Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Операции с валютой на территории рф

Расчеты в иностранной валюте между резидентами и оплата услуг иностранных контрагентов: как сделать все по закону?

Все расчеты, выполняемые в иностранной валюте, в нашей стране регулируются Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и статьей 317 Гражданского кодекса РФ. В положениях этих документов изложен законный порядок осуществления процедуры валютных операций между резидентами и нерезидентами России и другие особенности валютных платежей.

Расчеты в иностранной валюте между резидентами: нюансы процедуры

Законодательство не запрещает резидентам РФ открывать валютные счета в банках, а вот безналичные валютные операции между резидентами не разрешены, о чем сказано в пункте 1 статьи 9 Закона №173-ФЗ. Но в этой же статье упомянуты особые случаи, когда расчеты в иностранной валюте между резидентами допускаются. И таких ситуаций довольно много:

  1. При перечислении средств в рублях со счета, открытого одним резидентом за пределами России, на счет другого резидента в одном из отечественных банков либо с местного счета на тот, который имеется у второго резидента в зарубежном банке.
  2. При перечислении с одного счета, открытого резидентом за рубежом, на зарубежный счет другого резидента.
  3. При проведении резидентами-юрлицами целого ряда операций в валюте, зачисленной на их зарубежные счета. Сюда входят заработные выплаты сотрудникам расположенных за рубежом представительств, оплата и возмещение командировочных расходов работникам таких филиалов, если они были командированы в страну с представительством или в любую другую страну за границей.
  4. При совершении покупок в магазинах дьюти-фри, при продаже товаров либо оказании услуг по маршруту следования транспорта за рубежом.
  5. При уплате различных бюджетных сборов и налогов в иностранной валюте в федеральный или муниципальный бюджет соответствующего государства.
  6. При переводе валюты между двумя физическими лицами-резидентами с условием, что перевод производится с российского на зарубежный счет. При этом размер суммы перевода не должен превышать 5000 долларов или ее эквивалент в рублях по курсу Центробанка России на день осуществления перевода.
  7. При переводе иностранной валюты с иностранных счетов физического лица-резидента РФ в Россию на счета других физических лиц-резидентов, открытых в российских банках.
  8. Если валютный перевод производится с российских счетов на зарубежные между физическими лицами-резидентами, которые имеют тесные родственные связи, например являются супругами.
  9. При расчетах, связанных с получением банковских/коммерческих кредитов в уполномоченном банке.
  10. При операциях, связанных с получением валютных ценностей в порядке наследования.
  11. При переводах в дипломатические представительства валютной заработной платы на счета физических лиц-резидентов, которые там работают.

На заметку

Валютными резидентами РФ автоматически считаются все граждане России, кроме тех, кто проживает за рубежом в течение года без въезда на территорию РФ. Но при посещении России даже на один день непрерывность данного срока нарушается, и человек автоматически превращается в валютного резидента.

Всего в законе указано 30 пунктов, на основании которых могут производиться валютные переводы между лицами-резидентами.

Со стороны соответствующих органов валютные операции, которые ведут юридические лица, подлежат обязательному валютному контролю. В частности, при оформлении расчетного документа в обязательном порядке требуется указывать соответствующий код, позволяющий определить экономический смысл этой операции. Отсутствие информации может послужить основанием для отказа в осуществлении перевода.

При переводе физическим лицам предоставление обосновывающих документов является обязательным в случае:

  • переводов денежных средств в размере не более 5000 долларов на счета физических лиц-резидентов;
  • переводов средств на счета физических лиц-резидентов, состоящих в близком родстве.

Если валютный перевод осуществляет юридическое лицо, то в некоторых случаях также требуется предоставление подтверждающих документов (в банк, кредитную организацию). К таким относятся счета-фактуры, договоры, контракты, инвойсы и прочие документы, на основании которых производится валютный перевод.

Оплата услуг иностранных контрагентов

В статье 6 Закона №173-ФЗ утверждается, что на валютные операции между резидентами и нерезидентами РФ ограничения практически не распространяются. Исключением (и правомерным опасением государства) являются операции, которые могут вызвать серьезное сокращение золотовалютных резервов страны или привести к колебаниям валютного курса. Ограничения также могут быть установлены для поддержания стабильности платежного баланса РФ. При устранении обстоятельств, вызвавших ограничение подобного рода, контролирующие органы обычно разрешают проведение валютных операций.

Кроме этого, Центробанком РФ по отношению к кредитно-финансовым учреждениям установлен ряд требований, касающихся оформления документов для валютных сделок. Например, предусмотрена обязательная идентификация персоны, продающей или покупающей иностранную валюту. Эта информация должна вноситься в документы, оформляемые при совершении валютной сделки.

К самым распространенным операциями, производимым юридическими лицами-резидентами, можно отнести оплату услуг иностранных контрагентов. На объемы средств, выводимых за рубеж при осуществлении покупки товаров или услуг, российское законодательство ограничений не устанавливает. Но вместе с этим отношения экспорта-импорта с участием отечественных компаний полностью подпадают под Инструкцию Банка России от 16 августа 2017 года №181-И [1] . Указанный документ устанавливает определенные обязательства российских компаний в сфере оформления сделок в валюте с иностранными партнерами.

Согласно новой инструкции, пакет документов, которые нужно подавать в банк для валютного контроля, значительно изменился. Паспорт сделки был упразднен, и компании теперь необходимо только ставить контракт по импорту на сумму более трех млн рублей (или на эквивалентную сумму в валюте) на учет. Если сумма контракта меньше трех млн, но при этом больше 200 000 рублей, то его можно не ставить на учет, но потребуется направить в банк для подтверждения дополнительные документы по сделке. Если сумма не достигает 200 000 рублей, то ни ставить контракт на учет, ни предоставлять дополнительные документы не нужно.

В соответствии с новой инструкцией, больше не требуется готовить для банка справку о валютных операциях. До 2018 года при совершении сделки на сумму свыше 100 000 долларов организация должна была отослать агенту валютного контроля пакет документов, подтверждающих необходимость совершения такого платежа. С 2018 года для осуществления крупных валютных перечислений понадобится оформить лишь справку о подтверждающих документах. Сами документы нужно подавать в банк вместе со справкой, а их список определяется особенностями проведения операции. Например, для сделок по оплате товаров или услуг, полученных от иностранных контрагентов, подтверждающими документами будут являться таможенная декларация и прочие перевозочные или товаросопроводительные документы.

При необходимости списания валюты со счета в банк также подается распоряжение о списании средств и одновременно с этим предоставляется уникальный номер контракта, полученный при постановке на учет [2] .

Все основные документы по валютной сделке компания оформляет самостоятельно. Но, согласно инструкции, данную обязанность можно возложить на обслуживающий банк, конечно, только в том случае, если тот является агентом валютного контроля. Для этого потребуется направить в банк всего лишь пакет документов и заполнить соответствующее заявление.

Особенности учета валютных операций

Порядок любых валютных расчетов и учет таких операций регламентируется и детально описывается российским законодательством. Основными документами в этой сфере является Инструкция по применению единого плана счетов [3] , а также ранее упомянутый Закон №173-ФЗ.

В бухгалтерском учете валютные операции должны быть отражены одновременно и в рублевом эквиваленте по курсу Центробанка, и в иностранной валюте. Обычно в отчетности все суммы валютных операций отражаются в рублях, а валютные суммы являются только дополнительной информацией, в первичных документах — и в рублях, и в валюте. Для правильного проведения учета валютных операций важно точно определить дату совершения самой операции. Именно от этой даты зависит валютный курс, на основании которого бухгалтер пересчитывает валюту в российские рубли.

В бухгалтерском плане счетов для обобщения сведений о движении валютных денежных средств на счете любого резидента служит счет 52. Именно он используется для проведения операций с валютой в бухгалтерском учете любого предприятия. Кроме того, компания может дополнительно открывать субсчета для российских кредитных учреждений и для счетов в иностранных банках (субсчета 52-1 и 52-2).

Чтобы грамотно осуществлять расчеты в иностранной валюте, необходимо не только хорошо знать российское законодательство, но и иметь некоторый опыт в оформлении документов. Помощь надежного банка позволит не запутаться в тонкостях законодательства и при этом не переплатить за услуги.

Через какой банк можно проводить расчеты в иностранной валюте?

Всеми валютными переводами в России уполномочены заниматься только банки-агенты валютного контроля. Они скрупулезно проверяют правильность оформления всех документов, осуществляют валютный контроль при сделках и даже могут взять на себя обязанность заполнения всех необходимых документов.

В качестве примера такого банка можно привести «ЮниКредит Банк», основанный в 1989 году как «Международный Московский Банк» и ставший первой отечественной финансово-кредитной организацией, привлекшей к формированию своего капитала средства иностранных банковских учреждений. Сегодня 100% акций «ЮниКредит Банк» принадлежат UniCredit Group.

Сейчас банк является одной из крупнейших кредитных организаций в России. Он предлагает исчерпывающий перечень банковских услуг практически любым клиентам: физическим лицам, финансово-кредитным учреждениям, малому и среднему бизнесу. Оказывает банк и услуги валютного контроля.

Читать еще:  Bloomberg курс валют на дату

Обратившись в «ЮниКредит Банк», клиент способен выполнить операцию в иностранной валюте в отношении почти всех стран мира. Это возможно благодаря обширной корреспондентской сети кредитной организации. Если у клиента имеется счет только в одной конвертируемой иностранной валюте, он может отправить перевод практически в любой валюте мира, включая редкие: банк конвертирует средства при переводе.

В 2019 году «ЮниКредит Банк» отметил свое тридцатилетие и занял первое место в рейтинге «100 надежных российских банков — 2019» по версии журнала Forbes.

* «ЮниКредит Банк» работает на основании Генеральной лицензии на осуществление банковской деятельности №1 Банка России.

Валютные операции между резидентами

По общему правилу, установленному частью 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ валютные операции между резидентами запрещены. Вместе с тем Законом предусмотрены исключения из этого правила.

Разрешены валютные операции по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет (часть 2 статьи 9 Закона 173-ФЗ). Перечень валютных операций, осуществляемых по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет установлен Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Указанием от 28 апреля 2004 г. № 1425-У. «Порядок осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными банками».

Без ограничений осуществляются следующие валютные операции между резидентами и уполномоченными банками (часть 3 статьи 9 Закона 173-ФЗ):

  • получение и возврат кредитов и займов, уплата сумм процентов и штрафных санкций по этим договорам;
  • внесение денежных средств резидентов на банковские счета и получение денежных средств резидентов с банковских счетов. Вклады могут быть как до востребования, так и на определенный срок;
  • купля-продажа физическими лицами наличной и безналичной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за валюту Российской Федерации и иностранную валюту;
  • обмен, замена денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств);
  • прием для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не для целей осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности;
  • уплата уполномоченным банкам комиссионного вознаграждения;
  • операции по договорам с банковскими гарантиями, а также с исполнением резидентами обязательств по договорам поручительства и залога;
  • операции с векселями выпущенными уполномоченными банками;
  • иные валютные операции, отнесенные к банковским операциям в соответствии с Федеральным Законом от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности».

Юридические лица — резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, за исключением валютных операций между резидентами (часть 6 статьи 12 Закона 173-ФЗ). Физические лица — резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции, не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории Российской Федерации, с использованием средств, зачисленных на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации (часть 6 статьи 12 Закона 173-ФЗ).

Физическим лицам — резидентам разрешены для проведения в форме наличной оплаты следующие валютные операции (часть 3 статьи 14 Закона 173-ФЗ):

  • передача иностранной валюты или внешних ценных бумаг в дар Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и (или) муниципальному образованию;
  • дарение валютных ценностей супругу и близким родственникам;
  • завещание валютных ценностей или получения их по праву наследования;
  • приобретение и отчуждение в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет;
  • перевод без открытия банковских счетов, иностранную валюту или валюту Российской Федерации в сумме, не превышающей в эквиваленте 5000 долларов США;
  • покупка, обмен, замена денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств) у уполномоченного банка или продажа уполномоченному банку наличной иностранной валюты;
  • прием для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты.

Все остальные расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами — резидентами через банковские счета в уполномоченных банках. Применить это положения Закона 173-ФЗ не всегда удается. Например, пунктом 2 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ разрешены операции, связанные с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках.

Если Законом не разрешена эта операция в наличной форме, то ее следует проводить только в безналичной, например, с использование карточного счета. Но те, кто был в этих магазинах знают, что магазины беспошлинной торговли принимают и наличные денежные средства. И магазины и покупатели нарушают валютное законодательство.

Будем надеяться, что урегулировать эту и другие проблемы применения валютного законодательства поможет представленный на рассмотрение в Государственную Думу Законопроект, предусматривающий внесение изменений в Закон № 173-ФЗ. Законопроектом в частности, предусматривается разрешить осуществлять расчеты без открытия счета между физическими лицами — резидентами и магазинами беспошлинной торговли.

Кроме того, между резидентами разрешены следующие операции:

  • между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (пункт 3 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ);
  • по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого из Российской Федерации или ввозимого в Российскую Федерацию груза, транзитной перевозкой груза по территории Российской Федерации, а также по договорам страхования указанных грузов (пункт 4 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ);
  • с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени Российской Федерации, осуществляемых через организаторов торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ);

Проектом о внесении изменений в Закон 173-ФЗ предполагается исключить слова «выпущенными от имени Российской Федерации». Тем самым будут разрешены валютные операции между резидентами по внешним ценным бумагам, существующим на рынке ценных бумаг.

  • операций юридических лиц с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и осуществления расчетов в валюте Российской Федерации (пункт 6 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ);

Проектом о внесении изменений в Закон 173-ФЗ предполагается исключить слова «юридических лиц».

  • Тем самым такие валютные операции будут разрешены и физическим лицам — резидентам. операций, связанных с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет в иностранной валюте в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ).

Отметим, что эту операцию Закон 173-ФЗ не разрешает осуществлять в наличной форме. По мнению автора, это ограничивает возможности налогоплательщиков по уплате платежей в бюджет. Все остальные валютные операции между резидентами должны осуществлять между собой только в рублях. Обратите внимание, что действующим Законом 173-ФЗ не предусмотрена такая валютная операция как снятие с валютного счета денежных средств и передача их сотруднику, например на командировочные расходы за пределами РФ. В настоящее время организация — резидент может только выдать сотруднику сумму командировочных в рублях, с тем, чтобы он обменял их в уполномоченном банке или как вариант, использовать корпоративную пластиковую карту.

Ситуацию исправить можно, если Государственная Дума примет предлагаемые изменения в Закон 173-ФЗ, которые предусматривают, разрешение валютной операции в иностранной валюте при возмещении расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории Российской Федерации, а также при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой.

Кроме этого проектом предполагается разрешить между резидентами следующие валютные операции:

  • операций, связанных с выплатой дохода и (или) погашением внешних ценных бумаг;
  • операций, связанных с расчетами и переводами при исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
  • операций, предусматривающих расчеты и переводы для осуществления деятельности дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации;
  • переводов физическими лицами — резидентами из Российской Федерации в пользу физических лиц — резидентов на их счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в суммах, не превышающих в течение одного операционного дня через один уполномоченный банк эквивалента 5000 долларов США по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату списания денежных средств со счета физического лица — резидента.

Предлагаемые в Законопроекте поправки к Закону № 173-ФЗ свидетельствуют о положительной тенденции к совершенствованию валютного законодательства и позволяют решить ряд проблем, возникающих при осуществлении резидентами и нерезидентами отдельных видов валютных операций.

Читать еще:  Проводки по валютным операциям пример

Валютное законодательство РФ: расширение списка разрешенных валютных операций и иные меры либерализации

Наиболее важными мерами по либерализации валютного регулирования, предусмотренными указанным Законопроектом, являются:

  1. расширение перечня разрешенных валютных операций по зачислению средств на счета физических лиц-резидентов РФ, открытые в зарубежных банках;
  2. отмена требования о представлении физическими лицами-резидентами РФ отчета о движении средств по счету в зарубежном банке в отдельных случаях;
  3. отмена требования о репатриации резидентами РФ доходов в рублях по внешнеторговым (экспортным) договорам.

Новые разрешенные валютные операции

Как известно, российское валютное законодательство запрещает осуществление резидентами РФ операций с использованием счета или вклада в зарубежном банке, прямо не перечисленных в Федеральном законе от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – ФЗ 173). Перечень разрешенных операций с использованием зарубежного банковского счета в текущей редакции в большей своей части содержит сравнительно редко применяемые на практике операции, среди которых, в частности, отсутствует зачисление дивидендов, установлены довольно обширные ограничения по зачислениям в соответствии с договорами займа, и пр.

Законопроект вводит в перечень разрешенных операций по зачислению на счета резидентов РФ в зарубежных банках следующие новые позиции:

  1. Валютные операции между физическими лицами-резидентами РФ, находящимися за рубежом более 183 дней в календарном году.
  2. Зачисление иностранной валюты резидентам РФ, находящимся за рубежом более 183 дней в календарном году и осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в соответствии с законодательством государства своего пребывания, со счетов резидентов РФ в российских банках в счет оплаты:
    1. товаров;
    2. выполненных работ или оказанных услуг;
    3. передаваемой информации или результатов интеллектуальной деятельности, в т.ч. исключительных прав на них.
  3. Зачисления российских рублей резидентам РФ по внешнеторговым договорам, заключенным с нерезидентами.
  4. Зачисления от реализации драгоценных металлов, учитываемых на счетах резидентов РФ в зарубежных банках.
  5. Зачисления при возврате физическому лицу-резиденту РФ денежных средств, ранее переданных в доверительное управление нерезиденту.
  6. Любые зачисления от нерезидентов на счета физических лиц-резидентов РФ в банках за пределами территории РФ при одновременном соблюдении следующих условий:
    1. счет открыт в банках государств-участников ОЭСР или ФАТФ;
    2. такие государства также осуществляют обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г. (англ. Multilateral Competent Authority Agreement, далее — МСАА) или иным заключенным с РФ международным договором.

Законопроект также уточняет формулировку наименования статьи 12 ФЗ 173, в соответствии с которой указанная норма применяется не только к счетам в банках, но и к счетам в иных организациях финансового рынка (в первую очередь данное уточнение может касаться платежных систем).

Помимо зачислений на счет физических лиц-резидентов РФ, Законопроект относит к разрешенным валютным операциям наличные расчеты в рублях или иностранной валюте, осуществляемые российскими образовательными организациями во исполнение договоров об оказании образовательных услуг, заключенных с физическими лицами-нерезидентами, а также с физическими лицами-резидентами РФ, пребывающими более 183 дней в году за пределами территории РФ.

Отчет о движении средств по счету в зарубежном банке

Помимо появившегося относительно недавно освобождения от обязанности по представлению отчета о движении средств по счету в банке за пределами территории РФ, распространяющегося на пребывающих вне территории РФ более 183 дней в году физических лиц-резидентов РФ, было введено ещё одно освобождение.

Требование представлять отчет о движении средств по счету в банке за пределами территории РФ не распространяется на физических лиц-резидентов РФ, счет которых открыт в банке или иной организации финансового рынка государств-участников ОЭСР или ФАТФ, одновременно участвующих в международном обмене информацией в соответствии с МСАА или иным заключенным с РФ международным договором, при выполнении хотя бы одного из следующих условий:

  1. общая сумма денежных средств, зачисленных на счет, либо списанных со счета за отчетный год, не превышает 600 000 рублей или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 рублей;
  2. остаток денежных средств на счете по состоянию на конец отчетного года не превышает 600 000 рублей или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 рублей, если в течение отчетного года зачисление денежных средств на него не осуществлялось.

В случае осуществления операций в иностранных валютах, для расчета суммы зачислений, списаний и остатка в рублях должен использоваться курс ЦБ РФ по состоянию на 31 декабря отчетного года.

Отмена требования о репатриации доходов от экспорта товаров

Законопроект отменяет требование о репатриации (обязательном возврате) средств по внешнеторговым договорам, заключенным с нерезидентами. При этом, отмена репатриации касается исключительно внешнеторговых договоров, по которым сумма обязательств устанавливается в российских рублях и предусмотрена оплата в российских рублях.

Устанавливаются различные сроки отмены требования о репатриации денежных средств в рублях. Для резидентов РФ, являющихся экспортерами сырьевых товаров (руды, минералы, нефть, газ, драгоценные металлы и пр.), предусмотрена поэтапная отмена обязанности по репатриации:

  1. с 1 января 2020 года – в отношении не более 10% суммы внешнеторгового договора;
  2. с 1 января 2021 года – в отношении не более 30% суммы внешнеторгового договора;
  3. с 1 января 2022 года – в отношении не более 50% суммы внешнеторгового договора;
  4. с 1 января 2023 года – в отношении не более 70% суммы внешнеторгового договора;
  5. с 1 января 2024 года – в отношении всей суммы внешнеторгового договора.

Резиденты РФ, являющиеся экспортерами несырьевых товаров, перестанут подпадать под требование о репатриации средств в рублях по внешнеторговым договорам единовременно с 1 января 2020 года в отношении всей суммы таких договоров.

Вступление Законопроекта в силу

Подавляющее большинство положений Законопроекта вступит в силу 1 января 2020 года. Из перечисленных выше норм это не затрагивает только отмену репатриации сумм в рублях по экспорту сырьевых товаров (поэтапная отмена, см. выше) и разрешение образовательным организациям осуществлять наличные операции во исполнение договоров оказания образовательных услуг (вступит в силу в дату официального опубликования принятого Законопроекта).

До окончательного принятия Законопроекта необходимо прохождение двух оставшихся стадий законодательного процесса: утверждение Советом Федерации и подписание Президентом РФ, после чего акт будет официально опубликован.

Виды валютных операций

Валютный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ установил правовой режим совершения операций с валютой и ценными бумагами. Этим законом выделены различные виды валютных операций. При этом разные правила их осуществления установлены в зависимости от субъектного состава, объекта операции и территории ее совершения.

Понятие и виды валютных операций

Как таковое определение валютных операций (с выделением характеризующих признаков) в законе не приводится. В ст. 1 Закона законодатель просто перечисляет, какие виды операций относятся к валютным.

Причем если в предыдущем законе основной классификацией было деление операций на текущие и операции движения капиталов и в зависимости от этого действовали разный правовой режим и правила их осуществления (для операций капитального характера требовалось наличие разрешения на их совершение), то действующий валютный закон подразделяет операции по иным критериям. Так, в зависимости от субъектного состава по Закону № 173-ФЗ основные виды валютных операций — это операции между:

  • резидентами;
  • резидентами и нерезидентами;
  • нерезидентами.

Различный правовой режим совершения этих операций установлен статьями 6, 9, 10 173-ФЗ .

Согласно шестой статье ограничений на совершение валютных операций между резидентами и нерезидентами нет.

Согласно девятой статье валютные операции между резидентами запрещены. При этом Закон устанавливает перечень исключений из этого общего правила, допуская отдельные операции между резидентами.

В десятой статье установлены правила совершения валютных операций между нерезидентами, согласно которым:

  • им разрешено без ограничений переводить денежные средства со счетов (вкладов), а также без открытия счетов за пределами территории России и наоборот;
  • им разрешены операции между собой на территории России с внутренними ценными бумагами при условии соблюдения антимонопольных требований и требований закона о ценных бумагах;
  • валютные операции между ними в рублях на территории России можно совершать только через уполномоченные банки.

Такие правила направлены прежде всего на осуществление контроля за совершением операций, а не на их ограничение.

Помимо указанных групп операций между резидентами, нерезидентами, резидентами и нерезидентами к валютным относятся и следующие их виды:

  • ввоз (в Россию) и вывоз (из России) российской или иностранной валюты, ценных бумаг (внутренних или внешних). В России установлены правила декларирования перемещаемых через границу ценностей;
  • перевод российской или иностранной валюты, ценных бумаг (внутренних или внешних) со счета на счет одного и того же лица из России за рубеж и наоборот. Резиденты вправе открывать такие счета и вклады за пределами России без ограничений, но при этом должны уведомлять об их открытии налоговые органы. При осуществлении перевода со счета или вклада в России на счет или вклад за рубежом в уполномоченный банк потребуется представить такое уведомление;
  • перевод нерезидентом по своим счетам на территории России российской валюты, ценных бумаг (внутренних или внешних);
  • перевод резидентом по своим счетам за пределами России российской валюты.
Читать еще:  Валютный вексель банка

Таким образом, действующий валютный закон относит к валютным далеко не все операции с российской и иностранной валютой, ценными бумагами (внутренними и внешними). Соответствующая операция подпадает под режим валютных операций и под требования закона при наличии ряда условий, которые могут быть связаны с территорией ее осуществления, а также субъектами, которые совершают операцию по ввозу, вывозу, переводу, расчету.

Валютные сделки: когда есть возможность получать оплату в иностранной валюте?

Автор: Екатерина Кищук
Помощник юриста

Сейчас рубль как валюта переживает непростой период, а компании стараются максимально сохранить свои валютные активы и как можно меньше терять на пересчете и обмене валюты в рубли (когда валюта договора – доллар, евро, юань и др.). Теперь приобрел особую актуальность вопрос о возможности получать платежи именно в иностранной валюте, не переводя ее в рублевый эквивалент. Но всегда ли это возможно? Ответ найдете в публикации.

Валютные операции между резидентами

По общему правилу валютные операции между резидентами на территории РФ запрещены, то есть все сделки между компаниями и физлицами должны проводиться с использованием рубля. Но есть ряд исключений, например:

  • компании могут выдавать зарплату в валюте сотрудникам, работающим за рубежом, при условии, что и компания, и работник являются резидентами РФ;
  • оплата покупок в магазинах duty free, а также по договорам перевозки (фрахтования, транспортной экспедиции грузов) из РФ и в РФ.

В 2020 году приведенный перечень будет расширен. Соответствующие изменения содержит проект Федерального закона № 753653-7 (далее – Законопроект № 753653-7). Указанные изменения затрагивают статьи 9 и 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ).

В частности, изменения затронут коммерческие организации, деятельность которых предусматривает зарубежные командировки работников. Без использования банковских счетов в уполномоченных банках станет возможно осуществлять следующие операции с наличной иностранной валютой:

  • оплата и (или) возмещение расходов командированных за рубеж лиц;
  • погашение неизрасходованных авансов, выданных под зарубежную командировку.

Валютные операции между резидентами и нерезидентами

Закон № 173-ФЗ почти не ограничивает операции между резидентами и нерезидентами, совершаемые в иностранной валюте. Однако с нерезидентами при валютных операциях даже в рамках розничной торговли юридические лица-резиденты вынуждены работать исключительно по безналу:

  • через банковские счета в уполномоченных банках;
  • принимая (осуществляя) переводы электронных денежных средств.

Как только произойдет публикация Закона № 173-ФЗ с изменениями, внесенными Законопроектом № 753653-7, список валютных операций резидентов и нерезидентов будет расширен. Так, нерезидентам можно будет выплачивать наличными рублями компенсацию НДС – tax free.

Оплата tax free в рублях при наличных расчетах обусловлена тем, что в России только уполномоченные банки могут проводить куплю-продажу, предмет которой:

  • иностранная валюта;
  • чеки, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.

К счастью, валютное законодательство РФ иногда разрешает российским юридическим лицам получать оплату за свои услуги и товары в России в долларах и евро. Это можно сделать в случае, если ваш клиент – иностранное представительство или филиал (т.е. иностранный контрагент). Таким образом, оплата договора в валюте возможна, если второй стороной сделки являются зарубежные партнеры.

Под красивым термином «валютная операция» понимают, в частности, использование валютных ценностей, включая иностранную валюту (доллары, евро, юани и прочее) в качестве средства платежа. Соответственно, можно сделать промежуточный приятный вывод:

  • резидент может свободно получить от нерезидента оплату в иностранной валюте за товары и услуги;
  • возможна оплата нерезидентом резиденту в долларах, евро и в валюте других стран.

Окончательный вывод – валютные операции в форме сделок с иностранными партнерами законом не запрещены.

Резидент и нерезидент в рамках валютного контроля

Чтобы валютный контроль банка счел валютные операции абсолютно легитимными, необходимо четкое понимание терминологии. Разберемся, кого же считают резидентом и нерезидентом именно для валютного контроля.

Дело в том, что эти определения в валютном законодательстве отличаются от таких же терминов в налоговом законодательстве.

Так, резидентами валютный контроль признает, в частности, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ. А вот представительства и филиалы, зарегистрированные в России, но у которых головной офис создан в иностранном государстве, отнесены к нерезидентам.

Этого достаточно для окончательного решения: российская компания может свободно получать иностранную валюту на свои транзитные счета в банке от иностранных контрагентов (представительств и филиалов).

Не забудьте потом подать в отдел валютного контроля вашего банка необходимые подтверждающие документы и справки!

А наши клиенты могут не беспокоиться об этом – в процессе бухгалтерского обслуживания мы все сделаем сами в рамках обычных процедур валютного контроля.

Что нового в валютном контроле в 2019 году?

С 2019 года произошло ужесточение валютного контроля: компании обязали писать в договоре сроки оплаты и выполнения заказа. С другой стороны, валютный контроль стал занимать меньше времени.

Упрощенный валютный контроль

С 2019 года не нужно отправлять документы в банк при сделке до 200 000 рублей, резиденту достаточно передать следующие сведения о сделке:

  • страна и название компании-нерезидента;
  • номер и дату договора, реквизиты счета;
  • сумму и валюту сделки;
  • вид сделки (экспорт, импорт товаров, услуги, заем);
  • тип платежа (предоплата или постоплата).

В лимит 200 тыс. руб. входит сумма всех платежей по одному договору. При этом другие договоры с тем же контрагентом учитывать не нужно.

Уникальный номер вместо паспорта сделки

До 2019 года для валютного контроля компании заполняли паспорт сделки. Паспорт был нужен для сделок на сумму больше 50 тысяч долларов.

Сейчас вместо паспорта сделки банки присваивают уникальные номера договорам с нерезидентом. При этом резиденту достаточно отправить в банк сам договор по сделкам на суммы:

  • от 3 000 000 рублей, если компания покупает, получает заемные деньги или дает взаймы;
  • от 6 000 000 рублей, если получает деньги от клиента.

Компании ничего не надо заполнять. Банк получает договор от резидента, вносит его в базу валютных договоров и присваивает уникальный номер.

Внимание!

После регистрации номер и скан договора уходят в Центробанк.

Советуем сохранить номер, так как, например, его нужно будет указать в таможенной декларации.

Банк укажет на ошибки

Как и раньше, в 2019 году банк не вправе принимать валютный договор с ошибками. Однако, если раньше банк мог вернуть договор для правок, не указав, что исправлять, то с 2019 года банки вынуждены быть более лояльными.

Конечно, банк проверяет договор исключительно с точки зрения валютного контроля и сообщает о нехватке следующих сведений:

  • дата подписания договора;
  • конкретизированное описание услуги или товара;
  • валюта и сумма договора;
  • срок оплаты, выполнения заказа или отдельных этапов;
  • реквизиты сторон.

Как правило, больше всего сложностей вызывает датировка сроков. Обычно банки советуют следующее:

  • укажите ориентировочные сроки, а когда уточните – можно подписать дополнительное соглашение об изменении сроков;
  • вместо точных дат отсчитывать дни от событий.

Банки устраивает, например, такая формулировка: «срок поставки – в течение 30 рабочих дней с даты получения аванса».

Сопровождение внешнеторговых сделок юридических лиц с оформлением всей необходимой документации входит в пакет бухгалтерского облуживания клиентов компании1C-WiseAdvice. Наши специалисты знают все тонкости валютного контроля и несут ответственность за оформление полного пакета документов для проведения валютных операций.

Штрафы по валютному контролю в 2019 году

За нарушения валютного законодательства предусмотрены штрафы по статье 15.25 КоАП РФ. Указанная статья в 2019 году изменений не претерпевала. Логика привлечения компаний к административной ответственности за нарушение валютного законодательства не изменилась:

  • если импорт в РФ состоялся (пришла предоплата или аванс), а эквивалент, обозначенный в контракте (товары, услуги, денежные средства) из РФ не ушел, то к резиденту административная ответственность не применяется;
  • если из РФ произведен экспорт или оплачена будущая поставка, то резидент в ответ обязательно должен получить эквивалент, обозначенный в контракте (товары, услуги, денежные средства), в противном случае наступает административная ответственность.

Однако изменения все же есть, причем в сторону ужесточения из-за запрета с 2019 года размытых формулировок по срокам. Потому, если компания понимает, что сроки подходят, а зарубежный контрагент не торопится, необходимо подписать допсоглашение о переносе на более поздний срок:

  • поставки или возврата аванса (при импорте);
  • оплаты товара (при экспорте);

Дата соглашения при этом должна быть до даты поставки товара (при импорте) и оплаты товара (при экспорте). При выполнении этих правил организацию не привлекут ни к административной ответственности, ни к уголовной (ст. 193.1 УК РФ).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector