Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Международное инвестиционное право

Торетические основы международного инвестиционного права

Содержание:

Право инвестиционной направленности

Международное инвестиционное право обычно стоит рассматривать, как определенную систему норм национального и международного права, в свою очередь образующих специальное правовое регулирование международной инвестиционной деятельности в качестве одного из основных видов предпринимательства на международном общемировом уровне. Понятия инвестиций, а также деятельности инвестиционной направленности, лица, которое является инвестором, инвестиционного процесса в праве являются одними из самых важных для осмысления содержания международного права инвестиционного характера.

В ходе становления каких-либо правовых институтов данной отрасли достаточно сильно увеличивалось значение взаимодействия норм национального и, что самое главное международного уровня, соотношения коммерческой, а также инвестиционной деятельности, разграничения конкретных правовых понятий оборота в торговле, и, конечно, инвестиционного процесса.

Понятия международной деятельности инвестиционного характера и международного инвестиционного процесса в свое время никаким образом, не являются идентичными, и обусловленными конкретными особенностями развития знаний о месте международного инвестиционного права как в специальной системе МЭП, так и в системе МФП.

Обычно предмет науки инвестиционного международного права включает:

  • публичные инвестиционные отношения международной направленности в мировой экономике, а также на каких-либо национальных рынках;
  • международно-правовые документы правового порядка (которые бывают как двусторонними, так и многосторонними международными договорами и, конечно, конвенциями), имеющие прямое отношение к контролированию международных инвестиционных отношений;
  • нормы законодательства национального характера о зарубежных инвестициях, их налогообложении, специальные договора концессионного порядка.

Иностранная наука

Стоит отметить, что иностранная наука инвестиционного права международной направленности в большей мере имеет разные школы, которые в свое время относят международное инвестиционное право или к публичному, или к частичному праву. Такая известная личность, как Георг Шварценбергер вместе со своей школой «международного экономического права» занялся обоснованием международного публично-правового процесса контролирования международных инвестиционных отношений; Д. Уортли, а также его «манчестерская» школа обосновывают «регулирование международных инвестиционных отношений частно правового характера».

Наука отечественной направленности международного инвестиционного права, в которой приняли участие В. П. Мозолин, М. И. Кулагин, А. Г. Богатырев, Г. К. Дмитриева, В. М. Шумилов. Все эти личности являются сторонниками концепции публичного инвестиционного права международного характера и международного частного инвестиционного права. Но при этом М. М. Богуславский, Н. Н. Вознесенская, Н. Г. Доронина, Е. В. Кабатова, Н. Г. Семилютина, С. А. Сосна, Е. А. Шебанова, Ю. М. Юмашев и иных занимаются тем, что отстаивают концепцию национального правового контроля отношений, которые достаточно тесно связаны с иностранным инвестированием.

Международное право инвестиционного порядка

Международному праву инвестиционного порядка, как определенной системе национальных и, что наиболее важно международных норм финансирования инвестиционного оборота, а также формирования, распределения, и, конечно, применения финансовых средств в международном движении капиталов, присуща специальная комплексность методов правового регулирования, порождающая разные формы регламентации, использования, и распределения денежных средств в хозяйственном обороте мирового уровня.

В большинстве случаев, к конкретным источникам международного инвестиционного права можно отнести такие:

  • определенный обычай международной направленности, как один из главных источников в системе международного права и международного инвестиционного права;
  • международные договоры, которые в свое время выступает как наиболее совершенный и распространенный источник, и, конечно специальная форма осуществляющая контролирование международных инвестиционных отношений;
  • международные договоры двустороннего характера, а также конкретные соглашения о поощрении и гарантии инвестиций;
  • международные двусторонние соглашения свидетельствующие об избежании налогообложения двойного типа;
  • многосторонние договоры и конвенции международной направленности.

К последним обычно относятся:

  • Специальная конвенция занимающаяся решением инвестиционных споров между государствами и частными лицами иных государств (которая в свою очередь заключена в городе Вашингтоне в 1965 году);
  • Конвенция об учреждении «Многостороннего (международного) агентства по гарантии (страхованию) инвестиций» (заключена в городе Сеуле в 1985 году);
  • Соглашение об учреждении Всемирной Торговой Организации (ВТО) 1994 года;
  • Соглашение по специальным торговым аспектам зарубежных инвестиций (ТРИМ) от 1994 года;
  • Соглашение об конкретном учреждении Международного валютного фонда (МВФ) 1944 года;
  • Специальные соглашение свидетельствующие об учреждении Международного банка реконструкции и развития (МБРР) 1944 года;
  • Соглашение об учреждении Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) 1990 года.

Стоит помнить, что также источниками обычно являются конкретная Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 3281 XXIX от 1974 года 12 декабря-Хартия прав экономического характера и обязанностей государств, и иных резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, и международных учреждений системы ООН.

Система определенных правовых принципов международно характера, которые в свое время закладываются в основе правового контролирования международных инвестиционных отношений, включают конкретные принципы права общей направленности, основные принципы современного международного права, принципы международного экономического права, принципы международного инвестиционного права.

Принципы международного инвестиционного права в международной сфере составляют:

  • принцип свободы импорта, а также экспорта тех или иных инвестиций;
  • принцип охраны и, конечно, гарантии инвестиций;
  • принцип осуществляющий свободу использования каких-либо защитных мер в процессе импорта и экспорта инвестиций;
  • принцип государственного и, что самое главное международного регулирования за экспортом, и импортом инвестиций;
  • принцип государственно-территориального контроля правовой направленности каких-либо зарубежных инвестиций;
  • принцип свидетельствующие о не нанесении вреда зарубежным инвестированием экономике «государства, которые в свою очередь является принимающим» («некоммерческие риски»):
  • принцип свободы перевода доходов и, конечно, определенных дивидендов от инвестиций из страны инвестирования;
  • принцип права требования возмещения ущерба инвестициям от лица, которые является частным инвестором к государству или «Агентству международной направленности по конкретной гарантии (которая также называется страхованием) инвестиций», то есть своего рода переход прав от страхователя к страховщику;
  • принцип налогообложения льготного порядка;
  • принцип «избежания» двойного налогообложения любых инвестиций;
  • принцип специального льготного таможенного обложения;
  • принцип недискриминации;
  • принцип «режима наиболее благоприятствуемой нации»;
  • принцип «режима национального характера».

Международное инвестиционное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2011 в 19:49, реферат

Краткое описание

Совокупность норм, регулирующих межгосударственные экономические отношения по поводу инвестиций, составляет международное инвестиционное право.

Содержание работы

1. Международное инвестиционное право — комплексная отрасль права………………………………………………………………………………3
2. Принципы и нормы международного инвестиционного права……..4
Список использованной литературы…………………………………….16

Содержимое работы — 1 файл

Реферат.doc

1. Международное инвестиционное право — комплексная отрасль права…………… …………………………………………………………………3

2. Принципы и нормы международного инвестиционного права……..4

Список использованной литературы…………………………………….16

1. Международное инвестиционное право — комплексная отрасль права

Совокупность норм, регулирующих межгосударственные экономические отношения по поводу инвестиций, составляет международное инвестиционное право.

Международное инвестиционное право, будучи правовой основой для участников инвестиционного деятельности, регулирует иностранные инвестиционные отношения, содействуя их изменению в соответствии с новыми условиями, и способствует совершенствованию форм и методов обеспечения правовой защиты. Международное инвестиционное право с точки зрения международного права обладает публичным характером, его нормы создаются на основе добровольного согласования воль государств, а регулируемые им отношения носят властный характер. Предметом правоотношений, регулируемых международным инвестиционным правом, являются инвестиции (прямые, портфельные, ссудный капитал, лизинг, раздел продукции (СРП) и т.д.), правовые режимы иностранных инвестиций, порядок разрешения инвестиционных споров и т.д.

Несмотря на неоспоримую очевидность ведущей роли иностранных инвестиций в мировой экономике, многие ученые до сих пор воздерживаются от признания международного инвестиционного права как отрасли международного права. Интересно, что в специальной литературе не встречаются возражения против данной концепции. Это объясняется, пожалуй, тем, что возникновение и становление международного инвестиционного права в России произошло совсем недавно.

Именно становление и развитие специальных методов международно- правового и национального регулирования иностранных инвестиций обусловило формирование специального международного инвестиционного права как отрасли права. Это тем более очевидно, учитывая, что международные инвестиционные отношения как особая правовая связь между государствами по регулированию иностранных инвестиций требуют от международного сообщества в целом, универсальных и региональных международных организаций, самих государств выработки особого механизма защиты зарубежных капиталовложений. Отсутствие ясных и четко сформулированных источников международного права в сфере правового регулирования иностранных инвестиций отрицательно влияет на развитие рассматриваемых отношений

Читать еще:  В деятельности коллективного инвестиционного фонда участвуют

Таким образом, основу международного инвестиционного права составляет совокупность международно-правовых и национально-правовых норм, регламентирующих отношения между различными участниками инвестиционной деятельности на территории чужого государства. Особо важным фактором является то, что предмет регулирования иностранных инвестиций был и остается единым и неразрывным в условиях взаимосвязанного глобализирующегося мирового хозяйства. Правовое регулирование иностранных инвестиций наглядно подтверждает объективность и взаимозависимость инвестиционного процесса и внутренней и внешней инвестиционной политики.

2. Принципы и нормы международного инвестиционного права

Механизм правового регулирования международных инвестиций составляет совокупность принципов, норм и правил международного и внутреннего права, которое определяет правовой статус иностранных инвестиций с момента их учреждения до момента их ликвидации. Принципы и нормы международного инвестиционного права происходят либо из недоговорных источников, особенно из общих принципов международного права, либо из конвенционных источников: как многосторонних, так и двусторонних договоров и соглашений. Действие основных принципов международного права в правовом регулировании иностранных инвестиций является объектом жарких дискуссий между странами Севера и странами Юга.

Что касается принципов и норм национального права, то они разрабатываются государством — реципиентом капитала. Законодательные или подзаконные акты отражают выбор политики государства по отношению к иностранным инвестициям. Каждое государство старается строить свою инвестиционную политику исходя из ряда соображений.

В ходе эволюции международного права происходило трансформирование принципов и норм внутри этого права. В 60-70-е годы ХХ в. международное инвестиционное право опиралось прежде всего на общие принципы международного права. В условиях, когда развивающиеся страны пытались утвердить свое безоговорочное право на регулирование международных инвестиций, а конвенционная система правовой защиты иностранных инвестиций отсутствовала, развитым странам ничего не оставалось, как обращаться к основным принципам международного права.

Характерной чертой современной нормативной системы является наличие в ней комплекса основных принципов. Под основными принципами понимаются социально обусловленные обобщенные нормы, идеи, отражающие характерные тенденции нормативной системы и ее главное содержание. С учетом значения выполняемых функций они пользуются высшим авторитетом.

Как уже говорилось, во второй половине ХХ в. международное инвестиционное право, призванное обеспечить благоприятный режим иностранных инвестиций, развивалось зигзагообразно, что было вызвано принципиальными противоречиями между странами Севера, экспортерами инвестиций, и странами Юга, их импортерами. Это развитие прошло три этапа, временные рамки которых имеют довольно условный характер..

Первый этап — этап утверждения странами Севера общих принципов международного права в сфере регулирования иностранных инвестиций.

Второй этап — это время непризнания (отвода) странами Юга общих принципов международного права в сфере статуса международных инвестиций.

Третий этап — этап восстановления странами Севера и Юга общих принципов в том, что касается правового режима иностранных инвестиций.

Составными, взаимообусловленными элементами общих принципов международного права в рассматриваемой сфере выступают следующие правила. Во-первых, национальные нормы, регламентирующие режим инвестиций, в случае необходимости должны быть приведены в соответствие с международными нормами. Во-вторых, международное право не препятствует тому, чтобы международным инвестициям предоставлялся или обеспечивался предпочтительный по сравнению с национальными инвестициями режим. В-третьих, международное право запрещает некоторые дифференцированные режимы, ставящие иностранные инвестиции в менее выгодное положение, чем национальные.

Действительно, развивающиеся страны с трудом допускают существование общих принципов международного права, которые независимо от какой-либо конвенции обязывают государство, на чьей территории осуществляются инвестиции, уважать международные стандарты. Общие принципы были установлены исключительно под влиянием развитых стран, когда развивающиеся государства еще не добились международного признания своего суверенитета. Фактически эти принципы не отражают волю всех членов мирового сообщества, поскольку они неблагоприятны для развивающихся стран.

Цели и принципы международного инвестиционного права определяются целями и принципами международного права в целом. Устав ООН уделил особое внимание экономическому сотрудничеству, весьма значительную часть которого составляет международное инвестиционное сотрудничество. В соответствии с Уставом ООН целями международного экономического сотрудничества обозначены: содействие экономическому и социальному прогрессу всех стран и народов, создание условий для стабильности и благополучия, необходимых для мирного и созидательного сотрудничества между государствами, повышения общего и материального благосостояния людей.

С определенной долей условности и рядом оговорок можно вывести некоторые основные принципы международного инвестиционного права. К ним относятся:

  1. принцип сотрудничества;
  2. принцип суверенитета государства;
  3. принцип обеспечивать национальную безопасность;
  4. принцип свободы применения защитных мер при импорте инвестиций;
  5. принцип «территориальности» регулирования иностранных инвестиций;
  6. принцип ненанесения ущерба инвестициями экономике принимающей страны;
  7. принцип свободы экспорта инвестиций;
  8. принцип защиты инвестиций;
  9. принцип государственного и международного контроля за движением инвестиций;
  10. принцип устранения двойного налогообложения;
  11. принцип суверенности государств;
  12. принцип недопущения экспроприации/национализации иностранных инвестиции без соответствующей компенсации;
  13. принцип свободы перевода доходов и дивидендов от инвестиций за пределы страны базирования;
  14. принцип недискриминации;

Все общие принципы международного права приемлемы и в международном регулировании инвестиционного сотрудничества, но некоторые из них получили в данной сфере дополнительное содержание. В соответствии с принципом суверенного равенства государств все государства имеют право свободно выбирать свою экономическую систему и осуществлять экономическое развитие. В соответствии с принципами неприменения силы и невмешательства запрещены применение силы или угрозы силой и все иные формы вмешательства, направленные против экономических основ государств; все инвестиционные споры должны решаться исключительно мирными средствами. Согласно принципу сотрудничества, государства обязаны сотрудничать друг с другом с целью содействия экономической стабильности и прогрессу общего благосостояния народов на основе свободного движения капиталов, товаров и услуг. К международным инвестиционным отношениям относится и принцип добросовестного выполнения обязательств, тем более что международное инвестиционное сотрудничество полностью носит договорно-обязательный характер.

Фундаментальные международные цели и принципы международного экономического сотрудничества предусмотрены, например, Женевскими «принципами, определяющими международные торговые отношения и торговую политику, способствующие развитию», принятыми на первой конференции ЮНКТАД в 1964 г., Декларацией об установлении нового международного экономического правопорядка и Хартией экономических прав и обязанностей государств, принятыми в форме резолюций.

Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «О мерах укрепления доверия в международных экономических отношениях» 1984 г. и «О международной экономической безопасности» 1985 г., а также другие подчеркивают значение общих принципов для нового международного экономического порядка, основу которого составляют цивилизованные формы международного инвестиционного сотрудничества. К общим принципам международного инвестиционного права следует отнести также принцип неотъемлемого суверенитета государств над своими природными ресурсами и всей экономической деятельностью, включающей право государства на владение, использование и эксплуатацию природных ресурсов, право регулировать и контролировать иностранные инвестиции и деятельность ТНК в пределах действия своей национальной юрисдикции.

Принцип обеспечивать национальную безопасность, а также для реализации своей власти наказывать граждан и юридических лиц, нарушивших нормы внутригосударственного и международного права в ходе осуществления иностранной инвестиционной деятельности на территории другого государства, играет большую роль. В соответствии с антимонопольным законом большинства стран юридические лица данных государств не вправе вести в зарубежном государстве такую экономическую деятельность, которая нарушает положения антимонопольного закона отечественного государства.

Принцип свободы применения защитных мер при импорте инвестиций предполагает, что каждое государство в силу своего суверенитета вправе свободно распоряжаться своими природными ресурсами и другими богатствами; допускать или не допускать иностранный капитал к разведке и эксплуатации природных богатств; ограничивать или прекращать деятельность иностранного капитала на своей территории; регулировать и контролировать всю экономическую деятельность на территории страны, включая деятельность иностранных корпораций, режим иностранных инвестиций, на основе внутреннего и международного права.

В соответствии с европейской моделью двустороннего инвестиционного соглашения международно-правовая защита предоставляется только таким иностранным инвестициям, которые получили одобрение принимающего их государства. Другими словами, иностранные инвестиции некоторые государства делят на две категории: имеющие международно-правовую защиту вследствие их предварительного одобрения принимающим государством и не имеющие такого статуса.

Система контроля за допуском иностранных инвестиций в соответствии с национальным законодательством не противоречит теории и практике международного права. При этом не все государства требуют прохождения процедуры получения одобрения для всех иностранных инвестиций. Многие государства проводят политику «открытых дверей», но инвестиции, официально одобренные государством, получают различные преимущества.

Читать еще:  Срок окупаемости инвестиций показывает

§ 6. Международное инвестиционное право

Существуют различные классификации инвестиций государственные и частные; в материальной, нематериальной и денежной форме.

В составе финансовых инвестиций выделяют так называемые портфельные инвестиции — вложения денег в набор (портфель) разнообразных ценных бумаг в целях повышения доходности и снижения экономического риска, в расчете на дивиденды, на получение прибыли. Их правовое регулирование связано с функционированием рынка ценных бумаг.

Инвестиции, дающие инвестору контроль над объектом, право участвовать в управлении им, называются прямыми (или предпринимательскими) инвестициями

Режимы правового регулирования прямых и портфельных инвестиций различаются. Проблема зачастую заключаются в том, какие именно инвестиции следует считать прямыми, а какие — портфельными.

В системе МАИ Г, например, к прямым относятся инвестиции, производимые по договорам инвесторов с принимающей 1. стороной о разделе продукции; об участии в проекте; об участии в управлении предприятием; о коммерческой концессии (франчайзинга); на строительство под ключ; по лицензионным договорам; по договорам финансовой аренды (лизинга); по договорам целевого займа; некоторые другие.

В международной инвестиционной системе можно выделить три уровня взаимоотношений: частноправовой уровень, на котором взаимодействуют в инвестиционных правоотношениях частные лица разных стран; публично-правовой уровень, на котором взаимодействуют между собой публичные лица — государства, межгосударственные организации; так называемые диагональные, или смешанные, взаимоотношения, в которых взаимодействуют частное лицо, с одной стороны, и публичное — с другой.

Инвестиции, которые направляются в зарубежные страны и накапливаются там, образуют своеобразную «вторую экономику». Эта экономика, с одной стороны, функционирует по праву страны размещения инвестиций, а с другой стороны, находится под контролем инвесторов — нерезидентов, вложивших свои средства (в стране размещения инвестиций эти лица — иностранцы). Следовательно, в стране размещения появляется некий «иностранный сектор» экономики — в том смысле, что он управляется иностранными лицами. Это и порождает про-блему правового статуса иностранных инвестиций и иностранных инвесторов.

Международно-правовые нормы, регулирующие отношения в сфере международных инвестиционных отношений, составляют МИП. Международное инвестиционное право — институт, или подотрасль, МЭП.

Предметом регулирования МИП являются, в частности, следующие группы правоотношений между публичными лицами: 1) трансграничное движение инвестиций; 2) внутренние правовые режимы, в рамках которых вращаются «вещи» и «лица», т. е. инвестиции и инвесторы; 3) правовые основы функционирования международной инвестиционной системы в целом.

Субъектами МИП являются публичные лица — государства и международные организации Круг инвесторов (операторов) шире. Инвесторами чаще всего выступают частные лица, и прежде всего многонациональные предприятия — ТНК и их разновидность — транснациональные банки.

В настоящее время в МИП в качестве преобладающего метода регулирования применяется метод двустороннего регулирования международных инвестиционных отношений Однако в дополнение к нему в отдельных вопросах все интенсивнее используется метод многостороннего регулирования.

На двустороннем уровне в международной инвестиционной системе широкое распространение получили: соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций (капиталовложений); так называемые договоры о поселении, определяющие правовой режим приема (доступа) иностранных инвестиций и инвесторов; договоры об избежании двойного налогообложения и лр.

На многостороннем уровне наиболее важными являются, в частности, следующие акты: Вашингтонская конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 г.; Сеульская конвенция 1985 г., учредившая МАИ Г; Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМС) 1994 г., которое действует в рамках ВТО, и др.

Некоторые нормы МИП были зафиксированы в Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 г

В 1992 г. МБРР принял «Руководящие принципы в отношении режима иностранных инвестиций».

Государство обладает суверенным правом регулировать иностранные инвестиции на национальной территории при соблюдении своих международных обязательств в этой сфере, открывая или закрывая экономику, создавая благоприятный или неблагоприятный климат для инвестиций Почти все государства закрывают для проникновения частных иностранных инвестиций ключевые отрасли экономики, на которых основывается суверенитет страны: оборонное производство, секторы коммуникаций, транспорта, разработку недр, сферу общественной безопасности, здравоохранения и т. п.

По внутригосударственному законодательству в вопросах приема и защиты иностранных инвестиций может применяться принцип (стандарт) национального режима, т. е. тот же ре-жим, который предоставляется внутренним инвестициям.

Часто государства на взаимной основе предоставляют друг другу в инвестиционной сфере одновременно и режим наибольшего благоприятствования, и национальный режим. Инвестор в таком случае пользуется режимом, который окажется более выгодным для него.

Средствами внутригосударственного права решаются не только вопросы приема и защиты инвестиций, но и гарантий инвестициям. Вопросами гарантий озабочены преимущественно государства национальной принадлежности инвестиций (экспортеры инвестиций), а не государства их размещения (импортеры инвестиций).

С определенной долей условности можно вывести некоторые основные принципы МИП: свобода экспорта инвестиций; свобода применения защитных мер при импорте инвестиций; зашита инвестиций; «территориальность» регулирования ино-странных инвестиций; государственный и международный контроль за движением инвестиций; ненанесение ущерба ин-вестициями экономике принимающей страны; недопущение экспроприации (национализации) иностранных инвестиций без соответствующей компенсации; свобода перевода доходов и дивидендов от инвестиций за пределы страны базирования; суброгация, т. е. переход права требования возмещения в слу-чаях ущерба инвестициям от частного инвестора к государству инвестора; устранение двойного налогообложения.

В международном инвестиционном праве прослеживается общая для международного права тенденция; все новые и новые вопросы когда-то исключительно внутренней компетенции государств переходят под контроль и регулирование средствами международного права.

Несмотря на пробелы, которые все еще имеются в международно-правовом регулировании МЭО, можно констатировать становление МЭП как международно-правовой отрасли со своими институтами и подотраслями состоялось.

Источниками международного инвестиционного права

являются, в частности, двусторонние международные соглашения о содействии и защите инвестиций, об устранении двойного налогообложения, торговые договоры, договоры о поселении, договоры об экономическом и промышленном сотрудничестве, а также многосторонние соглашения:

— Вашингтонская конвенция о порядке разрешения споров между государством и лицом другого государства 1965 года;

— Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 года;

— Соглашение по торговым аспектам иностранных инвестиций (ТРИМ), действующее в системе ВТО.

Источники международного инвестиционного права. К источ­никам международного инвестиционного права относятся международ­ные договоры, международно-правовые обычаи и акты международ­ных организаций. Широкое распространение получили, в частности, двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите инвести­ций (капиталовложений).

В 1992 году МБРР и МВФ издали сборник, содержащий пример­ные (рекомендуемые) проформы соглашений о поощрении и защите инвестиций (Guidelines on the Treatment of Foreign Direct Investment). В текст двусторонних инвестиционных соглашений, как правило, включаются следующие вопросы: внутренний правовой режим в отно­шении иностранного инвестора и иностранных инвестиций (избирается «принцип-стандарт» предоставления национального режима); гаран­тии государства-импортера от политических рисков для иностранных инвестиций; порядок рассмотрения инвестиционных споров и т.п. В международных договорах содержатся также нормы, касающи­еся предотвращения ограничительной деловой практики, контроля за использованием цен в системах многонациональных предприятий (ТНК/ТНБ), различных аспектов инвестиционного климата, права на конвертацию доходов и репатриацию инвестиций.

Кроме указанных договоров, источниками международного инве­стиционного права являются, в частности, двусторонние между­народные соглашения об устранении двойного налогообложения, торговые договоры, договоры о поселении, договоры об экономиче­ском и промышленном сотрудничестве и некоторые другие.

Договоры о поселении определяют правовой режим приема (доступа) иностранных инвестиций, их «учреждения» в национальной экономике; правовой режим резидентов (физических и юридиче­ских лиц), включая правила в отношении имущества иностранцев.

В договорах об избежании двойного налогообложения государ­ства договариваются о налогообложении определенных видов дохо­дов, получаемых юридическими и физическими лицами из одной страны в другой стране, а также имущества этих лиц, расположен­ного на территории другого государства. С помощью таких соглаше­ний достигается разграничение налоговой юрисдикции в отношении доходов и имущества, устраняется возможность неправомерного применения в одностороннем порядке национального режима нало­гообложения, исключается повторное взимание налогов.

Читать еще:  Инвестиционные свойства облигаций

Существует ряд многосторонних (преимущественно региональных) инвестиционных соглашений, например Соглашение о сотрудниче­стве в области инвестиционной деятельности 1993 года, заключенное в рамках СНГ.

В Андской (Картахенской) группе был принят Единый инвести­ционный кодекс, в котором предусмотрен общий порядок получения разрешений на осуществление инвестиций, определены отрасли экономики, закрытые для иностранных инвестиций, создан институ­циональный механизм для согласованной инвестиционной полити­ки. В Европе действует Договор к Энергетической хартии (Россия планирует присоединиться к нему).

По инициативе МБРР в 1985 году была подписана так называемая Сеульская конвенция, на основе которой в 1988 году учреждено Много­стороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ).

К многосторонним соглашениям, являющимся источниками между­народного инвестиционного права, следует отнести также Вашингтон­скую конвенцию о порядке разрешения споров между государством и иностранными лицами 1965 года; Соглашение по торговым аспектам иностранных инвестиций (ТРИМС), действующее в системе ВТО.

Международное инвестиционное право в значительной части не прямо регулирует сферу перемещения инвестиций, а опосредованно -задавая рамки внутригосударственному праву, содействуя внедрению в национальные системы права унифицированных норм.

Отдельные международные договоры «включаются» в цепь право­отношений, находящихся в системе внутригосударственного права. Международное кредитное соглашение способствует внедрению кредитных связей в банковские механизмы. На этой основе возни­кают гражданско-правовые и иные отношения между банками раз­ных стран, которые применяют национальные нормы гражданского, административного, финансового законодательства.

Компетенция государств в том, что касается национальных инве­стиций на иностранной территории, сводится к вопросу: запретить или разрешить, стимулировать или ограничивать вывоз капитала. Поведение, правила функционирования национальных инвесторов на иностранной территории регулируются иностранным правом, кото­рое и создает соответствующий режим для иностранных инвестиций (принцип территориальности регулирования инвестиций).

Различные государства по-разному подходят к отнесению инве­стиций к разряду прямых или непрямых. Общепринято, что прямыми называются такие инвестиции, которые обеспечивают инвестору эффективный контроль над предприятием.

Фактор контроля обычно связывают с участием инвестора в пред­приятии, которое материализуется во владении определенным ко­личеством акций или долей участия. Так, например, во Франции к прямым относятся инвестиции, превышающие 20%, а в США -10% уставного капитала предприятия.

Внутреннее право многих развитых стран в основном либерально в том, что касается регулирования иностранных инвестиций. Эти государства предоставляют максимальную свободу для перемещения инвестиций, устраняя препятствия к движению капиталов.

Для того чтобы произвести инвестиции за рубежом, резидентам достаточно заявить об этом (заявительный порядок) до или после факта инвестирования в зависимости от требований национального законодательства. Проблемы с платежным балансом разрешаются резидентами инвестиций в соответствующем зарубежном государ­стве, но порядок их решения может быть более сложным — с пере­ходом от заявительного к разрешительному.

Иногда переход от заявительного порядка вывоза инвестиций к разрешительному осуществляется государствами в отношении по­тенциального государства-импортера в качестве контрмеры (санк­ций) в ответ на нарушение норм международного права.

В ряде государств, как правило, это государства-импортеры ин­вестиций, существует разрешительный порядок инвестирования ре­зидентами за рубежом: до начала инвестирования необходимо получить разрешение соответствующего государственного органа. Государство обладает суверенным правом регулировать иностранные инвестиции на национальной территории при соблюдении своих международных обязательств в этой сфере, открывая или закрывая экономику, создавая благоприятный или неблагоприятный климат для инвестиций.

Почти все государства закрывают для проникновения частных иностранных инвестиций ключевые отрасли экономики, на которых основывается суверенитет страны: оборонное производство, секторы коммуникаций, транспорта, разработку недр, сферу общественной безопасности, здравоохранения и т.п.

Для того чтобы произвести инвестиции за рубежом, резидентам достаточно заявить об этом (заявительный порядок) до или после факта инвестирования в зависимости от требований национального законодательства. Проблемы с платежным балансом разрешаются резидентами инвестиций в соответствующем зарубежном государ­стве, но порядок их решения может быть более сложным — с пере­ходом от заявительного к разрешительному.

Иногда переход от заявительного порядка вывоза инвестиций к разрешительному осуществляется государствами в отношении по­тенциального государства-импортера в качестве контрмеры (санк­ций) в ответ на нарушение норм международного права.

В ряде государств, как правило, это государства-импортеры ин­вестиций, существует разрешительный порядок инвестирования ре­зидентами за рубежом: до начала инвестирования необходимо получить разрешение соответствующего государственного органа. Государство обладает суверенным правом регулировать иностранные инвестиции на национальной территории при соблюдении своих международных обязательств в этой сфере, открывая или закрывая экономику, создавая благоприятный или неблагоприятный климат для инвестиций.

Почти все государства закрывают для проникновения частных иностранных инвестиций ключевые отрасли экономики, на которых основывается суверенитет страны: оборонное производство, секторы коммуникаций, транспорта, разработку недр, сферу общественной безопасности, здравоохранения и т.п.

По внутригосударственному законодательству в вопросах приема и защиты иностранных инвестиций может применяться стандарт национального режима, т.е. тот же режим, который предоставляется внутренним инвестициям.

11. Предмет регулирования права иностранных инвестиций; виды ин­вестиций; основания возникновения конфликта квалификаций, способы его разрешения.

Предмет регулирования права иностранных инвестиций — отношения, возникающие в связи с основными гарантиями прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, а также регулирующие условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов.

1. По источнику (гос-ные, частные, иностранные, смешанные)

2. По хар-ру (реальные, фин-вые, интел-ные, альтерн-ные)

3. По хар-ру управления инвестициями со стороны инвестора (прямые, косвенные (портфельные))

Прямые инвестиции вложение денежных средств (инвестиции) с целью участия в управлении предприятием, в которое вкладываются деньги, и получения дохода от участия в его деятельности.

Косвенные- не получают прямого контроля инвестора. Акции приобретаются в целях получения дохода, связанного с деят-тью конкретного предприятия. инвестиции в ценные бумаги, формируемые в виде портфеля ценных бумаг.

Венчурные- ещё более высоки риск вложений, чем традиционные инвестиции. они вкладываются в перспективные высокотехнологичные проекты. Вклад производится на ранныих стадиях развития проекта. Как правило, имеют высокий инвестиционный возврат.

4. По периоду инвест. (долгосрочные-больше 1 года, краткосрочные-до 1 года)

5. По сроку окупаемости (быстроокупаемые, среднеокупаемые, медленноокупаемые)

6. По степени риска (низкорисковые, среднериск., высокориск.)

7. по уровню ликвидности (низколикв., среднеликв., высоколикв.)

8. По виду объкта граж-кого правоотнош. (ден-ные требования, бизнесс концессии и пр.)

9. По позиции жизненного цикла предприятия (начальные инвестиции, экстенсивные инвестиции, реинвестиции);

Конфликт квалификаций — проблема понятий.

Основанием возникновения конфликта квалификация является различный смысл правовых понятий.

Согласно нормам Англии и Франции право собственности на индивидуально

определенную вещь переходит в момент достижения между сторонами соглашения о продаже, по праву же ФРГ для перенесения права собственности с отчуждателя на приобретателя вещи, даже если она и индивидуально определена в момент заключения договора, требуется передача приобретателю при согласии обеих сторон на переход права собственности.

Факт различий в содержании понятий, а иногда и юридической природе в целом, обусловливает постановку и разрешение проблемы понятий в международном частном праве.

Для окончательного разрешения правоотношения по существу, следовательно, далеко не безразлично, какими коллизионными принципами будет руководствоваться суд в целях отыскания применимого к отношению права, а последнее напрямую зависит от того, какими категориями суд оперирует в вопросе квалификаций.

Если суд в силу принципов, свойственных отечественной правовой системе (скажем, английской или индийской), определит, что исковую давность следует толковать как институт процессуального права, он обязан применить нормы национального правопорядка, поскольку в процессуальных отношениях нет места выбору права. Квалификация же рассматриваемого института в качестве категории материального права (допустим, это сделает французский, германский, российский или украинский суд), позволяет обратиться к иностранному праву.

Вывод же, например, украинского суда о применении норм иностранного правопорядка (Франции, ФРГ, Англии или России) заставит его в зависимости от фактического состава предоставить значительные вариации по срокам: во Франции — 10 лет, в Англии — 6 лет, в ФРГ — 2 года, в России — 3 года, странах—участницах Нью-Йоркской конвенции об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974г. — 4 года.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector