Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Передача социальных объектов в муниципальную собственность

Изменились правила передачи муниципалитетам военного недвижимого имущества

С 14 августа 2018 года Федеральный закон от 08.12.2011 № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества…» действует в новой редакции. Изменились нормы о передаче военной недвижимости, которая используется не по назначению, в ведение других уровней публичной власти. Законодатель:

  • дополнил перечень видов передаваемого имущества;
  • расширил перечень видов муниципальных образований, в собственность которых передается имущество;
  • установил новые условия передачи военного недвижимого имущества;
  • определил механизм передачи военного недвижимого имущества, которое находится в аварийном состоянии;
  • установил необходимость выделения межбюджетных трансфертов для содержания переданного имущества и переселения нанимателей из аварийных домов.

Какое имущество будут передавать военные

Важный документ: Изменения внесены Федеральным законом от 03.08.2018 № 308-ФЗ

Закон № 308-ФЗ расширил перечень видов военного имущества, используемого не по назначению и подлежащего безвозмездной передаче в собственность субъекта РФ или муниципального образования. В перечень включены сети инженерно-технического обеспечения и жилые помещения (ч. 1 ст. 2 Закона № 423-ФЗ). Ранее передаче подлежали только здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено.

Прежняя формулировка была недостаточно конкретной. Это приводило к тому, что военные не передавали в собственность муниципалитетов часть имущества (например, жилые помещения). Сейчас названы конкретные виды имущества. Передаче не будут подлежать лишь объекты, которые необходимы для обеспечения федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства (ч. 2 ст. 2 Закона № 423-ФЗ).

Передача имущества теперь будет проводиться с учетом его функционального назначения и положений статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». То есть муниципалитеты получат имущество, необходимое для реализации полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Какие муниципальные образования могут получать имущество

Теперь военное имущество, используемое не по назначению, смогут получить все муниципалитеты. Будет производиться безвозмездная передача военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность всех видов муниципальных образований, на территориях которых расположены данные объекты. Об этом сказано в части 2 статьи 2 Закона № 423-ФЗ.

Ранее недвижимое имущество передавалось в собственность муниципальных образований только двух видов — поселений и городских округов. При этом муниципальные районы, на территории которых находятся военные городки и военные части, не могли принять в муниципальную собственность военное имущество и использовать его для решения вопросов местного значения.

В каких случаях муниципалитет получит землю под имуществом

На заметку: Военное недвижимое имущество теперь можно передать муниципалитету, даже если право федеральной собственности не было оформлено. Отсутствие государственного учета имущества или установленных границ земельных участков — также не препятствие для передачи

Одновременно с недвижимым военным имуществом в муниципальную собственность передадут земельные участки, на которых оно расположено и которые необходимы для его использования. Исключение из этого правила установлено только для сетей инженерно-технического обеспечения. Они передаются в собственность муниципалитета без земельного участка. Ранее здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, передавались без земельных участков под ними.

В новом законе установлен порядок согласования границ земельных участков, образуемых при безвозмездной передаче военного недвижимого имущества. Исполнительный орган федеральной власти согласовывает данные границы с уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования, в собственность которого безвозмездно передается имущество.

На что будут выделены межбюджетные трансферты

При передаче не предназначенных для проживания граждан зданий и сооружений, находящихся в пригодном для эксплуатации состоянии, федеральный центр будет выделять регионам межбюджетные трансферты на содержание этого имущества. Регионы, в свою очередь, смогут предоставлять средства муниципальным образованиям, которые получают объекты недвижимости в собственность. Объем трансфертов не должен быть меньше суммы, выделенной на эти цели из федерального бюджета федеральным органам исполнительной власти в том финансовом году, в котором произведена передача имущества (ч. 2.3 ст. 2 Закона № 423-ФЗ).

Ранее имущество передавалось без дополнительного финансирования и ремонта. Органы местного самоуправления получали объекты водоснабжения и водоотведения, котельные, электроустановки, кабельные сети и другие объекты в неудовлетворительном состоянии. Обязанность принять такое имущество создавала большие проблемы. Расходы ложились на местные бюджеты дополнительным бременем, от которого местные власти часто старались избавиться, продавая имущество по бросовым ценам. Ситуация усугублялась отсутствием у муниципалитетов прав на земельные участки под переданными объектами. Это делало невозможным выполнение норм градостроительного и земельного законодательства, которое регламентирует процедуру надлежащего оформления документации на проведение капитального ремонта и замены объектов социальной инфраструктуры. Меры поддержки трансфертами передачи военного имущества должны значительно облегчить муниципалитетам его капитальный ремонт, обслуживание и эксплуатацию.

При передаче в муниципальную собственность жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными, нанимателей и членов их семей переселят (ч. 2.4 ст. 2 Закона № 423-ФЗ). Переселением может заниматься принявший решение о передаче дома федеральный или региональный орган либо орган местного самоуправления. Если переселение — задача регионального органа или органа местного самоуправления, на ее решение выделят межбюджетные трансферты. Их объем должен быть не ниже суммы, выделенной на эти цели из федерального бюджета федеральным органам на плановый период в том финансовом году, в котором осуществлена передача указанного имущества. Средства поступят из федерального бюджета в регионы, а те, в свою очередь, смогут предоставить субсидии муниципальным образованиям.

Важно запомнить! На основании решения имущество исключат из федерального реестра. После этого объект нужно включить в реестр имущества муниципального образования

Переселению подлежат только наниматели жилых помещений. Однако в аварийном доме может быть и приватизированное жилье. Механизм переселения собственников в новом законе не обозначен. Возможно, данные пробелы будут устранены позднее.

Решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную принимает орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, — Минобороны, Росгвардия или ФСО. В решении он укажет орган власти федерального, регионального или муниципального уровня, на который возлагается обязанность по переселению нанимателей жилых помещений в аварийных МКД.

НАТАЛЬЯ БЫСТРОВА, главный эксперт Ассоциации «Столица» СРОС

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 17.07.95 N 724 «О ПЕРЕДАЧЕ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ И ИНЖЕНЕРНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В МУНИЦИПАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ»

РЕКОМЕНДАЦИИ О ПЕРЕДАЧЕ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ И ИНЖЕНЕРНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В МУНИЦИПАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ

1. Условия и порядок передачи объектов социальной и инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность, предусмотренные настоящими рекомендациями, распространяются на соответствующие объекты сельскохозяйственных организаций, в первую очередь реорганизованных и находящихся в стадии реорганизации.

2. Передача объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную собственность осуществляется на основании решений трудовых коллективов указанных организаций, утвердивших перечни передаваемых объектов.

Читать еще:  Как узнать муниципалитет по адресу

3. В перечень объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций, подлежащих передаче в муниципальную собственность, могут включаться:

объекты социальной сферы (общеобразовательные школы, детские дошкольные учреждения, клубы и дома культуры, лагеря труда и отдыха, кинотеатры, библиотеки, больницы, амбулатории, поликлиники и фельдшерско-акушерские пункты, аптеки, физкультурно — оздоровительные учреждения, санатории, профилактории, плавательные бассейны, стадионы);

обобществленный жилищный фонд;

объекты бытового обслуживания (комбинаты, дома и комнаты быта, комплексные приемные пункты, ателье, гостиницы);

объекты торговли и общественного питания (магазины, кафе, столовые, рестораны);

объекты коммунального хозяйства (внутрипоселковые сети канализации, водопроводы, тепловые сети, котельные, сети газоснабжения, автомобильные дороги, водозаборные сооружения, сооружения по очистке питьевой воды и канализационных стоков, объекты благоустройства и озеленения, бани и прачечные);

объекты инженерной инфраструктуры (внешние сети водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, телефонизации, межпоселковые автомобильные дороги);

другие объекты общего пользования на селе.

4. Объекты социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций передаются в муниципальную собственность безвозмездно вместе с технической документацией, необходимой для их эксплуатации, и без дополнительных условий по ремонту.

Передача этих объектов производится в месячный срок с момента принятия решения трудовым коллективом сельскохозяйственной организации и оформляется актом приемки — передачи согласно Приложению N 1 к настоящим рекомендациям. Передающая сторона представляет в орган местного самоуправления документы согласно Приложению N 2 к настоящим рекомендациям.

Составляется по каждому объекту социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций.

Приложение N 2
к рекомендациям о передаче объектов
социальной и инженерной инфраструктуры
сельскохозяйственных организаций
в муниципальную собственность

При передаче объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций (далее именуются — объекты) передающая сторона представляет в орган местного самоуправления следующие документы:

1) характеристики объектов (составляются на основании акта осмотра и в соответствии с действующими формами статистической и бухгалтерской отчетности);

2) справку о балансовой стоимости объектов (составляется по данным первичного бухгалтерского учета, принятого в организации);

3) отчетную калькуляцию себестоимости содержания объектов (составляется в соответствии с порядком учета и калькулирования себестоимости жилищно-коммунальных услуг);

4) расчет экономически обоснованного тарифа на коммунальные услуги;

5) акты передачи технической документации на объекты;

6) баланс доходов и расходов по объектам.

Порядок безвозмездной передачи имущества в муниципальную собственность

Владелец может распоряжаться собственным имуществом согласно действующему законодательству РФ. Российские граждане имеют право оформлять на собственную недвижимость дарственную, осуществлять обмен, производить ее продажу или покупать новую, совершать с ней прочие действия. Кроме этого, возможна безвозмездная передача собственного имущества в муниципальную собственность. Подобное решение может запретить суд, основания прочих постановлений.

Процедура передачи в муниципальное владение федерального имущества

Чтобы получить заключение государственной инстанции о передаче недвижимого имущества в собственность субъектов российского государства, организаций МСУ, необходимо собрать соответствующий пакет документов, в который входят:

  • выписка из гос. перечня недвижимого имущества, куда заносятся сведения о переходящем имуществе;
  • выписка на недвижимые объекты из ЕГРП, заключенные на него договорные соглашения о возможности передачи материальных ценностей в собственность муниципалитета (также о законных правах владения прилегающей территорией к передаваемой недвижимости, если данная территория обозначена в договоре отдельным пунктом). Бланк документа необходимо получить до передачи его ФАУФИ не менее чем за 30 дней;
  • копии документов, которые подтверждают факт нахождения передаваемого недвижимого имущества в ГУП, прочей федеральной инстанции на основе ограниченного вещправа, хозяйственного ведения (экземпляры данных документов направляются также, если отсутствуют какие-либо сведения о законном владении недвижимостью и возможности ею распоряжаться в информационной базе ЕГРП);
  • документы, подтверждающие факт правомочия российского государства на владение недвижимым имуществом, прилегающей к нему территорией, если такая обозначена в договорном соглашении отдельным пунктом (эти документы передаются в том случае, если отсутствуют какие-либо сведения о законном владении недвижимостью и возможности ею распоряжаться в информационной базе ЕГРП);
  • разрешение ГУП, прочей государственной инстанции на передачу объектов в муниципальное владение, которые состоят на балансе этой организации на основе ограниченного хозяйственного ведения с подписью особы, которая оформила это разрешение;
  • экземпляр (оригинальный) свода правил ГУП, прочей государственной организации, недвижимое имущество которой предается в муниципальную собственность на основе хозяйственного ведения, ограниченного вещправа. Устав также нужен в случае перехода во владение структур местного самоуправления самого предприятия;
  • справка ЕГРЮЛ про ГУП, прочую государственную организацию, недвижимые объекты которой передаются в муниципальное владение на основе хозяйственного ведения, ограниченного вещправа. Этот же документ понадобится при передаче во владение организаций местного самоуправления самого предприятия;
  • справка из госструктуры, которая ведет отчетную документацию оборудования, контролирует наличие материальных ценностей, со сведениями об имущественных ценностях, которые переходят в муниципальное владение (наличие этого документа требуется в том случае, если, например, из целого здания в муниципалитет передается только несколько отдельных помещений). Это нужно для уточнения, описи такого недвижимого имущества;
  • схема прилегающего земельного участка к недвижимости как отдельного объекта владения, переходящего в собственность аппарата местного самоуправления;
  • документы, подтверждающие правильность наименования аппарата местного самоуправления, с которым связана безвозмездная передача недвижимого имущества в муниципальную собственность;
  • документы, подтверждающие право использования передаваемого недвижимого имущества (документ необходимо представлять в том случае, если этим имуществом распоряжаются органы субъектов российского государства, ГУП, МСУ, прочих государственных инстанций). Данные документы предоставляют возможность организовать передачу имущественных ценностей в муниципальное владение на законных основаниях;
  • разрешение государственного органа исполнительной власти, который наделен полномочиями контроля ГУП, прочих структур, недвижимость которых передается в муниципальное владение на основе ограниченного вещправа, хозяйственного ведения. Подобный документ также нужен в случае передачи самого предприятия организации МСУ.

При передаче в муниципальное владение имущественных ценностей (если подобная собственность представляет ГУП, прочие государственные инстанции), кроме перечисленных выше документов, нужно представить дополнительно перечень таких образований, а также перечень недвижимого имущества, которым они распоряжаются на основе ограниченного вещ. права, хозяйственного ведения.

Для заключения о передаче в федеральное владение имущественных ценностей дополнительно нужно представить перечень переходящих недвижимых объектов. Для заключения о передаче в муниципальное владение имущества предложение необходимо направить в ФАУФИ. Это обязательство ложится на организации исполнительной власти российских субъектов.

Передача в муниципальное владение имущественных ценностей юридических, физических лиц

Процесс передачи имущественных ценностей юр/физлиц в муниципальное владение происходит следующим образом.

  • Для того чтобы произвести прием-передачу недвижимого объекта МСУ, физические и юридические лица обязаны подать запрос руководителю соответствующей организации. К запросу прилагается пакет установленной документации.

Юридические лица должны предоставить

  • паспорт, удостоверяющий особу, оформившую запрос;
  • выписку из ЕГРЮЛ, копии документов, являющихся юридическим основанием для ведения деятельности и определяющих правовой статус организации;
  • документы, подтверждающие правомочность доверенной особы (на тот случай, если запрос оформляет представитель юридического лица);
  • справку ЕГРП на имущество, договорные соглашения на него в плане владения переходящим недвижимым имуществом. Обязательно представляются документы, подтверждающие регистрацию в госреестре, права собственности на передаваемые имущественные ценности;
  • перечень недвижимого имущества, передаваемого в муниципальное владение (адреса, важные инженерные составляющие в том числе);
  • перечень строительных объектов, дополнительно пристроенных, встроенных построек, которые были переданы, согласно арендному договору отдельных помещений или целых объектов, в пользование прочим юридическим лицам (необходимо представить копии таких документов);
  • акт ОС, прочей структуры юридического лица, имеющей полномочия на заключение передачи имущественных ценностей в муниципальное владение;
  • выписку балансовой принадлежности, в которой обязательно указывается первоначальная и конечная стоимость;
  • выписку из госкадастра недвижимости, в которой содержатся данные, требующиеся для госрегистрации прав на недвижимость, проведения с ней операций;
  • документы, подтверждающие права владения прилегающим к недвижимому имуществу земельным участком, которые также подлежат передаче в собственность муниципалитета;
  • документацию, содержащую инженерную характеристику недвижимого объекта, схему бюро техинвентаризации (максимум 6 месяцев до завершения срока действия документа);
  • документация, подтверждающая балансовую принадлежность имущественных ценностей;
  • планы инженерно-технических систем, подлежащих переходу;
  • выписку, подтверждающую полное отсутствие у организации долговых обязательств, ареста недвижимого имущества, прочих форм материальной ответственности.
Читать еще:  Срок хранения муниципального задания

Физические лица представляют

  • паспорт, удостоверяющий личность, оформившую запрос;
  • выписку о стоимости недвижимого имущества;
  • документы, подтверждающие правомочность доверенной особы, ее паспорт (если такой запрос оформляет представитель физлица);
  • перечень недвижимого имущества, которое передается в собственность муниципалитета (обязательно указываются адреса, важные инженерные составляющие).

Сформированная группа занимается собственной деятельностью, опираясь на порядок, установленный приказом руководителя муниципальной инстанции.

Административные структуры согласно решению созданной группы составляют перечень недвижимого имущества, которое надлежит передать в муниципалитет. Далее передают этот документ в исполнительную структуру МСУ, которая выдает заключение о передаче имущества.

На основе сделанного заключения правдивости представленного перечня недвижимого имущества, передаваемого во владение муниципалитета, руководитель муниципального органа оформляет распоряжение на:

  • передачу объектов, регистрацию их как свою собственность;
  • перенаправление на имущественные ценности ограниченного вещправа МСУ;
  • занесение недвижимого имущества в перечень имущественных ценностей МСУ;
  • перенаправление возможности хозяйственного ведения недвижимостью в МУП;
  • право распоряжения росимуществом прочим образом, допускаемым действующим законодательством.

Согласно распоряжению руководителя муниципального аппарата по приему-передаче росимущества заполняются протоколы установленного российским законодательством образца. Документы приема-передачи недвижимости заверяет руководитель муниципальной структуры.

Далее переданное имущество заносится в базу МСУ, осуществляется госрегистрация возможности владения недвижимыми объектами по установленной системе законодательством РФ.

Дом без хозяина и статуса

В настоящее время на балансе крупных градообразующих предприятий и предприятий естественных монополий (таких как ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Ростелеком») находятся тысячи жилых домов. Правовой статус домов бывшего ведомственного жилого фонда, не перешедшего в собственность приватизированных предприятий или муниципальных образований, зачастую не определен. Существует несколько вариантов решений данной проблемы.

Передача жилых домов в муниципальную собственность

Раньше при приватизации госпредприятий объекты жилого фонда не подлежали включению в состав приватизируемого имущества (п. 1 Указа Президента РФ от 10.01.93 № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий») и подлежали передаче в собственность муниципальных образований, на территории которых они находятся (п. 2 Постановления ВС РФ от 27.12.91 №3020-1, п. 11 ст. 154 Закона от 22.08.04 № 122-ФЗ).

Органы местного самоуправления должны были утвердить перечень объектов имущества, составляющих муниципальную собственность (в том числе жилые дома) в соответствии с Постановлением ВС РФ от 27.12.91 №3020-1 (п. 1 Указа Президента РФ от 22.12.93 № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в РФ», п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.02.98 № 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»). Из-за ветхости домов и затруднительности их коммерческого использования муниципальные образования уклоняются от принятия их в собственность. Такие дома с неопределенным правовым статусом находятся на балансе юрлиц и, как правило, не ремонтируются, становятся объектами проверок различных контролирующих органов.

Бесхозяйные жилые дома должны приниматься на учет органом, осуществляющим госрегистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки этих домов на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности. Однако в большинстве случаев передача жилых домов в муниципальную собственность возможна только в судебном порядке.

В большинстве судебных актов требования юрлиц о принудительной передаче жилых домов в муниципальную собственность удовлетворяются (постановления ФАС СЗО от 16.02.2007 № А66-1110/2006, ФАС ВВО от 03.05.2007 № А29-5754/2006-2Э, ФАС ЗСО от 22.01.2007 № Ф04-8892/2006(30043-А27-38) и другие). Однако по вопросу о необходимости капитального ремонта до передачи жилых домов в муниципальную собственность единообразная судебная практика отсутствует. Существуют три правовые позиции по данной проблеме:

обязанность по передаче и принятию объектов определена императивно и не обусловлена возложением на передающую сторону дополнительных обязанностей в виде производства ремонта жилого фонда (Постановление ФАС ВВО от 29.05.2006 №А39-7680/2005-275/8);

наличие недостатков передаваемого имущества, которые требуют устранения, связанных с неисполнением предыдущим собственником обязанностей по содержанию имущества, либо неисполнение предыдущим собственником квартир обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт квартиры управляющей организации являются основанием для взыскания с предыдущего собственника убытков, связанных с неисполнением им обязанностей по содержанию имущества, возложенных на него ст.210 ГК РФ, но не прекращают обязанности по принятию имущества в муниципальную собственность (Постановление ФАС ПО от 20.03.2007 № А12-6319/06-С16);

из норм закона не следует, что на принимающую сторону в лице муниципального образования возлагаются расходы по восстановлению имущества, приведению его в состояние, пригодное для использования по назначению, притом что ухудшение состояния имущества произошло до принятия объектов в муниципальную собственность и в период, когда они не находились во владении и пользовании муниципального образования; в понуждении к принятию ветхих жилых домов до ремонта отказано (Постановление ФАС СЗО от 22.02.2007 № А13-2006/2006-09).

Порядок и основания выселения проживающих

В некоторых субъектах РФ жилые дома в нарушение законодательства включались в планы приватизации и переходили в собственность юрлиц. Срок оспаривания сделок приватизации в большинстве случаев истек, правовые основания для обязания муниципальных образований принять жилые дома из частной собственности в муниципальную отсутствуют, поэтому юрлица — собственники жилых домов вынуждены оптимизировать управление ими. Зачастую многие жильцы в таких домах зарегистрированы и/или проживают без правовых оснований. Снятие гражданина с регистрационного учета производится в 3-дневный срок:

Читать еще:  Уведомление о трудоустройстве бывшего муниципального служащего

в добровольном порядке;

в принудительном порядке — на основании вступившего в законную силу судебного акта (п. 31, 33 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.95 №713).

Основанием для принятия судебного акта о выселении может являться ст. 301 ГК РФ, согласно которой собственник вправе истребовать из чужого незаконного владения свое имущество.

В соответствии со ст. 13 Закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ», ст. 108 ЖК РСФСР, если в период действия ЖК РСФСР жилые помещения предприятий включались в число служебных решением исполнительного комитета районного Совета народных депутатов (ст. 101 ЖК РСФСР) и работники заселялись в них с согласия предприятия, то без предоставления другого жилого помещения запрещено выселять:

  • лиц, проработавших на предприятии не менее десяти лет;
  • лиц, уволенных в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников;
  • пенсионеров;
  • членов семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение;
  • инвалидов труда I и II групп, инвалидов I и II групп из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц;
  • одиноких лиц с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми;
  • инвалидов из числа военнослужащих, ставших инвалидами при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте;
  • участников Великой Отечественной войны, пребывавших в составе действующей армии;
  • семьи военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР и РФ или при исполнении иных обязанностей военной службы;
  • инвалидов из числа лиц рядового и начальствующего состава органов Министерства внутренних дел СССР, Государственной противопожарной службы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей.

На необходимость соблюдения данных гарантий указывает и ВС РФ (ответ на вопрос № 14 в Обзоре судебной практики ВС РФ за II квартал 2005 года (утв. Постановлением Президиума ВС РФ от 10.08.2005). Суды нередко применяют «гарантии невыселения» для подобных категорий жильцов независимо от отнесения жилья ранее к служебному, поскольку подобные архивные документы зачастую утрачены. Если иск о выселении и снятии с регистрационного учета судом удовлетворен, а судебный акт о выселении вступил в законную силу, судом выдается исполнительный лист (п. 1 ст. 428 ГПКРФ).

Пристав обязан принять к исполнению исполнительный документ от суда или взыскателя. В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, который не может превышать 5 дней со дня возбуждения исполнительного производства, и уведомляет должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении установленного срока.

В случае неисполнения в установленный срок исполнительного документа выселение осуществляется принудительно. Выселение состоит из освобождения помещения, указанного в исполнительном документе, от выселяемого, его имущества и запрещения выселяемому пользоваться освобожденным помещением (п. 3 ст. 75 Закона об исполнительном производстве).

Раздел жилых домов, находящихся в долевой собственности

Во многих 1- и 3-этажных домах 50-х гг. с общими входом и/или помещениями, которые было сложно выделить в отдельные квартиры, избежав конфликта интересов проживающих, оборот прав ранее производился путем отчуждения долей в праве на жилой дом (на основании актов органов местного самоуправления о приватизации или договоров с организациями — собственниками жилых домов). К примеру, подобная практика распространена в жилых домах поселков, которые создавались для обслуживания отдельных подразделений организаций железных дорог.

Большинство таких сделок производилось с нарушениями законодательства, однако срок по их оспариванию истек. Для более четкого разграничения прав и обязанностей бывает целесообразно поделить данные доли на конкретные квартиры, принадлежащие жильцам и юрлицу.

Имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности и может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность) (ст. 244 ГК РФ). Долевая собственность может быть установлена по соглашению сособственников или на основании решения суда (п. 5 ст. 244 ГК РФ). При наличии зарегистрированной долевой собственности участник долевой собственности вправе требовать выдела доли из общего имущества (ст.252 ГК РФ).

Раздел дома может быть произведен судом, если выделяемая доля составляет изолированную часть дома с отдельным входом (квартиру) либо имеется возможность превратить эту часть дома в изолированную посредством переоборудования (п. 11 Постановления Пленума ВС СССР от 31.07.81 № 4 «О судебной практике по разрешению споров, связанных с правом собственности на жилой дом»).

При этом выдел, связанный с возведением жилых пристроек к дому либо переоборудованием нежилых помещений в жилые, возможен лишь при наличии разрешения на строительство, выданного уполномоченным органом местного самоуправления (п. 10 Постановления ВС РФ от 10.06.80 №4 «О некоторых вопросах практики рассмотрения судами споров, возникающих между участниками общей собственности на жилой дом» (ред. от 06.02.2007 № 6).

Порядок и основание списания жилых домов с баланса организации

Нередко жилые дома уже прекратили существование как объекты недвижимости, права на них не были оформлены, а существуют они только в данных бухгалтерского учета. Жилой дом является объектом основных средств, стоимость которого погашается посредством начисления амортизации (п. 1 ст.257 НК РФ). Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.02 № 1), жилые здания отнесены к десятой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 30 лет (код 13 0000000).

Стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды, подлежит списанию с бухгалтерского учета (п. 29 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 30.03.01 №26и). Основания для списания — прекращение использования вследствие износа или отчуждение объекта основных средств.

Для определения целесообразности дальнейшего использования имущества (при износе) приказом руководителя организации создается комиссия, в состав которой входят главный бухгалтер и лица, на которые возложена ответственность за сохранность объектов основных средств. Комиссия проводит осмотр объекта и составляет акт списания основных средств (форма ОС-4), утверждаемый руководителем организации (п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утв. Минфином России от 13.10.2003 № 91н).

Кроме того, после прекращения существования жилой дом снимается и с технического учета (п. 15 Правил ведения Единого госреестра объектов градостроительной деятельности (утв. Приказом Госстроя РФ от 31.05.2001 № 120).

Автор — юрист инвестиционно-строительной компании

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector