
  • природно-климатические условия,
  • наличие энергетических и сырьевых ресурсов,
  • географическое положение,
  • состояние окружающей среды,
  • демографическая ситуация,
  • инвестиционная привлекательность для иностранных и отечественных инвесторов.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector