Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Оценка бюджетной эффективности инвестиционного проекта

Методика оценки бюджетной эффективности проекта

Когда мы говорим об эффективности инвестиционного проекта, априори закладывается коммерческая логика в нахождении эффектов и выгод от его реализации. Обычно из поля зрения упускается вопрос общественной пользы выполняемых инвестиций, независимо от того, участвует государство в содействии проекту или нет. Понимание и расчет бюджетной эффективности инвестиционного проекта тесно связаны с понятиями его коммерческой и общественной эффективности.

Содержание общественных и бюджетных эффектов в проекте

Так бывает, что некоторые инвестиционные проекты не являются коммерчески выгодными для бизнеса. То есть они не могут дать частным инвесторам привычной для них прибыльности. При этом проекты общественно полезны и, следовательно, эффективны, только они имеют особую форму полезности. Что же тогда может послужить экономическим обоснованием для государственной поддержки такого рода проектов, если у частных инвесторов нет достаточной заинтересованности в финансировании?

Для государства важно найти «точки опоры» для обоснования своего выгодного с позиции общественной значимости участия в поддержке инвестиционного проекта. Под ними мы понимаем факторы, включающие некие перераспределительные и косвенные эффекты. Данные обстоятельства эффективности проектов государство может учесть, принимая решение участвовать в дополнении и корректировке денежных потоков. Учитывать также следует внешние общественные потери и выгоды от проекта.

Последние названные эффекты, как правило, не принимаются в расчет в условиях рыночного регулирования, но имеют существенное влияние. К отрицательным эффектам, в частности, относится ухудшение экологической безопасности и состояния природы, а к положительным – результаты совместных образовательных проектов. Косвенные эффекты возникают за пределами инвестиционного проекта, хотя и учитываются в рыночном взаимодействии. В качестве таких обстоятельств выступают различные искажения коммерческих оценок общественной стоимости ресурсов и производимых продуктов. Государство не всегда реализует взвешенную политику в сфере экспортных пошлин и субсидий, что влечет ряд искажений.

Оценка общественной эффективности проектной реализации существенное значение придает и перераспределительным эффектам. Их следует исключать из издержек или выгод проекта, в зависимости от направленности. К ним относятся:

  • налоги, пошлины, сборы;
  • социальные отчисления от заработной платы;
  • дотации;
  • гарантии;
  • субсидии, субвенции, трансферы;
  • налоговые льготы в разнообразных формах;
  • доходы от лицензирования и других разрешительных мероприятий;
  • доходы от конкурсов и тендеров, проводимых государственными органами в рамках законодательно разрешенных видов деятельности.

Общественно значимые проекты должны быть в центре внимания государства, а те их них, которые соответствуют стратегии развития государственных институтов, подлежат оценке на предмет бюджетной эффективности. Данная оценка опирается на ключевой показатель – NPV расходуемого бюджета. Наличие оттоков и поступлений бюджетных средств в учитываемых формах позволяет определить IRR и PI бюджета.

Показатели бюджетной эффективности

Для начала следует определиться, с каким уровнем бюджетной активности участия в инвестиционном проекте мы имеем дело. Оценка зависит от уровня государственного или муниципального бюджета, привлекаемого к участию. Кроме того, бюджетная эффективность распространяется на расчеты консолидированного бюджета субъектов, разноуровневых бюджетов и бюджета, учитывающего внебюджетные фонды. К примеру, оценка производится на уровне регионального правительства социально значимого проекта. Рассмотрению подвергаются следующие бюджетные эффекты:

  • с участием субъекта Федерации в финансировании проекта;
  • без участия субъекта Федерации;
  • бюджетный эффект средств, направляемых на компенсацию части купонного дохода по облигациям, эмитируемым компанией для привлечения инвестиций;
  • бюджетный эффект от непосредственного участия в проекте (в уставном капитале учреждаемого общества, например).

Методические различия, вне зависимости от уровня бюджета и вида участия, как правило, незначительные. Однако есть некоторые сложности с вычленением данных о потоках денежных средств из бюджетных расчетов. За основу рассматриваемой методики взят реальный пример рекомендаций по расчету бюджетной эффективности с использованием средств города Москвы (Распоряжение ПМ за № 838-РП от 29.04.2004 года). В методике избраны две формы расхода бюджета: бюджетные кредиты и бюджетные субсидии. Акцентно рассматриваются инвестиции, связанные с использованием инструментов фондового рынка (облигационные займы). Для расчета чистого дисконтированного дохода бюджета рассматривается формула притоков денежных средств.

В настоящем примере представлена локальная оценка поступлений в бюджет от инвестиционного проекта. В общей практике состав бюджетных притоков денежных средств может быть несколько шире. Далее представлен список возможных притоков для расчета эффективности.

Оттоки бюджетных средств в связи с проектными расходами также имеют типовой перечень, который включает следующие выбытия денег по направлениям.

Вполне естественно, что списки притоков и оттоков средств из бюджета являются примерными. Оценка эффективности конкретного проекта потребует их уточнения. Надо помнить, что от структуры этих списков будет зависеть и состав показателей бюджетной оценки. Например, предоставление государственных инвестиционных гарантий повлечет использование индекса гарантийной доходности (отношение NPV бюджета к гарантийным объемам). Вернемся к методическому примеру Московского правительства. В завершение приводятся основные формулы методики.

Что-то странное происходит, но спустя более 30 лет с момента начала Перестройки я до сих пор не верю, что в России состоятелен обыкновенный капитализм. Спрашивается, почему? Потому что семьдесят лет одного тренда развития не могут бесследно пройти не только для нашей страны, но и для всего мира. Достаточно вспомнить «скандинавскую модель социальной направленности рыночной экономики». Она признана успешной репликой с ряда концепций устройства производственных и общественных отношений в СССР.

Именно поэтому, на мой взгляд, перспективна идея государственно-частного партнерства в различных формах, и не только в той, что прописана в законе № 224-ФЗ от 13.07.2015 г. Нужно искать механизмы, и, может быть, пора перестать брать у Запада собственные забытые методики, а начать вновь разрабатывать собственные, российские, уникальные. Не зря же у нас в ВУЗах столько лет выпускали миллионы экономистов и юристов. Главное состоит в том, чтобы создать государственную стратегию, всенародно принять ее, выделить общественные акценты и воплотить партнерские отношения между бизнесом и государством к взаимной выгоде общества и предпринимательской инициативы.

Читать еще:  Формы финансирования инвестиционных проектов

ОЦЕНКА БЮДЖЕТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Бюджетная эффективность рассматривается для бюджетов различных уровней, отдельного бюджета или консолидированного. Она отражает влияние результатов реализации проекта на доходы и расходы бюджета соответствующего уровня (федерального, регионального или местного).

Каждый предприниматель, вкладывая свободные средства в какое-то дело преследует вполне определенную цель: получить на вложенный капитал как можно больший доход, или прибыль. И он, безусловно, добьется намеченной цели, если его вложения будут тщательно обоснованы.

Однако не только предприниматели заинтересованы в широком использо­вании инвестиционных вложений, нуждаются в них и бюджеты — местный, региональный, федеральный.

Дело в том, что расширение вложений в экономику региона повышает его производственно-хозяйственный потенциал и деловую активность в рамках субъекта Федерации, способствует увеличению налоговых поступлений, обес­печивает рост занятости населения, позволяет поддерживать на более высоком уровне социальную сферу.

Федеральный бюджет также многое получает от развития инвестиционной активности в регионах, ибо в этом случае он пополняется за счет лучшей со­бираемости налогов и расширения социально-экономических возможностей.

Основным показателем бюджетной эффективности является чистый дисконтированный доход бюджета (ЧДДб). Наряду с ЧДДб существенную роль в определении бюджетной эффективности может играть также индекс до­ходности гарантий (ИДГ) — отношение ЧДДб к величине гарантий. ИДГ определяется в случае предоставления государственных гарантий для ана­лиза и отбора независимых проектов при заданной суммарной величине га­рантий.

В состав притоков средств для расчета бюджетной эффективности входят:

  • налоги, акцизы, пошлины, сборы и отчисления во внебюджетные фонды, установленные действующим законодательством;
  • доходы от лицензирования, конкурсов, тендеров на разведку, строитель­ство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;
  • платежи в погашение кредитов, выданных из соответствующего бюджета участникам проектов, а также платежи в погашение наюговых кредитов;
  • комиссионные платежи Минфину РФ за сопровождение иностранных кредитов;
  • дивиденды по принадлежащим государству, региону акциям и другим ценным бумагам, выпущенным с целью финансирования проекта.

В состав оттоков включают:

  • средства, выделяемые для прямого бюджетного финансирования проекта;
  • бюджетные субсидии и дотации;
  • средства, выделяемые из бюджета для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, возможных при осуществлении проекта, и компенсации иного возможного ущерба (например, выплаты пособий лицам, остающимся без работы в связи с реализацией проекта).

При реализации инвестиционного проекта за счет бюджетных средств учитывается косвенный эффект, обусловленный влиянием проекта на сторонние организации. Он может складываться из изменения налоговых поступлений от деятельности предприятий, выплат пособий лицам, оставшимся без работы в результате реализации проекта, выделения средств из бюджета для переселения и трудоустройства граждан.

Часто бюджетный эффект служит критерием, на основании которого решается вопрос о выделении бюджетных средств для поддержки того или иного проекта.

Безусловно, бюджетный эффект от реализации инвестиционных проект очень важен, поскольку работа механизма перераспределения денег в теснейшим образом связана с ростом или сокращением бюджетных средств. Однако достаточно часто бюджетный эффект входит в противоречие не только с финансовыми интересами участников проекта, но и с общественным эффектом. Например, увеличение стоимости приобретаемого импортного оборудования положительно влияет на показатели бюджетной эффективности, поскольку размер ввозных таможенных пошлин, как правило, пропорционален таможенной стоимости. Для предприятия такой рост является двойным возрастанием затрат: во-первых, нужно больше заплатить иностранному поставщику; во-вторых, увеличиваются таможенные сборы. Общая оценка влияния удорожания импортного оборудования также негативна, поскольку в лице предпринимателя и страна за тот же товар должна уплатить больше.

Таким образом, корректный подход к принятию решений о поддержке про­екта предполагает, что его общественный эффект положителен, а финансовый (предпринимательский или коммерческий) положителен не для всех учасников. Бюджетный эффект при этом может быть нулевым или даже отрица­тельным, если государство считает необходимым обеспечить за счет бюджетных средств реализацию проекта с высокой общественной эффективностью, но недостаточной заинтересованностью тех или иных участников.

Примерами такой бюджетной поддержки могут быть прямое бюджетное фи­нансирование инвестиций, льготные кредиты, временное освобождение от налогов, выплата за счет бюджета таможенных сборов и другие подобные действия. От проектов в сфере образования, здравоохранения, агропромышленного комплекса, предназначенных для обеспечения продовольственной безопасности страны, скорее всего не следует ожидать положительного бюджетного эффекта. В то же время их общественная эффективность (особенно при всестороннем учете внешних эффектов и рисков) не должна быть отри­цательной. В противном случае следует искать альтернативные способы до­стижения поставленных целей.

  1. Для чего определяется бюджетная эффективность?
  2. Что является основным показателем бюджетной эффективности?
  3. Если бюджетный эффект равен нулю, то что тогда можно сказать об общественном эффекте?
  4. Увеличение стоимости приобретаемого импортного обору­дования положительно или отрицательно влияет на показатели бюджетной эффективности?

Оценка бюджетной эффективности проекта на примере ПАО «МАГНИТ»

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Дата публикации: 05.03.2018

Статья просмотрена: 1373 раза

Библиографическое описание:

Знаменская, В. В. Оценка бюджетной эффективности проекта на примере ПАО «МАГНИТ» / В. В. Знаменская. — Текст : непосредственный, электронный // Проблемы современной экономики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 48-52. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/294/13792/ (дата обращения: 07.04.2020).

Дана оценка инвестиционного проекта на примере ПАО «МАГНИТ». Рассмотрены вопросы по оценке бюджетной эффективности инвестиционного проекта. Проанализирован рост инвестиций в экономику, что увеличивает производственно-хозяйственный потенциал, создает новые рабочие места, тем самым снижая социальную напряженность в регионе, увеличивает величину налогов, поступающих в бюджет.

Ключевые слова: бюджетная эффективность, денежный поток, ставка дисконтирования, внутренняя норма доходности, рентабельность, срок окупаемости.

В современной экономической литературе можно встретиться с различными определениями понятия «эффективность инвестиционного проекта».

Читать еще:  Сущность и содержание инвестиционной деятельности предприятия

Бюджетная эффективность оценивается по требованию органов государственного и/или регионального управления. В соответствии с этими требованиями может определяться бюджетная эффективность для бюджетов различных уровней или консолидированного бюджета [1].

С точки зрения бюджетной эффективности проект в первую очередь должен быть направлен не на получение прибыли, а на достижение максимально возможного социально-экономического результата. Показатели бюджетной эффективности (с финансовой точки зрения) рассчитываются на основании определения потока бюджетных средств [2].

К притокам средств для расчета бюджетной эффективности относятся:

– комиссионные платежи Минфину РФ за сопровождение иностранных кредитов (в доходах федерального бюджета);

– дивиденды по принадлежащим региону или государству акциям и другим ценным бумагам, выпущенным в связи с реализацией ИП.

К оттокам бюджетных средств относятся:

– предоставление бюджетных (в частности, государственных) ресурсов на условиях закрепления в собственности соответствующего органа управления (в частности, в федеральной государственной собственности) части акций акционерного общества, создаваемого для осуществления ИП;

– предоставление бюджетных ресурсов в виде инвестиционного кредита;

– предоставление бюджетных средств на безвозмездной основе (субсидирование);

– бюджетные дотации, связанные с проведением определенной ценовой политики и обеспечением соблюдения определенных социальных приоритетов [1].

Публичное акционерное общество «Магнит» («Компания») является холдинговой компанией группы обществ, занимающихся арендой и управлением собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом с местом нахождения в Краснодаре.

ПАО «МАГНИТ» предполагает осуществить проект по открытию собственного производства, что позволит оптимизировать структуру производства (продаж) в сторону увеличения высококачественных изделий, увеличить ассортимент предлагаемой продукции, обеспечить высокое качество продукции. Первоначально дадим оценку основных показателей ПАО «МАГНИТ» (табл.1).

Оценка показателей динамики оборотного капитала ПАО «МАГНИТ» тыс. руб.

Полезная информация

8. Оценка бюджетной эффективности ИП

8.1. Общие положения

Бюджетная эффективность оценивается по требованию органов государственного и / или регионального управления. В соответствии с этими требованиями может определяться бюджетная эффективность для бюджетов различных уровней или консолидированного бюджета. Показатели бюджетной эффективности рассчитываются на основании определения потока бюджетных средств.
К притокам средств для расчета бюджетной эффективности относятся :
———————————
Приведенный список притоков и оттоков не является исчерпывающим, а может пополняться в связи с конкретными условиями.

— притоки от налогов, акцизов, пошлин, сборов и отчислений во внебюджетные фонды, установленных действующим законодательством;
— доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;
— платежи в погашение кредитов, выданных из соответствующего бюджета участникам проекта;
— платежи в погашение налоговых кредитов (при «налоговых каникулах»);
— комиссионные платежи Минфину РФ за сопровождение иностранных кредитов (в доходах федерального бюджета);
— дивиденды по принадлежащим региону или государству акциям и другим ценным бумагам, выпущенным в связи с реализацией ИП.
К оттокам бюджетных средств относятся:
— предоставление бюджетных (в частности, государственных) ресурсов на условиях закрепления в собственности соответствующего органа управления (в частности, в федеральной государственной собственности) части акций акционерного общества, создаваемого для осуществления ИП;
— предоставление бюджетных ресурсов в виде инвестиционного кредита;
— предоставление бюджетных средств на безвозмездной основе (субсидирование);
— бюджетные дотации, связанные с проведением определенной ценовой политики и обеспечением соблюдения определенных социальных приоритетов.
Отдельно рекомендуется учитывать:
— налоговые льготы, отражающиеся в уменьшении поступлений от налогов и сборов. В этом случае оттоков также не возникает, но уменьшаются притоки;
— государственные гарантии займов и инвестиционных рисков. Оттоки при этом отсутствуют. Дополнительным притоком служит плата за гарантии. При оценке эффективности проекта с учетом факторов неопределенности в отток включаются выплаты по гарантиям при наступлении страховых случаев (см. п. 10.6).
При оценке бюджетной эффективности проекта учитываются также изменения доходов и расходов бюджетных средств, обусловленные влиянием проекта на сторонние предприятия и население, если проект оказывает на них влияние, в том числе:
— прямое финансирование предприятий, участвующих в реализации ИП;
— изменение налоговых поступлений от предприятий, деятельность которых улучшается или ухудшается в результате реализации ИП;
— выплаты пособий лицам, остающимся без работы в связи с реализацией проекта (в том числе при использовании импортного оборудования и материалов вместо аналогичных отечественных);
— выделение из бюджета средств для переселения и трудоустройства граждан в случаях, предусмотренных проектом.
По проектам, предусматривающим создание новых рабочих мест в регионах с высоким уровнем безработицы, в притоке бюджетных средств учитывается экономия капиталовложений из федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации на выплату соответствующих пособий.
В качестве выходной формы рекомендуется таблица денежного потока бюджета с определением показателей бюджетной эффективности. Основным показателем бюджетной эффективности является ЧДД бюджета (ЧДДб). При наличии бюджетных оттоков возможно определение ВНД и ИД бюджета. В случае предоставления государственных гарантий для анализа и отбора независимых проектов (см. разд. 12.2) при заданной суммарной величине гарантий, наряду с ЧДДб существенную роль может играть также индекс доходности гарантий (ИДГ) — отношение ЧДДб к величине гарантий (в случае необходимости — дисконтированной).

8.2. Расчет денежных потоков и определение бюджетной эффективности

Основой для расчета показателей бюджетной эффективности являются суммы налоговых поступлений в бюджет и выплат для бюджетов различных уровней, определяемые с использованием табл. П3.11 с добавлением подоходного налога на заработную плату.
На основе данных таблицы составляются денежные потоки для определения бюджетной эффективности и рассчитываются обобщающие показатели бюджетной эффективности проекта. Для каждого уровня бюджета расчеты проводятся раздельно.

Читать еще:  К портфельным инвестициям относятся

Оценка бюджетной эффективности инвестиционного проекта

Реализация любого инвестиционного проекта отражается на доходной части бюджетов различных уровней. А если в финансировании инвестиционного проекта принимает участие государство, то это отражается и на расходной части бюджета. В этом случае, в соответствии с Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов, необходимо определять их бюджетную эффективность.

В соответствии с Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов основным показателем рациональности государственного участия в проекте является показатель чистого дисконтированного дохода бюджета:

где Д — бюджетные доходы от реализации проекта;

Е — ставка дисконтирования;

n — порядковый номер периода;

Р — бюджетные расходы на реализацию проекта.

В состав расходов бюджета включаются:

• средства, выделяемые для прямого бюджетного финансирования проекта;

• кредиты банков для отдельных участников реализации проекта, выделяемые в качестве заемных средств, подлежащих компенсации за счет бюджета;

• прямые бюджетные ассигнования на надбавки к рыночным ценам за топливо и энергоносители;

• выплата пособий для лиц, остающихся без работы в связи с осуществлением проекта;

• государственные, региональные гарантии инвестиционных рисков иностранным и отечественным участникам; и др.

В состав доходов бюджета включаются:

• дополнительно полученные налоговые поступления в бюджет различного уровня от реализации инвестиционного проекта;

• увеличение (уменьшение) наличных поступлений от сторонних предприятий, обусловленные влиянием реализации проекта на их финансовые платежи;

• поступление в бюджет таможенных пошлин и акцизов;

• эмиссионный доход от выпуска ценных бумаг под осуществление проекта;

• дивиденды, полученные и принадлежащие государству акции и облигации, выпущенные с целью финансирования проекта; и др.

Наряду с ЧДДб для оценки рационального государственного участия могут применяться показатели ВНДб, ИДб и Ток. б.

Определение ставки дисконтирования при экономическом обосновании инвестиционных проектов. Определение ставки дисконтирования является важнейшим этапом в процессе экономического обоснования инвестиционных проектов, так как от ее величины зависят все критерии (NPV,PI,IRR, РР), на основе которых принимается инвестиционное решение. Ставка дисконтирования зависит от многих факторов: уровня инфляции, величины инвестиционного риска, процента по кредиту, источников финансирования инвестиционного проекта, требований инвестора на эффективность от вложенного капитала, специфики конкретного предприятия и конкретного инвестиционного проекта. Следует отметить, что не существует каких-либо официальных нормативов, предписывающих выбор той или иной ставки дисконтирования. Вся ответственность по ее установлению ложится на специалистов, осуществляющих экономическое обоснование инвестиционных проектов. Они должны в письменной форме представить обоснование выбранной ставки дисконтирования.

В экономической литературе приводятся некоторые рекомендации по выбору ставки дисконтирования. Например, если инвестиционный проект полностью финансируется за счет собственных средств, т.е. без привлечения других источников, то в этом случае рекомендуется ставку дисконтирования принимать на уровне требований отдачи инвестора на вложенный им капитал. Считается, что инвестор в этом случае учитывает все факторы, которые влияют на ставку дисконтирования.

Если инвестиционный проект финансируется за счет нескольких источников, то ставка дисконтирования определяется на основе средневзвешенной цены капитала.

Так, если инвестиционный проект финансируется за счет собственных и заемных средств, то средневзвешенная цена капитала

где dс, dз — доля соответственно собственных и заемных средств в общей сумме ресурсов, направляемых на реализацию инвестиционного проекта, доли единиц;

Цс, Ц3 — Цена капитала соответственно собственных и заемных средств, %;

Сп — ставка по налогу на прибыль, доли единиц.

Необходимость умножения на величину (1 — Ст) обусловлена тем, что если проценты по кредиту включаются в себестоимость продукции, то образуется льгота по налогу на прибыль, следовательно, она должна быть учтена в цене капитала заемных средств.

Если инвестиционный проект финансируется только за счет заемных средств, то ставка дисконтирования

Из всего изложенного можно сделать вывод, что ставка дисконтирования должна учитывать внутренние и внешние факторы, связанные с реализацией инвестиционного проекта.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие существуют методы оценки эффективности инвестиционных проектов? Опишите их суть.

2. В чем заключается сущность дисконтированного метода оценки эффективности инвестиционного проекта?

3. Какие показатели позволяют экономически обосновать инвестиционные проекты при использовании дисконтированного метода?

4. Как определяется ставка дисконтирования?

5. Какова сущность анализа чувствительности инвестиционного проекта? Обоснуйте его необходимость.

6. Какому из них будет отдано предпочтение при сравнении альтернативных инвестиционных проектов по критерию NPV?

7. О чем свидетельствует отрицательное значение критерия NPV?

8. Если внутренняя норма доходности проекта IRR выше средней стоимости капитала действующего предприятия, следует ли финансировать инвестиционный проект?

9. Будет ли суммарная внутренняя норма доходности IRR проектов А и Б при их одновременном осуществлении равна внутренней норме доходности каждого из них в отдельности?

10. Какому из них будет отдано предпочтение при выборе инвестиционного проекта из ряда альтернативных по критерию PI?

11. Укажите достоинства и недостатки методики расчета срока окупаемости инвестиций РР.

12. Если в анализе срока окупаемости инвестиций по одному и тому же проекту использовать дисконтированные и учетные оценки, возникнет ли разница в полученных результатах? Почему?

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector