Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Передача имущества в казну муниципального образования

Передача имущества в казну муниципального образования

Дата публикации 03.03.2020

Орган местного самоуправления городского округа в 2019 году приобрел автомобиль на счет 101 35. В 2020 году по постановлению главы округа его нужно передать в казну на счет 108 52. Как отразить передачу в учете?

В соответствии со ст. 215 ГК РФ муниципальную казну составляет имущество, которое находится в собственности муниципального образования и не закреплено на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за муниципальными предприятиями и учреждениями.

Публично-правовое образование реализует свои права собственника через уполномоченный орган власти (ст. 125, 215 ГК РФ). Следовательно, только уполномоченный орган по учету имущества казны публично-правового образования может отразить такое имущество в учете.

Чтобы автомобиль был зачислен в состав имущества муниципальной казны, его необходимо изъять из оперативного управления учреждения. Это может быть сделано на основании распоряжения уполномоченного органа власти.

Обычно полномочиями по ведению бюджетного учета имущества казны наделяется орган по управлению имуществом (если он является самостоятельным юридическим лицом) или администрация муниципального образования.

Если в публично-правовом образовании есть хотя бы одна единица имущества казны, должно быть утверждено положение о казне публично-правового образования.

В соответствии с п. 10.8.1 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее – Порядок № 209н), безвозмездная передача основных фондов (в т.ч. активов в составе казны публично-правового образования) отражается по подстатье 281 КОСГУ.

Безвозмездные неденежные поступления капитального характера в сектор государственного управления от сектора государственного управления и организаций госсектора учитываются по подстатье 195 КОСГУ (п. 9.9.5 Порядка № 209н).

Безвозмездное поступление нефинансовых активов отражается в доходах бюджетов по соответствующим статьям и подстатьям доходов кода вида доходов 000 2 07 00000 00 0000 000 «Прочие безвозмездные поступления» (п. 14 порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н).

В соответствии с положениями инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н) передача автомобиля в казну отражается записями:

Дебет КРБ (000) 1 401 20 281 Кредит КРБ (000) 1 101 35 410 – списана балансовая стоимость автомобиля при изъятии из оперативного управления и передаче в казну этого же публично-правового образования (п. 10 Инструкции № 162н);

Дебет КРБ (000) 1 104 35 411 Кредит КРБ (000) 1 401 20 281 – списана сумма начисленной амортизации (п. 19 Инструкции № 162н);

Дебет КРБ (000) 1 114 35 412 Кредит КРБ (000) 1 401 20 281 – списана сумма начисленного убытка от обесценения при наличии (п. 41.3 Инструкции № 162н).

Поступление в состав имущества казны основного средства в результате изъятия из оперативного управления отражается в учете уполномоченного органа по бюджетному учету имущества казны:

Дебет КРБ (000) 1 108 52 310 Кредит КДБ (000) 1 401 10 195 – принят к учету автомобиль по балансовой стоимости (п. 38 Инструкции № 162н);

Дебет КДБ (000) 1 401 10 195 Кредит КРБ (000) 1 104 52 411 – принята к учету сумма начисленной ранее амортизации (п. 20 Инструкции № 162н);

Дебет КДБ (000) 1 401 10 195 Кредит КРБ (000) 1 114 35 412 – списана сумма начисленного ранее убытка от обесценения (при наличии) (п. 41.3 Инструкции № 162н).

Если орган местного самоуправления в то же время наделен полномочиями по управлению муниципальным имуществом и передает автомобиль из своего оперативного управления в казну, для отражения такой операции может быть применен счет 1 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты». В соответствии с п. 109 Инструкции № 162н он используется при безвозмездной передаче объектов нефинансовых активов между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю бюджетных средств.

Передача автомобиля из оперативного управления в казну отражается в учете органа местного самоуправления – казенного учреждения записями:

Дебет КРБ (000) 1 304 04 310 Кредит КРБ (000) 1 101 ХХ 410 – списана балансовая стоимость автомобиля при изъятии из оперативного управления и передаче в казну публично-правового образования (п. 10 Инструкции № 162н);

Дебет КРБ (000) 1 104 ХХ 411 Кредит КРБ (000) 1 304 04 310 – списана сумма начисленной амортизации (п. 19 Инструкции № 162н);

Дебет КРБ (000) 1 114 35 412 Кредит КРБ (000) 1 304 04 310 – списана сумма начисленного убытка от обесценения (при наличии) (п. 41.3 Инструкции № 162н).

В учете органа местного самоуправления как органа, осуществляющего от имени муниципального образования права собственника имущества, принятие автомобиля в казну отражается записями:

Дебет КРБ (000) 1 108 52 310 Кредит КРБ (000) 1 304 04 310 – принят к учету автомобиль по балансовой стоимости (п. 38 Инструкции № 162н);

Дебет КРБ (000) 1 304 04 410 Кредит КРБ (000) 1 104 52 411 – принята к учету сумма начисленной ранее амортизации (п. 20 Инструкции № 162н);

Дебет КРБ (000) 1 304 04 310 Кредит КРБ (000) 1 114 35 412 – списана сумма начисленного ранее убытка от обесценения (при наличии) (п. 41.3 Инструкции № 162н).

Глава 3. Муниципальная казна

Глава 3. Муниципальная казна

Статья 10. Имущество, составляющее муниципальную казну

Средства бюджета муниципального образования и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, составляют муниципальную казну.

В казну могут включаться:

— муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;

— объекты недвижимости, включая: нежилые здания, помещения, сооружения, не завершенные строительством объекты, муниципальный жилищный фонд;

— ценные бумаги, доли (пан) в уставном капитале юридических лиц;

— имущественные комплексы ликвидированных муниципальных предприятий и учреждений;

— иное имущество, не закрепленное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за муниципальными предприятиями и учреждениями.

Объекты муниципальной казны могут находиться как на территории муниципального образования, так и за ее пределами. Настоящее Положение не регулирует порядок формирования, учета и распоряжения средствами бюджета муниципального образования, входящими в состав имущества казны.

Статья 11. Формирование и учет казны муниципального образования

1. Включение имущества в состав казны осуществляется на основании постановления Администрации.

2. Основанием отнесения объектов муниципального имущества к казне являются:

— отсутствие закрепления муниципального имущества за муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

— принятие в муниципальную собственность имущества субъекта Российской Федерации, федерального имущества, приобретение, прием безвозмездно в муниципальную собственность имущества юридических или физических лиц;

— отсутствие собственника имущества, отказ собственника от имущества или утрата собственником права на имущество по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, на которое в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством, приобретено право муниципальной собственности;

— изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного за муниципальным предприятием или учреждением на праве оперативного управления;

— отказ муниципального предприятия или учреждения от права хозяйственного ведения или оперативного управления на муниципальное имущество;

— имущество, оставшееся после ликвидации муниципальных предприятий и учреждений;

— создание имущества за счет средств бюджета муниципального образования;

Читать еще:  Муниципальные программы сургута

— иные основания, предусмотренные действующим законодательством.

3. Имущество, состоящее в муниципальной казне, может быть предметом залога и иных обременении, может отчуждаться в собственность юридических и физических лиц, в государственную собственность и собственность иных муниципальных образований, а также передаваться во владение, пользование и распоряжение без изменения формы собственности на основании договоров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.

4. Распоряжение объектами муниципальной казны осуществляется следующими способами:

— предоставление в аренду, субаренду;

— передача в безвозмездное пользование;

— передача в доверительное управление;

— иными способами распоряжения объектами казны в соответствии с действующим законодательством.

5. Оценка стоимости объектов муниципальной казны осуществляется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности за счет средств бюджета муниципального образования либо за счет иных источников, не противоречащих действующему законодательству.

Независимая оценка стоимости объектов муниципальной казны является обязательной:

— при приватизации муниципального имущества;

— при предоставлении в аренду;

— при передаче в доверительное управление;

— при использовании имущества в качестве предмета залога;

— при передаче имущества в качестве вклада в уставный фонд муниципальному предприятию;

— при использовании имущества в качестве предмета залога;

— при передаче имущества в качестве вклада в уставный фонд муниципальному предприятию;

— в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Оценка производится оценщиком, являющимся членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков, застраховавшим свою деятельность в соответствии с действующим законодательством и ставшим победителем в проведении запроса котировок, аукциона или конкурса на оказание услуг для муниципальных нужд, проводимых отделом размещения муниципального заказа на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг.

6. Имущество казны принадлежит на праве собственности муниципальному образованию Алексинский район.

Права на недвижимое имущество, составляющее муниципальную казну, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном действующим законодательством.

7. Технический учет объектов муниципальной казны, за исключением земельных участков и средств бюджета муниципального образования, ведет Комитет путем занесения сведений в реестр муниципальной казны и передает в отдел по бухучету и отчетности.

Статья 12. Прием имущества в муниципальную собственность

1. Прием имущества из собственности Российской Федерации осуществляется на основании решения Собрания представителей об утверждении перечня имущества, принимаемого в муниципальную собственность, распоряжения федерального агентства по управлению государственным имуществом, постановления Администрации и акта приема-передачи.

2. Прием имущества из собственности субъекта Российской Федерации осуществляется на основании решения Собрания представителей об утверждении перечня имущества, принимаемого в муниципальную собственность, решения департамента субъекта РФ, постановления Администрации и акта приема-передачи.

3. Прием имущества из собственности физических и юридических лиц осуществляется на основании постановления Администрации и договора о безвозмездной передаче.

4. Решение о приобретении имущества на возмездной основе принимается Собранием представителей МО Алексинский район.

Статья 13. Исключение имущества из казны

Исключение имущества из казны муниципального образования осуществляется в следующих случаях:

— при закреплении этого имущества за организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

— при списании этого имущества;

— при приватизации имущества, которая осуществляется в соответствии с настоящим положением и действующим законодательством;

— при передаче имущества в федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность иных муниципальных образований на основании решения Собрания представителей МО Алексинский район в случаях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством.

Передача (получение) имущества казны

Передача (поступление) объектов нефинансовых активов имущества казны может осуществляться:

— учреждениям, подведомственным одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;

— учреждениям, подведомственным разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного уровня бюджетов, а также государственным и муниципальным организациям;

— учреждениям другого уровня бюджетов;

— иным организациям, за исключением государственных и муниципальных.

Отражение операций с объектами в составе имущества казны в бюджетном учете осуществляется в порядке, установленном Инструкцией N 148н для отражения операций с объектами нефинансовых активов (п. 90 Инструкции N 148н). Однако следует иметь в виду, что счет 1 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы», который используется в целях формирования первоначальной стоимости объекта, не содержит аналитического счета второго порядка, на котором бы учитывались вложения в имущество казны. Как было указано выше, капитальные вложения (инвестиции) в имущество казны в объеме фактических затрат учитываются на соответствующих счетах счета 1 108 00 000. Таким образом, в случае если при передаче имущества казны возникают дополнительные затраты, они должны быть отражены на счете 1 108 00 000. Однако, по нашему мнению, финансовый орган соответствующего бюджета может установить иной порядок отражения дополнительных затрат при безвозмездной передаче имущества казны.

Схема проводок при безвозмездной передаче (получении) имущества казны между учреждениями — участниками бюджетного процесса бюджетов бюджетной системы РФ и от государственных и муниципальных организаций

Балансовая стоимость здания, относящегося к имуществу казны учреждения А, составляет 12 880 000 руб. Здание относится к 7-й амортизационной группе со сроком полезного использования 20 лет. По состоянию на 1 января 2009 г. за период нахождения имущества казны в составе основных средств на указанный объект начислена амортизация в размере 80% — 10 304 000 руб. В августе 2010 г. учреждение А передало здание учреждению Б, которое учитывает его также в составе имущества казны. Учреждения А и Б находятся в ведении одного главного распорядителя.

В учете учреждений должны быть сделаны следующие бухгалтерские записи:

Теперь рассмотрим пример, в котором имущество казны передается бюджетному учреждению в оперативное управление.

Оставим условия примера прежними, но предположим, что здание передается учреждению Б в оперативное управление.

Бухгалтерские записи в учреждении А в данном случае будут те же, что и в предыдущем примере.

Прежде чем отразить операции в учете учреждения Б, необходимо рассчитать сумму амортизации по зданию за период нахождения его в составе имущества казны:

— годовая сумма амортизации составит 644 000 руб. (12 880 000 руб. x 1/20 лет.);

— ежемесячная сумма амортизации равна 53 666,67 руб. (644 000 руб. / 12 мес.);

— сумма амортизации за период нахождения здания в составе имущества казны составит 1 019 666,67 руб. (53 666,67 руб. x 19 мес.).

Передача имущества осуществлялась в августе 2010 года, в составе имущества казны здание находилось, согласно условиям примера, с сентября 2009 года по август 2010 года, что составило 19 месяцев.

Корреспонденция счетов в учете учреждения Б будет следующей:

Предлагаем читателям ознакомиться также с корреспонденцией счетов по получению объектов, относящихся к имуществу казны, от международных финансовых организаций в случае изъятия имущества казны из оперативного управления и хозяйственного ведения государственных учреждений и государственных предприятий и в других случаях. В этой же таблице для наглядности автор посчитал целесообразным привести корреспонденцию счетов по списанию объектов, являющихся имуществом казны, со счетов бюджетного учета, причинами которого являются реализация, передача, износ, повреждение в результате стихийных бедствий и др.

Корреспонденция счетов бюджетного учета по операциям с объектами нефинансовых активов имущества казны*

Реализация имущества казны

Прежде чем приступить к изложению правил отражения в бухгалтерском учете операций по реализации имущества казны, необходимо прояснить вопросы налогообложения доходов от реализации имущества казны

Читать еще:  Учет казны муниципального образования

В отношении налога на прибыль организаций главным является вопрос: являются ли субъекты РФ и муниципальные образования плательщиками налога на прибыль?

Президиум ВАС Информационным письмом от 22.12.2005 N 98 установил, что РФ, субъекты РФ, как и иные публично-правовые образования, не являются плательщиками налога на прибыль в соответствии с положениями ст. 246 НК РФ, согласно которой плательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.

Отсюда — доходы от реализации имущества казны не являются доходами, подлежащими обложению налогом на прибыль (Письмо Минфина РФ от 25.04.2008 N 03-03-06/4/29).

Уплата НДС при реализации имущества казны также имеет свои особенности. В зависимости от того, кому продано имущество казны, налог уплачивает либо налоговый агент, либо продавец имущества.

Пунктом 3 ст. 161 НК РФ установлено, что при реализации (передаче) на территории РФ государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. При этом суммы процентов, выплачиваемые покупателем при приобретении имущества казны за предоставление соответствующим государственным органом, органом местного самоуправления коммерческого кредита в виде отсрочки и рассрочки оплаты данного имущества, являются доходами от реализации этого имущества на определенных соглашением сторон условиях (ст. 823 НК РФ). В этой связи указанные доходы включаются покупателем — налоговым агентом в налоговую базу по НДС (Письмо ФНС РФ от 12.05.2010 N ШС-37-3/1426@).

Обратите внимание: при реализации имущества казны физическим лицам обязанность по исчислению и уплате НДС возникает у государственных органов (органов местного самоуправления), осуществляющих операции по реализации данного имущества (п. 3 ст. 161 НК РФ).

Вместе с тем на основании пп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ ценных бумаг. Таким образом, реализация на территории РФ ценных бумаг, составляющих государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, в том числе акций, поступивших в казну, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения).

Во избежание споров с проверяющими органами при определении начальной цены продаваемого имущества следует обратиться к Письму Минфина РФ от 19.10.2009 N 03-07-15/147, в котором приведены следующие рекомендации.

В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» начальная цена подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества устанавливается в случаях, предусмотренных данным законом, в соответствии с законодательством РФ, регулирующим оценочную деятельность.

На основании ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» государственное или муниципальное имущество, арендуемое субъектами малого и среднего предпринимательства, использующими в установленном порядке преимущественное право на приобретение этого имущества, отчуждается по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Положениями последнего закона предусмотрено, что при совершении сделок купли-продажи применяется рыночная стоимость объекта оценки, которая отражается в отчете об оценке объекта оценки. При этом для целей оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой он может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

На основании п. 6 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 255, разумность действий сторон сделки в указанном случае означает, что цена сделки — наибольшая из достижимых по разумным соображениям цен для продавца и наименьшая из достижимых по разумным соображениям цен для покупателя.

Таким образом, при определении налоговой базы по НДС в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, реализуемого по выкупной цене, исчисленной на основе рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком, следует исходить из того, что эта стоимость включает НДС.

Субъект РФ, на балансе которого числится недвижимое имущество казны — здание, продает его ОАО «Заря». Балансовая стоимость здания — 35 000 000 руб., амортизация, учтенная по зданию по состоянию на 1 января 2009 г., составляет 28 000 000 руб. Рыночная стоимость здания согласно оценке независимого эксперта — 19 000 000 руб., в том числе НДС — 2 897 500 руб.

В учете субъекта РФ операции по реализации имущества казны отражаются следующим образом:

Учет имущества казны

Разберемся с понятиями

Итак, имущественная казна есть движимое и недвижимое имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности и не закрепленное за учреждениями, за исключением средств бюджета и потребляемых вещей.

В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации).

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст. 215 Гражданского кодекса РФ).

Государственную казну РФ, казну субъектов РФ, казну муниципальных образований составляет в соответствии со статьями 214 и 215 Гражданского кодекса РФ государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями 294, 296 Гражданского кодекса РФ. Следовательно, имущество (движимое или недвижимое), являясь государственной (муниципальной) собственностью, может закрепляться за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, а также входить в состав имущества казны.

Учет имущества федеральной казны предусмотрен постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 г. № 447, на основании которого учет активов и ведение реестра федерального имущества осуществляют:

1) Федеральное агентство по управлению госимуществом в отношении имущества (включая земельные участки), составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного за рубежом;

2) территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом в отношении имущества (включая земельные участки, в том числе предоставленные в пользование юридическим и физическим лицам на основании соответствующих договоров), составляющего государственную казну РФ, расположенного на территории Российской Федерации по месту его нахождения.

Читать еще:  Постановление администрации муниципального образования город краснодар

В соответствии с пунктом 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 447, учет федерального имущества сопровождается присвоением ему реестрового номера.

Порядок ведения реестра определен приказом Минэкономразвития РФ от 11 сентября 2007 г. № 307 «Об утверждении Правил ведения реестра федерального имущества».

Аналогичные нормативные документы принимаются на региональном и местном уровнях, где решаются порядок, способ и цели использования имущества в составе казны (например, Закон г. Москвы от 26 декабря 2007 г. № 53 «Об имущественной казне г. Москвы»).

Порядок отражения имущества казны в бюджетном учете в нормативных документах представлен не четко. В частности, самые общие принципы учета имущества казны содержатся в Инструкции № 157н. Если сравнивать ее нормы с теми, что ранее содержала Инструкция № 148н, то в новых правилах учета усилен акцент на необходимость самостоятельно регламентировать порядок учета имущества казны на уровне публично-правовых образований.

Так, в пункте 94 Инструкции № 157н не раз упоминается термин «правовой акт по бюджетному учету казны», под которым следует понимать нормативный правовой акт финоргана публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее казну. Следовательно, такой правовой акт должен быть принят каждым публично-правовым образованием.

Также в Инструкции № 157н расширены права публично-правовых образований по установлению более удобного порядка отражения в учете имущества казны, в частности, это касается начисления амортизации. В правовом акте по бюджетному учету казны может быть указано на необходимость начисления амортизации в установленном финорганом порядке. Данный порядок может распространяться как на отдельные группы (виды) объектов нефинансовых активов, так и на отдельные объекты.

Основные средства (движимое и недвижимое имущество), переданные в оперативное управление, учитываются на балансе государственного (муниципального) учреждения в соответствии с пунктом 29 Инструкции № 157н.

В частности, передача (получение) объектов государственного (муниципального) имущества между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, а также между субъектами учета и иными организациями осуществляется по балансовой (фактической) стоимости активов с одновременной передачей (принятием к учету) в случае наличия суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации.

В то же время для учета объектов имущества (нефинансовых активов), составляющих государственную (муниципальную) казну РФ (субъектов и муниципальных образований), в разрезе материальных (нематериальных) основных фондов, непроизведенных активов и материальных запасов предусмотрен счет 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны». При этом объекты имущества в составе казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета (п. 143 Инструкции № 157н). >|Порядок ведения аналитического учета по объектам в составе имущества казны на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования устанавливается финансовым органом соответствующего бюджета.|

Периодичность отражения в бюджетном учете операций с объектами, составляющими государственную (муниципальную) казну на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования, устанавливается финорганом этого учреждения бюджета, но не реже чем на отчетную месячную дату.

Однако финансовый орган надлежащего бюджета имеет право установить иной порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны соответствующего публично-правового образования.

При этом, устанавливая порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны, следует учесть, что данные активы в состав основных средств на счет 101 00 000 «Основные средства» не переводятся, а отражаются в составе нефинансовых активов имущества казны на счете 108 00 000.

В соответствии с пунктом 29 Инструкции № 157н передача объектов государственного (муниципального) имущества осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременной передачей (принятием к учету) в случае наличия суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации.

Пример 1.
Учреждение (федеральная больница) безвозмездно передало медицинское оборудование в состав имущества муниципальной казны.

Балансовая стоимость оборудования – 38 000 руб., сумма ранее начисленной амортизации – 8000 руб.

В бухгалтерском учете были составлены следующие проводки:

Порядок передачи недвижимости в казну

Выбытие с учета объектов недвижимого имущества осуществляется на основании Актов о приеме-передаче (ф. 0504101) и Извещения (ф. 0504805)

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Толмачева Татьяна

Как казенному учреждению передать недвижимое имущество обратно в казну?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Передача объекта недвижимого имущества отражается после регистрации прекращения права оперативного управления с применением счета 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты».

Обоснование вывода:

Прежде всего отметим, что выбытие с учета объектов нефинансовых активов осуществляется, если иное не установлено инструкцией, утвержденной приказом Минфина N 157н (далее — Инструкция N 157н), на основании решения постоянно действующей комиссии, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом) (п. 34 Инструкции N 157н).

Согласно положениям Приложения 5 к приказу от 30.03.2015 N 52н при передаче объектов нефинансовых активов между субъектами учета, в том числе при закреплении права оперативного управления, оформляется Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101). Вместе с тем при оформлении расчетов, возникающих по операциям приемки-передачи имущества, активов и обязательств между субъектами учета, в том числе при внутриведомственных расчетах, используется Извещение (ф. 0504805).

То есть выбытие с учета объектов недвижимого имущества осуществляется на основании Актов о приеме-передаче (ф. 0504101) и Извещения (ф. 0504805).

Так как в рассматриваемой ситуации речь идет об объекте недвижимого имущества, отметим следующее. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (п. 1 ст. 131 ГК РФ). Соответственно, казенному учреждению следует зарегистрировать прекращение права оперативного управления на объект недвижимого имущества. Подтверждением такой регистрации служит выписка из ЕГРН (ст. 28 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ). Без данного документа учреждение не имеет права списывать объект недвижимого учета с учета (смотрите письмо Минфина России от 14.10.2015 N 02-07-10/58921).

Для учета расчетов между главным распорядителем, распорядителями и получателями бюджетных средств, находящимися в их ведении учреждений (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета; главным администратором доходов бюджета, администраторами доходов бюджета), по поступлению и выбытию нефинансовых, финансовых активов и обязательств между ними предназначен счет 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты» (п. 276 Инструкции N 157н).

При этом передача объектов основных средств в рамках передачи между учреждениями госсектора отражается по их первоначальной (балансовой) стоимости с одновременным отражением ранее начисленной на данные объекты амортизации (п. 29 Инструкции N 157н).

Таким образом, в бюджетном учете учреждения, учитывая положения инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н, оформляются следующие бухгалтерские записи:

1) Дебет 1 304 04 310 Кредит 1 101 1Х 410

— передан учредителю в казну объект недвижимого имущества;

2) Дебет 1 104 1Х 411 Кредит 1 304 04 310

— отражена передача начисленной ранее амортизации на объект недвижимого имущества.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector