Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Оценка бюджетных инвестиций

Методика оценки бюджетной эффективности проекта

Когда мы говорим об эффективности инвестиционного проекта, априори закладывается коммерческая логика в нахождении эффектов и выгод от его реализации. Обычно из поля зрения упускается вопрос общественной пользы выполняемых инвестиций, независимо от того, участвует государство в содействии проекту или нет. Понимание и расчет бюджетной эффективности инвестиционного проекта тесно связаны с понятиями его коммерческой и общественной эффективности.

Содержание общественных и бюджетных эффектов в проекте

Так бывает, что некоторые инвестиционные проекты не являются коммерчески выгодными для бизнеса. То есть они не могут дать частным инвесторам привычной для них прибыльности. При этом проекты общественно полезны и, следовательно, эффективны, только они имеют особую форму полезности. Что же тогда может послужить экономическим обоснованием для государственной поддержки такого рода проектов, если у частных инвесторов нет достаточной заинтересованности в финансировании?

Для государства важно найти «точки опоры» для обоснования своего выгодного с позиции общественной значимости участия в поддержке инвестиционного проекта. Под ними мы понимаем факторы, включающие некие перераспределительные и косвенные эффекты. Данные обстоятельства эффективности проектов государство может учесть, принимая решение участвовать в дополнении и корректировке денежных потоков. Учитывать также следует внешние общественные потери и выгоды от проекта.

Последние названные эффекты, как правило, не принимаются в расчет в условиях рыночного регулирования, но имеют существенное влияние. К отрицательным эффектам, в частности, относится ухудшение экологической безопасности и состояния природы, а к положительным – результаты совместных образовательных проектов. Косвенные эффекты возникают за пределами инвестиционного проекта, хотя и учитываются в рыночном взаимодействии. В качестве таких обстоятельств выступают различные искажения коммерческих оценок общественной стоимости ресурсов и производимых продуктов. Государство не всегда реализует взвешенную политику в сфере экспортных пошлин и субсидий, что влечет ряд искажений.

Оценка общественной эффективности проектной реализации существенное значение придает и перераспределительным эффектам. Их следует исключать из издержек или выгод проекта, в зависимости от направленности. К ним относятся:

  • налоги, пошлины, сборы;
  • социальные отчисления от заработной платы;
  • дотации;
  • гарантии;
  • субсидии, субвенции, трансферы;
  • налоговые льготы в разнообразных формах;
  • доходы от лицензирования и других разрешительных мероприятий;
  • доходы от конкурсов и тендеров, проводимых государственными органами в рамках законодательно разрешенных видов деятельности.

Общественно значимые проекты должны быть в центре внимания государства, а те их них, которые соответствуют стратегии развития государственных институтов, подлежат оценке на предмет бюджетной эффективности. Данная оценка опирается на ключевой показатель – NPV расходуемого бюджета. Наличие оттоков и поступлений бюджетных средств в учитываемых формах позволяет определить IRR и PI бюджета.

Показатели бюджетной эффективности

Для начала следует определиться, с каким уровнем бюджетной активности участия в инвестиционном проекте мы имеем дело. Оценка зависит от уровня государственного или муниципального бюджета, привлекаемого к участию. Кроме того, бюджетная эффективность распространяется на расчеты консолидированного бюджета субъектов, разноуровневых бюджетов и бюджета, учитывающего внебюджетные фонды. К примеру, оценка производится на уровне регионального правительства социально значимого проекта. Рассмотрению подвергаются следующие бюджетные эффекты:

  • с участием субъекта Федерации в финансировании проекта;
  • без участия субъекта Федерации;
  • бюджетный эффект средств, направляемых на компенсацию части купонного дохода по облигациям, эмитируемым компанией для привлечения инвестиций;
  • бюджетный эффект от непосредственного участия в проекте (в уставном капитале учреждаемого общества, например).

Методические различия, вне зависимости от уровня бюджета и вида участия, как правило, незначительные. Однако есть некоторые сложности с вычленением данных о потоках денежных средств из бюджетных расчетов. За основу рассматриваемой методики взят реальный пример рекомендаций по расчету бюджетной эффективности с использованием средств города Москвы (Распоряжение ПМ за № 838-РП от 29.04.2004 года). В методике избраны две формы расхода бюджета: бюджетные кредиты и бюджетные субсидии. Акцентно рассматриваются инвестиции, связанные с использованием инструментов фондового рынка (облигационные займы). Для расчета чистого дисконтированного дохода бюджета рассматривается формула притоков денежных средств.

В настоящем примере представлена локальная оценка поступлений в бюджет от инвестиционного проекта. В общей практике состав бюджетных притоков денежных средств может быть несколько шире. Далее представлен список возможных притоков для расчета эффективности.

Оттоки бюджетных средств в связи с проектными расходами также имеют типовой перечень, который включает следующие выбытия денег по направлениям.

Вполне естественно, что списки притоков и оттоков средств из бюджета являются примерными. Оценка эффективности конкретного проекта потребует их уточнения. Надо помнить, что от структуры этих списков будет зависеть и состав показателей бюджетной оценки. Например, предоставление государственных инвестиционных гарантий повлечет использование индекса гарантийной доходности (отношение NPV бюджета к гарантийным объемам). Вернемся к методическому примеру Московского правительства. В завершение приводятся основные формулы методики.

Что-то странное происходит, но спустя более 30 лет с момента начала Перестройки я до сих пор не верю, что в России состоятелен обыкновенный капитализм. Спрашивается, почему? Потому что семьдесят лет одного тренда развития не могут бесследно пройти не только для нашей страны, но и для всего мира. Достаточно вспомнить «скандинавскую модель социальной направленности рыночной экономики». Она признана успешной репликой с ряда концепций устройства производственных и общественных отношений в СССР.

Именно поэтому, на мой взгляд, перспективна идея государственно-частного партнерства в различных формах, и не только в той, что прописана в законе № 224-ФЗ от 13.07.2015 г. Нужно искать механизмы, и, может быть, пора перестать брать у Запада собственные забытые методики, а начать вновь разрабатывать собственные, российские, уникальные. Не зря же у нас в ВУЗах столько лет выпускали миллионы экономистов и юристов. Главное состоит в том, чтобы создать государственную стратегию, всенародно принять ее, выделить общественные акценты и воплотить партнерские отношения между бизнесом и государством к взаимной выгоде общества и предпринимательской инициативы.

Оценка бюджетных инвестиций

Бюджетный учет, N 8, 2011

С.Г.Хабаев,
доктор экономических наук, доцент,
консультант ООО «ЦентрАудит М»

В связи с принятием Закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон N 83-ФЗ) поменялся порядок финансового обеспечения деятельности бюджетных и автономных учреждений. Одним из видов финансового обеспечения деятельности бюджетных и автономных учреждений стали бюджетные инвестиции.

Основные положения

Возможность предоставления бюджетных инвестиций бюджетным и автономным учреждениям предусматривается статьей 79 Бюджетного кодекса.

Определение бюджетной инвестиции представлено в статье 6 Бюджетного кодекса. Согласно данному определению бюджетные инвестиции — это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.

Для более точного определения, какие операции следует относить к бюджетным инвестициям, а какие нет, следует обратиться к другим статьям Бюджетного кодекса. Такого рода необходимость связана с тем, что в Гражданском кодексе нет четкого определения имущества и, например, любое основное средство, приобретенное бюджетным или автономным учреждением за счет средств, выделяемых ему учредителем, является государственным (муниципальным) имуществом.

В пункте 1 статьи 79 Бюджетного кодекса определено, что бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также нормативно-правовыми актами соответственно Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации либо в установленном указанными органами порядке решениями главных распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов.

Читать еще:  Фазы инвестиционного проекта

Кроме этого в настоящее время действует постановление Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. N 1204 (далее — Постановление N 1204). Данный документ предусматривает в 2011 году бюджетное инвестирование в строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) объектов капитального строительства государственной собственности РФ, находящихся на праве оперативного управления у федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений, а также в строящиеся объекты, которые не закреплены за указанными учреждениями и в отношении которых эти учреждения выполняют функции застройщика. Предоставление бюджетных инвестиций осуществляется в порядке, установленном для получателей средств федерального бюджета, с внесением федеральных бюджетных и автономных учреждений в сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета. Для автономных и бюджетных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ и муниципальных образований, может быть установлен аналогичный порядок.

Рассмотрим определение материальных объектов, указанных в пункте 1 статьи 79 Бюджетного кодекса и Постановлении N 1204. Определение объекта капитального строительства раскрывается в статье 1 Градостроительного кодекса. Согласно данной статье объект капитального строительства — это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Определение понятий «здания» и «сооружения» представлено в Общероссийском классификаторе основных фондов, утвержденном постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. N 359 (далее — ОКОФ). Согласно данному документу:

— к подразделу «Здания (кроме жилых)» относятся здания, представляющие собой архитектурно-строительные объекты, назначением которых является создание условий (защита от атмосферных воздействий и пр.) для труда, социально-культурного обслуживания населения и хранения материальных ценностей. Здания имеют в качестве основных конструктивных частей стены и крышу;

— к подразделу «Сооружения» относятся инженерно-строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций. К сооружениям также относятся: законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации, такие как линии электропередачи, теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, радиорелейные линии, кабельные линии связи, специализированные сооружения систем связи, а также ряд аналогичных объектов со всеми сопутствующими комплексами инженерных сооружений;

— к подразделу «Жилища» относятся здания, предназначенные для невременного проживания.

Бухгалтерский учет

Рассмотрим порядок отражения бюджетных инвестиций в учете бюджетных и автономных учреждений. В соответствии с пунктом 21 Инструкции «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее — Инструкция N 157н) хозяйственные операции, осуществляемые за счет средств, выделяемых в качестве бюджетных инвестиций, отражаются с кодом вида финансового обеспечения деятельности «6» (бюджетные инвестиции).

Согласно пункту 93 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. N 174н (далее — Инструкция N 174н), объем выделяемых для бюджетных учреждений бюджетных инвестиций отражается на счете 0 401 10 180 «Прочие доходы».

Порядок открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами определен приказом Федерального казначейства от 7 октября 2008 г. N 7н (далее — Приказ N 7н). Согласно пункту 2.1.2 данного приказа для учета операций, осуществляемых бюджетными учреждениями, органами Федерального казначейства в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, открываются и ведутся следующие виды лицевых счетов:

1) лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами бюджетных учреждений (за исключением субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);

2) лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами, предоставленными бюджетным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций.

Аналогичная позиция содержится и в отношении автономных учреждений (пункт 2.1.3 Приказа N 7н).

Бюджетному учреждению определены бюджетные инвестиции в размере 12000000 руб. В первом квартале перечислена сумма в размере 5000000 руб. Бюджетное учреждение за счет бюджетных инвестиций осуществляет строительство здания. В отчетном периоде строительная организация выполнила один из этапов, связанных со строительством здания, стоимостью 40000000 рублей.

Дебет 6 205 81 560

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт» или купите этот документ прямо сейчас всего за 49 руб.

Полный текст документа будет доступен вам, как только оплата будет подтверждена.
После подтверждения оплаты, страница будет автоматически обновлена, обычно это занимает не более нескольких минут.

Приносим извинения за вынужденное неудобство.

Если денежные средства были списаны, но текст оплаченного документа предоставлен не был, обратитесь к нам за помощью: payments@kodeks.ru

Если процедура оплаты на сайте платежной системы не была завершена, денежные
средства с вашего счета списаны НЕ будут и подтверждения оплаты мы не получим.
В этом случае вы можете повторить покупку документа с помощью кнопки справа.

Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета
списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.

Если ошибка повторяется, напишите нам на spp@cntd.ru, мы разберемся.

Метод оплаты:

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

Примеры

аналогичных документов, доступных с полным текстом:

ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС: теория и практика

международный ежемесячный научный журнал

Шахбазян Д.А. Повышение эффективности федеральных бюджетных инвестиций // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №7. – С. 83-86.

Повышение эффективности федеральных бюджетных

Д.А. Шахбазян , магистрант

Финансовый университет при Правительстве РФ

( Россия, г . Москва )

Аннотация. В данной статье обосновывается важность повышения эффективности бюджетных инвестиций в условиях резкого ухудшения внешнеэкономической конъюнкт у ры, уменьшения доходов населения и нестабильности курса национальной валюты. В п о следнее время наблюдается рост доли федерального бюджета в структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал, что вызывает особый интерес к Фед е ральной адресной инвестиционной программе . Увеличение эффективности расходования бюджетных средств на осуществление капитальных вложений приобрета е т особую значимость в условиях необходимости достижения бюджетной устойчивости в долг о срочной перспективе.

Ключевые слова: капитальные вложения, бюджетные инвестиции, оценка эффе к тивности, Федеральная адресная инвестиционная программа, федеральные целевые пр о гра м мы .

Для обеспечения экономической ст а бильности и роста благосостояния общ е ства д ействия одних только рыночных сил недостаточно , так как р ынок не всегда способен самостоятельно выявлять знач и мые отрасли на соответствующем этапе экономического роста. Самостоятельной сферой реализации функций и задач гос у дарства в экономической сфере является осуществление инвестиционной деятел ь ности.

Читать еще:  Прогнозирование эффективности инвестиционной деятельности

Закрытие внешних рынков капитала и повышение стоимости заемных средств организаций в 2014 году обусловили пер е ход динамики инвестиций в основной к а питал в область отрицательных значений . Снижение инвестиций продолжилось и в течение 2015 года в условиях резкого ухудшения внешнеэкономической кон ъ юнктуры, уменьшения д о ходов населения и нестабильности курса национальной в а люты. Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования представлена в таблице.

Таблица 1. Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования за период с 2008 по 2015 гг., в % [1]

Инвестиции в осно в ной капитал

собственные средс т ва

привлеченные сре д ства

заемные средства других организ а ций

бюджетные средс т ва

В 2015 году в связи с возникновением трудностей с формированием доходной части бюджета на фоне небл агоприятной внешней конъюнктуры произошло пад е ние инвестиций за счет бюджетных средств, в номинальном выражении сн и жение составило 5,6 % .

Важно отметить, что о сновными норм а тивными правовыми актами , регулиру ю щими инвестиционную деятельность гос у дарства , являются: Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон «Об инвестиц и онной деятельности в Российской Федер а ции, осуществляемой в форме капитал ь ных вложений», Федеральный закон «Об особенностях эмиссии и обращения гос у дарственных и муниципальных ценных бумаг» , Федеральный закон «О контрак т ной системе в сфере закупок товаров, р а бот, услуг для обеспечения государстве н ных и муниципальных нужд» и некоторые другие нормативные правовые акты.

К капитальным вложениям в объекты государственной собственности относятся: бюджетные инвестиции; субсидии бю д жетным и автономным учреждениям, г о сударс т венным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства г о сударственной собственности или прио б ретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность; бю д жетные инвестиции иным юридическим лицам, которые осуществляются посредс т вом взносов в уставные капиталы.

Статья 6 Бюджетного кодекса РФ опр е деляет «бюджетные инвестиции» как «бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственн ого (муниципального) имущества» [2].

Б юджетные инвестиции реализуются посредством адресных инвестиционных программ, формируемых в составе фед е рального бюджета, бюджетов субъект ов федерации, местных бюджетов. В после д нее время наблюдается рост доли фед е рального бюджета в структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал. В связи с этим целесообразно уделить отдельное внимание Федеральной адресной инвестиционной программе (д а лее – ФАИП).

ФАИП состоит из программной и н е программной части, в свою очередь пр о граммная часть реализуется через фед е ральные целевые программы (ФЦП) инв е стиционного характера.

В 2015 году объем финансирования 45 федеральных целевых про ­ грамм и подпр о граммы «Создание и организация прои з водства в Российской Федерации в 2011 ‑ 2015 г о дах дизельных двигателей и их компонентов нового поколения» ФЦП «Национальная технологическая база» на 2007 ‑ 2011 годы, включенных в открытую часть федерального бюджета, составил 966,8 млрд рублей.

В 2015 году объем средств федеральн о го бюджета, направляемых на реализацию ФАИП, по сравнению с 2014 годом вырос на 10,3 % и составил 919,7 млрд рублей.

В рамках ФАИП в 2015 году было пр е дусмотрено строительство, реко нструкция, в том числе с элемен тами реставрации, техническое перевооружение и приобр е тение 1 834 объектов и мероприятий. Из числа объектов, подлежавших к вводу в 2015 году, в устано в ленные сроки были завершены строи ­ тельством 326 объектов, или 58,5 % от общего количества подл е жащих к ввод у объектов . На рисунке пре д ставлена динамика ввода объектов в эк с плуатацию в 2010-2015 годах.

Рисунок 1. Динамика ввода объектов в эксплуатацию в 2010-2015 гг. [1]

Основные причины несвоевременного ввода в эксплуатацию объектов следу ю щие: ненадлежащее исполнение или неи с полнение подрядчиком договорных обяз а тельств; ув е личение сметной стоимости строительства; выявление в процессе ос у ществления строительства (реконстру к ции) дополнительного объема работ, не учтенных утвержденной проектной док у ментацией; позднее начало осуществления государственными заказчиками (заказч и ками) конкурсных процедур на право з а ключить государственный контракт (дог о вор).

Для достижения бюджетной устойчив о сти в долгосрочной перспективе необх о димо обеспечить увеличение эффективн о сти расходования бюджетных средств на осущес т вление капитальных вложений.

Оценка эффективности расходования бюджетных средств в отношении инвест и ционных проектов, сметная стоимость к о торых превышает 8 млрд рублей , и в др у гих уст а новленных случаях , проводится Минэкономразвития России [3]. Важно отметить, что независимо от сметной стоимости оценка эффективности по мет о дике , утвержденной приказом Минэк о номразвития России от 24.02.2009 № 58, проводится госзаказчиками ФЦП и пре д полагаемыми главными распорядителями средств федерального бюджета.

Оценка эффективности расходования бюджетных средств на осуществление к а питальных вложений базируется на соо т ношении стоимости инвестиционного пр о екта и планируемых результатов его ре а лизации. Данная оценка проводится по м е тодике , утвержденной приказом Минэк о номразвития России от 24.02.2009 № 58, на основе качестве н ных и количественных критериев [4 ]. Одним из таких критериев является сравнение стоимости инвестиц и онного проекта с соответствующей сме т ной нормой, при ее отсутствии – сравн е ние с аналогичными проектами. В насто я щее время не по всем категориям объектов утверждены укрупненные нормативы [5]. Так как в органах власти отсутствуют сп е циал ь ные подразделения по проектно-сметному делу, возникает крайняя необх о димость в данных нормативах с целью проведения отбора проектов для бюдже т ного финансирования.

После принятия решения о необход и мости строительства объектов важно обе с печить проведение проверки достоверн о сти их сметной стоимости до принятия решения о выделении соответствующих объемов бюджетного финансирования.

Серьезные структурные проблемы ро с сийской экономики, что характеризует у с тойчивая тенденция замедления роста в а лово го внутреннего продукта России, а также отрицательная динамика инвест и ций в основно й капитал, требуют поиска новых актуальных механизмов для выхода из кризисной ситуации. К о д ним из таких механизмов можно о т нести бюджетны е инвестиции. Главным преимуществом бюджетных инвестиций явля ется их ун и версальность в определении н аправлений для вложения средств, так как о ни спосо б ны оказывать влияние на развитие любых отраслей народного хозяйства и эконом и ки в целом.

1. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL : http://economy.gov.ru/minec/main/

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ ( ред. от 03.07 .2016 ) .

3. Постановление Правительства РФ от 12.08.2008 № 590 «О порядке проведения пр о верки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств фед е рального бюджета, направляемых на капитальные вложения» .

Читать еще:  Основные формы и стадии реальных инвестиций

4. Приказ Минэкономразвития России от 24.02.2009 N 58 « Об утверждении Методики оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направля е мых на капитальные вложения ».

5. Ниязметов А.К. Государственные капитальные вложения: проблемы и решения / А.К. Ниязметов // Финансы. – 2014. – №9. – С. 13-20 .

IMPROVING THE EFFICIENCY OF THE FEDERAL BUDGET INVESTMENTS

D.A. Shakhbazyan , graduate student

Financial university under the Government of the Russian Federation

Abstract. In this article the importance of increasing the efficiency of public investment in the conditions of a sharp deterioration in the external economic environment, reducing the i n come of the population and instability of the national currency is proved . Recently there has been growth of the federal budget share in the structure of sources of investment financing in fixed assets, which is of particular interest to the federal targeted investment program. Increasing the efficiency of budget spending on the implementation of the capital investment is particularly si g nificant in light of the need to achieve fiscal sustainability in the long term.

Keywords: capital investment s , budget investment s , efficiency assessment, Federal address investment p rogram, federal target programs .

Бюджетная эффективность инвестиционного проекта

Показатели бюджетной эффективности рассчитываются на основании определения потока бюджетных средств.

К притокам средств для расчёта бюджетной эффективности относятся:

— притоки от налогов, акцизов, пошлин, сборов и отчислений во внебюджетные фонды, установленных действующим законодательством;

— доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;

— платежи в погашение кредитов, выданных из соответствующего бюджета участникам проекта;

— платежи в погашение налоговых кредитов (при «налоговых каникулах»);

— комиссионные платежи Минфину РФ за сопровождение иностранных кредитов (в доходах федерального бюджета);

— дивиденды по принадлежащим региону или государствуакциям и другим ценным бумагам, выпущенным в связи с реализацией ИП.

К оттокам бюджетных средств относятся:

— предоставление бюджетных (в частности, государственных) ресурсов на условиях закрепления в собственности соответствующего органа управления (в частности, в федеральной государственной собственности) части акций акционерного общества, создаваемого для осуществления ИП;

— предоставление бюджетных ресурсов в виде инвестиционного кредита;

— предоставление бюджетных средств на безвозмездной основе (субсидирование);

— бюджетные дотации, связанные с проведением определеннойценовой политики и обеспечением соблюдения определенных социальных приоритетов.

Составляются денежные потоки для определения бюджетной эффективности и рассчитываются обобщающие показатели бюджетной эффективности проекта. Для каждого уровня бюджета расчёты проводятся раздельно.

К показателям бюджетной эффективности относятся:

1, чистый доход бюджета — это разница между накопленной суммой притоков денежных средств в бюджет от реализации проекта и накопленной суммой оттоков бюджетных средств за весь срок реализации проекта;

Чистый доход (чистые денежные поступления) является одним из основных показателей, используемых для расчётовэффективности инвестиционного проекта (ИП).

Чистыми денежными поступлениями(ЧД,Net Value, NV)называется накопленный эффект (сальдо денежного потока) за расчётный период:

где ЧДП — чистые денежные поступления;

Пm — приток денежных средств на m-м шаге;

Оm — отток денежных средств на m-м шаге.

2, чистый дисконтированный доход бюджета — накопленное сальдо дисконтированного денежного потока бюджета;

Дисконтирование денежного потока на m-м шаге осуществляется путём умножения его значения на коэффициент дисконтирования Кm, рассчитываемый по формуле:

где Кm — коэффициент дисконтирования;

Е – норма дисконта;

tm — момент начала шага;

t 0 — момент приведения.

3, внутренняя норма доходности бюджета — этот показатель можно рассчитать только в том случае, если на первых шагах расчёта сальдо денежного потока бюджета от реализации проекта было отрицательным;

Математическое определение внутренней нормы прибыльности предполагает решение следующего уравнения:

где CFm — входной денежный поток в период m;

I — значение инвестиции;

IRR — внутренняя норма доходности.

4, индекс доходности гарантий — этот показатель рассчитывается в том случае, если ИП реализуется за счёт заёмных средств, предоставленных под гарантии бюджета. Рассчитывается как отношение чистого дохода бюджета к сумме гарантий.

Что такое бюджетные инвестиции

Бюджетные инвестиции это средства, привлеченные из государственной казны для реализации важных проектов. Государство выступает не только в качестве регулятора инвестиционной деятельности в РФ. Оно также является и активным инвестором. Существует множество проектов, которые могут быть реализованы только с помощью федеральных средств. Благодаря бюджетным инвестициям, развивается инфраструктура, социальная сфера, предпринимательство и пр.

Целью бюджетного инвестирования является создание мощностей для производства общественно полезных благ. Это могут быть образовательные и здравоохранительные учреждения, материальные объекты и многое другое. Бюджетные инвестиции предоставляют государственным и частным предприятиям. Весомая доля капитала юридических лиц может перейти в собственность государства при инвестировании.

С помощью таких инвестиций можно не только успешно реализовать проект, на который необходимы средства, но и заручиться поддержкой государства. Это положительно сказывается на общей деятельности предприятия.

Виды бюджетных инвестиций

Существует три основных вида инвестирования:

  • Прямое финансирование проекта. Для этого необходимо предоставить все детали проекта, предоставить проектно-сметную документацию. Особенно важно в сфере строительства. Нужно полное технико-экономическое обоснование. Проект может быть краткосрочным и долгосрочным.
  • Участие в капитале акционерного общества. Это актуально, когда деятельность компании частично или полностью удовлетворяет потребности государства, нуждается в его поддержке и рассматривает инвестиции как средство для стратегического развития.
  • Система государственных гарантий. Она будет отличаться от той, что предусмотрена Министерством финансов РФ. Гарантии не придётся прописывать ежегодно.

Государство может дать кредит, купить ценные бумаги.

Чем бюджетные инвестиции отличаются от других видов?

Государство выступает регулятором, поэтому при привлечении средств на предприятие ложится большая ответственность. Основными особенностями и требованиями инвестирования являются:

  • Национальная приоритетность. Деятельность организации должна быть направлена на повышение качества жизни граждан и приносить благо обществу.
  • Высокая общеэкономическая эффективность. Предприятие должно способствовать росту ВВП страны и улучшению экономических показателей.
  • Бюджетная эффективность. Функционирование организации повышает количество налоговых отчислений.

Государство должно быть напрямую заинтересовано в инвестировании. Только в этом случае можно рассчитывать на бюджетные средства.

Бюджетный кодекс и инвестиции

Бюджетный кодекс РФ регламентирует движение средств государственного бюджета. С его помощью установлены принципы устройства бюджетного законодательства. Определено положение субъектов правоотношений относительно госбюджета, а также сформулированы виды ответственности, которая грозит за нарушения. Дан порядок распоряжения государственным имуществом, регламентируются финансовые инструменты.

Бюджетный кодекс призван регламентировать инвестирование. Статья 79 целиком посвящена особенностям бюджетных инвестиций. Любое предприятие, заинтересованное в господдержке должно действовать в рамках законодательства, все действия не должны противоречить кодексу. Благодаря БК РФ, стало развиваться бюджетное инвестирование на протяжении последних лет.

Процедура осуществления и деятельность Инвестиционного фонда РФ

Данный фонд создан специально для государственного софинансирования важных проектов. Именно этот фонд контролирует предоставление бюджетных инвестиций и отвечает за их распределение. Рассмотрение инвестиционного проекта начинается с инвестиционной комиссии. Затем это переходит в правительственную комиссию, а потом вопрос решается на заседании правительства. Инвестиционный фонд тщательно отбирает проекты, которые могут подлежать государственному софинансированию. В случае успешного рассмотрения оформляется инвестиционное соглашение.

Порядок бюджетных инвестиций определяется БК РФ. Вложения денег обеспечиваются путём передачи полномочий госсаказчика, заключения договоров или передачу средств как субсидий. В качестве источника могут выступать государственные банковские и кредитные организации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector