Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Муниципальная собственность это государственная собственность

Государственная и муниципальная собственность

Отношение государственной собственности отличается от отношений собственности других субъектов:

1) в государственной собственности может находиться любое имущество, в том числе изъятое из оборота или ограниченное в обороте;

2) способы приобретения имущества в собственность могут быть использованы только государством (взимание налогов);

3) государство имеет право на принятие законов, регулирующих пределы своих прав, и освобождение от обязанностей.

Документ, подтверждающий право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, – соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.

Права собственника от имени Российской Федерации и субъектов РФ осуществляют компетентные органы. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления РФ.

Управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, осуществляет Правительство РФ.

Перечень объектов, находящихся в государственной собственности, не ограничен.

Государственная собственность в Российской Федерации – имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с нормами ГК РФ.

Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом.

Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности. Это самостоятельная форма собственности. В состав муниципальной собственности входит имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованием.

Муниципальная собственность – это собственность муниципальных образований. Субъектами права собственности являются муниципальные образования. Муниципальное образование – городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, именуется муниципальная собственность, бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ. Оно подлежит регистрации в реестре, который ведет Комитет по управлению имуществом.

Государственная и муниципальная собственность организаций

Сущность государственной и муниципальной собственности организаций

Государственная и муниципальная собственность – это имущество, принадлежащее государству или муниципалитетам на праве собственности.

Формирование имущества государственных и муниципальных предприятий обеспечивается за счет следующих источников:

  • во-первых, имущества, переданного предприятию на праве оперативного управления или хозяйственного ведения государством или муниципалитетом;
  • во-вторых, доходов, получаемых предприятием от осуществления своей деятельности;
  • в-третьих, иных источников, допускаемых законодательством.

Возникновение прав использования имущества, передаваемого предприятиям государством или муниципалитетами, начинается с момента получения этого имущества. Исключения могут предусматриваться только федеральным законодательством или решениями собственника имущества.

Правительство России регулирует порядок осуществления права оперативного управления и хозяйственного ведения в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной и муниципальной собственности за пределами страны, а также в отношении долей, паев, ценных бумаг, находящихся за пределами страны.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Особенности распоряжения государственной и муниципальной собственностью организаций

Законодательство наделяет государственные и муниципальные предприятия правом распоряжения движимым имуществом, выделенным ему государством или муниципалитетом на праве хозяйственного ведения. Причем законодательством предусмотрены исключения в случае самостоятельного распоряжения таким имуществом на уровне федерального законодательства и иных нормативно-правовых актов.

Государственные и муниципальные предприятия не имеют права продажи принадлежащего им недвижимого имущества, сдачи этого имущества в аренду, внесения имущества в залог, в уставный капитал других организаций без получения согласия от собственника имущества, в качестве которого выступает государство или муниципалитет. Иные способы распоряжения государственным и муниципальным недвижимым имуществом также требуют получения согласия собственника.

Организация получает право на распоряжение недвижимой или движимой государственной и муниципальной собственностью в рамках пределов, позволяющих ей осуществлять свою деятельность, достигать целей и задач, определенных уставом этой организации. Сделки с государственной и муниципальной собственностью, осуществленные организациями, нарушающие эти требования, признаются ничтожными.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

В отношении государственной и муниципальной собственности организаций установлен запрет на совершение сделок, которые связаны с предоставлением поручительств, займов, получением гарантий от банка, иных обременений, уступками требований, переводами долгов, заключением договоров простого товарищества. Для совершения любой из указанных сделок требуется получение согласия собственника.

Характеристика видов и размера совершения сделок с государственной и муниципальной собственностью организациями без получения согласия собственника определяется в уставе государственного и муниципального предприятия.

В отношении государственных и муниципальных земельных участков, арендованных организациями, установлены следующие запреты:

  1. организации не имеют права сдачи таких земельных участков в субаренду;
  2. организации не имеют права передачи своих прав и обязанностей по договору аренды иным лицам;
  3. организации не могут передавать права на аренду в залог;
  4. организации не могут вносить права на аренду в уставные капиталы других организаций или кооперативов.

Получение согласия собственника государственного или муниципального земельного участка, предоставленного организациям в аренду, позволяет организациям:

  • во-первых, осуществлять сдачу земельных участков или их частей в субаренду;
  • во-вторых, передавать свои обязанности и права по договору аренды земли или их часть иным лицам, выступающим в качестве концессионеров.

Собственность казенных государственных и муниципальных предприятий

Государственной и муниципальной собственностью наделяются казенные предприятия. Казенные предприятия делятся на государственные в составе федеральных и региональных, а также муниципальные.

В соответствии с законодательством федеральным казенным предприятиям дано право отчуждения или иного распоряжения собственностью только при наличии согласия Правительства России или органа федеральной исполнительной власти, уполномоченного на выдачу такого согласия.

Региональные казенные предприятия имеют право отчуждения или иного распоряжения их собственностью только при наличии согласия органа государственной власти регионального уровня, уполномоченного на это.

Муниципальные казенные предприятия имеют право на отчуждение или иное распоряжение их собственностью только при наличии согласия органа муниципального управления, уполномоченного на его выдачу.

Виды и размеры сделок, которые требуют получения согласия собственника имущества казенных предприятий, утверждаются в уставе этих предприятий.

Для государственных и муниципальных казенных предприятий установлены пределы прав распоряжения принадлежащей им собственностью, которые ограничены предоставлением им возможности осуществления деятельности, цель и предмет которой закреплены в уставах этих предприятий.

Читать еще:  Муниципальные программы псков

Государственным и муниципальным предприятиям, выступающим в качестве арендаторов земельных участков, являющихся государственной и муниципальной собственностью, запрещено:

  • во-первых, осуществлять сдачу таких земельных участков в субаренду;
  • во-вторых, осуществлять передачу своих прав и обязанностей по договору аренды иным лицам;
  • в-третьих, осуществлять передачу прав аренды в залог;
  • в-четвертых, осуществляет внесение права аренды в уставные капиталы других организаций и кооперативов.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Что такое федеральная собственность?

Субъектами имущества наряду с обычными гражданами или юридическими лицами могут быть муниципальные образование или Российская Федерация.

Для выполнения важнейших стратегических и управленческих задач страна в лице Росимущества обладает на праве собственности многими ресурсами и объектами.

Государственная собственность в стране выступает в двух формах: федеральная и муниципальная собственность. Федеральная собственность – это то, чем владеет непосредственно страна в лице уполномоченных органов, экономические ресурсы, без которых немыслимо существование страны как объекта макроэкономики.

Федеральными ресурсами нужно эффективно управлять, они также, как и другие виды ресурсов, могут быть изъяты при наличии веских законных оснований.

Понятие и особенности федеральной собственности

В стране существует законодательно закреплённое деление всей собственности на две категории: государственная и частная. Частная принадлежит на праве собственности отдельным лицам: гражданам или компаниям. Государственная собственность принадлежит регионам, городам или федеральным органам власти.

Раньше государственная собственность имела главенствующую роль, но после развала советского союза стала равной с частной собственностью. Все субъекты, владеющие собственностью, равны перед законом.

Что такое федеральная собственность? Федеральная собственность – это имущество, которое принадлежит РФ. Владение, распоряжение и пользование федеральной собственностью регламентировано ст. 294 и 296 ГК РФ.

Чем государственная собственность отличается от федеральной? Не стоит путать и смешивать данные понятия. Понятие государственной собственности шире федеральной, последняя является составной частью государственной собственности вместе с муниципальной или региональной.

Федеральная собственность принадлежит государственным органам власти, региональная – органам субъектов, муниципальная – местным властям.

Принадлежность в данном случае означает лишь процесс управления. Фактически же государственная собственность, будь то федеральная или муниципальная, принадлежит народу, проживающему в тех или иных областях или населенном пункте.

Остаётся понять, кто осуществляет управление федеральной собственностью в стране? Ведь без эффективного управлению ею страна может терпеть убытки, терять место на мировой арене. Управлением собственностью на федеральном уровне в стране занимается Росимущество.

Объекты федеральной собственности

Государство не отбирает все имущество у населения, оно владеет только тем, чем требуется эффективно управлять для развития страны, и что необходимо для защиты собственного суверенитета и обеспечения работы органов власти.

Фактически к федеральной собственности относятся:

  • База национальных богатств страны.
  • Имущество, необходимое для работы государственных органов и выполнения задач мирового значения.
  • Имущество оборонного производства.
  • Собственность, обеспечивающая жизнедеятельность и развитие народного хозяйства.
  • Иные объекты.
  • К богатствам страны можно отнести важные ресурсы и природные объекты: заповедники, особо охраняемые зоны, а также историко-культурные объекты и строения.

    К объектам для функционирования государственных структур и выполнения государственных задач относятся:

    • казна страны;
    • имущество ОВД и Вооруженных сил, которые финансируются из федерального бюджета;
    • НИИ, предприятия и ВУЗы;
    • ветеринарные, санитарно-эпидемиологические и иные службы;
    • исправительные учреждения;
    • лечебно-профилактические предприятия.

    К объектам по развитию народного хозяйства относятся дороги, объекты энергетики, транспорт, радио и телесети, совхозы и особые хозяйства, предприятия добывающей промышленности.

    Некоторые из объектов федеральной собственности могут быть переданы во владение регионам или муниципалитетам.

    Земля федеральной собственности

    Одним из основных ресурсов федерального значения является земля. Какие земли относятся к федеральной собственности? По ст. 3.1 ФЗ № 137 к федеральной собственности относятся следующие наделы:

  • земли, расположенные под жилыми и нежилыми постройками, которые принадлежат РФ;
  • наделы органов власти и их представительств;
  • земли казенных и унитарных предприятий;
  • земли, которыми владеет Академия наук и сопряжённые с ней учреждения;
  • дороги, относящиеся к Росавтодорогам;
  • лесной и водный фонд;
  • заповедники;
  • земли обороны;
  • резервные земли;
  • закрытые города.
  • Те земли, которые находятся в ведении муниципалитетов или субъектов федерации, не являются федеральной собственностью.

    Земли федеральной собственности можно узнать на сайте Росреестра по кадастровому номеру. Там указано, кто является владельцем той или иной территории.

    Если земельный участок еще не имеет номера на государственной кадастровой карте, то он еще не разграничен с государственных земель.

    Процедура разграничения земли

    Понятие о разграничении земли возникло в 2001 году, в 2020 году оно осуществляется в соответствии с нормами Земельного Кодекса страны. Ст. 17 Земельного Кодекса определяет основания, по которым земля может быть в федеральной собственности. Земля может либо приобретаться государственными органами, либо становиться федеральной собственностью по результатам разграничения.

    Порядок разграничения выглядит следующим образом:

  • Разрабатывается проект закона о разграничении государственной земли в федеральную.
  • Инициируется проведение кадастровых работ Постановлением.
  • Определяются границы участка и присваивается кадастровый номер.
  • Принимается закон, который определяет принадлежность участка к федеральной собственности.
  • В законе должна быть прописана категория земли вновь созданного участка, целевое назначение и нормы его эксплуатации.

    Если Правительство принимает решение получить какой-то участок в свою собственность, оно поручает министерству земельных ресурсов составить схему будущего участка. Когда схема утверждена, она направляется в кадастровую службу для проведения геодезических работ на местности. Межевой план будущего участка направляется обратно в министерство, где его должны утвердить.

    Передача земли в муниципальную собственность

    Федеральные земли также могут передаваться в собственность местным властям или муниципалитетам. Такая передача возможна в ряде случаев:

    • при наличии на участке строений муниципальной собственности;
    • в рамках реализации местных или региональных программ;
    • при реализации плана застройки или развития территории.

    Для получения участка в собственность муниципальные органы передают заявление в федеральные органы и ждут их решения. Направленное в федеральные органы заявление о передачи земли в муниципальную собственность рассматривается в течение 30 дней.

    Если принимается положительное решение, сначала проводятся кадастровые работы по определению границ участка. Муниципальное право собственности на землю регистрируется в органах Росимущества.

    Читать еще:  Муниципальная гарантия образец

    Возникнуть федеральная собственность может через национализацию или изъятие земельных участков, принадлежащих частникам.

    Изъятие земли

    Выкуп федеральной земли в собственность регламентирован нормами Земельного Кодекса. Выкуп земли с целью обеспечения государственных или муниципальных нужд возможен только в исключительных случаях. Изымается земля на основании специального распоряжения исполнительного органа власти, чем защищаются права граждан.

    Решение о выкупе может быть принято в отношении федеральной собственности, региональной собственности соответствующими органами. Местные власти не имеют подобных полномочий. Им для этого приходится обращаться в вышестоящие инстанции.

    Согласно статьям 279-281 ГК РФ, выкуп земли осуществляется в соответствии со следующими этапами:

    1. После того, как решение об изъятии земли для муниципальных или государственных нужд принято, государственные органы отправляют письменное уведомление владельцу земли в период 1 года до выкупа.
    2. Проводятся торги, при которых выкупается интересующая территория.

    Если владелец земли посчитает данное изъятие незаконным, он вправе будет обратиться для защиты своих интересов в суд.

    Основания для изъятия земли указаны в ст. 49 ЗК РФ:

    1. Земля нужна государству для решения проблем по исполнению своих обязательств.
    2. Для размещения государственных объектов при полном отсутствии другой такой альтернативной территории.

    Не могут в федеральную собственность переводиться земли, которые расположены в особо охраняемых зонах. Так защищаются интересы охраны заповедных, лесных и сельскохозяйственных участков.

    Изыматься в федеральную собственность также могут сельскохозяйственные земли, которые эксплуатировались не по целевому назначению, земли, при использовании которых были выявлены нарушения собственником условий договора владения, при обеспечении нужд гражданской обороны.

    Процесс изъятия земли государством при чрезвычайных ситуациях называется реквизицией. Такое изъятие носит временный характер и имеет своей целью защиту жизней граждан. На постоянной основе земли могут быть конфискованы у граждан при совершении последними уголовных преступлений и административных проступков.

    Федеральная собственность представляет собой имущество, ресурсы и объекты, принадлежащие непосредственно Российской Федерации. Наличие такой собственности необходимо для нормального функционирования и развития страны.

    Земли федеральной собственности могут быть переданы во владение муниципалитетам или регионам, получены государством от частных лиц посредством выкупа.

    Право государственной и муниципальной собственности

    Право государственной собственности

    Ст. 214 ГК РФ определяет, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности

      1. Российской Федерации (федеральная собственность), и
      2. субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

    Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований , являются государственной собственностью.

    От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 Кодекса (т.е. органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов).

    Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

    Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

    Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

    О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность см. постановление ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1

    Право муниципальной собственности

    Ст. 215 ГК РФ определяет, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью .

    От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Кодекса (т.е. органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов).

    Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (статьи 294, 296).

    Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

    Субъекты права публичной собственности

    Особенностями правового положения государства и других субъ­ектов публичной собственности являются:

      • наличие у них особых, властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности;
      • осуществление ими этого права в публичных (общественных) интересах.
    Субъекты права публичной собственности:
      1. Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляю­щего федеральную собственность);
      2. субъекты РФ — республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собствен­ность);
      3. городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом.

    Муниципальная собственность относится к публичной , ибо муни­ципальные образования, не будучи государственными образованиями, тем не менее приобретают особый, публично-правовой статус. Поэтому их положение как собственников строится по модели государствен­ной собственности. Субъектами права муниципальной собственности в п. 1 ст. 215 ГК объявлены городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом.

    Стороной конкретных правоотношений собственности юридиче­ски является именно государство или иное публично-правовое об­разование, а не его орган (последний может стать самостоятельным участником гражданских правоотношений только в качестве юриди­ческого лица — учреждения, не являющегося собственником своего имущества).

    Объекты права публичной собственности

    В качестве объектов как государственной, так и муниципальной собственности могут выступать

      • различные виды недвижимости, вклю­чая земельные участки, жилые и нежилые помещения, здания и соору­жения производственного и непроизводственного назначения, а также
      • оборудование, транспортные средства и иные «средства производства» и
      • предметы бытового, потребительского характера;
      • принадлежащие публично-правовым образова­ниям ценные бумаги, валютные ценности, а также различные памят­ники истории и культуры.

    Российская Федерация и ее субъекты могут быть собственниками любого имущества, в том числе изъятого из оборота или ограниченного в обороте (ст. 129 ГК). Фактически субъекты РФ в настоящее время яв­ляются собственниками лишь отдельных видов изъятого из оборота иму­щества.

    Муниципальные же образования могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества только по специальному указанию закона и не вправе иметь в собственности вещи, изъятые из оборота.

    Читать еще:  Деятельность государственных муниципальных образовательных учреждений детей

    Объекты публичной собственности распределяются между Рос­сийской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образова­ниями как самостоятельными собственниками принадлежащего им имущества. Порядок отнесения государственного имущества к феде­ральной собственности и к собственности субъектов РФ должен уста­навливаться специальным законом (п. 5 ст. 214 ГК). Применительно к земельным участкам этот вопрос решается ст. 16-19 ЗК РФ.

    Некоторые виды недвижимостей, прежде всего природные ресур­сы, могут находиться только в федеральной или в государственной собственности субъектов РФ, но не в муниципальной (и не в част­ной) собственности:

      1. участки недр,
      2. водные объекты (кроме обособленных — прудов и т.п.),
      3. природные лечебные ресурсы (минеральные воды, лечебные грязи и т.п.),
      4. земли особо охраняемых природных территорий.

    Они, однако, могут передаваться другим ли­цам в пользование (аренду), что позволяет относить их к вещам, ограниченным в обороте.

    В собственности субъектов РФ может находиться только имущество, необходимое для осуществления возложенных на них за­конодательством полномочий, а также для обеспечения деятельности их органов власти, должностных лиц и других работников. Перечни такого имущества должны устанавливаться законами субъектов РФ.

    Имущество, составляющее собственность субъектов РФ, образуется за счет федерального имущества в случаях его прямой передачи (отчуждения) от Российской Федерации в собственность ее со­ответствующего субъекта.

    В собственности муниципальных образований также может находиться лишь то имущество, которое предназначено для решения ими вопросов местного значения или осуществления переданных им отдельных государственных полномочий, а также для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц и других работников.

    Имущество, находящееся в собственности субъектов РФ или му­ниципальных образований и не отвечающее названным требованиям, подлежит либо перепрофилированию (изменению целевого назначе­ния), либо передаче другим субъектам публичной собственности, либо отчуждению (приватизации). Тем самым установлен принцип целево­го характера публичного имущества, находящегося в собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности . Он направлен на дальнейшее ограничение непосредственного участия публично-пра­вовых образований в экономической деятельности.

    Что такое муниципальная собственность?

    Содержание:

    Среди субъектов права собственности есть совершенно особый — государство. Это означает, что имущество может принадлежать не только гражданам и компаниям, но и ему — в том числе, субъектам РФ и муниципальным образованиям. Те материальные ресурсы, которые принадлежат муниципальным образованиям (МО), получили название «муниципальная собственность» (МС).

    Объекты, относящиеся к МС, находятся под управлением органов местного самоуправления (ОМСУ). Нередко в процессе взаимодействия с ОМСУ и у граждан, и у юридических лиц возникают различные сложности. Если, например, вам было предоставлено жилье, относящееся к муниципальной собственности, и теперь ОМСУ неправомерно требуют выселения или предъявляют другие претензии, мы рекомендуем обратиться за квалифицированной помощью к юристу. Также специалист в случае необходимости обеспечит представление и защиту ваших интересов.

    Нет времени читать статью?

    Муниципальная собственность: главное

    Муниципальная собственность — это имущественный комплекс, объединяющий различные объекты (землю, недвижимость, движимое имущество) и находящийся во владении МО.

    При этом ошибочно полагать, что к собственности МО (городов, районов и т.д.) относятся только строения, земельные участки и т.д. В состав такого имущества также входят средства местных бюджетов, городские парки, социальные объекты и достопримечательности.

    Права собственника от имени муниципальных образований осуществляют ОМСУ. Например, зданием городской администрации распоряжается сама администрация.

    В собственности МО находятся те объекты, которые необходимы для обеспечения нормальной жизнедеятельности населенного пункта и удовлетворения потребностей населения. По сути, МС имеет целевой характер. Так, по сложившейся практике, муниципальная собственность используется для:

    • выполнения ОМСУ своих задач и функций;
    • быстрого решения возникающих на уровне города, поселка или района проблем (например, расселение местных жителей в случае чрезвычайной ситуации);
    • обеспечения функционирования органов власти.

    По действующему законодательству, МС является экономической основой местного самоуправления. Государство защищает такую собственность наравне со всеми остальными разновидностями (в т.ч. с частной). Но, безусловно, порядок владения, пользования и распоряжения МС по многим аспектам не схож с порядком владения, пользования и распоряжения тем имуществом, которое принадлежит гражданам.

    Владение и управление муниципальным имуществом доступно исключительно муниципальным образованиям. Обычный гражданин оформить право собственности на муниципальное имущество не может (только если объект изменит свой статус — например, земельный участок будет продан гражданину).

    На какие категории делится муниципальная собственность?

    МС, как мы уже отмечали, представлена различными имущественными объектами: денежными средствами, земельными участками, строениями и т.д. Однако существует и другая классификация. По ней муниципальную собственность принято подразделять на две разновидности:

    Первая разновидность — это ресурсы, составляющие местный бюджет. Также к казне относят имущественные объекты, не находящиеся под управлением каких-либо муниципальных структур. Вторая разновидность — «распределенное» имущество — представлена ресурсами, закрепленными за различными органами и предприятиями, которые используют эти объекты в процессе своей деятельности.

    Как происходит пользование и распоряжение муниципальной собственностью?

    Пользование и распоряжение МС должно осуществляться в строгом соответствии с действующим российским законодательством и актами местных органов власти (но, конечно, такие акты не могут противоречить федеральному и региональному законодательству). Закон позволяет передавать объекты муниципальной собственности гражданам и юрлицам во временное или постоянное пользование. Кроме того, ОМСУ вправе отчуждать имущественные объекты и совершать с ними другие сделки.

    Если от использования муниципальной собственности ОМСУ получают доход, то эти средства в обязательном порядке должны поступать в местный бюджет.

    Если у города, района и т.д. появилось имущество, которое на данный момент не соответствует ни одной из целей деятельности ОМСУ (не может использоваться для решения возникающих в жизни города проблем, для обеспечения функционирования властных структур и др.), оно должно быть отчуждено. Также при наличии возможности допускается перепрофилировать такие объекты.

    Подведем итоги. Муниципальная собственность представляет собой особую категорию имущественных объектов. Их отличие заключается в том, что собственником такого имущества являются муниципальные образования. При этом некоторые граждане и компании могут пользоваться МС на определенных условиях.

    Если в процессе такого использования муниципальной собственности вы столкнулись с какими-либо проблемами, пытаться самостоятельно урегулировать конфликт не следует. В большинстве случаев защитить права граждан и интересы компаний в споре с ОМСУ способен только профессиональный юрист, который в совершенстве знает действующее законодательство и практику его применения.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector