Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Репатриация валютной выручки это википедия

Что такое репатриация валютной выручки и как проходит эта процедура, что нужно знать, чтобы не получить штраф?

Термин «репатриация» обозначает возвращение на родину. Его можно применить в отношении возвращения в родное государство граждан, беженцев, военнопленных, а также облигаций, капитала и выручки.

Установление правил репатриации, является важным рычагом в валютном регулировании каждой страны.

Понятие и порядок возврата валютной выручки, а так же многие другие аспекты, более подробно рассмотрим в статье.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !

Что это такое?

Репатриация валютной выручки представляет собой возвращение резидентом валютной выручки, которую он получил в результате заключения внешнеэкономической сделки. Следует отметить, что законодатель обязывает это сделать в отношении как иностранной, так и национальной валюты. Репатриация очень важна в поддержке объема материальных благ в государстве.

Ее суть состоит в том, что экономические агенты, участвующие в международных торговых отношениях не должны полученную выручку оставлять в стране контрагента.

Если из родной страны ушли материальные блага в виде, например, товара, то и уплаченные за них финансовые средства должны поступить сюда же. Основные правила, регулирующие порядок репатриации иностранной и валютной выручки отражены в статье 19 ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Репатриацию должна быть совершена при возникновении двух видов правоотношений:

  1. Составляют отношения, в процессе которых по определенным договорам резиденты передают нерезидентам товары, информацию, исключительные права интеллектуальной собственности, а также оказывают услуги.
  2. Отношения, при которых обязательства не исполнены должным образом. Это случаи, когда резидент уплатил нерезиденту валюту за определенные соглашением товары, работы, услуги, результаты интеллектуальной собственности и исключительные права на них, а иностранный контрагент не выполнил свою обязанность по ввозу данных благ на территорию Российской Федерации. Этот блок отношений очень важен, так как часто является средством мошенничества.

Как происходит?

В данном процессе участвуют три стороны. Резидент, нерезидент и банк резидента.

  1. Заключив внешнеэкономическое соглашение экономический агент должен известить уполномоченный банк о:
    • предельном сроке по истечении, которого на расчетный счет резидента поступят деньги от иностранного контрагента в соответствии с условиями, указанными в договоре;
    • предельном сроке по истечении, которого нерезидентом будут переданы товары, выполнены работы, оказаны услуги.
  2. Далее нужно оформить в банке паспорт сделки. Порядок его оформления установлен Инструкцией от 4 июня 2012 года № 138-И, утвержденная ЦБ РФ.
  3. После поступления валютной выручки на счет резидента, он должен принести соответствующую справку в уполномоченный банк для снятия с контроля данной сделки. Сроки предоставления данной справки варьируют в зависимости от вида валютной операции. Они также установлены в вышеназванной Инструкции.
  4. Если контрагент не выполнил свои обязательства по репатриации, резидент должен обеспечить поступление на свой банковский счет страховых выплат риска репатриации по договору страхования. Только в таком случае обязательства по репатриации будут считаться выполненными резидентом.
  5. Обязательство по репатриации может перейти к другому лицу (фактору), если ему уступлено право требования исполнения обязательств по заключенному договору.

Когда не требуется?

Возвращать выручку на родину это общее правило. Однако из каждого правила есть исключения. Итак, резиденты могут не осуществлять зачисление национальной и валютной выручки, если выручка:

  1. Зачислена на счет юридического лица-резидента в иностранном банке для исполнения его обязательств по кредитным или долговым обязательствам перед правительственными агентами других стран, а также резидентами государств – членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет.
  2. Связана с расходами резидента по возведению сооружений в иностранном государства, но только на время строительства.
  3. Получена от проведения выставок, спортивных, культурных и иных мероприятий за пределами РФ, и направлена для покрытие расходов по их проведению, но на период проведения этих мероприятий.
  4. Является взаимозачетом по обязательствам агентов в области рыбной и транспортной отраслях, по обязательствам перестрахования, по обязательствам в газовой отрасли, в том числе связанных с транзитом газа.
  5. Зачислена транспортным организациям на их иностранные счета, но только для целей выполнения их функций за пределами РФ.

В какие сроки нужно осуществить?

Согласно пункту 1 статьи 19 ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» репатриацию нужно осуществить в сроки, установленные внешнеэкономическими контрактами. Законодателем установлена такая обтекаемая норма в связи с тем, что каждые договорные отношения индивидуальны.

По некоторым оплата производится единовременно, по другим частями (например, ежеквартально). По некоторым оплата производится по факту доставки продукции, по другим только авансовым платежом. Таким образом, заключая внешнеэкономическое соглашение, уделите особое внимание пунктам о репатриации, с той целью, чтобы быть в силах исполнить требования действующего законодательства в этой части.

Ответственность и штрафы

За невыполнение требований валютного законодательства в сфере репатриации установлена следующая ответственность.

Репатриация — это что такое? Репатриация валютной выручки

Термин «репатриация» достаточно широко используется в области политики и бизнеса. Что означает это понятие? Рассмотрим это в статье.

Терминология

Что такое репатриация? Это возвращение кого-либо или чего-либо из-за рубежа на родину. К примеру, граждане, которые проживают за границей, по каким-то обстоятельствам решают приехать обратно в страну, где они родились и выросли. Обычно так возвращаются люди на свою этническую родину. В международной практике право на репатриацию было зафиксировано в Женевской конвенции от 1949 года. При ее принятии рассматривались вопросы возвращения граждан на родину в мирное время, в противовес перемещению граждан из страны в страну в период военных действий. Кроме этого, существует понятие «репатриация выручки». В этом случае денежные средства, которые человек заработал за границей, направляются на его родину. Термин может быть связан и с областями искусства и культуры. В данном случае те либо другие ценности, которые находятся за границей, направляются в государство своего исторического происхождения.

Возвращение граждан

Гражданская репатриация – это процедура, имеющая свою специфику в зависимости от нормативной базы страны, выступающей в качестве родины для людей. В ряде государств взаимодействие правительства с переселенцами имеет свои национальные особенности. Например, в некоторых странах граждане, вернувшиеся на родину, имеют право на временное проживание. В нормах других государств предусмотрено получение гражданства этими людьми. В мире существуют страны, в которых доля репатриантов достаточно высока. В частности в Израиле переселенцами является пятая часть всего населения. В некоторых странах проблеме возврата граждан на родину уделяется особое внимание. К их числу, в частности, относят Россию, Армению, Венгрию, Германию, Грецию и др. Переселенцам здесь гарантируется достаточно много гражданских прав. Как считают эксперты, репатриация – это весьма позитивное явление. В первую очередь такое мнение обусловлено тем, что при возвращении граждан на родину пополняются трудовые и демографические ресурсы. Исходя из этой точки зрения, репатриация – это большое благо для государства.

Возврат капитала

Существует несколько мнений о том, что такое репатриация прибыли. Как считает ряд экспертов, данная процедура представляет собой сознательную попытку государства вернуть капитал, вывезенный за его пределы ранее неправомерным способом. Рассматривая понятие с этой точки зрения, можно усмотреть в нем элемент национального финансово-кредитного регулирования. Контроль над репатриацией позволяет правительству и ЦБ сдерживать инфляцию, стабилизировать курс собственной валюты страны. Кроме этого, за счет управления перемещением денежных средств обеспечивается надлежащее качество экономических финансовых расчетов. Некоторые страны осуществляют экспорт капитала, неотъемлемым элементом работы с которым выступает репатриация валюты. Это позволяет правительствам повысить показатели обменных процессов и платежного баланса.

Цели государства

Любое международное перемещение финансовых средств, в том числе и репатриация валютной выручки, выступает в качестве одного из инструментов национальной стратегии, в соответствии с которой развивается экономика. Выше было сказано, что существуют государства-импортеры денег. Как правило, их политика находится в зависимости от реального положения дел в экономической сфере. В случае нормального, стабильного развития государство смягчает ограничения на вывоз и ввоз финансовых средств.

Однако при наступлении кризиса оборот финансов может стать строго лимитированным. Это, в частности, касается репатриации валюты, вложенной в экономику таких государств. Регулирование перемещения финансов может производиться в интересах существующих национальных монополий, а также для корректирования экономических макропоказателей. Закон о репатриации в том или ином государстве может предусматривать дополнительные гарантии для процедур трансграничного перемещения денег, обеспечение страховой защиты иностранных финансов в случае политических рисков.

Налог на репатриацию

Он может предусматриваться в отдельных государствах и распространяться на нерезидентов. Взимание налога осуществляется непосредственно с источника в ходе фактического вывода финансов за рубеж. Выплаты производятся субъектом, перечисляющим нерезиденту дивиденды, роялти, проценты и прочие доходы. Обычно такие сборы распространяются на пассивные поступления. В нормах ряда государств предусматриваются специальные налоговые вычеты в случае уплаты репатриационного сбора. К примеру, если субъект ведет бизнес за рубежом, перечислил необходимые суммы в казну, то у него есть возможность получить компенсацию при отчислении средств в бюджет своей страны либо уплатить меньшую сумму.

Тариф

Необходимо сказать, что в мировой практике не принято каких-либо единых универсальных норм, касающихся налоговой ставки, регулирования уплаты сбора. Кроме этого, в пределах каждого государства может действовать достаточно сложная система по исчислению таких сумм в казну. В некоторых странах ЕС, например, налоговая ставка 10% и более.

Тонкости расчетов

Репатриация капитала касается непосредственно резидентов России, которые осуществляют внешнеторговую деятельность. На них распространяются нормы, согласно которым устанавливается обязательство обеспечивать получение от зарубежных субъектов деньги за услуги и товары в уполномоченных банковских организациях. Кроме того, на территорию России должны возвращаться финансы резидентов в том случае, если зарубежному партнеру была перечислена предоплата, но он не поставил в РФ услуги или товары, принадлежащие ему. В качестве исключения из правил (когда осуществлять какие-либо возвраты на родину нет необходимости) выступают случаи, при которых взаимодействие с иностранными партнерами основывается на выполнении определенных видов кредитных (долговых) обязательств.

Профилактика нарушений валютного законодательства

Чтобы ваша компания не столкнулась с неприятными последствиями нарушения валютного законодательства РФ, мы собрали самые важные рекомендации здесь.

Валютные операции осуществляются в безналичной форме

Все валютные операции осуществляются строго в безналичной форме. Исключение составляют операции, перечисленные в статье 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-ФЗ).

Счета резидентов, открытые за рубежом

Резиденты имеют право открывать счета в банках за рубежом. Через них возможно осуществлять только те операции, которые указаны в статье 12 Закона № 173-ФЗ.

Об открытии (закрытии) таких счетов и об изменении их реквизитов резиденты обязаны уведомить налоговые органы по месту своего учета не позднее одного месяца со дня открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов.

Уведомление осуществляется по специальной форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 28.08.2018 № ММВ-7-14/507@ «Об утверждении форм, форматов уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада), об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, и способа их представления резидентом налоговому органу, формы уведомления о наличии счета в банке за пределами территории Российской Федерации, открытого в соответствии с разрешением, действие которого прекратилось»

При первом переводе денежных средств со своего счета в уполномоченном банке (например, из Альфа-Банка ) на свой счет, открытый за рубежом, резидент должен предъявить банку уведомление налогового органа с отметкой о принятии указанного уведомления. Также резиденты должны ежеквартально представлять в налоговый орган отчет о движении средств по счетам, открытым за рубежом.

Валютные операции между резидентами

Валютные операции между резидентами запрещены. Исключение составляют операции, перечисленные в статье 9 Закона № 173-ФЗ. Ответы на часто задаваемые вопросы о проведении валютных операций между резидентами смотрите в разделе «Часто задаваемые вопросы» .

Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации

Требование о репатриации (от лат. patrio — «отечество», «страна», repatriate — «возвращать в страну, на родину») установлено в статье 19 Закона № 173-ФЗ, которая так и называется «Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации».
Репатриация распространяется на следующих резидентов РФ, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность:

— на резидентов, которые предоставляют займы нерезидентам (по договорам займа),
— на резидентов, которые работают по внешнеторговым договорам (экспорт и импорт товаров, работ, услуг) с нерезидентами.

Статья 19 Закона № 173-ФЗ по общему правилу обязывает резидентов при осуществлении внешнеторговой деятельности:

1. в указанные во внешнеторговых договорах сроки получить от нерезидента на свои банковские счета в уполномоченных банках валюту (иностранную или РФ), которая причитается им по условиям таких внешнеторговых договоров, за:

— переданные нерезидентам товары;
— выполненные для нерезидентов работы;
— оказанные нерезидентам услуги;
— переданные нерезидентам информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

То есть если нерезиденту предоставлена отсрочка платежа по внешнеторговому договору, резидент должен своевременно получить причитающуюся по такому договору экспортную выручку.

2. в указанные во внешнеторговых договорах сроки обеспечить возврат нерезидентом на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств (иностранную валюту или валюту РФ), уплаченных нерезидентам за:

— неввезенные в РФ (неполученные на территории РФ) товары;
— невыполненные работы;
— неоказанные услуги;
— непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

То есть резидент должен обеспечить возврат авансового платежа в случае неисполнения нерезидентом своих обязательств по внешнеторговому договору.

при предоставлении резидентами нерезидентам иностранной валюты или валюты РФ в виде займов:

в указанные в договоре займа сроки обеспечить получение от нерезидента на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями договора займа Требование о репатриации не применяется к договорам займа, заключенным до 14.04.2018, за исключением договоров, существенные условия которых были изменены после 14.04.2018. .

Для контроля соблюдения резидентами — участниками внешнеэкономической деятельности требования о репатриации, установленного в статье 19 Закона № 173-ФЗ, государство обязывает резидентов представлять в уполномоченные банки информацию об ожидаемых сроках репатриации:

по внешнеторговым договорам:

  • при платежах по импорту (в виде двух дат):
    • ожидаемого срока исполнения нерезидентом своих обязательств по внешнеторговому договору путем поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
    • срок возврата нерезидентом аванса при неисполнении им своих обязательств по контракту.
  • при экспорте в виде срока поступления экспортной выручки от нерезидента за переданные товары/оказанные услуги/ выполненные работы и т.п.

по договорам займа в виде в виде графика возврата основного долга и процентов по договору займа, рассчитанного на основании условий договора займа- при постановке на учет кредитного договора, условиями которого предусмотрено предоставление резидентом нерезиденту займа.

Полученную информацию банк отражает в ведомости банковского контроля по принятому на учет внешнеторговому договору или договору займа. Ведомость банковского контроля формируется и ведется в электронном виде. Если в ведомости будет зафиксирована информация о том, что нерезидент не исполнил обязательства по внешнеторговому договору или договору займа в установленные сроки или превысил ожидаемые максимальные сроки, то в программном комплексе автоматически формируются и направляются в Банк России сведения о нарушении резидентом требований статьи 19 Закона № 173-ФЗ.

За нарушение правил и сроков репатриации иностранной валюты в части 4 статьи 15.25 Кодекса об административных правонарушениях установлена ответственность:

— 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ (она приравнена к ключевой) от несвоевременно зачисленной на счета суммы (за каждый день просрочки зачисления денег),
— от 3/4 до одного размера незачисленной суммы.

С 14.05.2018 г. за указанные нарушения будут штрафовать и должностных лиц компании, которым придется заплатить от 20 тысяч до 30 тысяч рублей.

Согласно Письму Министерства Финансов РФ от 12.08.2015 № 07-05-08/46382в случае форс-мажорного обстоятельства, признанного таковым Торгово-промышленной палатой РФ или ее территориальным представительством, производство по делу об административном правонарушении за нарушение резидентом сроков репатриации может быть прекращено.

С обстоятельствами, исключающими производство по делам об административных правонарушениях за нарушение резидентами-экспортерами сроков получения экспортной выручки, можно ознакомится в Приказе Росфинанадзора от 28.09.2015 № 369.

Требование о репатриации экспортной выручки в рублях исчезнет. Уже предусмотрен график поэтапной отмены

Обязанность обеспечивать возврат или поступление денег на счета по внешнеторговым контрактам скоро отменят. Правда, только если в договоре цена предусмотрена в рублях и платежи совершаются тоже в российской валюте. С 2020 г. ограничение отменят для несырьевых компаний, а в течение следующих четырех лет переход на отмену ограничения предусмотрен и для тех, кто производит сырье. Кроме того, уступки получат физические лица. Для них установлены послабления в части совершения валютных операций с использованием счетов, открытых в заграничных банках. Все эти поправки предусмотрены в Федеральном законе от 02.08.2019 № 265-ФЗ.

Президент РФ подписал закон, в котором установлена поэтапная отмена требований о репатриации экспортной выручки в рублях, а также смягчены положения о зачислении физическими лицами — резидентами денег на зарубежные счета. Речь идет о Федеральном законе от 02.08.2019 № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О валютном регулировании и валютном контроле“ в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств».

Проект с подобными предложениями обсуждался еще в начале 2018 г. Но тогда Банк России категорически возражал против законопроекта, ссылаясь на то, что отмена репатриации может привести к еще большему выводу денег за границу. В марте 2018 г. был утвержден закон, отменяющий штрафы за нерепатриацию валютной выручки для компаний, которые подпали под западные санкции (Федеральный закон от 29.07.2018 № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О валютном регулировании и валютном контроле“»). Через год министр финансов Антон Силуанов заявил, что Минфин России договорился с Банком России о поэтапной отмене требований о репатриации рублевой выручки. В июне 2019 г. проект поступил на рассмотрение Госдумы, а 02.08.2019 уже был подписан закон. Изменения вступят в силу с 2020 г., за некоторым исключением.

Отмена репатриации выручки

Сейчас предусмотрены жесткие правила относительно репатриации валютной выручки (п. 1 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», далее — Закон № 173-ФЗ). Например, российская компания, получающая от нерезидентов деньги по внешнеторговым контрактам за товары, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, должна обеспечить поступление этих денег в установленный срок на свои банковские счета. Также компании отвечают за ситуации, когда они передали товары (оказали услуги и т.д.), но из-за границы деньги не были перечислены.

Если деньги не поступят, то компании будут грозить крупные штрафы. За нарушение правил и сроков репатриации иностранной валюты установлена административная ответственность: 1/150 ставки рефинансирования Банка России от несвоевременно зачисленной на счета суммы (за каждый день просрочки зачисления денег) либо от 3/4 до одного размера незачисленной суммы (ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ). А нерепатриация выручки в особо крупном размере может грозить лишением свободы на срок до пяти лет (ч. 2 ст. 193 УК РФ).

Про снижение штрафов в поправках ничего не сказано. Однако, как и обещалось, предусмотрена отмена требования п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона № 173-ФЗ о репатриации валютной выручки. Правда, это требование не будет применяться только к экспортной выручке в рублях. Цель таких поправок — снизить издержки компаний и стимулировать переход на заключение внешнеторговых контрактов в российской валюте. С 2020 г. это будет касаться несырьевого экспорта (например, IT-услуг), а затем постепенно и экспортеров сырья.

В частности, требования о репатриации валютной выручки не будут применяться к тем внешнеторговым контрактам, по которым сумма обязательств определена в валюте РФ и условиями которых предусмотрены оплата в валюте РФ, а также передача резидентами нерезидентам товаров, включенных в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза под некоторыми кодами (речь идет о сырьевых компаниях). При этом предусмотрен такой порядок:

с 1 января 2020 г. — отмена требования о репатриации будет действовать в отношении не более 10% суммы внешнеторгового контракта;

с 1 января 2021 г. — в отношении не более 30% суммы внешнеторгового контракта;

с 1 января 2022 г. — в отношении не более 50% суммы внешнеторгового контракта;

с 1 января 2023 г. — в отношении не более 70% суммы внешнеторгового контракта;

с 1 января 2024 г. — в отношении всей суммы внешнеторгового контракта.

По несырьевым внешнеторговым контрактам требование о репатриации не будет применяться уже с 2020 г. Но тоже только при условии, что цена контракта предусмотрена в рублях и платежи совершаются в той же валюте. Исключение — внешнеторговые договоры, предусматривающие передачу резидентами нерезидентам товаров, включенных в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза под кодами 4401—4403 99 000 9 (лесоматериалы).

Зачисление денег физлиц на иностранные счета

Поправки отменяют ограничения, связанные с зачислением денег физических лиц на зарубежные банковские счета.

На счета (во вклады) физических лиц — резидентов, открытые в банках, расположенных за пределами территории РФ, могут быть зачислены без ограничений деньги, получаемые от нерезидентов, при условии, что такие банки расположены на территории иностранного государства — члена ОЭСР или ФАТФ и это иностранное государство осуществляет обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29.10.2014 или иным заключенным с РФ международным договором, предусматривающим автоматический обмен финансовой информацией. ФНС России будет публиковать на своем сайте список таких стран.

Еще одно нововведение: физическим лицам — резидентам разрешено не представлять налоговым органам отчет о движении средств по своему счету (вкладу), открытому в банке или иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ. Но для этого нужно соблюсти ряд условий:

банк или иная организация финансового рынка должны быть расположены на территории иностранного государства — члена ОЭСР или ФАТФ и это иностранное государство должно осуществлять обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29.10.2014 или иным заключенным с РФ международным договором, предусматривающим автоматический обмен финансовой информацией;

общая сумма денежных средств, зачисленных на указанный счет (вклад) (списанных с указанного счета (вклада)) за отчетный год, не превышает 600 000 руб. или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 руб., либо остаток денежных средств на указанном счете (вкладе) по состоянию на конец отчетного года не превышает 600 000 руб. или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 руб., если в течение отчетного года зачисление денежных средств на указанный счет (вклад) не осуществлялось.

Пересчет иностранной валюты в валюту РФ будет производиться по курсу Банка России по состоянию на 31 декабря отчетного года.

Появилось новое исключение из правила о запрете валютных операций между физическими лицами — резидентами. Будут допускаться переводы физическими лицами — резидентами иностранной валюты со своих счетов (вкладов), открытых в уполномоченных банках, в оплату переданных товаров (работ и т.д.), срок пребывания которых за пределами территории РФ в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней и которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства своего пребывания, на счета (во вклады) таких физических лиц, открытые в банках, расположенных за пределами территории РФ.

Также будет разрешено зачислять деньги на зарубежные банковские счета физических лиц — резидентов в следующих случаях:

если они выплачиваются в силу требований законодательства иностранного государства, минуя счета в уполномоченных банках, в виде доходов от реализации драгоценных металлов, учитываемых на счетах резидентов, открытых в банках, расположенных за пределами территории РФ;

в порядке возврата суммы денежных средств, ранее переданных таким физическим лицом в доверительное управление доверительному управляющему — нерезиденту.

Предусмотрены и не очень позитивные поправки для ряда физических лиц. Требования в части режима использования резидентами зарубежных счетов будут распространяться не только на счета, открытые в банках, но и на счета, открытые в иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами РФ. Скорее всего, речь идет в том числе о перечислении денег через брокерские счета и счета депо.

Ксения Грицепанова, директор группы по оказанию юридических услуг банкам и финансовым институтам PwC Legal

Хотя Федеральный закон от 02.08.2019 № 265-ФЗ получил огласку как закон о либерализации валютного контроля, на самом деле далеко не все нововведения действительно упрощают требования валютного контроля. Так, с одной стороны, отменяется жесткий контроль за операциями в счетах в странах — участницах CRS, которые при этом являются и членами ОЭСР/ФАТФ, а с другой стороны, вводятся дополнительные требования к счетам у брокеров, доверительных управляющих и в иных организациях финансового рынка.

Закон предусматривает постепенную отмену требований о репатриации, что предоставляет российским компаниям возможность в определенных случаях осуществлять зачет встречных требований, например, или рассматривать варианты иного исполнения обязательств по договору. Однако следует отметить, что правила о репатриации отменяются только при условии, что обязательства по внешнеторговому договору определены в российских рублях и расчеты осуществляются в российских рублях. По внешнеторговым контрактам в иностранной валюте все остается по-прежнему.

Кроме того, закон никоим образом не влияет на недавно введенное требование о репатриации по договорам займа. Распространение требований о репатриации на договоры займа фактически означает введение существенных ограничений в различные механизмы заемного финансирования, реструктуризации займов и т.п.

Еще отмечу один момент, касающийся физлиц. Согласно Закону № 265-ФЗ физические лица — резиденты могут не подавать отчеты о движении денежных средств по счетам, которые отвечают определенным критериям, при одном из двух условий. Первое условие может оказаться применимым для российских граждан, открывших вклады за рубежом и не осуществляющих активных инвестиционных операций. Второе условие, в рамках которого необходимо, чтобы не было зачислений в течение года, нам кажется не рабочим в принципе: ведь, как правило, в течение года на счет зачисляются хоть какие-то суммы (например, технические проценты).

Репатриация валютной выручки

repatriaciya.jpg

Похожие публикации

Все, кто интересуется экономикой, слышали о проблеме, связанной с «утеканием» капиталов за рубеж. Государство борется с ним различными способами. Один из путей, позволяющий ограничить «вывоз» капитала – репатриация валютной выручки. Рассмотрим, в чем заключается это ограничение и какие последствия оно влечет за собой для бизнесменов, занимающихся внешней торговлей.

Что такое репатриация применительно к деньгам

Разберемся сначала с самим термином. Слово «репатриация» происходит от латинского repatriate – «возвращение на родину». Изначально о репатриации говорили в связи с возвратом беженцев или военнопленных после окончания войны.

Затем, по мере развития мировой экономики и международных расчетов, этот термин стал использоваться и в финансовой сфере. Здесь речь тоже идет о возврате «на родину», но только не людей, а финансовых средств, задействованных во внешнеторговых сделках.

Что говорит закон о репатриации валютной выручки

В российском законодательстве репатриация денежных средств установлена ст. 19 закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Эта обязанность возложена на резидентов РФ, осуществляющих внешнеторговую деятельность или выдающих займы нерезидентам.

Существуют три ситуации, в которых резидент обязан обеспечить возврат денежных средств на свои счета в российском банке:

  1. Реализация товаров, работ, услуг нерезидентам.
  2. Оплата нерезидентам авансов за товары (услуги) в случае, если они фактически не были ввезены (оказаны).
  3. Выдача нерезидентам займов в иностранной валюте или в рублях.

Во всех этих случаях во внешнеторговых контрактах (договорах займа) должны быть указаны сроки исполнения иностранными контрагентами обязанностей по перечислению выручки, возврата аванса или займа.

Сроки репатриации валютной выручки контролируют уполномоченные банки, через которые проводятся расчеты с нерезидентами.

Закон предусматривает ряд случаев, когда резиденту разрешается не возвращать выручку в российский банк. Они перечислены в п. 2 ст.19 закона № 173-ФЗ. Это может быть, в частности, проведение взаимозачета или использование валюты резидентом для своих нужд «на месте» ее получения (например – финансирование затрат на строительство объектов или проведение культурных мероприятий за пределами РФ).

Также резидент считается исполнившим обязанности по возврату выручки из-за рубежа, если в его отношении введены международные санкции. Для этого он должен быть включен в специальный список, согласованный с налоговиками и органами валютного контроля (п. 4.2 ст. 19 закона № 173-ФЗ).

Полная отмена репатриации валютной выручки в краткосрочной перспективе вряд ли возможна. Напротив, нестабильная экономическая ситуация вполне может стать причиной ужесточения валютного законодательства.

Санкции за нарушение сроков репатриации валютной выручки

Административные штрафы за репатриацию валютной выручки с нарушением сроков установлены ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ. Юридические лица и индивидуальные предприниматели в данном случае могут быть подвергнуты штрафу в размере от 1/150 ставки ЦБ от суммы за каждый день просрочки до полной суммы незачисленных средств. Кроме того, ответственные должностные лица могут быть дополнительно наказаны штрафом в размере от 20 до 30 тыс. руб.

Руководитель организации или иное ответственное лицо также может попасть и под уголовное преследование. Санкции за уклонение от репатриации денежных средств предусмотрены ст. 193 УК РФ. Наказание здесь зависит от суммы сделки.

  1. Если она эквивалентна сумме от 9 до 45 млн руб. (крупный размер), то наказание варьирует от штрафа в размере до 500 тыс. руб. до лишения свободы на срок до 3 лет.
  2. Если же размер невозвращенной суммы – особо крупный (свыше 45 млн руб.), то штраф может вырасти до 1 млн руб. а срок лишения свободы – до 5 лет. Такое же наказание грозит за совершение деяния в составе организованной группы, с использованием подложных документов или «фиктивного» юридического лица.

Вывод

Репатриация валютной выручки – это обязанность всех российских субъектов ВЭД обеспечивать своевременный возврат финансовых ресурсов из-за рубежа. Эта мера служит для борьбы с оттоком капитала. За нарушения в данной области, в зависимости от суммы и иных обстоятельств дела, предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

Читать еще:  Код валютной операции 40030
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector