Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Передача муниципального имущества унитарному предприятию

МУП получило от учредителя в ведение ОС: особенности учета

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Марины Маныловой (г. Киров)

Муниципальное унитарное предприятие ЖКХ получило от учредителя в хозяйственное ведение объект ОС балансовой стоимостью 100 т.р., остаточной стоимости нет. Поступление ОС отражено проводкой дебет 08 кредит 75 — 100 т.р. Стоимость ОС отнесена на увеличение нераспределенной прибыли дебет 75 кредит 84 — 100 т.р. ОС введено в эксплуатацию дебет 01 кредит 08 — 100 т.р. Правильно ли выполнены проводки? Как правильно отразить сумму ранее начисленной амортизации?

Правовое положение МУП определяется Гражданским кодексом РФ (параграф 4 гл.4 ГК РФ) и Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (п.6 ст.113 ГК РФ). Имущество, находящееся в муниципальной собственности, может быть закреплено за МУП на праве хозяйственного ведения (ст.2 Федерального закона N 161-ФЗ), возникающем с момента передачи такого имущества МУП, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества МУП (п.2 ст.11 Федерального закона N 161-ФЗ).

Сведения о размере уставного фонда МУП, порядке и источниках его формирования содержатся в уставе МУП (п.4 ст.9 Федерального закона N 161-ФЗ). При этом действующим законодательством не запрещена передача собственником имущества (в частности, основных средств) сверх определенного учредительными документами уставного фонда с закреплением его за МУП на праве хозяйственного ведения.

Учитывая формулировки п. п. 7, 8, 11 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, основные средства, полученные унитарным предприятием сверх уставного фонда, принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которая в рассматриваемом случае может быть принята в размере остаточной стоимости оборудования, указанной собственником в передаточных документах.

В то же время действующие нормативные документы не регулируют порядок отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с закреплением за унитарным предприятием объектов основных средств на праве хозяйственного ведения сверх уставного фонда.

При ответах на вопросы, возникающих при учете объектов основных средств, переданных унитарному предприятию их собственником на праве хозяйственного ведения сверх уставного фонда, многие эксперты руководствуются Письмом Минфина России от 05.08.2003 № 16-00-14/247 и Письмом Минфина России от 21.08.2003 N 16-00-22/11. Однако указанные Письма, как и все Письма Минфина, носят рекомендательный характер. Кроме того позиция, изложенная в этих Письмах, не является бесспорной.

В частности, согласно рекомендациям, изложенным в вышеуказанных Письмах Минфина России, получение имущества в хозяйственное ведение сверх суммы уставного фонда отражается группой проводок (составляются на стоимость полученного имущества):

— Дебет 08 Кредит 75-1;
— Дебет 01 Кредит 08;
— Дебет 75-1 Кредит 84.

Первые две бухгалтерские записи не вызывают вопросов, а вот третья весьма неочевидна, т.к. Инструкция по применению Плана счетов не предполагает подобной корреспонденции для отражения рассматриваемой операции (получение основных средств сверх уставного фонда). Традиционно проводку Дебет 75 Кредит 84 «читают» как покрытие полученного убытка за счет средств учредителей.

Однако у унитарного предприятия нет учредителей, а есть собственники имущества. Посредством этого имущества унитарное предприятие осуществляет свою деятельность.

Кроме того, предложенная запись (Дебет 75-1 Кредит 84) в сумме, равной стоимости основных средств, переданных сверх уставного капитала, сформирует такое сальдо по счету 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», которое, будучи отраженным в бухгалтерской отчетности унитарного предприятия, не будет отвечать основным задачам бухгалтерского учета, обозначенным в Федеральном законе от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», касающимся в первую очередь обеспечения достоверности информации о деятельности организации, т.е. указанное сальдо поставит под сомнение достоверность отчетности коммерческой организации, коей и является МУП, так как оно не будет отражать реального финансового состояния этой организации.

Поэтому, принимая во внимание изложенное, у унитарного предприятия нет оснований делать оспариваемую запись (Дебет 75-1 Кредит 84), т.к. она не отражает сути проводимой хозяйственной операции (получение от собственника основных средств сверх уставного капитала).

Согласно п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н, хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания (приоритет содержания перед формой). Ранее (в периоде опубликования Писем Минфина России от 05.08.2003 № 16-00-14/247 и от 21.08.2003 N 16-00-22/11) действовал п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденного Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н, такого же содержания.

В случае, когда в нормативных правовых актах по какому-то вопросу не установлены способы ведения бухгалтерского учета, при формировании учетной политики организации, в т.ч. и унитарному предприятию, необходимо разработать необходимый способ самостоятельно. При этом следует исходить из иных положений по бухгалтерскому учету. Причем иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов (п. 7 ПБУ 1/2008).

Исходя из анализа правовых бухгалтерских документов, Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утв. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.10.2000 N 92н, которое устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям (кроме кредитных), являющимся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, и признаваемой как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества), наиболее полно учитывает экономическое содержание описываемой хозяйственной операции.

1. Применить ПБУ 13/2000 непосредственно вашему МУП не позволяет п. 3, согласно которому Положение не применяется в отношении экономической выгоды, связанной с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах юридических лиц (бюджетных инвестиций юридическим лицам).

2. Исходя из положений п. 3 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (Приложение к Информационному письму от 22.12.2005 N 98), сбережение средств в результате освобождения МУП от платы за пользование имуществом, находящимся в муниципальной собственности можно расценивать как получение данных средств от собственника имущества унитарного предприятия, т.е. как получение государственной помощи.

Согласно ПБУ 13/2000 для учета государственной помощи используется счет 98 «Доходы будущих периодов», а для определенного вида помощи используются четыре его субсчета.

Принимая во внимание положения п. п. 6, 7 ПБУ 1/2008 и положения Инструкции по применению Плана счетов, для отражения в учете унитарного предприятия стоимости имущества, полученного сверх уставного фонда предлагается использовать дополнительный субсчет 98.5 «Имущество сверх уставного фонда», а для учета стоимости именно основных средств предлагается использовать субсчет второго порядка 98.5.1 «Основные средства».

Учитывая вышеизложенное, получение объекта основных средств в хозяйственное ведение сверх суммы уставного фонда предлагается отражать группой бухгалтерских записей (составляются на стоимость основного средства, указанную в передаточном акте):

— Дебет 08 Кредит 75.1;
— Дебет 01 Кредит 08;
— Дебет 75.1 Кредит 98.5.1.

В дальнейшем в течение срока полезного использования этого основных средств сумму, учтенную на счете 98, в размере начисленной амортизации рекомендуется списывать в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91.1 «Прочие доходы» (п. 9 ПБУ 13/2000).

Разработанную унитарным предприятием схему корреспонденции следует закрепить в учетной политике, как того требует п. 7 ПБУ 1/2008.

Вопрос налогообложения хозяйственных операций по получению и использованию основных средств, полученных сверх уставного фонда, является темой отдельной консультации.

Законодательство применительно к унитарному предприятию О передаче земельного участка МУП и способах его приватизации

В каком порядке, и на каком праве муниципальное образование вправе передать находящийся в его распоряжении земельный участок муниципальному унитарному предприятию?

Согласно условиям запроса и устным пояснениям, рассматриваемое в запросе муниципальное унитарное предприятие (далее — МУП) основано муниципальным образованием, которое предполагает передать ему рассматриваемый земельный участок.

В силу п. 1 ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон N 161-ФЗ) унитарным предприятием является коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию (далее — МО).

Читать еще:  Аренда муниципальной собственности без торгов

По общему правилу п. 1 ст. 11 Закона N 161-ФЗ, имущество унитарного предприятия формируется за счет:

— имущества, закрепленного за МУП на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;

— доходов унитарного предприятия от его деятельности;

— иных не противоречащих законодательству источников.

Иными словами, один из способов передачи земельного участка в распоряжение муниципального унитарного предприятия — это передача его в хозяйственное ведение или оперативное управление МУП.

Здесь следует заметить, что на праве оперативного управления имуществом могут владеть только так называемые казенные предприятия. При этом в силу п. 4 ст. 8 Закона N 161-ФЗ казенное предприятие может быть создано в случае:

— если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд;

— необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации;

— необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;

— необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

— необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;

— необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;

— необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

Соответственно, если в рассматриваемой ситуации МУП не обладает статусом казенного предприятия, оно может владеть имуществом только на праве хозяйственного ведения.

Что касается вопроса о порядке передачи имущества в хозяйственное ведение, то, по общему правилу, право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, возникает с момента передачи такого имущества МУП, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию (абз.

При этом передача имущества от имени МО должна осуществляться его органами в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Таким образом, передача имущества МО в хозяйственное ведение МУП должна осуществляться уполномоченным органом МО. Вместе с тем ни в ГК РФ, ни в Законе N 161-ФЗ не установлен порядок передачи имущества в хозяйственное ведение. Полагаем, что в такой ситуации передача имущества может быть оформлена соответствующим распорядительным актом или договором, если иной порядок не предусмотрен актами МО.

Минфин России в письме от 22.09.2005 N 03-06-01-04/373 разъяснил, что, по мнению ведомства, передача имущества в хозяйственное ведение оформляется актом приема- передачи имущества в стоимостной оценке, утверждаемой учредителем.

Кроме того, обращаем Ваше внимание, что в силу п. 1 ст. 131 ГК РФ право хозяйственного ведения, как и право оперативного управления, подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре.

Какие ограничения установлены для муниципального унитарного предприятия в части дальнейшего возможного распоряжения указанным участком. В частности, вправе ли муниципальное унитарное предприятие внести участок в инвестиционную деятельность совместно с частным лицом?

Необходимо отметить, что ограничения по распоряжению земельным участком зависят от того, на каком праве земельный участок будет передан МУП.

В случае если земельный участок передается на праве хозяйственного ведения, то в силу п. 2 ст. 18 Закона N 161-ФЗ МУП вправе такой земельный участок продать, сдать в аренду, отдать в залог, внести в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распорядиться им, но исключительно с согласия собственника этого имущества.

При этом необходимо помнить, что независимо от наличия согласия собственника, распоряжение земельным участком может быть осуществлено только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены в уставе МУП. В п. 3 ст. 18 Закона N 161-ФЗ прямо закреплено, что сделки, совершенные с нарушением данного требования, являются ничтожными. Отдельные ограничения для МУП по распоряжению муниципальным земельным участком установлены на случай его передачи в аренду.

Так, в п. 5 ст. 18 Закона N 161-ФЗ указано, что МУП не вправе:

— сдавать арендованный земельный участок в субаренду и передавать свои права и обязанности по договору аренды другим лицам (перенаем);

— отдавать арендные права в залог;

— вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевого взноса в производственный кооператив.

Единственное исключение из этого правила предусмотрено п. 6 ст. 18 Закона N 161- ФЗ, согласно которому государственное или муниципальное предприятие, являющееся арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с согласия собственника имущества такого предприятия сдает указанный земельный участок или его часть в субаренду либо передает свои права и обязанности по договору аренды земельного участка или его части концессионеру в случае, если концессионным соглашением предусмотрено использование указанного земельного участка или его части в целях создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества или осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.

Что касается вопроса об осуществлении совместной инвестиционной деятельности МУП и частного лица, то считаем необходимым отметить следующее.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее — Закон N 39-ФЗ), под инвестиционной деятельностью в РФ понимается деятельность, связанная с вложением инвестиций и осуществлением практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

При этом инвестиционная деятельность осуществляется в форме капитальных вложений (ст. 2 Закона N 39-ФЗ).

Объектами капитальных вложений являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.

Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица.

Согласно условиям запроса, предполагается, что МУП и частное лицо объединят свои вклады в целях реализации совместного инвестиционного проекта.

В силу п. 2 ст. ст. 4 Закона N 39-ФЗ инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности.

Никаких ограничений на участие МУП в инвестиционной деятельности, в том числе с участием иных лиц, действующее законодательство не содержит.

Главное, чтобы распоряжение земельным участком или иным имуществом, которое предполагается использовать в рамках указанной инвестиционной деятельности, осуществлялось в соответствии с требованиями, изложенными нами выше.

Кроме того, важно отметить, что в соответствии с п. 4 ст. 18 Закона N 161-ФЗ государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника заключать договоры простого товарищества (т.е. договоры о совместной деятельности).

Допускается ли законом приватизация муниципального унитарного предприятия или иные действия, итогом которых является фактическое участие частного лица в данной организации?

Отношения, возникающие при приватизации муниципального имущества, регулирует Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон N 178-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 13 Закона N 178-ФЗ одним из способов приватизации МУП как имущественного комплекса является его преобразование в общество с ограниченной ответственностью либо в открытое акционерное общество.

Согласно п. 1 ст. 37 Закона N 178-ФЗ хозяйственное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, составленным в порядке ст. 11 Закона N 178-ФЗ.

В силу ст. 56 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и ст. 20 Федерального закона от 26.12.1995 N 208- ФЗ «Об акционерных обществах» преобразование представляет собой смену организационно-правовой формы, в результате которой к юридическому лицу, созданному в результате преобразования, переходят все права и обязанности реорганизованного общества в соответствии с передаточным актом.

При этом в результате преобразования субъектный состав участников не меняется, т.е. при приватизации в форме преобразования возникает юридическое лицо в форме ООО (ОАО), участником которого становится собственник имущества реорганизуемого МУП, т.е. в рассматриваемой ситуации — муниципальное образование.

Читать еще:  Постановление администрации саткинского муниципального района

Данный вывод подтверждается также положениями ст. 11 Закона N 178-ФЗ, в соответствии с абзацем 5 п. 1 которой в случае создания открытого акционерного общества посредством преобразования унитарного предприятия в передаточном акте наряду с этим указываются количество и номинальная стоимость акций, в случае создания общества с ограниченной ответственностью — размер и номинальная стоимость доли единственного учредителя общества с ограниченной ответственностью — Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

В связи с изложенным полагаем, что в настоящее время законодательство не позволяет провести приватизацию МУП таким образом, чтобы в результате частное лицо стало участником такой организации.

Имущество унитарного предприятия

1.1. В соответствии с п. 2 ст. 113 Гражданского кодекса РФ имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Таким образом, в хозяйственное ведение унитарному предприятию может передать имущество только собственник, каковым по закону является либо государство либо муниципалитет.
Следовательно, СПК по закону не может передать мун. предприятию имущество в хозяйственное ведение.

2. Может ли муниципальное унитарное предприятие являться собственником имущества?

2.1. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

3.1. Законно, например ГУП «Электросеть» находится в ведении горхоза и продает электроэнергию горхозу по утвержденному им же тарифу.

4.1. Изъятие из хозяйственного ведения, возможно, только при ликвидации МУПа.

5.1. Ника! Всё зависит от содержания учредительных документов участвующих в сделке юридических лиц. Или сами их изучайте, или обратитесь за помощью к юристу. Поверхностные ответы на Ваш вопрос — гадание на кофейной гуще!

6.1. Суд принял правильное решение. Задачка не очень сложная.
Решение задач осуществляется на платной основе.

7.1. Раз предприятие муниципальное, то его создаёт и закрывает муниципалитет. Есть устав каждого муниципального учреждения, в котором права и обязанности расписаны. Прочитайте устав.

8.1. уважаемый посетитель
Безусловно вправе дать такое разрешение, но может потребоваться в ИФНС также согласие собственника
Удачи Вам в решении Вашего вопроса.

9. Комитет по управлению городским имуществом обратился в арбитражный суд с иском к унитарному предприятию о выселении из нежилого помещения в связи с его изъятием‘ В судебном заседании было установлено. Что помещение ИСПОЛЬЗУЕТСЯ предприятием на ОСНОВЕ: устава. Право ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ на него было передано ему городом в лице комитета по управлению имуществом при создании.

Имеется ли возможность изъятия имущества. Находящегося у унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения?

9.1. Да, имущество изъято, т.к. является собственностью города. Комитет выступает от имени города. Город получит исполнительный лист на выселение и приставы принудительно проведут его, если унитарное предприятие не съедет.

10.1. Доброго времени суток
Предприятие имеет возможность взять юриста в штат и он вас будет подробно консультировать

Удачи Вам. Анна Титова.

10.2. Соглашение об отступном эти МУПы могут заключить только с согласия своего учредителя и собственника имущества, так как речь идет о передаче недвижимого имущества.

11.1. Наличие убытков, их размер и причинно-следственную связь между нарушением и возникновением убытков будет доказывать лицо, заявившее требование о взыскании убытков.

12.1. Из содержания ст. 63 ГК следует, что основной правовой задачей, решаемой в процессе ликвидации юридического лица, является проведение расчетов с кредиторами и участниками (собственниками имущества) ликвидируемого лица (п. 1 и п. 7). Успешное проведение расчетов с кредиторами и участниками в ходе ликвидации юридического лица (аналогично процессу банкротства) возможно только при соблюдении следующих принципиальных условий: сохранение наличного имущества ликвидируемого лица, возврат имущества, принадлежащего такому лицу, из владения: законного либо незаконного — других лиц (для последующей реализации имущества или его передачи), взыскание дебиторской задолженности.
Правоспособность ликвидируемого юридического лица, в том числе и по заключению сделок, законодательством не ограничена. Однако такое лицо, как никакое другое, обязано руководствоваться принципом осуществления гражданских прав в определенных пределах, установленным ст. 10 ГК, имея в виду, что сделки, направленные на создание новой задолженности, необходимость которой не очевидна (не находится в непосредственной связи с задачами хозяйственной деятельности, установленными учредительными документами, и прямо противоречит определению коммерческой организации как юридического лица, преследующего извлечение прибыли — п. 1 ст. 50 ГК), не могут признаваться действительными.

13.1. Мы же не знакомы с материалами дела, что вы хотите услышать? Суд имеет право назначить экспертизу, вы были вправе предложить свои экспертные учреждения и предоставить список вопросов. Удачи Вам и всего хорошего!

13.2. На первый взгляд ничего незаконного в действиях суда я не вижу, но в любом случае нужно ознакомиться с материалами судебного дела

Верховный суд отстоял право муниципалитетов передавать имущество в МУПы без конкурсов

Верховный суд (ВС) вступился за муниципалитеты, признав, что передача объектов теплоснабжения в хозяйственное ведение муниципальным унитарным предприятиям (МУП) не нарушает законов. Это решение принципиально важно для местных властей – ведь до сих Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признавала подобную передачу имущества без проведения конкурса нарушением антимонопольного законодательства. Впрочем, ФАС и Минстрой подготовились к такому развитию событий. Ведомства сообщили о разработке законопроекта, ограничивающего случаи передачи объектов коммунальной инфраструктуры в безвозмездное пользование, но лишь на время и с условием дальнейшего проведения конкурсных процедур.

ВС 1 августа опубликовал полный текст решения по спору между администрацией города Петропавловск-Камчатский и управлением ФАС по Камчатскому краю. Разбирательство возникло из-за передачи местными властями объекта теплоснабжения в хозяйственное ведение МУПу. После проверки, инициированной компанией «Камчатскэнерго», УФАС пришло к выводу: передача имущества без конкурса даёт МУПу преференции в доступе к объектам электро- и теплоснабжения. В связи с этим ведомство выдало предписание о возврате имущества властям.

Обжалование этого решения в судах первой и апелляционной инстанций не увенчалось успехом – ссылаясь на требования закона «О теплоснабжении», судьи пришли к выводу, что передача госимущества должна осуществляться по результатам конкурса или аукциона. В кассации же муниципалитету удалось отстоять свою позицию – Арбитражный суд Дальневосточного округа решил, что закрепление имущества в хозяйственном ведении МУПа является правом собственника и «не может быть признано противоречащим закону».

Рассмотрев жалобу УФАС и «Камчатскэнерго» по этому делу, судебная коллегия ВС по экономическим спорам пришла к выводу: закрепление государственного или муниципального имущества на праве хозведения не является преференцией. Согласно ст. 209 Гражданского кодекса, собственник вправе передавать другим лицам права владения, пользования и распоряжения имуществом. Кроме того, отмечает ВС, закон «О теплоснабжении», требуя передачи прав владения на государственные или муниципальные объекты теплоснабжения только по договорам аренды или концессионным соглашениям, «не затрагивает правомочий собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом и не исключает возможности по передаче собственником имущества на праве хозведения». ВС подчеркивает, что законодательство «не содержит положений, запрещающих передачу и закрепление имущества на праве хозяйственного ведения» за ГУПами и МУПами.

Для многих муниципалитетов решение по этому делу является очень важным – подобные разбирательства не единичны. По мнению главы антимонопольной практики адвокатского бюро «Линия права» Алексея Костоварова, решение ВС вполне логично – оно разграничивает антимонопольный контроль и гражданско-правовые отношения. По его словам, эта тема «давно мучает рынок» – в частности, в сфере концессий. «ФАС пытается найти нарушения там, где их нет, и вмешивается в гражданско-правовые дела», – говорит он.

Заместитель главы ФАС Виталий Королёв сказал, что проблему следует решать на законодательном уровне – путём установления закрытого перечня случаев, когда можно на определённое время передать объект без проведения торгов с целью дальнейшего осуществления конкурентных процедур. По его словам, такие предложения уже направлены в Минстрой. Глава Минстроя Михаил Мень пояснил, что разработанные его ведомством поправки к законодательству «позволят однозначно определять случаи и правила передачи на условиях безвозмездного пользования объектов коммунальной инфраструктуры на определённый срок». Какими именно будут эти случаи, в ФАС и Минстрое пока не сообщают.

Читать еще:  Постановление администрации рыбинского муниципального района

Федеральные власти уже давно борются с неэффективными ГУПами и МУПами. Так, Минстрой намерен к 2020 году передать в концессию 80% таких предприятий. Для ускорения процесса с этого года появилась возможность передачи в концессию предприятий с долгами и незарегистрированной собственностью. Сейчас заключено 1676 концессионных соглашений в сфере ЖКХ на 210 млрд рублей. По состоянию на 1 июля, подчеркивает министр, около 600 неэффективных унитарных предприятий включены в график передачи в концессию. Всего в РФ действуют около 4 тыс. унитарных предприятий.

Имущество унитарного предприятия

Способы использования имущества унитарного предприятия:

Имущество унитарного предприятия находится в собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

При хозяйственном ведении унитарное предприятие (ГУП, МУП) может распоряжаться имуществом, выпускаемой продукцией и доходами самостоятельно с учетом ограничений, установленных законом или иными правовыми актами. При оперативном управлении унитарное предприятие (казенное) вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом, произведенной продукцией и доходом лишь с согласия собственника.

Собственник имущества решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении.

Собственник может передать имущество унитарному предприятию как в виде вклада в уставный фонд, так и сверх определенного уставного фонда.

В казенном предприятии уставный фонд не образуется.

Унитарное предприятие не имеет права учреждать дочерние предприятия. Закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» устанавливает запрет для государственных и муниципальных предприятий, созданных на праве хозяйственного ведения, выступать учредителем другого унитарного предприятия путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернего предприятия). Необходимость запрета обусловлена недопущением вывода из-под контроля имущества предприятий путем создания дочерних предприятий.

Финансовые ресурсы унитарных предприятий имеют те же источники, что и другие коммерческие предприятия.

Источниками формирования имущества унитарного предприятия являются:

имущество, переданное предприятию по решению собственника в оплату уставного фонда;

иное имущество, переданное предприятию по решению собственника;

прибыль, полученная в результате хозяйственной деятельности;

заемные средства, в том числе кредиты банков и других кредитных организаций;

капитальные вложения и дотации из бюджета;

дивиденды (доходы), поступающие от хозяйственных обществ и товариществ, в уставных капиталах которых участвует предприятие;

добровольные взносы и пожертвования организаций, предприятий, учреждений и граждан;

иные источники, не противоречащие законодательству РФ, в том числе доходы от сдачи в аренду имущества.

Унитарное предприятие имеет право распоряжаться активной частью основных средств: имеет право продавать другим предприятиям, организациям и учреждениям принадлежащие ему оборудование, транспортные средства, инвентарь, сырье и другие материальные ценности с целью получения выручки от продажи активов.

Унитарное предприятие не может самостоятельно распоряжаться недвижимым имуществом. Продажа недвижимого имущества, которое находится у унитарного предприятия, осуществляется только с согласия собственника этого имущества.

Согласование сделок предприятия с имуществом, стоимость которого, определенная в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, превышает 150 млн. руб., осуществляется Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом на основании решения правительства Российской Федерации или решения, принимаемого по его поручению заместителем председателя правительства Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства РФ «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» сделки по продаже федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральным государственным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, осуществляются путем продажи имущества на аукционе. Его организатором выступает предприятие или лицо, действующее на основании договора с предприятием.

Согласование сделок федерального государственного унитарного предприятия в отношении закрепленного за предприятием в хозяйственном ведении находящегося на территории Российской Федерации федерального недвижимого имущества (за исключением передачи его в аренду) осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Согласно п. 5 указанного постановления средства, полученные от продажи имущества (за вычетом связанных с его продажей затрат предприятия, которые определяют исходя из фактических затрат и не могут превышать 3% цены продажи имущества и его балансовой стоимости), подлежат перечислению в федеральный бюджет в течение 25 дней с даты оплаты имущества.

сохранением права собственности на имущество за учредителем;

закреплением имущества за юридическим лицом на ограниченном вещном праве (хозяйственного ведения или оперативного управления);

единоличными органами управления.

К основным причинам создания унитарных предприятий следует отнести:

необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена;

осуществление деятельности по решению социальных задач, в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам и организации закупочных и товарных интервенций по товарам первой необходимости;

обеспечение отдельных дотируемых видов деятельности и ведение убыточных производств.

Цель деятельности унитарных предприятий — решение государственных задач на коммерческой основе.

Правила ст. 113-115, 294-297 ГК РФ регулируют только правовое положение предприятий и не затрагивают права и обязанности работников, как имеет место с участниками и членами хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов. Права и обязанности работников определяются прежде всего трудовым правом. Если унитарное предприятие с согласия собственника внесло вклад в хозяйственное общество, то получаемая прибыль не может распределяться между работниками предприятия, она становится имуществом этого предприятия в целом.

Имущество, выделяемое унитарному предприятию при его создании, находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. В уставе должно быть четко указано, кому (Российской Федерации, какому конкретно субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления) принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Органом унитарного предприятия выступает руководитель, который назначается собственником или уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

Формы унитарных предприятий

В соответствии с ГК РФ унитарные предприятия могут создаваться только в форме государственных и муниципальных предприятий, основанных:

на праве хозяйственного ведения (ГУПы и МУПы);

либо на праве оперативного управления — федеральные казенные предприятия (КУПы).

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ), создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Учредительным документом унитарного предприятия считается его устав, утверждаемый министерством, ведомством или другим федеральным органом, на который в соответствии с действующим законодательством возложена координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать, кроме обычных сведений, необходимых для любого юридического лица, данные о предмете и целях его деятельности, а также о размере уставного фонда предприятия. Унитарное предприятие — единственная коммерческая организация, обладающая гражданскими правами и обязанностями, прямо связанными с той деятельностью, которая указана в уставе.

Размер уставного фонда государственного предприятия не должен быть менее суммы, равной 5000-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц, а муниципального — не менее 1000 МРОТ. Уставный фонд предприятия должен быть полностью оплачен собственником в течение трех месяцев с момента государственной регистрации.

Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, если банкротство унитарного предприятия вызвано указаниями собственника. Учредитель утверждает устав дочернего предприятия и назначает его руководителя.

Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — казенные предприятия (ст. 115 ГК РФ) образуются на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности. Учредительным документом казенного предприятия является устав, утвержденный правительством Российской Федерации, субъектом РФ или органом местного самоуправления.

Собственник-учредитель вправе изъять:

используемое не по назначению имущество.

Казенное предприятие не вправе распоряжаться движимым и недвижимым имуществом без специального на то разрешения со стороны собственника.

Фирменное наименование предприятия, основанного на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что предприятие является казенным.

Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению правительства РФ, субъекта РФ или органа местного самоуправления.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector