Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нормативное регулирование инвестиционной деятельности

Инвестиции

Нормативно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности

Регулирование инвестиционной деятельности должно быть рациональным по результатам и сбалансированным по степени гибкости.

Это невозможно без создания определенных правовых форм. Право устанавливает нормативную базу, определяет положение субъекта инвестиционной деятельности, устанав­ливает юридическую ответственность, определяет различное использование инвестиционной деятельности и контролирует отношения между участниками, в том числе и с государством.

Правовые нормы имеют несколько характеров: дозволяю­щий, запрещающий, обязывающий и стимулирующий.

В рыночной экономике основная роль экономико-право­вых регуляторов — стимулировать и направлять инвестицион­ный процесс для сбалансированного развития национальной экономики.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации осуществляется двумя законода­тельствами.

Первое — это специальное инвестиционное законодатель­ство, второе — гражданское и хозяйственное.

Инвестиционное законодательство контролирует и напра­вляет порядок привлечения отечественных и иностранных инвестиций.

Основные правовые акты общего регулирования:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Земельный кодекс Российской Федерации;
  • Налоговый кодекс Российской Федерации;
  • Закон о недрах;
  • Закон о Центральном банке Российской Федерации;
  • Закон о банках и банковской деятельности;
  • Закон о приватизации государственных и муниципаль­ных предприятий;
  • законодательные акты о налогообложении, внешнетор­говой деятельности и др.

Несколько законов специального регулирования:

  • Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;
  • Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»;
  • Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»;
  • Федеральный закон от 25 февраля 1998 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации осуществляемой в форме капитальных вложений»;
  • Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 112-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции»;
  • Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
  • Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

Специальное правовое регулирование инвестиционной деятельности представлено нормативно-правовыми актами, поэтому носит комплексный характер.

Три уровня нормативных актов нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности:

а) высшей юридической силы — федеральные конституционные и федеральные законы;

б) международные договоры;

в) законодательство субъектов федерации;

2) подзаконные акты:

а) указы Президента Российской Федерации;

б) межправительственные постановления;

в) правительственные постановления;

г) внешнеэкономические соглашения субъектов Российской Федерации;

д) ведомственные акты — приказы и постановления министерств и ведомств Российской Федерации;

е) постановления и решения органов местного самоуправления;

3) локальные, представленные системой актов индивидуального характера:

а) административные акты участников инвестиционной деятельности;

б) нормативно-правовые договоры (на основе международного публичного и частного права, гражданского и трудового права Российской Федерации).

Для субъекта инвестирования важно знать все основные положения законодательства для недопущения ошибок, кото­рые могут впоследствии привести к плохим результатам.

Стимулировать инвестиционную деятельность необходимо в связи с высокими инвестиционными рисками и высокой стоимостью кредитных ресурсов. Действующая система сти­мулов реализуется в форме налоговых и таможенных льгот и имеет фискальный характер. Налоговые льготы, предоста­вляемые субъектами федерации инвесторам, распространяют­ся на все налоги, составляющие бюджет инвесторов. Наиболее часто льготы предоставляются:

  • по налогу на прибыль;
  • налогу на имущество;
  • транспортному налогу;
  • налогу на операции с ценными бумагами;
  • акцизам в добывающих отраслях.

Раньше льготы предоставлялись осторожно и по весьма ограниченному спектру, в последнее время — практически повсеместно и с большим разнообразием. В этом заключается своеобразная тенденция со стороны региональных властей.

В основном схема предоставления субъектами Федерации налоговых льгот зависит от:

  • размера инвестиций;
  • рода деятельности субъекта;
  • длительности предоставления льгот;
  • целевого назначения инвестиций.

Есть три основных направления развития системы стиму­лирования инвестиционной активности:

  • предоставление бюджетных средств негосударственным структурам на возвратной основе;
  • реализация принципа права собственности (из феде­рального бюджета выделяются капитальные вложения на развитие федеральной собственности, а из муниципально­го бюджета — на развитие муниципальной);
  • равенство прав инвесторов — гарантии прав и защиты инвестиций предоставляются всем инвесторам.

Нормативно-правовые акты по своей сути направлены на обеспечение дополнительных налоговых льгот и предоставле­ние бюджетных гарантий инвесторам.

Читать еще:  Инвестиционная фаза проекта включает в себя

Для инициирования стабильного инвестиционного подъе­ма необходима благоприятная среда инвестиционной дея­тельности, разработка методов и форм экономического регу­лирования, которые учитывают реальную инвестиционную ситуацию. Роль и место государства в переходной экономике в целом и в частности в инвестиционном процессе — дискус­сионная тема среди ученых. Главной их целью является поиск ответа на вопрос об определенной роли государства в рыноч­ной экономике.

Основная задача государства — это создание благоприят­ных условий для роста частных инвестиций при ограничении своей функции непосредственного инвестора. Переходная экономическая система, выведенная из строя, требует более активного участия государства. Это показывает российская экономическая практика истекшего десятилетия.

Участие государства осуществляется не только в создании правовой основы деятельности частных инвесторов, но и в пря­мом инвестировании для достижения необходимых структур­ных сдвигов. Невозможно переоценить особую роль государ­ственных инвестиций. Это важнейший рычаг модернизации структуры народного хозяйства, преодоления определенных диспропорций, накопившихся в советский и послесоветский периоды.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности в РФ

Инвестиционная деятельность является важнейшим инструментом развития экономики. Именно благодаря инвестициям появляются новые промышленные объекты, торговые центры, научно-исследовательские лаборатории.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности в РФ осуществляется на основании следующих нормативно-правовых актов:

  • Закон РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» с изменениями и дополнениями не противоречащими Федеральному закону от 25.02.1999 N 39-ФЗ ;
  • Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (с изм. и доп.) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»
  • Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ (с изм. и доп.) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 05.03.1999 N 46-ФЗ (с изм. и доп.) «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» и др.

Кроме этих четырех законов существует множество подзаконных актов, инструкций и других нормативно- правовых документов, поясняющих права и обязанности инвесторов.

Совет! Инвестиционное законодательство перекликается с другими нормативно-правовыми актами, поэтому стоит изучать не только общие законы, касающиеся инвестиционной деятельности, но и законодательство в области предполагаемых инвестиций.

Механизм инвестиционного регулирования

Направления регулирования инвестиционной деятельности

Правовое регулирование инвестиций в РФ охватывает большой спектр вопросов, возникающих в процессе инвестиционной деятельности, что способствует эффективной защите инвесторов.

Условно, нормативные правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность можно разделить на законы, регламентирующие:

  • инвестиционную деятельность, осуществляемую нерезидентами;
  • инвестиционные операции, осуществляемые резидентами .

Непосредственно для иностранных инвесторов разработан закон об иностранных инвестициях, регламентирующий их деятельность на территории страны.

Особенности правового регулирования инвестиционной деятельности в РФ предполагают возможность инвестирования финансовых средств в форме:

  • инвестирования в капитальное строительство;
  • покупки ценных бумаг;
  • создание совместного предприятия и др.

Безусловно, покупка ценных бумаг иностранными инвесторами является не самым лучшим направлением инвестирования, так как в этом случае не создается «нового продукта». Это краткосрочные инвестиции, которые быстро приходят и быстро уходят из страны.

Государство заинтересовано в инвесторах, которые создают новые производства, привозят с собой новые технологии и внедряют их на отечественных предприятиях. Другим важнейшим направлением инвестиционной деятельности, стимулируемым государством является модернизация производства.

К сожалению, на многих отечественных предприятиях стоит морально и физически устаревшее оборудование, которое необходимо менять, так как современное производство без новейшего оборудования в принципе не возможно.

Совет! Государственное регулирование в России имеет множество подзаконных актов, которые не всегда входят в перечень актов, рекомендуемых для ознакомления инвестору, поэтому стоит внимательно читать отсылочные нормы законов.

Основы правового регулирования инвестиционной деятельности регламентируют:

  • порядок использования имеющихся на территории производственных факторов, которые могут быть использованы в инвестиционной деятельности;
  • движение финансовых средств, направляемых на реализацию инвестиционных проектов;
  • порядок налогообложения, льготы и государственные гарантии;
  • нормативно правовую базу инвестиционной деятельности.

Методы государственного регулирования инвестиций

Методы правового регулирования инвестиционной деятельности включают в себя:

  • регулирование инвестиций в форме движения финансовых средств;
  • регулирование объектов инвестирования;
  • экспертизу инвестиционных проектов;
  • государственный контроль за соблюдением принятых норм и стандартов;
  • контроль за соблюдением правил обязательной сертификации;
  • регулирование инвестиционной активности отечественных инвесторов за рубежом;
  • оценку законности амортизационной политики;
  • систему льготного кредитования;
  • налоговое стимулирование и регулирование инвестиционной деятельности;
  • контроль и регулирование участия инвесторов в приватизации;
  • предоставление необходимой финансовой помощи.
Читать еще:  Источником осуществления инвестиций могут быть

В осуществлении грамотной инвестиционной политики велика роль государства, которое занимается решением таких вопросов как:

  • формирование оптимальной налоговой системы, отвечающей всем целям и задачам государства и инвесторов;
  • разработка специальных налоговых режимов, стимулирующих деятельность инвесторов;
  • обеспечение льготных условий использования природных ресурсов государства, в тех случаях, когда ожидается позитивное влияние инвестиционной деятельности на экономику;
  • стимулирование лизинговых операций;
  • создание системы переоценки основных фондов организаций и предприятий.

Одним из проблемных направлений является нестабильность налоговой системы. Формально Правительство не меняет налогообложение предпринимателей, но количество всевозможных сборов постоянно увеличивается. Часто инвестор просто не в состоянии уследить за всеми нововведениями.

Природные ресурсы часто достаются лишь государственным компаниям, а предприниматели не имеют возможности использовать их по приемлемым ценам.

Особенности регулирования деятельности иностранных инвесторов

Система правового регулирования инвестиций в Российской Федерации регламентирует инвестиционную деятельность не только резидентов РФ, но так же и деятельность иностранных инвесторов. Иностранные инвесторы имеют ограничения при инвестировании на территории РФ, связанные с ограничением доли участия в отдельных видах предприятий на территории страны.

Инвесторы имеют возможность осуществлять капитальные вложения в следующих видах:

  • вкладывать финансовые средства в новое строительство;
  • осуществлять реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих предприятий;
  • приобретать машины, оборудование, инвентарь, инструменты;
  • проводить проектно-изыскательские работы и др.

Правовое регулирование инвестиции позволяет избежать различных нарушений и является инструментов разрешения споров. К сожалению, российская система не всегда отвечает реалиям времени, поэтому многие инвесторы предпочитают регистрировать компании в странах с английской правовой системой, максимально защищающей собственность и интересы инвесторов.

Проблемы и перспективы регулирования инвестиционной деятельности

Инвестиционная деятельность: проблемы правового регулирования связаны с тем, что, несмотря на важность регулирования инвестиционной деятельности, некоторые положения регламентируются еще законодательством РСФСР.

Инвестиционный климат России пока не является максимально благоприятным для инвесторов. Большой проблемой остается непрозрачность процедур, коррупция, проблемы правоохранительной и судебной систем.

Неустойчивость банковской системы так же является преградой к улучшению инвестиционного климата, так как существуют большие сложности с получением долгосрочных кредитов под приемлемую ставку. Инвестиции в производство дают отдачу через много лет, а не очень высокая рентабельность производства не позволит выплачивать высокие проценты по кредитам.

В перспективе большое влияние на объем инвестиций будет оказывать международная политическая и экономическая ситуация. Девальвация российской валюты не позволяет в ближайшей перспективы увеличить иностранные инвестиции, поэтому необходимо создавать привлекательные условия для отечественных инвесторов и искать новые способы финансирования.

В последние годы государство стало создавать зоны опережающего развития, технопарки, инвестиционные площадки, инвестиционные фонды и агентства, которые призваны облегчить инвесторам работу на отечественном рынке.

Совет! Новые формы инвестирования, предлагаемые государством, бывают достаточно выгодными, поэтому не ленитесь, изучайте информацию.

3. Нормативно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности

3. Нормативно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности

Регулирование инвестиционной деятельности должно быть рациональным по результатам и сбалансированным по степени гибкости.

Это невозможно без создания определенных правовых форм. Право устанавливает нормативную базу, определяет положение субъекта инвестиционной деятельности, устанавливает юридическую ответственность, определяет различное использование инвестиционной деятельности и контролирует отношения между участниками, в том числе и с государством.

Правовые нормы имеют несколько характеров: дозволяющий, запрещающий, обязывающий и стимулирующий.

В рыночной экономике основная роль экономико-правовых регуляторов – стимулировать и направлять инвестиционный процесс для сбалансированного развития национальной экономики.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации осуществляется двумя законодательствами.

Первое – это специальное инвестиционное законодательство, второе – гражданское и хозяйственное.

Инвестиционное законодательство контролирует и направляет порядок привлечения отечественных и иностранных инвестиций.

Основные правовые акты общего регулирования:

1) Гражданский кодекс Российской Федерации;

2) Земельный кодекс Российской Федерации;

3) Налоговый кодекс Российской Федерации;

4) Закон о недрах;

5) Закон о Центральном банке Российской Федерации;

6) Закон о банках и банковской деятельности;

7) Закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий;

8) законодательные акты о налогообложении, внешнеторговой деятельности и др.

Несколько законов специального регулирования:

Читать еще:  Инвестиции в логистической системе

1) Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях Российской Федерации»;

2) Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;

3) Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»;

4) Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»;

5) Федеральный закон от 25 февраля 1998 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации осуществляемой в форме капитальных вложений»;

6) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 112-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции»;

7) Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

8) Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

Специальное правовое регулирование инвестиционной деятельности представлено нормативно-правовыми актами, поэтому носит комплексный характер.

Три уровня нормативных актов нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности:

а) высшей юридической силы – федеральные конституционные и федеральные законы;

б) международные договоры;

в) законодательство субъектов федерации;

2) подзаконные акты:

а) указы Президента Российской Федерации;

б) межправительственные постановления;

в) правительственные постановления;

г) внешнеэкономические соглашения субъектов Российской Федерации;

д) ведомственные акты – приказы и постановления министерств и ведомств Российской Федерации;

е) постановления и решения органов местного самоуправления;

3) локальные, представленные системой актов индивидуального характера:

а) административные акты участников инвестиционной деятельности;

б) нормативно-правовые договоры (на основе международного публичного и частного права, гражданского и трудового права Российской Федерации).

Для субъекта инвестирования важно знать все основные положения законодательства для недопущения ошибок, которые могут впоследствии привести к плохим результатам.

Стимулировать инвестиционную деятельность необходимо в связи с высокими инвестиционными рисками и высокой стоимостью кредитных ресурсов. Действующая система стимулов реализуется в форме налоговых и таможенных льгот и имеет фискальный характер. Налоговые льготы, предоставляемые субъектами федерации инвесторам, распространяются на все налоги, составляющие бюджет инвесторов. Наиболее часто льготы предоставляются:

1) по налогу на прибыль;

2) налогу на имущество;

3) транспортному налогу;

4) налогу на операции с ценными бумагами;

5) акцизам в добывающих отраслях.

Раньше льготы предоставлялись осторожно и по весьма ограниченному спектру, в последнее время – практически повсеместно и с большим разнообразием. В этом заключается своеобразная тенденция со стороны региональных властей.

В основном схема предоставления субъектами Федерации налоговых льгот зависит от:

1) размера инвестиций;

2) рода деятельности субъекта;

3) длительности предоставления льгот;

4) целевого назначения инвестиций.

Есть три основных направления развития системы стимулирования инвестиционной активности:

1) предоставление бюджетных средств негосударственным структурам на возвратной основе;

2) реализация принципа права собственности (из федерального бюджета выделяются капитальные вложения на развитие федеральной собственности, а из муниципального бюджета – на развитие муниципальной);

3) равенство прав инвесторов – гарантии прав и защиты инвестиций предоставляются всем инвесторам.

Нормативно-правовые акты по своей сути направлены на обеспечение дополнительных налоговых льгот и предоставление бюджетных гарантий инвесторам.

Для инициирования стабильного инвестиционного подъема необходима благоприятная среда инвестиционной деятельности, разработка методов и форм экономического регулирования, которые учитывают реальную инвестиционную ситуацию. Роль и место государства в переходной экономике в целом и в частности в инвестиционном процессе – дискуссионная тема среди ученых. Главной их целью является поиск ответа на вопрос об определенной роли государства в рыночной экономике.

Основная задача государства – это создание благоприятных условий для роста частных инвестиций при ограничении своей функции непосредственного инвестора. Переходная экономическая система, выведенная из строя, требует более активного участия государства. Это показывает российская экономическая практика истекшего десятилетия.

Участие государства осуществляется не только в создании правовой основы деятельности частных инвесторов, но и в прямом инвестировании для достижения необходимых структурных сдвигов. Невозможно переоценить особую роль государственных инвестиций. Это важнейший рычаг модернизации структуры народного хозяйства, преодоления определенных диспропорций, накопившихся в советский и послесоветский периоды.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector