Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проверка соблюдения валютного законодательства

Налоговый контроль валютных операций

Согласно ст. 22 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ) в алютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля. Агентами валютного контроля являются в том числе налоговые органы.

Налоговые органы, а также их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право (ч. 1 ст. 23 Закона № 173-ФЗ):

— проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства;

— проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

— запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Кроме этого, налоговые органы, а также их должностные лица обязаны (ч. 7 ст. 23 Закона № 173-ФЗ):

— осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства;

— представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке , установленном валютным законодательством.

Порядок налогового контроля валютных операций, осуществляемых резидентами и нерезидентами РФ (за исключением кредитных организаций и валютных бирж), регулируется Административным регламентом, утвержденным Приказом Минфина РФ от 04.10.2011 № 123н.

Кто проводит проверки

Проверки осуществляют должностные лица центрального аппарата ФНС России и ее территориальных органов (п. 17 регламента).

Сроки проведения проверки

При определении проверяемого периода и сроков проведения проверки налоговые органы должны учитывать (п. 13 регламента):

— сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ;

— положение п. 2 ч. 2 ст. 24 Закона № 173-ФЗ, согласно которому резиденты и нерезиденты обязаны обеспечивать сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

Основание для проведения проверки

Основанием для назначения проверки является получение документов и информации из внутренних и (или) внешних источников (в том числе одновременно с проведением камеральных и выездных налоговых проверок), изучение и анализ этой информации.

К такой информации относится:

информация и документы, получаемые налоговыми органами из внешних источников, представленные органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля, правоохранительными и контролирующими органами, а также из иных источников;

сведения об открытии (закрытии) резидентами счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации и сведения о движении денежных средств по этим счетам (вкладам);

другие сведения, прямо или косвенно указывающие на возможность совершения нарушения резидентом (нерезидентом) валютного законодательства при осуществлении валютных операций;

информация, полученная при проведении мероприятий налогового контроля.

Поручение на проведение проверки

Решение о проведении проверки оформляется в виде поручения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В зависимости от основания проведения проверки в Поручение включаются вопросы, отражающие все виды валютных операций, или имеющие тематическое содержание, отражающее отдельные виды валютных операций, или связанные с открытием (закрытием) счетов (вкладов) в банках за пределами территории РФ, представлением учетных и отчетных документов по валютным операциям. Поручение о проведении проверки соблюдения валютного законодательства является внутренним документом налогового органа и составляется для учета и отчетности о проведенных проверках (п. 22 регламента).

Запрос на предоставление документов

Должностные лица налоговых органов вправе запросить документы и информацию от (п. 25 регламента):

— проверяемого резидента (нерезидента);

Запрос налогового органа о представлении копий документов должен включать информацию о содержании предполагаемого нарушения валютного законодательства с указанием:

— соответствующего нормативного правового акта;

— известных налоговому органу сведений, достаточных для идентификации конкретной валютной операции (предполагаемого нарушения);

— информации, необходимой для идентификации резидента;

— срока исполнения запроса, который не может составлять менее семи рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса.

Документы

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны (ч. 2 ст. 24 Закона N 173-ФЗ):

1) представлять налоговым органам следующие документы и информацию:

а) документы, удостоверяющие личность физического лица;

б) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

в) документы, удостоверяющие статус юридического лица, — для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица — для резидентов;

г) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

д) документы , удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

е) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

ж) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;

з) регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация была предусмотрена в соответствии с Законом № 173-ФЗ;

и) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним, доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

к) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая ведомости банковского контроля, банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;

л) таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в РФ и вывоз из РФ товаров, валюты РФ, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

н) документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками, включая документы, выданные органами записи актов гражданского состояния (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении), вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных или родственных отношений, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, а также записи в паспортах о детях, о супруге и иные документы, предусмотренные законодательством РФ;

о) документы, подтверждающие факт постоянного проживания физических лиц, являющихся гражданами РФ, в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

На заметку

Правила представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков, утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.10.2011 № 98.

Оформление результатов проверки

По результатам проверки налоговый орган составляет акт проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства , а в случае выявления нарушений валютного законодательства также составляется протокол об административном правонарушении по ст. 15.25 КоАП РФ.

Порядок составления и содержание акта проверки установлены п.п. 29 — 34 регламента.

Разработаны новые правила налогового контроля за соблюдением валютного законодательства

ФНС России опубликовала административный регламент проведения контроля и надзора за соблюдением валютного законодательства 1 (приказ ФНС России от 26 августа 2019 г. № ММВ-7-17/418@). Документ вступит в силу только после издания приказа, отменяющего действующий сейчас аналогичный регламент (приказ Минфина РФ от 4 октября 2011 г. № 123н).

В новом документе добавляются правила проверки соответствия проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу, условиям лицензий и разрешений, а также соблюдения резидентами обязанности уведомлять налоговые органы об открытии счетов в зарубежных банках и представлять отчеты о движении средств по таким счетам.
Обновились также и обязанности должностных лиц налоговых органов, проводящих проверки. Так, теперь прописывается, что они должны соблюдать коммерческую, налоговую и банковскую тайну, истребовать в рамках межведомственного взаимодействия необходимые документы и информацию, а также знакомить с ней руководителя проверяемой организации или иное уполномоченное лицо.

Проверяемые лица, в свою очередь могут не только знакомиться с актами проверок, подавать возражения или требовать возмещения ущерба, причиненного неправомерными действиями проверяющих, но и знакомиться с документами и информацией, полученной проверяющими в рамках межведомственного обмена.

Результатом осуществления госконтроля может быть теперь не только акт проверки, но и докладная записка на имя руководителя налогового органа о нецелесообразности проведения проверки, а также предписание об устранении выявленных нарушениях валютного законодательства. Такое предписание выдается в случае невыполнения субъектом проверки обязанностей, предусмотренных валютным законодательством.

Изменен и срок осуществления госконтроля. В действующем сейчас регламенте указано, что при определении проверяемого периода и сроков исполнения госконтроля должен учитываться срок давности привлечения к административной ответственности, согласно которому резиденты и нерезиденты обязаны хранить документы и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции. Согласно новой версии документа срок осуществления контроля составляет 485 рабочих дней – это два неполных года.

1 С текстом приказа ФНС России от 26 августа 2019 г. № ММВ-7-17/418@ «Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной налоговой службой контроля и надзора за соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам)» можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации (номер опубликования: 0001201912060034).

Читать еще:  Справка о валютных операциях

Валютный контроль налоговыми органами

Валютный контроль осуществляется не только органом валютного контроля, но и агентами, в частности налоговыми органами.

Согласно ч. 3 ст. 22 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» налоговый орган, уполномоченные банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, Внешэкономбанк, а также таможенные органы являются агентами валютного контроля. Главное отличие агента валютного контроля от органа валютного контроля заключается в отсутствии права применения мер ответственности за нарушение валютного законодательства, а также выдавать предписания об устранении выявленных нарушений. Агенты валютного контроля вправе проводить проверки соблюдения валютного законодательства и запрашивать документы. При выявлении нарушений, информация передается Банку России (если контролируемый субъект – кредитная организация) или Росфиннадзору (если контролируемый субъект – не кредитная организация), которые принимают меры по устранению нарушений. Однако, как уже было отмечено, Росфиннадзор упразднен Указом Президента РФ от 2 февраля 2016 г., полномочия органа переданы, в том числе ФНС РФ. Согласно пп. б п. 2 названного Указа Президента РФ функции органа валютного контроля переданы ФТС РФ и ФНС РФ. Между тем не внесены изменения в ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», подтверждающие изменение правового статуса ФНС РФ и ФТС РФ как органа валютного контроля.

Полномочия ФНС РФ при валютном контроле

Нормативно-правовую базу компетенции, порядка действий налоговых органов определены следующими актами:

  • ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
  • КоАП РФ.
  • Постановление Правительства РФ № 506 от 30 сентября 2004 г. (Положение о ФТС РФ).
  • Постановление Правительства РФ № 819 от 28 декабря 2005г. (Правила предоставления юридическими лицами отчетов о движении средств по счетам).
  • Постановление Правительства РФ № 1365 от 12 декабря 2015 г. (Правила предоставления физическими лицами отчетов о движении средств по счетам).
  • Приказ Минфина РФ № 123н от 4 октября 2011 г. (далее — Административный регламент).

Важно понимать, что положения НК РФ о налоговом контроле не распространяются на валютный контроль. «Аналогом» главы 14 НК РФ является Административный регламент. В отличие от налогового контроля, налоговые органы при валютном контроле не проводят выездные проверки, что существенно сужает компетенцию в этой части. Законодательство не классифицирует валютный контроль налоговыми органами по формам и видам, однако, исходя из анализа Административного регламента, можно говорить о существовании формы камеральной проверки.

Налоговые органы при валютном контроле, несмотря на отсутствие полномочий на применение мер ответственности, вправе возбуждать дела об административном правонарушении, а также составлять протокол об административном правонарушении. По результатам проверки налоговый орган составляет акт о проверке соблюдения требований валютного законодательства или протокол об административном нарушении валютного законодательства.

Основание и проверки сроки валютного контроля

В первую очередь, отметим, что субъектами валютного контроля, осуществляемого ФНС РФ, являются не кредитные организации. Основанием проведения проверки соблюдения валютного законодательства резидентами и нерезидентами является получение документов и/или информации от внутренних и внешних источников (зачастую повод возбуждения административной процедуры – информация, документы, полученные в ходе выездной /камеральной налоговой проверки). Решение должностного лица о проведении проверки оформляется в форме поручения, после чего налоговые органы приступают к непосредственной проверке действий/бездействий резидентов/нерезидентов.

Что касается сроков проведения проверок, примечательно, что Административный регламент отсылает к КоАП РФ и ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Налоговые органы обязаны учитывать сроки давности, установленные КоАП РФ, а также сроки, в пределах которых резиденты и нерезиденты обязаны хранить информацию о валютных операциях.

Гарантии защиты прав резидентов/нерезидентов

Административный регламент полностью дублирует ч. 1 ст. 24 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», в соответствии с которым проверяемое лицо вправе:

  • Знакомиться с актами проверки и иными документами.
  • Обжаловать решение налогового органа (в досудебном или досудебном порядке).
  • На возмещение реального ущерба, причиненного действиями налоговых органов.

Административный регламент предусматривает досудебный порядок разрешения спора в вышестоящих налоговых органах. Согласно пунктам 47 — 49 Административного регламента налоговые органы рассматривают жалобу, прошедшую процедуру регистрации, в течение 30 рабочих дней, по общему правилу. В исключительных случаях сроки могут быть продлены на тот же срок. Следует отметить, что досудебный порядок не является обязательным, что не препятствует обращению в суд, минуя досудебное урегулирование.

Налоговый орган по результатам рассмотрения жалобы предоставляет письменный ответ, форма и требования к которой так же не сформулированы. Помимо этого не установлены сроки подачи жалобы, не сформулированы требования к содержанию жалобы в части обоснования требований, необходимости отсылок к нормам закона, не установлены сроки, в пределах которых проверяемое лицо вправе обжаловать действия/бездействия налоговых органов, не установлены сроки регистрации жалобы. Кроме того, не установлены основания отказа в принятии жалобы к рассмотрению, не вполне ясна сама процедура рассматривания жалобы: вправе ли заявитель внести изменения к жалобе, отозвать ее, предоставлять какие-либо доказательства, имеет ли заявитель право на повторную подачу жалобы в предусмотренных сроках, если жалоба была отозвана (аналогично досудебному оспариванию действий/бездействий таможенных органов в системе таможенных органов). Помимо этого не регламентирован процесс рассмотрения дела, возможность подачи частной жалобы в рамках возбужденного дела, должен ли налоговый орган мотивировать письменный ответ и иные существенные вопросы для формирования полноценного представления о досудебном порядке урегулирования спора. Ввиду существенных недостатков законодательного урегулирования досудебного порядка обжалования действий/бездействий налоговых органов при валютном контроле, названная форма защиты прав и интересов проверяемых лиц не имеет широкого применения.

Единственным целесообразным способом защиты прав и интересов контролируемых лиц ввиду несостоятельности законодательства в части досудебного обжалования действий/бездействий налоговых органов при валютном контроле является судебная защита. Подсудность и подведомственность определяются ГПК РФ (если заявитель – физическое лицо) и АПК РФ (если заявитель – юридическое лицо и индивидуальный предприниматель).

«Валютные» проверки

Валютный контроль был введен в 1991 году и с тех пор значительно изменился. Тем не менее, существуют вещи, которые не меняются никогда: если ваша фирма проводит валютные операции, ждите «в гости» проверяющих.

Несмотря на то, что времена валютной монополии государства уже прошли, валютные операции и по сей день находятся под его контролем. Правда, контроль этот все более и более ослабевает и, вероятно, в ближайшем будущем практически сойдет на нет. Но Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ) еще никто отменял, равно как и проверки по соблюдению его положений. Согласно этому документу, функции валютного контроля выполняют Центробанк и Правительство РФ, которое представляет Росфиннадзор. Кроме того, функции контроля достались банкам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, таможенникам и налоговикам. Они выступают в качестве агентов валютного контроля.

Объект валютного контроля

Объектом валютного контроля, независимо от того, кто решил проверить вашу фирму: банк, налоговики, таможенники или Росфиннадзор, являются валютные операции. Что же относится к подобным операциям?

Во-первых, это все расчеты в иностранной валюте. Не стоит их путать с рублевыми расчетами между российскими фирмами по договорам, которые только выражены в иностранной валюте. Они к валютным операциям никакого отношения не имеют. А вот если ваша фирма закупает товары, работы или услуги по импорту или, наоборот, продает их на экспорт и при этом отдает или получает валюту – она осуществляет валютные операции.

Чтобы организации не могли обойти контроль, с 1 ноября 1996 года было введено государственное регулирование внешнеторговых бартерных сделок (указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1209). Поэтому даже если фирма вместо валюты за свои товары получает другое имущество, то все равно становится объектом валютного контроля.

Во-вторых, к валютным операциям относятся расчеты между российскими и иностранными фирмами, которые осуществляются в рублях. Поэтому, если за экспортный товар вы получите от иностранного покупателя не доллары или евро, а рубли, это тоже будет валютной операцией.

Читать еще:  Что такое уе валюта

Кроме того, к таким операциям относятся любые денежные переводы неторгового характера в Россию и из нее. Например, кредиты, проценты, дивиденды, зарплаты, стипендии, авторские вознаграждения и т. д. Любой ввоз или вывоз иностранной валюты, например, при командировке, также является валютной операцией.

Учтите, что все валютные операции между резидентами запрещены. Правда, из этого правила, как и из любого другого, есть исключения. Они приведены в статье 9 Закона № 173-ФЗ.

Операции текущие и капитальные

Все валютные операции условно подразделяются на текущие (их всегда можно было проводить без каких-либо ограничений) и капитальные (ради которых, собственно, и был затеян весь сыр-бор со всевозможными спецсчетами, резервированиями и прочими валютными «радостями»).

Например, к текущим операциям до 1 июля 2006 года относились экспортные и импортные операции с отсрочкой платежа до 180 дней. Причем, до 18 июня 2004 года такие операции можно было отнести к текущим, только если отсрочка платежа составляла до 90 дней. С 1 июля 2006 года никаких оговорок про отсрочку платежа Закон № 173-ФЗ не содержит.

Операции по движению капитала приведены в статье 8 Закона № 173-ФЗ. Это, прежде всего, получение и предоставление займов резидентами нерезидентам, и наоборот, и денежные расчеты между резидентами и нерезидентами по операциям с ценными бумагами.

С тех пор, как новый закон вступил в действие, фирмам больше не нужно получать для капитальных операций индивидуальные разрешения, как было прежде. Однако многие ограничения до конца 2006 года все еще существовали.

Так, в законе изначально были предусмотрены три типа ограничений: резервирование, режим счета и обязательство проводить операции через уполномоченные банки.

Нормы резервирования с 1 мая 2006 года снижены вдвое, а с 1 июля 2006 года отменены совсем. Режим счета прекратил свое существование с 1 января 2007 года. А вот требование проводить многие виды валютных операций, указанных в Законе № 173-ФЗ только через уполномоченные банки, сохраняется и поныне. Поэтому именно банки ведут первоначальный контроль за проведением валютных операций.

Нам не страшен строгий банк

Как агенты валютного контроля банки требуют от фирм-резидентов все необходимые документы по внешнеторговым расчетам (п. 2.1 Положения Центробанка от 1 июня 2004 г. № 258-П). Если фирма не предоставит нужных бумаг, или в них будет ошибка, банк проводить валютную операцию не станет (п. 5 ст. 23 Закона № 173-ФЗ).

Все нарушения, совершенные фирмами (например, валютная выручка поступит на счет раньше, чем оформлен паспорт сделки), банк обязан зафиксировать в своих внутренних документах. Однако оштрафовать фирму за нарушение банк не может. Он должен передать информацию о нарушении в Росфиннадзор (п. 9 ст. 23 Закона № 173-ФЗ). Правда, тут есть одна маленькая загвоздка. Официально утвержденного порядка передачи данных все еще нет. Поэтому банки просто собирают сведения о нарушениях и нарушителях. Эта ситуация, как ни странно, больше всех обеспокоила именно банки. Чтобы ее прояснить, президент Ассоциации российских банков написал письмо Министру финансов. В ответ президент получил письмо Минфина от 23 марта 2006 г. № 07-02/32. После прочтения этого документа создается впечатление, что порядок передачи данных принимать вообще не собираются. А должностным лицам Росфиннадзора рекомендуется самим обращаться в банки за интересующими их сведениями. Так что пока можно вздохнуть с облегчением: банки «стучать» на своих клиентов не обязаны.

Что проверяет таможня

Федеральная таможенная служба контролирует соблюдение валютного законодательства при перемещении товаров через границу. Ее региональные управления имеют право проверять документы, возбуждать дела и составлять протоколы об административных правонарушениях.

Кроме того, Управление валютного контроля Федеральной таможенной службы выявляет возможных нарушителей по таможенным базам данных и отправляет информацию о них в региональные управления (подп. а, б п. 2 приказа ФТС России от 18 января 2005 г. № 18 «Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства при осуществлении внешнеэкономической деятельности»).

По каким же принципам они отбирают «пострадавших»? Возьмем, к примеру, экспортеров: на контроль берут фирмы, у которых истек срок действия паспорта сделки или заключен контракт на сумму свыше 100 тысяч долларов. Вызывают подозрение и искусственно «разбитые» контракты, то есть несколько одновременных контрактов с одними и теми же лицами.

Информацию о предполагаемых нарушениях таможенники обязаны передать на проверку в подразделение таможни, выполняющее функции валютного контроля, (подп. 5 п. 3 части I «Методических рекомендаций по осуществлению таможенными органами валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок», направленных письмом ФТС России от 31 марта 2005 г. № 01-06/10139). Штрафовать же за нарушение закона о валютном регулировании таможенники, как и сотрудники банков, не вправе. Это миссия Росфиннадзора.

Налоговики с валютой не дружат

Налоговые инспекции также, как банки и таможенники, являются агентами валютного контроля. И проверку валютного законодательства они даже ставят первым пунктом в своих актах. Однако нарушения по данному вопросу находят не слишком часто. Причина проста: зачастую для этого у рядовых работников инспекций не хватает ни времени, ни знаний. Что ж, фирмам это только на руку.

Кто штрафует, тот и главный

Итак, считать ли действия вашей фирмы нарушением и штрафовать ли за них, решает Росфиннадзор (ст. 23.60 КоАП РФ). Информацию о нарушителях эта служба собирает различными способами.

Во-первых, это данные, полученные от таможенников, налоговиков и банков. Во-вторых, это собственные проверки участников внешнеэкономической деятельности. Сразу оговоримся, вероятность личного визита сотрудников территориальных представительств Росфиннадзора не велика. Такое происходит, как правило, когда речь идет не только о валютном контроле, но и о проверке использования средств федерального бюджета. В противном случае проверяющие ограничиваются запросом необходимых им для проверки документов.

Убедившись в наличии нарушения, работники территориальных отделений Росфиннадзора выносят свое постановление о штрафе в соответствии со статьей 15.25 КоАп. Есть, правда, у Росфиннадзора и еще одна обязанность – разъяснять положения валютного законодательства (п. 5.14.8 «Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора», утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278). Если понадобится, обращайтесь, вам должны в течение месяца ответить.

Эволюция валютных «преступлений»

Чтобы встреча с представителями любых вышеперечисленных служб и учреждений прошла для вашей фирмы безболезненно, необходимо для себя четко представлять, что же, согласно валютному законодательству, делать нельзя, а что надо делать безоговорочно.

Репатриация и обязательная продажа. Основное и главное правило закона о валютном регулировании надо знать как «Отче наш». Если вы перечисляете валюту иностранной фирме, вы должны получить от нее товары, работы и услуги на эту сумму либо вернуть деньги. Если же компания экспортирует товары, работы или услуги, то она обязана обеспечить их полную оплату. Вся валюта, которую получают российские фирмы от внешнеэкономической деятельности, должна попасть в Россию. На языке валютного законодательства это называется стопроцентной репатриацией (ст. 19 Закона № 173-ФЗ).

Обязательная продажа валютной выручки. С требованием об обязательной продаже части валютной выручки дело обстоит совершенно иначе. Статья 21 Закона № 173-ФЗ установила предельный норматив в 30 процентов, который Центробанк вправе снижать. Своим правом наш главный банк воспользовался по полной программе. Сначала норматив продажи валютной выручки составлял 25 процентов, затем стал равняться 10 процентам (указание Банка России от 26 ноября 2004 г. № 1520-У), а с 7 мая 2006 года – 0 процентов (указание Банка России от 29 марта 2006 г. № 1676-У). С 1 января 2007 года даже упоминание об обязательной продаже иностранной валюты из Закона № 173-ФЗ исчезло.

Счета за границей. Новый закон о валютном регулировании разрешил российским фирмам и гражданам открывать банковские счета в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Закон установил и единственное условие открытия счетов: фирмы и граждане должны уведомлять о них свою налоговую инспекцию.

Открыть счет в других странах было несколько сложнее: сперва надо было пройти процедуру предварительной регистрации счета у налоговиков. Правда, с 1 января 2007 года порядок открытия счетов в любой стране стал уведомительный, так что открыть счет ваша фирма теперь вправе даже в самой маленькой «банановой» республике (письмо ФНС России от 8 августа 2006 г. № ШТ-6-09/ 777@).

Валютный контроль, его цели, функции и роль в совершении валютных сделок

В 2019 году в России процедура валютного контроля проводится по новым правилам. Во-первых, с 1 марта 2018 года применяется Инструкция Центрального банка Российской Федерации №181-И от 16 августа 2017 года. Во-вторых, 14 мая 2018 года начали действовать поправки в базовый Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, регламентирующий проведение валютного контроля. В результате был несколько изменен порядок прохождения валютного контроля, упразднены некоторые документы и скорректированы суммы штрафов.

Для чего нужен валютный контроль

Специалисты определяют валютный контроль как некий комплекс определенных действий, благодаря которым государство обеспечивает соблюдение и выполнение правил и законов, связанных с валютными расчетами, а кроме того, ограничивает отток капитала.

Читать еще:  Валютный депозитный счет

Для нерезидентов РФ российское законодательство предусматривает возможность свободного осуществления валютных переводов без каких-либо ограничений. Более того, такие переводы разрешены между резидентами и нерезидентами РФ. А вот между резидентами РФ переводы в валюте запрещены за исключением нескольких оговоренных законом случаев [1] .

Валютному контролю в обязательном порядке подлежат сделки, для которых в качестве основной используется иностранная валюта. То есть в том случае, если валюта используется российской компанией, например, для расчетов с зарубежными партнерами, сделка обязательно должна пройти валютный контроль, и при этом неважно, импортом или экспортом занимается организация.

Валютный контроль в нашей стране осуществляет Правительство РФ, а кроме него, также органы и агенты валютного контроля. Для начала выясним, что же такое органы валютного контроля. Главный из них — это Центробанк РФ, но такую функцию может выполнять и федеральная исполнительная власть, наделенная соответствующими полномочиями от Правительства РФ. Центробанк России контролирует все валютные операции, которые проводятся кредитными и финансовыми организациями, и соответствие этих операций российскому законодательству. Деятельность федеральных органов власти в рамках валютного контроля и их взаимодействие по этому вопросу с Центробанком координирует также Правительство РФ.

В функционал органов валютного контроля входит:

  • издание нормативных актов;
  • контроль над исполнением положений законодательства;
  • надзор в сфере валютных операций;
  • проведение соответствующих проверок.

В свою очередь, обязанность контроля над резидентами и нерезидентами РФ, которые кредитными или финансовыми организациями не являются, ложится на агентов валютного контроля — так принято называть банки, обладающие соответствующими полномочиями и подчиняющиеся ЦБ РФ. Однако агентами могут быть и некоторые другие организации, среди которых Федеральная налоговая служба и «Внешэкономбанк». Агенты валютного контроля ведут и регулируют на территории РФ любые валютные операции с оформлением всех требуемых документов.

При осуществлении валютного контроля должно исключаться неоправданное вмешательство в операции государства и при этом обеспечиваться единство системы валютного урегулирования и контроля. Права любых участников валютных сделок защищены на государственном уровне.

Важно!

Согласно статье 15.25 КоАП РФ, нарушение валютного законодательства чревато для компаний последствиями в виде наложения крупных штрафов.

Этапы валютного контроля

Предполагается, что компания, ведущая расчеты в валюте, по умолчанию заранее открыла валютный счет, в противном случае для начала потребуется его открыть. На обычных рублевых счетах операции в иностранной валюте не производятся. Если валютный счет открывается в том же банке, где уже открыт счет в российских рублях (а обычно так и происходит), то потребуется всего лишь подать заявление, поскольку банк может использовать ранее предоставленные документы.

При открытии первого счета в большинстве случаев от клиента потребуют:

  • заявление по форме банка;
  • учредительные документы;
  • документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печатей;
  • копии паспортов лиц, которые будут распоряжаться денежными средствами по счету.

После необходимых формальностей валютный счет будет открыт, и с этого момента компания при каждом поступлении на него средств должна добровольно проходить валютный контроль, иначе пользоваться деньгами на счете будет просто невозможно.

Процедура валютного контроля с учетом внесенных в 2018 году изменений стала выглядеть для ее участников несколько проще. В первую очередь это касается тех компаний, которые проводят сделки с относительно небольшими суммами — до 200 000 рублей. В таком случае организации достаточно только сообщить код валютной операции банку, отметив его в специальной форме. В большинстве банков валютный контроль ведется в электронном виде, так что эту форму можно найти на сайте. В некоторых случаях банк может запросить у компании дополнительные документы по конкретному валютному переводу.

Если сумма контракта окажется больше 200 000 рублей, то придется направить в банк целый пакет документов (о них мы поговорим позже) или поставить контракт на учет — это следующий этап валютного контроля. В его ходе банк откроет специальную ведомость банковского контроля, внесет в нее контракт, присвоит ему индивидуальный номер и направит этот номер клиенту. По новым правилам постановка контракта на учет должна осуществляться банком за один рабочий день, все эти процедуры производятся в электронном виде.

После присвоения сделке номера и после ее проведения, компания обязана предоставить в банк справку о подтверждающих документах и сам пакет подтверждающих документов, которые необходимо подать в банк, в течение определенного времени:

  • не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором на документах, используемых в качестве таможенной декларации, проставлена отметка о дате их выпуска;
  • или не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.

Обычно такая справка также подается в электронном виде, ее проверку банк выполняет в течение трех рабочих дней, а затем снова направляет клиенту. Если же в подтверждающие документы вносились изменения, справку придется заполнить заново и в течение 15 дней со всеми нужными корректировками отправить в банк.

Заключительный шаг — подготовка отчетности и отражение информации о сделке в отчетных документах.

Какие документы нужно подавать в банк для контроля

С 2018 года пакет документов, которые необходимо предоставлять в банк для валютного контроля, также значительно изменился.

Во-первых , был отменен такой важный документ. как паспорт сделки, на оформление которого ранее требовалось не менее трех дней. С 2018 года организациям при совершении сделок в валюте необходимо только поставить контракт на учет. Это делается в двух случаях:

  1. если сумма контракта по экспорту составляет более шести млн рублей или эквивалентную сумму в валюте;
  2. если сумма контракта по импорту составляет более трех млн рублей или эквивалентную сумму в валюте.

Если сумма контракта не достигает 200 000 рублей, то такой контракт на учет не ставится. Если же она превышает 200 000 рублей, но при этом ее размер менее шести млн рублей для импорта или трех млн рублей для экспорта, то также можно обойтись без постановки на учет, однако потребуется предоставить банку дополнительные документы, объясняющие сделку, — сам контракт, счета, накладные и так далее.

Во-вторых , в банк больше не нужно направлять справку о валютных операциях. При совершении сделки на сумму, превышающую 100 000 долларов, до 2018 года в банк необходимо было подавать документы, подтверждающие необходимость осуществления такой сделки. Теперь при выполнении сделки на крупную сумму достаточно оформить и направить в банк только справку о подтверждающих документах, являющуюся основным отчетным документом для компаний. В банках таким документом, согласно новой инструкции, является ведомость банковского контроля.

Сами подтверждающие документы, список которых определяется особенностями проведения валютной операции, необходимо подавать одновременно со справкой. Например, при импорте или экспорте в качестве возможного подтверждающего документа предоставляется таможенная декларация и прочие товаросопроводительные, коммерческие или перевозочные документы.

Счета-фактуры, акты приема-передачи и прочие бумаги подаются в банк при расчетах за выполненные работы или услуги. Заполняется и подается справка обычно через банк-клиент или интернет-банк.

Согласно инструкции, компания может заключить с обслуживающим организацию банком соглашение, по которому обязанность по оформлению справки будет возложена на этот банк. В таком случае достаточно направить ему только необходимые документы и соответствующее заявление.

Агентам валютного контроля законодательство также разрешает требовать у компании дополнительные документы, касающиеся проведения валютных операций. Однако, в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, агенты валютного контроля вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой операции. Все они не являются обязательными при каждой сделке и направляются в банк только по особому запросу.

Услуги банка, осуществляющего валютный контроль

За помощью при совершении валютных операций клиент может обратиться в банк-агент валютного контроля. Одной из таких кредитных организаций является «ЮниКредит Банк», работающий с 1989 года и выполняющий функции агента в полном соответствии с требованиями отечественного валютного законодательства. При этом он является крупнейшим российским банком с иностранным капиталом и находится на одной из лидирующих позиций на рынке корпоративных услуг.

Своим клиентам «ЮниКредит Банк» готов оказать следующие услуги в области валютного контроля:

  1. Консультации по вопросам валютного законодательства РФ.
  2. Анализ контрактов на их соответствие требованиям законодательства, содействие в подготовке новых контрактов.
  3. Консультирование по проведению валютных операций с применением различных форм расчета, включая аккредитивную, инкассовую, а также расчет путем банковского перевода.
  4. Консультирование по поводу изменений в валютном законодательстве, разъяснение специфики его применения на практике.
  5. Общее осуществление валютного контроля: помощь в составлении документов, постановка контрактов на учет, оформление справки о подтверждающих документах и прочее.

Тарифы на услуги кредитной организации можно узнать на сайте.

P. S. В 2018 году «ЮниКредит Банк» занял восьмое место по объему активов в рейтинге «Интерфакс-100». Финансово-кредитная организация имеет Генеральную лицензию на осуществление банковской деятельности №1 Банка России.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector