Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Валютное законодательство узбекистана

Валютное законодательство узбекистана

22 октября 2019г обновлен Закон «О валютном регулировании» (далее по тексту – Закон).

На консультациях нам часто задают вопросы по валютному регулированию, решили подготовить материал в формате «вопрос-ответ» по этой теме.

Можно ли рассчитываться в валюте внутри страны?

Нет, в соответствие со статьей 9 Закона:

все расчеты и платежи за товары (работы, услуги) на территории РУз осуществляются в национальной валюте, за исключением отдельных случаев, таких как:

операций, связанных с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках;

операций по оплате и возмещению расходов физических лиц, связанных с совершением служебных командировок за пределы территории Республики Узбекистан, а также операций по погашению неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебными командировками;

операций, связанных с получением валютных ценностей по праву наследования.

Можно ли привязать цену к иностранной валюте, но принимать оплату в национальной валюте?

Нет, в соответствие со статьей 9 Закона:

тарифы, цены на товары (работы, услуги), в том числе на национальных электронных торговых площадках определяются исключительно в национальной валюте и не допускается привязка цен к иностранным валютам и условным единицам.

Могут ли физические лица иметь и хранить валюту?

Да, в соответствие со статьей 10 Закона:

физические лица – резиденты вправе иметь в собственности валютные ценности, ввезенные, переведенные или пересланные в РУз, полученные или приобретенные в РУз, и использовать их по своему усмотрению.

Сколько иностранной валюты может ввези физическое лицо?

В соответствие со статьей 22 Закона:

Ввоз в РУз наличной валюты РУз и иностранной валюты физическими лицами осуществляется без ограничений.

Сколько иностранной валюты может вывезти физическое лицо?

В соответствие со статьей 22 Закона:

Вывоз физическими лицами наличной валюты Республики Узбекистан и иностранной валюты за пределы Республики Узбекистан осуществляется в сумме, не превышающей эквивалент ста миллионов сумов.

Могут ли нерезиденты-юридические открывать валютные счета в РУ?

Да, в соответствие со статьей 13 Закона:

нерезиденты вправе открывать и использовать банковские счета в банках РУз в иностранной валюте и валюте РУз.

Для открытия и использования банковских счетов нерезидентами – юридическими лицами обязательным требованием является осуществление деятельности на территории Республики Узбекистан.

Сможет ли иностранный инвестор в будущем забрать свои деньги обратно, свободно забрать дивиденды в валюте?

Да, в соответствие со статьей 16 Закона:

привлечение в РУз прямых иностранных инвестиций и их репатриация, а также реализация прав, приобретенных в связи с осуществлением прямых иностранных инвестиций, осуществляются без ограничений.

Обратите внимание

Ограничения на проведение валютных операций

Центральный банк может вводить ограничения на проведение валютных операций:

в целях противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

в случаях наличия угроз устойчивости платежного баланса с соблюдением обязательств в рамках Статей Соглашения Международного валютного фонда.

Кабинет Министров Республики Узбекистан по согласованию с Центральным банком может вводить ограничения на проведение валютных операций при возникновении угрозы экономической безопасности.

Срок действия ограничений не может превышать одного года с момента введения. По истечении установленного срока ограничения считаются отмененными. Действие ограничений может быть досрочно отменено полностью или частично.

Одобрен закон «О валютном регулировании». Что изменится?

Сенаторы одобрили закон о валютном регулировании в новой редакции. Предельная сумма вывоза иностранной и национальной валюты устанавливается в эквиваленте 100 млн сумов, вводится понятие репатриации активов.

Фото: Шухрат Латипов / «Газета.uz»

Сенат Олий Мажлиса Узбекистана на 23-м пленарном заседании одобрил закон «О валютном регулировании» в новой редакции, сообщает корреспондент «Газеты.uz».

Основными принципами валютного регулирования определены единство системы валютного регулирования и валютного контроля, приоритет экономических мер в реализации государственной политики в данной области, недопущение незаконного вмешательства государственных органов в соответствующие операции резидентов и нерезидентов. Органом государственного валютного регулирования является Центральный банк.

Закон дополняется отдельной главой «Валютное регулирование». В документе отмечается, что при определении курса национальной валюты по отношению к иностранной исключительно используются рыночные механизмы. Кроме того, ЦБ при установлении порядка покупки и продажи иностранной валюты предусматривает создание условий для определения валютного курса, исходя из спроса и предложения.

Центробанк регулярно устанавливает валютный курс для бухгалтерского учета, статистической и иной отчетности по валютным операциям, а также для исчисления таможенных и других обязательных платежей.

В документе отмечается, что все расчеты и платежи за товары (работы, услуги) на территории Узбекистана осуществляются в национальной валюте. Тарифы, цены на товары в том числе на национальных электронных торговых площадках, а также требования к размерам уставных фондов (уставных капиталов) юрлиц определяются исключительно в национальной валюте.

Важное дополнение — не допускается привязка цен на реализуемые товары (работы, услуги) на территории Узбекистана к иностранным валютам и условным единицам.

Госпошлины, сборы и иные обязательные платежи взимаются только в национальной валюте, за исключением консульских сборов.

Закон также дополняется статьей «Репатриация активов по внешнеторговым операциям». В действующем законодательстве понятие репатриации средств не использовалось.

Согласно документу, репатриацией активов по внешнеторговым операциям является выполнение обязательств нерезидента частично или полностью путем:

  • поступления денежных средств или товара (выполнения работ, оказания услуг) по обязательствам нерезидента;
  • прекращения обязательства нерезидента зачетом встречного однородного требования;
  • прекращения обязательства нерезидента заменой первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами,
  • предусматривающим иной предмет или способ исполнения;
  • получения страховой выплаты.
Читать еще:  Сбербанк бизнес онлайн покупка валюты инструкция

Еще одно важное новшество — резиденты-физлица теперь вправе открывать счета и вклады в иностранной валюте в банках Узбекистана и за ее пределами. Такое решение было обусловлено тем, что контроль за наличием заграничного счета физлиц не представляется возможным.

Что касается юрлиц-резидентов, то если раньше они могли открывать и использовать счета в банках за пределами Узбекистана при наличии разрешения Центрального банка, то теперь требуется наличие решений президента или правительства либо международных договоров, в которых предусмотрены цели использования счетов в банках за границей.

Компании после открытия заграничных счетов обязаны уведомлять налоговые органы по месту регистрации, а также Центральный банк об открытии и закрытии счетов и об изменении их реквизитов, а также об остатках и оборотах на счетах ежеквартально не позднее одного месяца по окончании отчетного квартала.

Для открытия и использования банковских счетов иностранными компаниями в Узбекистане обязательным требованием стало осуществление деятельности на территории страны.

Законом конкретизируются валютные операции между резидентами и нерезидентами. В частности, физлица-резиденты получают право переводить валюту по неторговым операциям другим физлицам-резидентам. Эти операции доступны только для счетов, открытых в банках Узбекистана.

Согласно рекомендациям Международного валютного фонда, в статью об ограничении на проведение валютных операций вводятся новые пункты. Если раньше Центральный банк мог вводить такие ограничения для противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, то теперь регулятор может это делать:

  • в целях противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
  • в случаях наличия угроз устойчивости платежного баланса с соблюдением обязательств в рамках статей соглашения Международного валютного фонда.

Кабинет Министров по согласованию с Центральным банком может вводить ограничения на проведение валютных операций при возникновении угрозы экономической безопасности. Срок их действия не может превышать одного года с момента введения, а по его истечении ограничения считаются отмененными. Действие ограничений может быть досрочно отменено полностью или частично.

В число органов валютного контроля включается Счетная палата (сейчас — Центральный банк, Министерство финансов, Государственный налоговый комитет и Государственный таможенный комитет). Документом определяются их права и обязанности.

Предельная сумма вывоза наличной иностранной и национальной валюты законом устанавливается в размере, эквивалентном 100 млн сумов. В пояснительной записке отмечается, что практически во всех странах мира установлены предельные размеры вывозимых валют. Во многих странах установлен лимит на вывоз без ограничений в эквиваленте 10 тысяч долларов или 10 тысяч евро. Например, при вывозе иностранной валюты из таких стран, как Великобритания, Бельгия, Австрия, Франция в сумме более 10 тысяч евро заполняется декларация. В Беларуси, если сумма вывоза превышает 10 тысяч долларов, требуется разрешительный документ ЦБ, а в России в случае превышения этой суммы требуется документ, подтверждающий источника дохода.

Новый закон о валютном регулировании: главные изменения

Опубликована новая редакция Закона «О валютном регулировании» (см. ЗРУ–573 от 22.10.2019 г.).

Таким образом, это уже третья версия документа: первая действовала с 1993 по 2004 годы, вторая – с 2004 по 2019 годы.

Вот основные изменения, на наш взгляд.

Во-первых, расширен перечень лиц, являющихся резидентами. К ним отнесли:

  • граждан Узбекистана, находящихся за границей;
  • филиалы и представительства созданных в стране юрлиц, находящиеся как в Узбекистане, так и за его пределами;
  • торговые представительства Узбекистана, в том числе находящиеся за рубежом;
  • международные организации, штаб-квартиры которых находятся на территории Узбекистана.

Во-вторых, запрещена привязка цен на реализуемые товары (работы, услуги) внутри страны к иностранным валютам и условным единицам ( валютные оговорки ).

Некоторым изменениям подвергся и перечень валютных операций, разрешенных между резидентами. Их список теперь исчерпывающий (ранее был открытый, в силу оговорки «в иных случаях, установленных законодательством», ред.). Кроме того, теперь в законе также прописаны валютные операции между резидентами в виде:

  • оплаты и возмещения расходов физлиц, связанных с совершением служебных командировок за пределы Узбекистана, а также погашения неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебными командировками;
  • проведения расчетов и осуществления переводов средств дипломатическим представительствам, консульским учреждениям Узбекистана, а также постоянным представительствам страны при межгосударственных и межправительственных организациях;
  • переводов по счетам физлиц в узбекских банках в рамках неторговых операций;
  • расчетов между транспортными организациями и находящимися за границей физлицами, а также филиалами, представительствами и иными подразделениями юрлиц по договорам перевозки пассажиров;
  • использования валютных ценностей в качестве обеспечения исполнения обязательств, а также их взыскания.

Напомним, по общему правилу – все платежи и расчеты в Узбекистане осуществляются в национальной валюте.

В-третьих, изменился порядок открытия резидентам заграничных счетов. Физлицам стало проще, ограничения сняли (ранее допускалось только на период пребывания за границей). А юрлицам, наоборот, теперь только при наличии решений Президента или Правительства либо международных договоров, которыми предусмотрено открытие и цели использования таких счетов. Более того, организации обязаны уведомлять налоговую по месту регистрации и ЦБ об открытии (закрытии) загрансчетов, изменении реквизитов счетов, об остатках и оборотах на данных счетах. Делать это нужно ежеквартально не позднее месяца по окончании отчетного квартала.

В-четвертых, определили порядок репатриации активов по внешнеторговым операциям. Это выполнение обязательств нерезидента частично или полностью путем:

  • поступления денежных средств или товара (выполнения работ, оказания услуг) по обязательствам нерезидента;
  • прекращения обязательства нерезидента зачетом встречного однородного требования;
  • прекращения обязательства, существовавшего между сторонами, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (новация);
  • получения страховой выплаты.
Читать еще:  Первичные документы валютных операций

Если один резидент уступает право требования к нерезиденту другому резиденту, к нему переходит соответствующая обязанность по выполнению требования репатриации активов. Резидент (нерезидент) обязан обеспечить репатриацию активов по внешнеторговым операциям, но если срок репатриации превысит 180 дней с даты возникновения обязательства нерезидента, – операция квалифицируется как операция движения капитала.

В-пятых, представлена новая классификация валютных операций и расширены их перечни. Все валютные операции подразделяются на внутренние (проводимые на территории страны) и международные (трансграничные), которые, в свою очередь, делятся на текущие международные операции и операции движения капитала.

Уточнили размер суммы, выплачиваемой в счет погашения кредита (займа), признаваемой текущей международной операцией, не свыше 2-кратного размера части полученного долга, рассчитанной как соотношение долга к количеству периодов его погашения, указанных в договоре.

Список переводов неторгового характера (также вид текущей международной операции, ред.) теперь исчерпывающий (ранее ЦБ мог отнести к ним какие-либо операции, ред). В него дополнительно включили:

  • переводы между физлицами в размере до экв. 100 млн сумов;
  • оплату за товары (работы, услуги) для личных нужд.

А к числу операций движения капитала отнесли также пополнение резидентами своих зарубежных филиалов оборотными средствами, приобретение и продажу исключительного права на объекты интеллектуальной собственности.

В-шестых, изменяются правила провоза через границу наличной национальной и иностранной валюты.

Валютное законодательство узбекистана

Новости Центральной Азии

Валютное регулирование в Узбекистане: Недоумение и пожелания

02.12.2016 15:51 msk, Шухрат Ганиев

Проект постановления «О приоритетных направлениях валютной политики» стал одной из самых обсуждаемых последних инициатив правительства Узбекистана. Либерализации валютного регулирования давно ждёт и крупный бизнес, и мелкий, и простые граждане. Но бюрократический язык, которым изложен документ, иногда вводит в ступор: трактовать его можно по-разному, а что-то непонятно и вовсе. На это обратил внимание руководитель ННО «Гуманитарный правовой центр» (Бухара) Шухрат Ганиев.

Среди нововведений и инициатив, посыпавшихся на головы моих сограждан после назначения временно исполняющим обязанности президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, отмечают три очень полезных для простых людей шага:

— открытие виртуальной приемной, которая неожиданно приблизила к первому лицу страны узбекское общество, позволив обращаться к властям напрямую, минуя доставший всех и наращивавшийся все последние годы непреодолимый барьер из многослойных бюрократических структур;

— закон о милиции — пусть и отсроченный на полгода, но давно ожидавшийся людьми в надежде на то, что он, наконец, изменит наши правоохранительные структуры;

— отмена устаревших требований при регистрации субъектов малого предпринимательства.

Но самое широкое обсуждение среди всех слоев узбекского общества вызвал проект постановления «О приоритетных направлениях валютной политики».

Наверное, это самая долгожданная из последних инициатив узбекского правительства. Либерализации валютной политики давно ждёт крупный бизнес, которому надоело вращаться в запутанной системе тройных курсов валюты и менять сумы на «чёрном рынке», получая очередные проблемы с отчетностью и легализацией валютных поступлений.

Изменений в покупке-продаже валюты давно ждут мелкие предприниматели, мечтающие о возможности запросто купить за границей за легальные доллары то оборудование и те технологии, которые им нужны, а не те, что навяжут втридорога валютные монополисты внутри страны.

Ждут и обычные граждане, миллионы людей, которые хотели бы открыто, не озираясь, а с достоинством, потому что это честно заработанные доллары, сумы или рубли, подойти к обменному пункту и поменять свои деньги — без страха быть обманутым мошенниками на «чёрном рынке» или оказаться задержанным милицией за незаконную спекуляцию валютой.

Даст ли это постановление то, на что надеемся мы, граждане Узбекистана, или это, как утверждают злые языки, просто красивая предвыборная сказка, разработанная политтехнологами, о которой забудут после 4 декабря? Будет ли разрушена пронизанная коррупцией схема базарного валютного обмена, от которой страдает всё общество и само государство, или она будет действовать ещё долгие годы?

Хочется верить в лучшее. И многие поверили, многие надеются. Верят, потому что шаги, которые начали делать в сторону реальной либерализации, уже приносят результат. Заработали виртуальные приёмные в бесчисленных и недоступных ранее простому человеку коридорах власти. Может быть, не так эффективно и быстро, как хотелось бы, но ответы людям сверху идут: механизмы обратной связи закрутились, хоть и со скрипом.

Конечно, многих волнует вопрос о сроках принятия этого постановления. Не застрянет ли проект на стадии рассмотрения.

Смущает простого обывателя ещё и бюрократический «птичий язык», на котором изложено постановление, и из-за чего трактовать его можно по-разному. К примеру, что означает «установление курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам исключительно с использованием рыночных механизмов»? Регулирование рынка государством нередко наблюдается в странах с развитыми рыночными отношениями. Что вкладывают разработчики «нашего» документа в понятие «рыночный механизм»?

И здесь же следующий пункт: «недопущение установления законодательных норм, отрицательно влияющих на стабильность национальной валюты Республики Узбекистан». А как же тогда рыночное регулирование? В одном абзаце два практически взаимоисключающих друг друга пункта…

Ещё один момент: «экспортёры и импортёры свободно, по своему усмотрению выбирают формы оплаты по заключённым ими внешнеторговым контрактам в рамках законодательства валютного регулирования» — какого законодательства? Если действующего, то оно оговаривает формы оплаты и свободу выбора для экспортно-импортных операций в довольно узких пределах.

«Разрешить индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица оплачивать импорт товаров и услуг в установленном порядке через свои банковские счета». В этом абзаце пункта 3 речь идет о малых предпринимателях — тех самых «челноках», являющихся самой массовой на сегодня категорией малого бизнеса Узбекистана. Подавляющая их часть работает с наличностью, и поэтому авторам постановления хочется предложить следующее дополнение: «разрешить начисление наличной валюты на свои банковские счета для расчётов».

Читать еще:  Уе это валюта

Смущает и то, что многие оговоренные в постановлении меры по-прежнему возлагаются в основном на Центральный банк, тогда как, по мнению большинства предпринимателей, эта структура часто разрабатывает нормативные акты внутреннего пользования, искажающие суть правительственных инициатив. Необходима чёткая и недвусмысленная регламентация без отсылочных текстов и норм, писем и распоряжений для внутреннего пользования Центробанка и других органов, которые, по словам клиентов, противоречат и ограничивают действие данного постановления. Было бы полезным во избежание в дальнейшем неправильного толкования пунктов постановления ограничить Центральный банк изданием документов, регулирующих только организационные вопросы деятельности банков, не затрагивая взаимоотношения между коммерческими банками и клиентами. Такие вопросы впредь должны регулироваться законами или решениями президента Узбекистана.

К сожалению, я так и не нашёл в постановлении намёка на рассмотрение возможности открытия частных валютных обменных пунктов для населения. А это, скорее всего, единственный вариант разрушения монопольного права на торговлю валютой. Ставший альтернативой частным обменникам «чёрный рынок» паразитирует на отсутствии у населения возможности легального приобретения или продажи валюты.

Шухрат Ганиев, руководитель ННО «Гуманитарный правовой центр» (Бухара, Узбекистан)

Президент подписал закон о валютном регулировании. Что изменилось

Фото: Эльдос Фазылбеков / Spot

Президент Шавкат Мирзиёев 22 октября подписал Закон «О валютном регулировании» в новой редакции, который Сенат одобрил 11 октября.

В отличии от предыдущей редакции, закон дополнен рядом новых норм и механизмов, определены основные принципы валютного регулирования и валютного контроля. В частности:

  • единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  • приоритет экономических мер в реализации государственной политики
  • в области валютного регулирования и валютного контроля;
  • недопущение незаконного вмешательства государственных органов
  • в валютные операции резидентов и нерезидентов определены в качестве основных принципов.

Физические лица могут вывозить из страны в наличном виде иностранную валюту на сумму в эквиваленте до 100 млн сумов. Все, что больше этой суммы, можно вывозить в порядке, установленном Кабинетом Министров.

Последний раз ввоз и вывоз валюты упрощали в конце 2017 года. Тогда физическим лицам разрешили вывозить наличную иностранную валюту за пределы Узбекистана без каких-либо разрешений в пределах $5000.

Теперь это ограничение, во-первых, перевели в национальную валюту, а, во-вторых, 100 млн сумов на момент публикации этой статьи, это около $10 550.

Физические лица имеют право открывать счета за границей без ограничений. До этого открывать счет в банке за пределами Узбекистана можно было только на период пребывания человека за границей, во время учебы, к примеру.

Из-за этого ограничения в Узбекистане не было возможности легально пользоваться многими финтех-сервисами, потому что как ранее пояснял Spot глава Uzcard Ахрор Махмудов, электронные кошельки в том же PayPal или «Яндекс.Деньгах» приравниваются к счетам за границей.

Раньше юридические лица имели право открывать и использовать счета в национальной валюте и иностранной валюте в банках за пределами Узбекистана при наличии разрешения Центрального банка.

Теперь же это можно будет сделать при наличии решений президента или правительства, либо международных договоров. Центральный банк же надо уведомить после открытия счета.

Все в сумах

В целях укрепления статуса национальной валюты вводится норма по взиманию государственных пошлин, сборов, других обязательных платежей, определению цен на товары и услуги, и минимальных требований к уставным капиталам обществ исключительно в национальной валюте.

Тарифы, цены, в том числе на национальных электронных торговых площадках, а также требования к размерам уставных фондов юридических лиц определяются также исключительно в сумах. Не допускается привязка цен к иностранным валютам и условным единицам.

Государственные пошлины, сборы и иные обязательные платежи взимаются только в сумах, за исключением консульских сборов.

Валютный курс формируется исключительно рынком

Валютный курс при операциях по покупке и продаже иностранной валюты определяется на договорной основе, исходя из спроса и предложения на иностранную валюту. При определении курса валюты по отношению к иностранной валюте исключительно используются рыночные механизмы.

Центральный банк при установлении порядка покупки и продажи иностранной валюты предусматривает создание условий для определения валютного курса, исходя из спроса на иностранную валюту и ее предложения.

ЦБ регулярно устанавливает валютный курс для целей бухгалтерского учета, статистической и иной отчетности по валютным операциям, а также для исчисления таможенных и других обязательных платежей.

Репатриация за 180 дней

В случае превышения срока репатриации активов по внешнеторговым операциям на 180 дней с даты возникновения обязательства нерезидента данная операция квалифицируется как операция движения капитала.

Привлечение страну прямых иностранных инвестиций и их репатриация, а также реализация прав, приобретенных в связи с осуществлением прямых иностранных инвестиций, осуществляются без ограничений.

Когда можно расплачиваться иностранной валютой

Операции, связанные с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, с осуществлением банковских услуг, с благотворительностью, с получением валютных ценностей по праву наследования и другое.

Разрешили не торговые валютные операции в сумме эквивалентной 100 миллионам сумов

К переводам неторгового характера отнесли:

  • переводы между физическими лицами в размере до эквивалента ста миллионов сумов;
  • оплата за товары (услуги, работы) для личных нужд;
  • выплата заработной платы, стипендий, пенсий, алиментов;
  • оплата расходов, связанных с командированием работников за пределы Узбекистана;
  • оплата за обучение, лечение и туризм;
  • и другое.

В новой редакции закона также максимально сокращены отсылочные нормы, охвачены все имеющиеся на практике виды валютных операций. За счет этого документ является законом прямого действия.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector