Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Регулирование иностранных инвестиций

Регулирование иностранных инвестиций: государственное, международное

Автор: admin · Опубликовано 22.02.2017 · Обновлено 28.02.2017

РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Регулирование иностранных инвестиций можно разделить на два этапа: создание благоприятных условий и прямое участие государственных органов в инвестиционной деятельности.

  • Первый этап включает в себя: установление субъектами инвестиционной деятельности разных льгот по уплате, в основном, местных налогов; защита и соблюдение интересов инвесторов; предоставление различным субъектам инвестиционного процесса льготных условий по использованию ресурсов, но не противоречащие национальному законодательству и т.д.
  • Второй этап включает в себя: утверждение, разработку и финансирование разных инвестиционных проектов, которые выполняются национальными единицами управления; размещение на основе конкурсов и тендеров для финансирования бюджетами органов самоуправления различных инвестиционных проектов иностранных инвесторов; осуществление экспертизы иностранных инвестиционных проектов; эмиссия разных муниципальных займов; привлечение в инвестиционный процесс временных законсервированных предприятий, строек, объектов, которые находятся в государственной собственности.

Все средства, которые предоставляются органами власти должны быть возвращены в срок и с уплатой процентов по их использованию, за исключением тех средств, которые были выданы на безвозмездной основе. Обязательно при любом действии местных органов власти соблюдение национального законодательства и, прежде всего, собственных интересов. Все дополнительные средства, полученные за счет данной деятельности подлежат перечислению в местный бюджет или же в национальный, в зависимости от законодательства.

Все эти два этапа регулирования иностранных инвестиций должны проходить с соблюдением национального законодательства.

МЕЖДУНАРОДНОЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Государственное регулирование иностранных инвестиций к началу 80-х го­дов прошлого века представляло и до сих пор представляет совокупность определенных норм, которые включали:

  1. На законодательном уровне: законодательство о собственнос­ти; бан­ковское и валютное законода­тельство; законодательство о внешнеэкономической деятель­ности; налоговое законодательство; таможенное законо­дательство; антимонопольное законо­дательство; законодательство об охране окружающей среды и другие нормативно-правовые акты.
  2. Режим дописка и функционирования инвесторов: действую­щая процедура допуска инвести­ций; предоставленный режим функционирования инвесторов; действую­щий режим защиты и безопас­ности для инвесторов; возмещение убытков при причинении вреда; дейст­вующий режим переводов и платежей, а также другие режимы.
  3. Создание свободных экономических, торговых, промышлен­ных и других зон для иностранных инвесто­ров: особые правовые, налого­вые и таможенные режимы для иностранных инвесторов, осуществляющих деятельность в стране; особенная система увеличения притока инвестиций; уменьшение государст­венного вмешательства в хо­зяйственную деятельность иностранных инвесторов и т.п.
  4. Формирование единой системы государственных и/или част­ных органов, которые отвечают за работу по привлечению и эф­фективному использованию иностранных инвестиций. Во многих госу­дарствах центральным орга­ном, который отвечает за привлече­ние и работу с иностранными инвесторами явля­ются различные специализированные агентства. Они могут быть как госу­дарственными, так и частными или смешанными.
  5. Мероприятия на всех уровнях государственной власти по формированию привлекательного образа государства и/или отдельных его территорий в глазах международной общест­венности и потенциальных инвесторов и т. д.

Международное регулирование иностранных инвестиций подразделяется на два уровня соглашений: региональные и многосторонние. К первым, т.е. к региональным относятся такие соглашения, которые заключается в рамках различных региональных образований (ЕС, Ассоциация стран Юго-Восточной Азии, Североамериканская зона сво­бодной торговли, Единой экономическое пространство, Таможенный союз и т.д.)

К многосторонним относят соглашения, которые заключены в рамках разных международных организаций: Международный валютный фонд, группа Всемирного банка, Все­мирная торговая организация, Организация экономического сотрудничества и развития, Организация Объединенных Наций и т.д.

Правовое регулирование иностранных инвестиций

Иностранные инвестиции – это материальные и нематериальные ценности, принадлежащие юридическим и физическим лицам одного государства и находящиеся на территории другого государства с целью извлечения прибыли. Инвестиции делятся на прямые и косвенные (портфельные). Прямые инвестиции – это создание совместных предприятий и предприятий, на 100 % принадлежащих иностранным инвесторам. Иностранные инвесторы непосредственно участвуют в управлении предприятием.

Портфельные инвестиции не предусматривают непосредственного участия в управлении компанией, а предполагают получение иностранными инвесторами дивидендов на акции и ценные бумаги (т. е. на капитал, вложенный в эти предприятия).

В структуре правового регулирования инвестиционных отношений можно выделить два уровня: международно‑правовой и внутригосударственный. Руководство по регулированию иностранных инвестиций, разработанное и принятое МБРР в 1992 г., предусматривает (ст. 2): «Каждое государство сохраняет за собой право регулировать допуск иностранных частных инвестиций… Государства будут принимать во внимание, что открытый доступ… (при существовании списка ограниченного числа отраслей и видов деятельности, закрытых для иностранных инвестиций или требующих оценки условий допуска либо лицензирования) является наиболее эффективным решением проблемы правового регулирования иностранных инвестиций».

В соответствии с Вашингтонской конвенцией 1965 г. при МБРР был учрежден Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) между государствами и частными иностранными инвесторами. Разрешение инвестиционных споров производится путем проведения примирительной процедуры (гл. III Конвенции) либо путем арбитражного производства (гл. IV). Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (г. Сеул, 1985 г.) предоставляет иностранным инвесторам финансовые гарантии путем страхования инвестиций от некоммерческих рисков. В Конвенции закреплено понятие традиционных некоммерческих рисков – это риски, связанные с переводом валют (кроме девальвации местной валюты), экспроприацией или аналогичными мерами, войной, революцией, государственными переворотами и гражданскими беспорядками (кроме террористических актов, направленных непосредственно против владельца гарантий). Кроме традиционных некоммерческих рисков, Конвенция предусматривает покрытие риска нарушения договора со стороны принимающего государства. В соответствии с Конвенцией создана система государственного и частного страхования на национальном уровне, дополненная международной многосторонней системой страхования иностранных инвестиций.

Двусторонние международные договоры о взаимной защите инвестиций предусматривают взаимную обязанность государств не проводить принудительного изъятия капиталовложений путем национализации, реквизиций или конфискации в административном порядке. Инвестиционные споры должны рассматриваться в арбитражном порядке. Двусторонние соглашения о взаимной защите и поощрении инвестиций связывают большинство государств мира (Россию – с Финляндией, Францией, Канадой, США, Италией, Австрией, Данией, Грецией).

В большинстве государств отсутствует кодифицированное национальное законодательство об иностранных инвестициях – к ним применяется общее законодательство (антимонопольное, антитрестовское, налоговое, гражданское, валютное, банковское).

Каждое государство самостоятельно устанавливает порядок допуска иностранного капитала на свою территорию – в одних странах действует разрешительная или лицензионная система (Индия, страны Латинской Америки), в других – установлен режим свободного допуска иностранного капитала. Государства, проводящие политику наиболее активного привлечения иностранного капитала, принимают специальные инвестиционные кодексы (Китай, Польша, Венгрия, Аргентина, Мексика). Повсеместно правовое регулирование иностранных инвестиций осуществляется не коллизионным методом, а непосредственно материально‑правовым (в основном с использованием национальных материально‑правовых норм).

Принимающее государство обязано создавать для иностранных инвесторов стабильные, равноправные, благоприятные и гласные условия. Договор к Энергетической хартии предписывает принимающим государствам устанавливать для иностранных инвесторов национальный режим или режим наибольшего благоприятствования. Изъятия из этих режимов должны быть сведены к минимуму. Кроме режимов наибольшего благоприятствования и национального может устанавливаться и особо льготный (преференциальный) режим, который предусматривается для иностранцев, производящих инвестирование в особо крупных размерах либо в особо важные и капиталоемкие отрасли национальной экономики. Такой режим предполагает предоставление определенных льгот: освобождение от некоторых налогов и сборов, от налога на прибыль, предоставление особых гарантий на случай национализации.

В России отсутствует систематизированное инвестиционное законодательство. Правовой базой выступают специальные федеральные законы «О соглашениях о разделе продукции», «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «О концессионных соглашениях», отдельные отраслевые законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Во многих субъектах РФ принято собственное инвестиционное законодательство.

Читать еще:  Статическим методом оценки инвестиций является

Иностранные инвестиции – это вложение принадлежащего иностранному инвестору капитала в промышленность, сельское хозяйство, недвижимость, облигации, акции, торговлю, образование и другие отрасли на территории РФ в целях получения выгоды. Иностранные инвестиции могут быть в виде денег (в иностранной и российской валюте), ценных бумаг, иного имущества и имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), услуг и информации. Коммерческие организации с иностранными инвестициями могут осуществлять в России любые виды деятельности, соответствующие их правосубъектности и не запрещенные законодательством, в том числе приобретать имущественные права.

Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» закрепляет, что правовой режим иностранных инвестиций и деятельности иностранных инвесторов по их осуществлению не может быть менее благоприятным, чем режим для имущества, имущественных прав и инвестиционной деятельности юридических лиц и граждан России (национальный режим). Изъятия и ограничения деятельности иностранных инвесторов могут быть установлены только федеральными законами и только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обороны и безопасности России. В интересах социально‑экономического развития отдельным иностранным инвесторам может быть предоставлен преференциальный режим.

Организации с иностранными инвестициями – это коммерческие организации, в которых иностранное юридическое или физическое лицо обладает более 10 % доли в уставном капитале.

Федеральный закон устанавливает перечень «неблагоприятных изменений законодательства»:

– изменение размеров ввозных таможенных пошлин, федеральных налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды;

– увеличение совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями по реализации приоритетных инвестиционных проектов;

– установление режима запретов и ограничений в отношении иностранных инвестиций.

Правовое регулирование иностранных инвестиций в России

Дата публикации: 17.04.2015 2015-04-17

Статья просмотрена: 14099 раз

Библиографическое описание:

Бутузова, А. С. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России / А. С. Бутузова, Е. В. Афанасьева. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 711-713. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17516/ (дата обращения: 07.04.2020).

Иностранные инвестиции представляют собой важный процесс, необходимый для нормального функционирования производственной деятельности любой страны. И Россия не является исключением. Конечно, данный процесс вызывает множество самых разнообразных проблем, которые сложно решить даже самым опытным специалистам. Однако эти препятствия являются лишь стимулом к нахождению, разработке новых способов достижения наилучших результатов при осуществлении инвестиционной деятельности.

Возникновение проблем с привлечением иностранных инвестиций в России связано с недостаточной разработкой правовой системы регулирования инвестиционной деятельности, правовых институтов иностранных инвестиций и неточностью толкования норм в законах. Необходимо рассмотреть сложившуюся ситуацию, так как сфера иностранного инвестирования постепенно приобретает важное значение для производственной деятельности субъектов РФ, так и для России в целом.

Следовательно, правовое регулирование имеет огромное значение для России. Поэтому и необходимо обращать внимание на данную проблему, для устранения существующих недостатков и внедрения более эффективных механизмов её функционирования.

Понятие и сущность иностранных инвестиций

В соответствии со статьей 2 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» иностранная инвестиция — это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации [1].

Нормативно-правовые акты России об иностранных инвестициях

Одним из самых главных нормативно-правовых актов, предусматривающих регулирование поступлений инвестиций от иностранных инвесторов в Российской Федерации, является Федеральный закон № 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в РФ”.

Правовые нормы в России охватывают все многообразие проблем, возникающих в связи с осуществлением иностранной инвестиционной деятельности, входят в разные отрасли права. Этим и объясняется деление законодательства РФ на специальное и универсальное.

Специальное законодательство представляет собой комплекс, состоящий из законов и подзаконных актов, осуществляющих регламентирование организации инвестиционной деятельности и ее правовой формы, легализованной в Российской Федерации. Подобными нормативно-правовыми актами являются Федеральный закон № 39-ФЗ “Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений”, принятый 25 февраля 1999 года, Федеральный закон № 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в РФ”, принятый 9 июля 1999 года и др. [2].

Универсальное законодательство содержит в себе основные принципы и общие правила, согласно которым происходит осуществление деятельности иностранных инвесторов наравне с остальными субъектами РФ, а также регулирование гражданских правоотношений в различных направлениях экономики. В качестве примеров таких нормативных актов выступают кодексы Российской Федерации, Федеральный закон “Об акционерных обществах” и другие [3].

Принципы регулирования иностранных инвестиций в России

Выделяют три основных принципа правового регулирования иностранных инвестиций:

1) Инвестиции регулируются только на федеральном уровне;

2) Осуществление равной защиты прав как иностранных инвесторов, так и российских. Данный принцип предполагает предоставление защиты каждому из инвесторов вне зависимости от формы инвестиций и их принадлежности иностранным или российским субъектам.

3) Принятие норм международных договоров о правовом регулировании иностранных инвестиций российским законодательством.

Правовые гарантии иностранных инвесторов в Российской Федерации

В Российской Федерации с помощью федеральных законов, международных договоров и иных нормативно-правовых актов обеспечивается защита интересов иностранных инвесторов.

Выделяют следующие виды правовых гарантий зарубежных инвесторов:

1) Право осуществления инвестиций в различных формах на территории РФ;

2) Право передачи своих прав и обязанностей другому лицу;

3) Право на получение компенсации при отчуждении или реквизиции имущества;

4) Право на защиту от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации;

5) Право на осуществление рационального разрешение спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиционной деятельностью;

6) Право на использование правомерных доходов от инвестиций на территории России и перевода этих доходов за пределы РФ;

7) Право на беспрепятственный вывоз из Российской Федерации имущества, документов, записей на электронных носителях, которых были ввезены в Россию в качестве иностранных инвестиций;

8) Право на приобретение выпускаемых государством и российскими коммерческими организациями ценных бумаг;

9) Право на возможное участие в процессе приватизации;

10) Право на получение земельных участков, других природных ресурсов, зданий и сооружений и иные виды недвижимого имущества;

11) Право на получение льгот по уплате таможенных платежей;

12) Право на получение льгот от органов местного самоуправления и субъектов РФ. [4]

Проблемы правового регулирования инвестиций

Несмотря на наличие нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность и многообразие гарантий, представляемых иностранным инвесторам, можно выделить ряд проблем в правовом регулировании иностранных инвестиций.

Можно выделить следующие приоритетные направления изменения правой основы инвестиционной деятельности, поступления иностранных инвестиций в РФ:

1) Более глубокий анализ гарантий, предоставляемых зарубежным инвесторам. В частности введение полноценной стабилизационной оговорки, которая представляет собой полноценную гарантию от вступления в силу федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, изменяющих налоговую нагрузку иностранных инвесторов или режим запретов, возлагаемых на них, в течении всего периода осуществления инвестиционного проекта. Так как согласно Федеральному закону № 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в РФ” стабильность инвестора поддерживается не более семи лет со дня начала финансирования инвестиционного проекта, кроме исключительных случаев, предусмотренных данным законом.

Читать еще:  Финансовые вложения представляют собой инвестиции в

2) Обеспечение законодательного сотрудничества между федеральным центром и его регионами, с целью достижения соглашения в сфере регулирования инвестиционной деятельности иностранных инвесторов. Необходимо также определить различие в формах, содержании и предназначении гарантий, предоставляемых органам государственной и субъектам Российской Федерации, а также их ответственность и обязанность при осуществлении данных гарантий.

3) Развитие в российском законодательстве более эффективной системы использования международных норм, способных разрешать инвестиционные споры.

4) Обеспечение возможности разрешать споры, возникающие в процессе инвестиционной деятельности в международных арбитражных судах.

5) Разработка конкретных правовых институтов, отвечающих за предоставление выгоды от инвестиционного проекта иностранным инвестором, а также за выплату последним компенсаций в случае причинения им вреда.

6) Возможно, большое значение сыграли бы специализированные арбитражные суды, созданные для разрешения споров, возникающих при участии иностранных инвесторов. Это послужило бы к созданию атмосферы более полного доверия зарубежных инвесторов к правовой системе России, осуществляющей защиту их интересов.

7) Учреждение специального уполномоченного органа, в полномочия которого входит рассмотрение жалоб иностранных инвесторов.

8) Закрепление всех необходимых условий осуществления поступлений иностранных инвестиций, а также основных взиманий и льгот [5].

Главной чертой правового регулирования государством инвестиционных отношений является двоякая роль государства: в одних случаях оно выступает непосредственно как лицо, осуществляющее инвестиции, а в других — как лицо, обладающее властными полномочиями, гарантирующее осуществление инвестиционной деятельности. В форме инвестиционных договоров, договоров долевого участия в строительстве, строительного подряда, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, возмездного оказания услуг, государственными контрактами на выполнение подрядных работ для государственных нужд, финансовой аренды (лизинга), соглашениями о разделе продукции будут представлены отношения, связанные с осуществлением капитальных вложений.

Смешанный предпринимательский договор, содержащий наряду с гражданско-правовыми нормами также публично-правовые (налоговые, административные, в области природопользования и пр.) представляет собой соглашение о разделе продукции. Правовой режим соглашения о разделе продукции заключается в том, что инвестор освобождается от уплаты федеральных региональных и местных налогов и сборов, за исключением налога на прибыль, платежей за пользование недрами, единого социального налога и замене традиционного налогообложения разделом продукции [6].

Правовое регулирование иностранных инвестиций носит комплексный характер, который создает в практике применения права и законодательной деятельности, четко выраженные трудности. Основой правового регулирования должен быть принцип равноправия всех участников инвестиционной деятельности независимо от их отечественного или зарубежного происхождения, организационно-правовых форм и форм собственности.

4. В. Т. Батычко Международное частное право. Конспект лекций. — Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.

5. Крупко С. Инвестиционная деятельность в субъектах Российской Федерации // Хозяйство и право. 2000. N 10.

6. Платонова Н. Проблемы законодательного регулирования соглашений о разделе продукции // Хозяйство и право. 1998. N 3, 4.

Иностранные инвестиции в России, их регулирование

Иностранными инвестициями являются все виды имущества и имущественных прав, в том числе права на результаты интеллектуальной деятельности и иные права, не относящиеся к вещным, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли и передачи знаний.

Привлечение иностранного капитала относится к стратегическим задачам развития российской экономики. Особую роль в этом процессе играют прямые инвестиции, которые обеспечивают доступ к финансовых ресурсам, современным технологиям, управленческим навыкам, инновационным товарам и услугам, а также напрямую способствуют повышению конкурентоспособности отечественной экономики, ее устойчивому росту и улучшению уровня жизни российских граждан.

Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории РФ осуществляется Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», другими законами и правовыми актами, а также международными договорами.

Иностранная инвестиция — это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной и местной валюте), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.

Под прямыми иностранными инвестициями понимается:

§ приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с ГК РФ;

§ вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического липа, создаваемого на территории РФ;

§ осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн руб.

В соответствии с Законом иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством. Иностранный инвестор может участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав или доли собственности в уставном капитале приватизируемой организации.

Законодательством РФ установлены и гарантируются равные права в осуществлении инвестиционной деятельности и использовании се результатов для иностранных и российских инвесторов. При этом ограничения для иностранных инвесторов могут быть установлены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В целях стимулирования роста инвестиций и ускорения социально-экономического развития РФ для иностранных инвесторов могут предоставляться различные льготы. Виды и порядок предоставления таких льгот устанавливаются законодательством РФ. В частности, льготы предоставляются иностранным инвесторам, имеющим долю или вклад в уставном капитале организации не менее 10% и осуществляющим реинвестирование в полном объеме полученных доходов на территории РФ.

Иностранный инвестор после уплаты предусмотренных законодательством РФ налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли на территории РФ для реинвестирования и на беспрепятственный перевод за ее пределы доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями, а также вывоз ввезенных ранее для инвестиционных целей имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях.

Основными странами — инвесторами в российскую экономику остаются Кипр, Нидерланды, Люксембург, Германия, Великобритания, Виргинские острова (Великобритания), США и Франция. На их долю приходилось порядка 80% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, в том числе на долю прямых инвестиций — около 78%.

Приток иностранных инвестиций в РФ имеет ряд особенностей:

Во-первых, инвестиции поступают в основном в форме торговых и прочих кредитов. На зарубежные источники приходится примерно треть всех займов, привлеченных предприятиями российского нефинансового сектора, и более половины долгосрочных. В то же время в большинстве других стран, активно привлекающих иностранный капитал, преобладают прямые и портфельные инвестиции — их доля доходит до 90% от общего объема.

Во-вторых, иностранный капитал вкладывается преимущественно в топливно-сырьевые отрасли экономики (добыча и переработка нефти и газа, черная и цветная металлургия), а также в пищевую промышленность и торговлю.

Читать еще:  Снизить инвестиционный риск позволяет

Вместе с тем иностранные инвестиции нужны России для развития высокотехнологичных производств и отраслей, ускорения научно-технического прогресса, позволяющих выйти на передовые позиции в мировой экономике.

В-третьих, привлечение инвестиций из-за рубежа в реальный сектор до недавнего времени не приводило к сокращению вывоза капитала из страны. Напротив, утечка капитала в последние годы по мере расширения товарного экспорта и объема зарабатываемой валюты увеличивалась.

Главным фактором, снижающим инвестиционную привлекательность российского рынка, подавляющее большинство инвесторов считают коррупцию.

Только эффективная реализация экономических и административных реформ, борьба с коррупцией, совершенствование законодательства и правоприменительной практики, наряду с активной работой по привлечению иностранных инвесторов и улучшению имиджа России за рубежом, позволят ей занять достойное место на мировом рынке.

42 Место России в МРТ (международном разделении труда)

В современном мировом хозяйстве в настоящее время выделяется четыре группы стран:

1. промышленно-развитые (информационное общество);

2. новые индустриальные страны;

3. развивающиеся страны;

4. страны с переходной экономикой.

Первые три группы стран сформировались в процессе международного разделения труда, т.е. международной специализации и кооперации в мировом хозяйстве.

Четвертая группа стран сформировалась на основе построения рыночной модели хозяйствования в результате распада СССР и отказа от административно-командной экономики. В настоящее время в эту группу стран входят страны СНГ, в том числе и Россия.

На сегодняшний день России занимает довольно скромную позицию в МРТ. Приведем аргументы в поддержку такой точки зрения.

В международной торговле основное место занимают готовые изделия и услуги, бази­рующиеся на высоких технологиях, а большая доля в структуре российского экспорта – это топливо, сырье и продук­ция «первого передела». Импортирует же наша страна главным образом потребительские товары, в том числе продовольствие, одежду, бытовую технику.

В силу особенностей социально-экономического развития, наша страна не в состоянии полноценно участвовать в неуклонно расширяющемся обмене товарами и услугами, порожден­ными научно-техническим прогрессом в Западных странах.

При нынешнем характере хозяйст­венных связей с внешним миром отечественные производители по существу остаются вне сферы международного промышленного и инвестиционного сотрудничества: они не имеют прочных коо­перационных связей с зарубежными партнерами, не включены в интернациональные воспроизвод­ственные цепочки.

Самое об­щее и относительно адекватное представление об уровне технико-экономического развития дает величина ВВП на душу населения.

Глубина включения той или иной страны в международный обмен зависит и от величины ее экономического потенциала. Эта величина характеризует производственные воз­можности страны и ее совокупный спрос. ВВП представляет собой, с одной стороны, сумму про­изводственных товаров и услуг для внутреннего использования и для экспорта, а с другой – сумму доходов граждан, предприятий и государства, ко­торую они могут направить на накопление и при­обретение отечественной и импортной продук­ции.

Принято считать, что богатые природные ре­сурсы – одно из безусловных конкурентных пре­имуществ России, на которое она может опираться в ближайшем будущем. Действи­тельно, в стране есть достаточно крупные залежи многих видов минерального сырья, в первую очередь энергетического.

Однако имеющиеся разведанные запасы сырья позволяют России обеспечивать современные потребности произ­водства и социальной инфраструктуры, а также осуществлять поставки на внешний рынок. Рос­сия занимает 1-е место в мире по экспорту никеля и природного газа, 3-4-е по экспорту нефти, неф­тепродуктов, железной руды, алюминия, древеси­ны. Она – крупный поставщик на мировой рынок меди, алмазов, круглого леса. Топливо, металлургическая промышленность, лесная и деревообрабатывающая – основа экспорта, обеспечиваю­щего более 75% его стоимостного объема.

Ощутимая экспортная ориентация добываю­щих отраслей в условиях неразвитости экономи­ческого потенциала России и обеспеченности ее сырьем вполне объяснима. Цены на внутреннем рынке заметно ниже от среднеми­ровых. Это делало экспорт предпочтительнее поставок на внутренний рынок, объективно вы­талкивало сырье и конкурентоспособную обра­ботанную продукцию на мировые рынки.

Регулирование иностранных инвестиций

Сегодня мы поговорим про регулирование иностранных инвестиций, так как эта информация будет полезна всем начинающим инвесторам.

Правительство любой страны всеми силами стремится привлечь максимальное количество зарубежных капиталовложений. Это связано с тем, что формирование национального продукта при участии иностранных капиталовложений благоприятно сказывается на экономике государства.

Регулирование иностранных инвестиций осуществляется на межгосударственном уровне. Ключевая задача этого регулирования состоит в приведении законов различных государств, касающихся капиталовложений из-за рубежа, к общему знаменателю.

Регулирование иностранных инвестиций. Формы капиталовложений из-за рубежа

Иностранные капиталовложения могут обладать разнообразными формами. Сегодня принято различать три основные формы капиталовложений из-за рубежа:

  1. Прямые зарубежные капиталовложения. Подобные инвестиции позволяют зарубежным инвестором принимать активное участие в процессе управления выбранной кампанией. Прямые капиталовложения предполагают приобретение от 10 до 100% акций выбранной компании. Иностранные капиталовложения этого типа позволяют эффективно развивать те или иные отрасли местной экономики. Контролируют иностранные инвестиции специализированные государственные структуры.
  2. Портфельные иностранные капиталовложения. Этот тип зарубежных капиталовложений предполагает приобретение менее 10% ценных бумаг выбранного предприятия. Основной целью подобных капиталовложений является получение дохода в форме дивидендов.
  3. Иные типы зарубежных капиталовложений (торговые ссуды, банковские депозиты и т.д.).

Международное регулирование капиталовложений предполагает контроль всех упомянутых форм притока капитала из-за рубежа.

Формы регулирования иностранных инвестиций

Законодательные нормы, согласно которым осуществляется контроль и регулирование зарубежных капиталовложений, напрямую завит от формы собственности инвестиционных ресурсов.

Инвестиции со стороны государства могут быть направлены в другую страну только по решению правительства. Как правило, подобные капиталовложения представляют собой целевые кредиты и гранты.

Инвестиции частных зарубежных инвесторов осуществляются по решению собственников капитала. Контроль над подобными капиталовложениями может осуществляться на следующих уровнях:

  1. Государственном.
  2. Международном.
  3. Специализированном.

Важно помнить, что контроль со стороны государства над вложениями зарубежных инвесторов не должен противоречить законодательным актам страны, резидентом которых являются инвесторы.

Особенность регулирования иностранных инвестиций заключается в том, что требуется проведение согласования местных и межгосударственных законов. Оно позволяет привлечь в экономику страны необходимый объем иностранного капитала. Кроме того, международное регулирование зарубежных инвестиций дает возможность избежать двойного налогообложения.

При возникновении каких-либо разногласий между резидентами разных государств они разрешаются на основании разнообразных международных конвенций в специализированном органе МЦУИС. Основным инструментом разрешения возникающих споров является арбитражный суд, а также примирительная процедура.

Регулирование зарубежных капиталовложений в РФ

Так как Российская Федерация является правопреемником советского союза, она выступает в качестве участника всех конвенций и договоров, заключенных в СССР. В конце 1999 года появился закон, который был разработан для привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ. Этот закон определяет условия деятельности зарубежных инвесторов, а также гарантирует защиту их прав.

Структуры, призванные осуществлять регулирование зарубежных капиталовложений, функционируют как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных регионов. Существует практика заключения специальных договоров между регионами РФ и крупными зарубежными инвесторами. Основной целью таких контрактов является обеспечение максимально благоприятных условий для иностранных инвесторов.

Эти договора не отменяют регулирование иностранных инвестиций на государственном уровне, а дополняют их. Заключение упомянутых выше договоров позволяет обеспечить более высокий уровень защиты прав зарубежных инвесторов.

Благодаря международному регулированию иностранных инвестиций, права зарубежных инвесторов не ущемляются. При вложении имеющегося капитала в экономику иностранного государства вы можете быть уверены, что при возникновении разногласий ваши интересы будут защищены действующими международными соглашениями.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector