Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Материальная ответственность муниципальных служащих

Ответственность муниципальных служащих

Как и все граждане, муниципальные служащие, совершившие уголовное преступление, гражданское правонарушение или административный проступок вне службы, подвергаются соответствующим мерам наказания в общеправовом порядке. В тоже время муниципальные служащие совершают правонарушения и проступки, которые непосредственно связаны с муниципальной службой, с невыполнением или ненадлежащим выполнением своих служебных обязанностей. Такие правонарушения характеризуются повышенной опасностью, поскольку затрагивают непосредственно интересы государства, правопорядок, права и свободы граждан, а потому должны сопровождаться повышенной юридической ответственностью.

Под юридической ответственностью муниципальных служащих понимаются меры принудительного характера, которые предусматриваются законом и другими нормативными правовыми актами в качестве реакции государства на совершение муниципальных служащим правонарушения (см. рис.2.1). Основанием для применения таких мер является нарушение муниципальным служащим своих обязанностей.

К особенностям регламентации ответственности муниципальных служащих относятся:

-в ряде случаев — повышенная ответственность;

-специфические санкции, применяемые только в отношении муниципальных служащих.

В зависимости от вида и серьезности правонарушения, степени вины и обстоятельств, при которых служебные обязанности были нарушены, к муниципальным служащим могут применяться следующие виды юридической ответственности: уголовная; административная; дисциплинарная; гражданско-правовая;

Рис.2.1 Виды ответственности муниципальных служащих

Один из ведущих специалистов в области служебного права профессор Ю.Н. Старилов отмечает, что основным видом ответственности муниципальных служащих является дисциплинарная ответственность (за совершение должностного проступка), поскольку соблюдение трудовой (служебной дисциплины) и укрепление государственной дисциплины являются одной из важнейших обязанностей служащего.

Дисциплинарная ответственность устанавливается за должностной проступок, т.е. за виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него обязанностей. Статья 27 Федерального закона о муниципальной службе предписывает органам местного самоуправления в своих правовых актах руководствоваться тем перечнем дисциплинарных взысканий, который провозглашен в федеральных законах и законах субъектов РФ. В настоящее время это положение находится в противоречии с нормой, содержащейся в статье 192 Трудового кодекса РФ, не допускающей установления дисциплинарных взысканий законами субъектов РФ: «Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине». Поскольку в упоминаемых здесь федеральных актах отсутствует упоминание о конкретных дисциплинарных взысканиях, на муниципального служащего распространяются только те их виды, которые закреплены в статье 192 Трудового кодекса РФ: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. Следовательно, только эти виды взысканий должны предусматриваться муниципальными правовыми актами.

Ряд субъектов РФ в законодательном порядке ввели нормы, согласно которым муниципальный служащий, совершивший должностной проступок, нарушение трудовой дисциплины, допустивший превышение должностных полномочий, а также за –несоблюдение ограничений, связанных с муниципальной службой, может быть временно отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. В случае же появления информации о нарушении муниципальным служащим федеральных законов, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления либо о допущенных им злоупотреблениях руководитель органа муниципальной власти (либо его структурного подразделения) может назначить служебное расследование.

Порядок обжалования дисциплинарных взысканий устанавливается законодательством субъектов РФ, муниципальными правовым актами в соответствии с нормами трудового законодательства.

Административная ответственность муниципального служащего возникает за совершенное им административное правонарушение, т.е. за посягающее на государственный и общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Последнее состоит из Кодекса РФ об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

Специфика административной ответственности, во-первых, состоит в том, что в качестве муниципальных служащих (а не на общих основаниях) они несут ее лишь за те административные проступки, которые совершены ими при исполнении должностных обязанностей. Во – вторых, муниципальные служащие несут административную ответственность не перед органами местного самоуправления, где они состоят на службе, а перед судьями и органами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях (например, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами внутренних дел, налоговыми органами, таможенными органами и т.д.).

К числу основных административных наказаний относятся: предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация. Причем к должностным лицам местного самоуправления (как специальным субъектам ответственности) могут быть применены только предупреждения и штраф – в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Материальная ответственность муниципальных служащих регулируется нормами трудового права и возникает за ущерб, причиненный ими органу местного самоуправления в результате виновного противоправного поведения. Материальная ответственность служащего перед работодателем (органом местного самоуправления) ограничена его средним месячным заработком либо вообще исключается в случаях возникновения ущерба вследствие: непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения органами местного самоуправления обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного муниципальному служащему, поскольку во всех перечисленных случаях отсутствует противоправность в действиях работника.

Муниципальные служащие могут быть привлечены и к уголовной ответственности за совершение преступления, т.е. виновного общественно опасного деяния, запрещенного Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания. Если преступление совершено не при исполнении должностных обязанностей, т.е. вне связи с муниципальной службой, то совершившее его лицо будет привлечено к уголовной ответственности на общих основаниях, а не в качестве муниципального служащего.

Преступления, связанные с использованием муниципальными служащими своего служебного положения, предусмотрены, главным образом, 30-й главой Уголовного кодекса РФ, включающей преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. К их числу отнесены: злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки, дача взятки, служебный подлог, халатность. К муниципальным служащим могут быть применены и другие статьи УК РФ, охватывающие преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина; преступления против основ конституционного строя и безопасности государства. При этом в уголовном законодательстве четко различаются составы преступлений, которые могут быть совершены должностными лицами и рядовыми служащими органов государственной власти и местного самоуправления.

К числу принципов уголовной ответственности отнесены: законность (исключающая применение уголовного закона по аналогии), равенство граждан перед законом, вина лица, совершившего преступление, справедливость наказания и иных мер уголовно-правового характера, гуманизм, ориентирующий уголовное законодательство РФ на обеспечение безопасности человека.

Ответственность муниципальных служащих

Важной составляющей правового статуса муниципального служа-щего является его ответственность по замещаемой им должности муници-

пальной службы, которая наступает в результате нарушения муниципаль-ным служащим законности, служебной дисциплины, неисполнения либо ненадлежащего исполнения им должностных обязанностей.

Под юридической ответственностью муниципальных служащих по-нимают меры принудительного характера, которые предусматриваются нормативными правовыми актами в качестве реакции государства на со-вершенные муниципальными служащими правонарушения. Муниципаль-ные служащие могут нести дисциплинарную, административную, матери-альную и уголовную ответственность.

Ответственность муниципальных служащих за свои неправомерные действия строится на следующих принципах:

· однократности привлечения к ответственности за каждое правонару-шение;

· применение мер ответственности только при наличии вины наруши-теля.[58]

Дисциплинарная ответственность является самостоятельным ви-дом юридической ответственности. Основанием для привлечения муници-пального служащего к дисциплинарной ответственности является факт совершения им дисциплинарного правонарушения, который в законода-тельстве о труде называется дисциплинарным проступком.

Дисциплинарный проступок – это неисполнение или ненадлежа-щее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей (ст. 192 ТК РФ). Он имеет формальный состав и может про-являться как в действии, так и в бездействии.

Противоправность действий или бездействия муниципального слу-жащего может быть связана с:

· неисполнением или ненадлежащим исполнением должностных обязанностей;

· нарушением трудовой дисциплины;

· несоблюдением требований, ограничений и запретов для муниципа-

льных служащих, установленных Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О муниципальной службе в Российской Фе-дерации».

Противоправные действия или бездействие муниципального служа-щего признаются дисциплинарным проступком, если они совершены по вине муниципального служащего, действовавшего умышленно или неосто-рожно.

В зависимости от содержания санкций дисциплинарную ответствен-ность подразделяют на общую и специальную. Общая дисциплинарная ответственность распространяется на всех работников, кроме тех, для ко-торых законодательство предусматривает специальную ответственность. В соответствии с действующим законодательством о муниципальной службе в Российской Федерации на муниципальных служащих распространяется общая дисциплинарная ответственность.

Читать еще:  Постановление администрации рыбинского муниципального района

Представитель нанимателя (работодатель), в соответствии с нормами ч.1 ст. 27 Закона о муниципальной службе № 25-ФЗ, имеет право приме-менить в отношении муниципального служащего следующие дисципли-нарные взыскания:

— увольнение с муниципальной службы по соответствующим основа-

Дисциплинарное взыскание на муниципального служащего на-лагается органом (должностным лицом), имеющим право назначать его на должность. Выбор меры воздействия зависит от характера дисциплинар-ного проступка, степени вины муниципального служащего, иных обстоя-тельств правонарушения и личности нарушителя. Первыми в качестве дис-циплинарных взысканий применяются меры морального характера (заме-чание, выговор), а лишь затем, в качестве исключительной меры, следует увольнение муниципального служащего с муниципальной службы по соот-ветствующим основаниям.

Административная ответственность –особый вид юридической ответственности, наступающей в случае совершения виновным лицом ад-министративного правонарушения. Административным правонаруше-нием признается противоправное, виновное действие (бездействие) физи-ческого или юридического лица, за которое Кодексом об административ-ных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена адми-нистративная ответственность (ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ). Российское законо-дательство предусматривает административную ответственность муници-пальных служащих за административные правонарушения, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими своих служебных обязанностей в тех случаях, когда они являются должностными лицами.

Под должностным лицом, в соответствии со ст. 2.4 КоАП, в данном случае понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со спе-циальными полномочиями осуществляющее функции представителя вла-сти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядите-льными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-рас-порядительные или административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления и муниципальных организациях.

Административная ответственность для муниципальных служа-щих может наступить при совершении ими административного правона-

1) совершения действий, содержащих прямое нарушение общеобя-зательных правил или правил поведения;

2) издания правовых актов и указаний, которые нарушают положе-

ния установленных общеобязательных правил;

3) невыполнения должностными лицами обязанностей по осуществ-лению контроля за исполнением подчиненными служащими установлен-ных в нормативных правовых актах общеобязательных правил поведения или административных процедур.

Установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения является административное наказа-ние, применяемое в целях предупреждения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Таким образом, админи-стративное наказание – это мера административного принуждения.

Из восьми видов административных наказаний, предусмотренных ст. 3.2 КоАП РФ, к муниципальным служащим применяются лишь два:

1) предупреждение – мера официального порицания физического

или юридического лица, которое выносится в письменной форме:

2) административный штраф — денежное взыскание (в рублях) раз-

мер которого определяется соответствующими статьями КоАФ РФ, в том числе для граждан он не превышает пяти тысяч рублей, для юридических лиц – пятидесяти тысяч рублей.

Дела об административных правонарушениях имеют право рассмат-ривать только судьи, а также органы и должностные лица, предусмотрен-ные нормами гл. 23 КоАП.

Материальная ответственность – это обязанность работника воз-местить прямой материальный ущерб организации-работодателю, в пре-делах и в порядке установленных законодательством (ст. 238 ТК РФ). Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работо-дателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого иму-щества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

Материальная ответственность муниципальных служащих наступает за прямой действительный ущерб органу местного самоуправления (изби-рательной комиссии), который возник в результате явно противоправного и виновного поведения служащего.

Как в общем случае, так и в системе муниципальной службы разли-чают два вида материальной ответственности:

· ограниченная материальная ответственность;

· полная материальная ответственность

Ограниченную материальную ответственность за причиненный пря-мой действительный ущерб работник несет в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами (ст. 241 ТК РФ).

Полная материальная ответственность работника состоит в его обя-занности возмещать причиненный работодателю прямой действительный вред в полном размере (ст. 242 К РФ) в случаях, которые предусмотрены ст. 243 ТК РФ (недостача ценностей, вверенных работнику на основании специального письменного договора или полученных им по разовому до-кументу; умышленного причинения вреда и др.) или другими федераль-ными законами.

Материальная ответственность муниципального служащего может наступить наряду с дисциплинарной ответственностью.

Материальная ответственность за вред, причиненный третьим лицам (гражданам, юридическим лицам) регулируется нормами ГК РФ. При этом, в соответствии с гражданским законодательством, обязанность компенса-ции за причиненный материальный ущерб возлагается на орган местного самоуправления, избирательную комиссию муниципального образования. Вместе с тем представитель нанимателя (работодатель) вправеобратиться в суд с регрессным иском о взыскании с виновного муниципального слу-жащего расходов, понесенных в данном случае органом местного само-управления, избирательной комиссией муниципального образования.

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в резуль-тате незаконных действий (бездействия) органа местного самоуправления либо избирательной комиссии муниципального образования, подлежат возмещению за счет муниципальной казны.

К уголовной ответственности, в соответствие с Уголовным кодек-сом РФ (УК РФ), муниципальные служащие могут быть привлечены как граждане Российской Федерации, на общих основаниях, и как должност-ные лица, за преступления, совершенные в процессе осуществления своих должностных полномочий. При этом, согласно ч. 3 ст. 285 УК РФ, долж-ностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специаль-ному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хо-зяйственные функции в органах местного самоуправления.

Отличительной особенностью преступлений, совершаемых муници-пальными служащими, аналогично сфере государственной гражданской службы, является злоупотребление властью с целью получения денег, вы-год и иных преимуществ или с целью оказания давления. Нормами гл. 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов госу-дарственной службы и службы в органах местного самоуправления» уста-новлен ряд составов преступлений, в которых субъектами преступлений являются муниципальные служащие, в том числе: ст. 285 «Злоупотребле-ние должностными полномочиями»; ст. 285.1 «Нецелевое расходование бюджетных средств»; ст. 286 «Превышение должностных полномочий», ст. 290 «Получение взятки» и др.

Помимо указанных видов преступлений, УК РФ установлены иные виды преступлений, за которые к уголовной ответственности могут быть привлечены муниципальные служащие, не являющиеся должностными ли-цами, в том числе: ст. 140 УК РФ «Отказ в предоставлении гражданину информации»; ст.170 УК РФ «Регистрация незаконных сделок с землей»; ст. 283 «Разглашение государственной тайны»; ст. 284 «Утрата докумен-тов, содержащих государственную тайну» и др.[59]

Материальная ответственность государственного служащего

Столкнулся на работе с одной интересной проблемой, решение которой найти так и не смог. Точнее смог, но решение оказалось неожиданным. Проблема касается материальной ответственности обычного госслужащего.

Возьмем, например, любое госучреждение: кабинеты, помещения, сотрудники. В одном из таких я работаю.
Так вот, уверен что во всех таких конторах существуют материально ответственные лица с которыми заключены договора о полной материальной ответственности.

Посмотрим внимательно на юридические основания заключения договора о полной материальной ответственности.
В соответствии с ФЗ от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа (ч.1 ст.47). Гражданский служащий обязан беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей (п.8 ч.1 ст.15), соблюдать установленные законом ограничения (ст.16), запреты (ст.17), требования к служебному поведению (ст.18), а также обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом (п.2 ч.1 ст.15).

Согласно ст. 242. ТК РФ полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере.
Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

В соответствии со ст. 244 ТК РФ от 30.12.2001 №197-ФЗ письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности заключаются с работниками непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество. Перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться договоры о полной индивидуальной материальной ответственности, а также типовые формы этих договоров утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Перечень таких работ и должностей утвержден Постановлением Минтруда РФ от 31 декабря 2002 г. N 85. Названный перечень должностей и работ является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит (Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 19 октября 2006 г. N 1746-6-1).

Читать еще:  Закон москвы о муниципальной службе

Таким образом, для того чтобы заключить договор о полной индивидуальной материальной ответственности необходимо чтобы выполнялось хотя бы одно из условий:
1) наименование должности госслужащего соответствовало Перечню должностей, утв. постановлением Минтруда РФ от 31 декабря 2002 г. N 85,
2) должностной регламент госслужащего должен содержать указание на выполнение госслужащим работ, указанных в постановлении Минтруда РФ от 31 декабря 2002 г. N 85.
В противном случае такие договора не будут соответствовать требованиям закона (ст.244 ТК РФ) и нормативно-правового акта (постановление Минтруда России от 31.12.2002 г. N 85), а, следовательно, являются недействительными (ничтожными), не влекут никаких юридических последствий и недействительны с момента их заключения (ст.167, 168 ГК РФ).

Ответственность работника за причиненный работодателю прямой действительный ущерб наступает в силу закона: частичная ответственность — в пределах среднего месячного заработка (ст.238, 241 ТК РФ); полная ответственность (243 ТК РФ).

Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях (243 ТК РФ):
1) когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;
2) недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;
3) умышленного причинения ущерба;
4) причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
5) причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;
6) причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;
7) разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;
8) причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

С пунктами 3 — 8 всё более-менее понятно, а вот пункты 1 и 2 необходимо подробно рассмотреть подробнее.
В первом пункте говорится о случае возникновения полной материальной ответственности в силу закона (не договора), а вот во втором пункте как раз идет речь о полной материальной ответственности в силу заключенного договора. Именно в этом случае заключаются договоры с рядовыми работниками.
Однако, в отличии от рядового служащего, на руководителе организации полная материальная ответственность лежит в силу закона — ст.277 ТК РФ и не зависит от наличия/отсутствия договора.

В большинстве случаев договора о полной материальной ответственности заключаются с нарушением закона, т.е. являются ничтожными, следовательно материальную ответственность за ущерб (например — недостачу) несет непосредственно руководитель организации.

На практике.
Предположим, что наименование должности или работы, выполняемые в соответствии с должностным регламентом, соответствуют Перечню работ и должностей, утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 31 декабря 2002 г. N 85, т.е. договор о полной материальной ответственности заключен в полном соответствии с законом.
Однако даже в этом случае существует множество «подводных камней».

На практике, практически в любом госучреждении договор о полной материальной ответственности заключается с одним, двумя (реже — с несколькими) служащими, на которых «вешается» ответственность за всё имущество.

Допустим вы именно тот, с кем заключен такой договор (т.е. вам не повезло).
Внимательно читаем текст договора.
Скорее всего текст договора будет соответствовать Типовой форме, утвержденной всё тем же Постановлением Минтруда РФ от 31 декабря 2002 г. N 85.
Согласно договору:
пункт 1:
Работник обязуется (помимо прочего) вести учет, составлять и представлять в установленном порядке товарно-денежные и другие отчеты о движении и остатках вверенного ему имущества
пункт 2:
Работодатель обязан:
а) создавать Работнику условия, необходимые для нормальной работы и обеспечения полной сохранности вверенного ему имущества;
б) знакомить Работника с действующим законодательством о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный работодателю, а также иными нормативными правовыми актами (в т.ч. локальными) о порядке хранения, приема, обработки, продажи (отпуска), перевозки, применения в процессе производства и осуществления других операций с переданным ему имуществом;
пункт 4:
Работник не несет материальной ответственности, если ущерб причинен не по его вине.

Т.е. во-первых: в организации должен существовать некий установленный порядок учета, составления и представления отчетов о движении и остатках имущества, вверенного мат.ответственному (п.1 договора); во-вторых: работодатель должен ознакомить мат.ответственное лицо с этим порядком (п.2 договора); в-третьих: работодатель обязан создать условия, необходимые для обеспечения полной сохранности вверенного имущества (п.2 договора).
Последнее условие следует из ст.239 ТК РФ: материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

Последствия несоблюдение этих положений договора указаны в п.4: работник не несет материальной ответственности, если ущерб причинен не по его вине.

И так, на Вас «повесили» всё имущество организации (ну или почти всё).
Допустим также, что в организации существует некий установленный порядок учета имущества (что редко) и вас с ним ознакомили (что случается еще реже).
Камнем преткновения является обязанность работодателя обеспечить надлежащие условия для хранения имущества, вверенного работнику (ст.239 ТК РФ).
Вот тут и начинаются серьезные проблемы.
Предположим, Вам вверили имущество (например — стол, шкаф, компьютер и т.д.) и Вы, в соответствии с договором, отвечаете за его сохранность.
Однако для обеспечения сохранности имущества Вы должны:
1. Иметь реальную возможность хранить, транспортировать или обслуживать это имущество.
2. Реально влиять на их его сохранность, т.е. работодатель должен обеспечить места хранения, отсутствие доступа посторонних лиц, двери, замки, ключи и т.д.
Вы не может нести ответственность за имущество, которое находится вне помещений, доступ в которые контролируете лично Вы.
То есть, к примеру, Вы может нести полную материальную ответственность только за имущество в помещении, от которого ключи есть только у Вас и у охраны (с условием их выдачи только очень ограниченному кругу вышестоящих относительно Вас лиц), с предварительным приемом по описи. А в кабинетах, где находятся другие сотрудники, либо в коридорах – ответственность нести не можете, т.к. реально имущество Вам не передается, Вы не имеет возможности ограничить доступ посторонних лиц в кабинеты (коридоры), закрывать кабинеты на ночь и, как следствие, обеспечить сохранность имущества.

Дальше еще интересней: отпуск, командировка, болезнь и т.д.
Вас нет на рабочем месте. Естественно, что Вы не можете в этот период отвечать за сохранность имущества.
Это имущество должно быть передано другому мат.ответственному. Но для этого необходимо проводить внеплановую инвентаризацию (п.2 ст.12 ФЗ от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). А этого уж точно никто никогда не делает.

Получается, что работодатель не исполнил обязанность по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику, что исключает полную материальную ответственность работника (ст.239 ТК РФ).
В итоге, единственным сотрудником организации, который несет полную материальную ответственность, является её руководитель (ст.277 ТК РФ).

Охрана труда государственных и муниципальных служащих. Материальная ответственность.

Осн направления гос политики в области охраны труда: обесп-е приоритета сохранения жизни и здоровья работников; принятие и реализация закон-ва об охране труда; гос надзор и контроль за соблюдением треб-ий охраны труда; содействие общ контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда; расследование и учет несчастных случаев на производстве и проф заболеваний; защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и проф заболеваний; устан-е компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и опасными усл-ми труда; координация деят-ти в области ОТ, охраны окружающей природной среды и других видов экон и соц д-ти; распр-е передового отеч и заруб опыта работы по улучшению усл-ий и ОТ; участие гос-ва в финанс-ии мер-ий по ОТ; подготовка и повыш квал-ии спец-тов по ОТ; орг-ия гос стат отчетности об усл-ях труда о произв травматизме, проф заболеваемости; устан-е порядка обесп-я работников ср-вами индивид и коллект защиты и пр.

Читать еще:  Уголовная ответственность муниципальных служащих

Работодатель обязан обеспечить: работников; условия труда в соотв с треб по ОТ; режим труда и отдыха; выдачу сертифиц спец одежды, обуви и др. средств индивид защиты; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи, инструктаж по ОТ, стажировку на раб местах и проверку знаний по ОТ; орг-ю контроля за состоянием УТ на рабочих местах; проведение аттестации рабочих мест по условиям труда; проведение за счет собств ср-в обяз предварительных и периодич мед осмотров работников;информирование работников об условиях и охране труда; предоставление орг власти (в сфере труда инф-ии и док-тов, необходимых для осущ-я ими своих полномочий; принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников; расследование и учет несчастных случаев на производстве и проф заболеваний; санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников; обяз соц страх работников от несчастных случаев на производстве и проф заболеваний; разработку и утверждение инструкций по ОТ для работников;наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования ОТ в соответствии со спецификой деят-ти организации.

Матер отв-ть наступает при наличии след усл-ий: 1) причинение прямого действит ущерба; 2) противоправность поведения работника, совершившего действие или бездействие 3) при наличии прямой причинной связи между противоправным действием/бездействием работника и наступившим ущербом. Огранич отв-ть работника: 1 в размере причиненного ущерба, но не выше среднего мес заработка за порчу или уничтожение по небрежности материалов, полуфабрикатов, спецодежды, 2) рук-ли организаций, замы, в размере причиненного ущерба, в размере среднего месзаработка, если ущерб причинен неправ хранением материальных и денежных ценностей. Полная отв-ть: 1) заключен договор о принятии на себя работником полной мат отв-ти. 2) Имущ-во и др ценности были получены под отчет по разовой доверенности или другим разовым документам 3) Ущерб причинен преступлением, 4) Ущерб причинен работником в сост-ии опьянения.5) Ущерб причинен недостачей, умышленным повреждением,6) Ущерб причинен не при исполнении труд обяз-тей.

Материальная ответственность нанимателя состоит в его обязанности возместить материальный ущерб, причиненный его действием, бездействием работнику. Усл-я: 1) противоправность действий нанимателя (вред здоровью или жизни работника, треб-ся финанс и моральное возмещение) 2) наличие вины (акт о несч случае, реш-е суда о причинах вреда здоровью, мед закл о проф забол). Материальная ответственность нанимателя за вред, причиненный в результате нарушения права работника на труд возникает в случаях: 1) незаконного отстранения от работы 2) увольнения, переводе 3) изменении существенных условий труда 4) незаконного отказа от приема на работу.

Материальная ответственность государственных служащих

Материальная ответственность по трудовому праву — это обязанность работника, служащего возместить ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации, в пределах и порядке, установленных законодательством.

Материальная ответственность государственного служащего наступает за служебный проступок, в результате которого причинен материальный ущерб государству (предприятию, учреждению, организации).

Ответственность выражается в возмещении государственным служащим причиненного им имущественного ущерба. Возмещение этого ущерба не рассматривается в качестве дисциплинарного взыскания и может применяться наряду с ним. Материальная ответственность за ущерб, причиненный государству, наступает при наличии:

— реального (прямого) ущерба;

— непосредственной причинной связи между проступком и наступившими вредными последствиями (ущербом);

— вины правонарушителя в причинении ущерба; если виновные действия не являются преступлением.

Материальная ответственность наступает в административном порядке либо по решению суда.

Материальная ответственность за ущерб, причиненный учреждению, организации при исполнении служебных обязанностей, возлагается на служащего при условии, если ущерб причинен по его вине. Такая ответственность ограничивается определенной частью жалования служащего и не должна превышать полного размера причиненного ущерба, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. При определении размера ущерба учитывается только прямой действительный ущерб; неполученные доходы не учитываются.

За ущерб, причиненный учреждению, организации при исполнении служебных обязанностей, служащие, по вине которых причинен ущерб, несут материальную ответственность в размере прямого действительного ущерба, но не более своего среднего месячного жалования. Материальная ответственность свыше среднего месячного жалования допускается лишь в случаях, указанных в законодательстве.

Согласно ст. 243 Трудового кодекса РФ материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях:

1) когда в соответствии с законодательством на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный при исполнении работником трудовых обязанностей;

2) недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу; умышленного причинения ущерба;

3) причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

4) причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;

5) причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;

6) разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;

7) причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Законодательство о труде не распространяется на военнослужащих -военнослужащие и призванные на военные сборы военнообязанные, виновные в причинении ущерба государству при исполнении ими служебных обязанностей, несут материальную ответственность на основании Положения о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству. Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные не несут материальной ответственности, когда ущерб причинен вследствие добросовестного исполнения приказа командира (начальника) или оправданного в данных конкретных условиях служебного риска либо причинен правомерными действиями.

Имущественная ответственность сотрудников органов внутренних дел, налоговой службы может предусматриваться контрактом о службе.

29. Административная ответственность: понятие, содержание, основания, методы

Административная ответственность — вид юридической ответственности, которая определяет обязательства субъекта претерпевать лишения государственно-властного характера за совершенное административное правонарушение.

Содержание административной ответственности:

– основание ответственности и вид правонарушения – административное правонарушение (менее опасные, чем преступления, но значительно более распространенные);

– объект посягательства – отношения в сфере государственного управления (и ряд других);

– субъекты ответственности как физические, так и юридические лица;

– результат привлечения к ответственности – административные наказания;

– установление ответственности относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ (к ведению субъектов РФ отнесено установление административной ответственности за правонарушения, носящие региональный характер);

– меры ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях;

– меры ответственности применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц (мировые судьи, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, различные органы исполнительной власти);

– меры ответственности применяются органами и должностными лицами в отношении не подчиненных им по службе нарушителей, не связанных с ними служебно-трудовыми отношениями;

– привлечение к ответственности и назначение административного наказания влечет состояние административной наказанности (не судимости) в течение определенного срока и не является основанием увольнения правонарушителя с работы;

– имеет особый процессуальный порядок реализации (более простой и экономичный, чем уголовный);

– наступает перед государством (как уголовная, но не дисциплинарная и гражданско-правовая).

Основаниями административной ответственности являются:

Юридическим основанием административной ответственности служит конкретная норма права в действующем законодательстве, формулирующая состав данного административного правонарушения и устанавливающая соответствующие административные санкции за совершение этого административного правонарушения. Таким образом, юридическое основание административной ответственности – это предусмотренность ее за конкретные правонарушения законодательными нормами.

Фактическим основанием административной ответственности служит конкретная в полном составе, составляющих его элементов административное правонарушение, совершенное соответствующим субъектом. Содержащее все признаки административного проступка, деяние может быть фактическим основанием административной ответственности лишь тогда, когда оно полностью соответствует условиям привлечения к административной ответственности (или исключающим ее).

Процессуальным основанием административной ответственности является составленным уполномоченным на то должностным лицом, органом государственной исполнительной власти протокол об административном правонарушении, совершенном данным субъектом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector