Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Валютный контроль в таможенном союзе

Почему в Таможенном союзе сохранили валютный контроль

За последние три месяца в ФТС России поступило рекордное обращение граждан — около 3, 2 тысячи. Этот наплыв в ведомстве связывают с образованием Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана и вступлением в силу единого Таможенного кодекса. За это время новые правила провоза багажа для личного пользования и товаров для бизнеса обросли многими домыслами. Надо ли брать с собой за границу рецепт от лечащего врача, чтобы провезти лекарства? Сколько времени должны ждать предприниматели, пока им оформят таможенную декларацию? И как пройти таможенный контроль с компьютером, купленным за кордоном? Разобраться со всем этим корреспонденту «РГ» Татьяне Паниной помогли специалисты Комиссии Таможенного союза.

Прощай, дьюти-фри!


Российская газета: Самый задаваемый вопрос: отправляюсь в отпуск, какие сюрпризы ждут меня на таможне?

Сергей Глазьев, ответственный секретарь Комиссии Таможенного союза: Если едете в Белоруссию или Казахстан, то вам не нужно будет заполнять таможенную декларацию и проходить таможенный контроль. Правда, зайти в международной зоне аэропортов в магазины беспошлинной торговли вы уже, увы, не сможете. Между государствами Таможенного союза все пассажирские авиаперевозки считаются внутренними.

Единственный вопрос, который вам могут задать таможенники, касается суммы провозимой валюты — на границе сохраняется валютный контроль. При этом, согласно законодательству, без декларации можно провезти до 10 тысяч долларов наличными, в том числе дорожными чеками. Если же у вас больше, то таможенники могут попросить заполнить декларацию, в которой среди прочего надо указать источник происхождения денег.

РГ: А по пластиковым картам, как и раньше, можно везти с собой сколько душе угодно?

С. Глазьев: Совершенно верно. Валютный контроль действует исключительно в целях борьбы с отмыванием денег, полученных преступным путем. Именно поэтому он касается только наличных денег — средства на карточках отражаются на ваших банковских счетах и контроль за законностью их происхождения лежит на финансовых, а не на таможенных органах. Поэтому таможня ими не интересуется.

РГ: А как с вещами? Внутри Таможенного союза по ним нет ограничений?

С. Глазьев: Везите, сколько хотите, если эти товары не подпадают под специальные запреты и ограничения, установленные национальным законодательством по неэкономическим мотивам. Такие запреты касаются культурных ценностей, оружия, наркотических средств и т.п.

РГ: Но если я пересекаю границу таможенной территории.

С. Глазьев: То на вас как на физическое лицо распространяются все процедуры таможенного контроля.

Без уплаты пошлин вы можете провезти товары общим весом не более 50 килограммов и стоимостью не выше 1, 5 тысячи евро. Если больше — придется оплатить пошлину в размере 30 процентов от стоимости товаров, но не менее 4 евро за килограмм. Кстати, теперь без пошлин вы можете возить товаров по норме сколько угодно раз. Раньше — не чаще одного раза в месяц. При этом имейте в виду, что со странами СНГ у нас действует режим свободной торговли и пошлин с произведенных в них товаров платить не надо.

Сахар и авто с доплатой

РГ: Хорошо, теперь, допустим, я предприниматель. Вернулась из отпуска, а здесь — нате пожалуйте — уже действует Таможенный кодекс Таможенного союза. Что меня ждет в этом случае?

С. Глазьев:
Для начала все-таки зайдите на сайт Комиссии Таможенного союза — www.tsouz.ru. На нем публикуются все документы, которые принимаются в Таможенном союзе и применяются унифицированно на его таможенной территории.

РГ: И на какие исключения из правил надо обратить внимание?

С. Глазьев:
Еще год будут действовать изъятия из режима действия единой таможенной территории по отношению к ввезенным из-за границы автомобилям, на которые пошлины для физических лиц в Белоруссии и Казахстане меньше, чем в России. В связи с этим сохраняется необходимость контроля и оформления таких иномарок на российской таможенной границе. Если их захотят продать на нашей территории или использовать в коммерческих целях, придется заплатить разницу между низкими ставками нашего партнера по Таможенному союзу и российскими пошлинами.

К числу изъятий относятся также товары, в отношении которых государствами приняты защитные меры, не унифицированные с другими участниками ТС. То же касается неунифицированных изъятий из режима свободной торговли в основном с государствами СНГ. Но это считаные товарные группы: алкоголь, табак, трубы, сахар. И потребуется время, чтобы все привести к единому знаменателю. Мы берем на это полгода.

Кроме того, стороны договорились, что по 409 позициям товарной номенклатуры, импортируемых для Казахстана, в течение переходного периода будут сохранены пониженные ставки ввозных пошлин. В основном это товары фармацевтики и нефтехимии. Соответственно, если вы эти товары будете ввозить на территорию России или Белоруссии, то тоже придется заплатить разницу в пошлинах.

РГ: Единое экономическое пространство удастся создать в 2012 году, как планировалось?

С. Глазьев: Почему нет? Работа над документами продолжается. Это два десятка соглашений, которые установят правила функционирования общего рынка услуг, капитала, трудовых ресурсов. Все они должны быть готовы к 1 июля 2011 года и будут определять нашу дальнейшую интеграцию. Мы формируем общий рынок товаров одновременно с созданием одинаковых торгово-экономических условий их производства.

РГ: Не спешим? Слишком быстро мы хотим объединить такие разные экономики, как у России, Белоруссии и Казахстана.

С. Глазьев: Экономики и не должны дублировать друг друга. Преимущество Таможенного союза как раз в объединении особенностей. Белоруссия, например, добилась успеха в экспорте своих товаров в Евросоюз. Казахстан лучше всех научился привлекать иностранные инвестиции. Россия имеет развитый научно-технический потенциал и достаточно диверсифицированную экономику. И сочетание этих национальных преимуществ дает новое качество.

Заметим, что внутри одного государства тоже есть немалые различия между регионами, но это не вызывает сомнений в необходимости обеспечения единого экономического пространства на национальном уровне. Так, в каждом регионе Российской Федерации есть свои различия. Сравните, например, Приморье с Калининградской областью. Или Москву с Алтайским краем. Различия потрясающие. Но это не значит, что мы не можем жить в рамках одной страны и общего экономического пространства.

РГ: Однако национальные монополисты не в восторге от этих планов. Многие из них потеряют свои лидирующие позиции.

С. Глазьев: Создание единого экономического пространства так же, как и Таможенного союза, всегда связано с поиском баланса интересов. Ясно, что все вместе мы выиграем от общего рынка, а кто-то конкретный может проиграть. Но я уверен, что вся эта работа пройдет успешно, потому что здесь действует системная логика. Если мы хотим построить дом, то нужны и фундамент, и стены, и крыша, и окна. Все участники процесса это понимают.

РГ: И Белоруссия?

С. Глазьев: Да ей больше других выгодно единое экономическое пространство. И Таможенный союз нужен как воздух. У Белоруссии объем внешнеторгового оборота больше, чем ВВП. И любой барьер сразу бьет по конкурентоспособности республики. Соответственно, она больше других стремится к объединению, потому что больше других теряет вследствие дезинтеграции.

Проверка слуха

РГ: В СМИ прошло сообщение, что теперь мы не сможем привезти себе из-за границы компьютер, мобильный телефон или диктофон. Эти товары занесены в специальный список, поскольку они могут содержать шифровальные элементы. Правда, что на них надо получить разрешение ФСБ?

Александр Быков, начальник отдела нетарифного регулирования: Порядок перемещения указанных устройств действует с 1 января 2010 года. И действительно, первые месяцы возникали проблемы. К нам обращались как отдельные граждане, так и компании.

Но сейчас проблема потеряла свою остроту. Все крупные иностранные производители электронной техники сами предоставляют сведения о своем товаре и о наличии в них шифровальных средств. На основании этих данных, так называемых «нотификаций», свою проверку проводят соответствующие компетентные органы. И уведомляют нас о своем решении. На сайте Комиссии Таможенного союза уже опубликовано около 2, 5 тысячи таких уведомлений на компьютеры, мобильные телефоны, диктофоны и прочее. Поэтому таможеннику достаточно посмотреть этот список, чтобы решить судьбу вашей покупки.

РГ: Итак, прежде чем что-то покупать, лучше заглянуть на ваш сайт?

А. Быков:
Если вы точно знаете, что хотите приобрести, можно и так поступить. Я бы так и сделал. Но, в принципе, крупные известные компании не продадут вам «запрещенную» технику. То, что они производят для массового потребления и реализуют в открытой продаже, не содержит «запрещенных» шифровальных элементов. А вот с техникой малоизвестных производителей на таможне может произойти казус. Ведь они, возможно, не предоставляли в соответствующие органы данные о своих товарах.

РГ: Говорят, еще с лекарствами возникают недоразумения. Якобы надо иметь рецепт, чтобы везти с собой необходимые для постоянного приема препараты.

А. Быков:
Не совсем так. Вывоз лекарственных средств для личного применения с территории Таможенного союза не регламентируется и не лицензируется. То есть вывозить можно что угодно и без каких-то ограничений, за исключением сильнодействующих препаратов, а также наркотических или психотропных веществ. Вот их таможня контролирует. И при провозе таких лекарств вам надо иметь при себе либо рецепт, либо назначение врача на курс лечения этими средствами.

РГ: А какие есть ограничения для ввоза лекарств с коммерческими целями?

А. Быков: Все ввозимые на продажу препараты должны быть зарегистрированы, и на них надо иметь разовую лицензию, полученную сроком на один год в одном из государств Таможенного союза. В России выдачей лицензий занимается минпромторг, в Белоруссии — минторг, в Казахстане — минздрав. Кстати, в Казахстане и Белоруссии раньше лицензии получать не надо было. Но учитывая, что в Россию ввозится лекарств более чем на 10 миллиардов долларов с ежегодным увеличением на треть, уследить за таким объемом ввоза на основе одной регистрации нереально. Поэтому по просьбе России Казахстан и Беларусь согласились ввести в отношении лекарств лицензирование сроком на два года.

Вопрос ребром

РГ:
Предприниматели опасаются, что на границе им могут сказать: начали новые правила, мы пока в них не разобрались, ждите. И придется им опять шуршать деньгами, чтобы быстрее прорваться со своим товаром. Такое возможно?

Юрий Кожанков, исполняющий обязанности начальника департамента статистики: Это несерьезный разговор. Предприниматели должны знать, что Таможенный кодекс Таможенного союза до 1 января 2011 года фактически оставил прежними правила декларирования товаров и их таможенной очистки.

Порядок подачи грузовой таможенной декларации, ее форма, инструкция по заполнению не изменились. Сейчас действует переходный период, в течение которого могут использоваться прежние формы разрешительных документов. Новая форма грузовой таможенной декларации и порядок ее заполнения станут обязательными с 2011 года.

Кроме того, новый Таможенный кодекс существенно упрощает взаимоотношения между декларантом и сотрудниками таможенных служб. К примеру, исчезло таможенное оформление — Кодекс предписывает совершать четко определенные таможенные операции. Предприниматель заявляет соответствующую таможенную процедуру в подаваемой таможенной декларации, а таможенник обязан ее зарегистрировать либо отказать в регистрации декларации не позднее двух часов с момента ее подачи.

Читать еще:  Переоценка валютного счета проводки

Ранее действующее таможенное законодательство предполагало несколько иной порядок — вы подавали декларацию, таможенник ее принимал и только потом регистрировал, что создавало известную зону неопределенности. Таможенный кодекс Таможенного союза предписывает однозначные действия: обоснованно подана декларация — таможенник обязан зарегистрировать ее либо мотивированно — письменно отказать. Если не хватает какой-то бумажки и вам надо ее донести, то проверка товара начинается с момента регистрации ГТД. В этой связи момент регистрации крайне важен. Кодекс однозначно зафиксировал и срок дополнительной проверки декларации и товара — до 10 дней. Такое решение принимается на основании письменного распоряжения начальника таможенного органа. И это решение вы можете обжаловать в суде, для этого теперь есть реальные документы.

Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами Текст научной статьи по специальности «Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прокопенко Виктория Владимировна

В статье раскрывается понятие валютного контроля , перечислены принципы валютного контроля , а также рассматриваются особенности валютного контроля , проводимого таможенными органами, и их взаимодействие с налоговыми органами как органами валютного контроля .

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Прокопенко Виктория Владимировна

Текст научной работы на тему «Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами»

ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ Прокопенко В.В.

Прокопенко Виктория Владимировна — магистрант, кафедра финансово-правовых дисциплин и дисциплин имущественно-земельного цикла, Московский финансово-юридический университет МФЮА, г. Москва

Аннотация: в статье раскрывается понятие валютного контроля, перечислены принципы валютного контроля, а также рассматриваются особенности валютного контроля, проводимого таможенными органами, и их взаимодействие с налоговыми органами как органами валютного контроля.

Ключевые слова: валютный контроль, таможенные органы, налоговые органы, принципы валютного контроля, валютное законодательство.

Валютный контроль представляет собой разновидность финансового контроля, эффективность проведения которого способствует экономическому развитию страны. Его задача — обеспечение соблюдения валютного законодательства.

Нормативной базой в области валютного контроля в Российской Федерации служит Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 18.07.2017) (далее — № 173-Ф3).

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются [2]:

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Статьей 22 № 173-ФЗ установлено, что валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля.

Согласно указу Президента Российской Федерации в 2016 г. была упразднена Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), которая выполняла функции органа валютного контроля [1] и ее функции были переданы ФТС России и ФНС России. В № 173-ФЗ были внесены поправки, изменяющие правовой статус данных органов государственной власти, а именно: исключение их из агентов валютного контроля и наделение статусом органов валютного контроля [2].

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.04.2016 г. № 300 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» ФТС России осуществляет контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, с импортом товаров в РФ и их экспортом из РФ, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с таким перемещением товаров, условиям лицензий и разрешений [3]. В связи тем, что ФТС России приобрело статус органа валютного контроля, таможенные органы обязаны:

— рассматривать дела об АП, возбужденные по фактам нарушений валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

— осуществлять защиту решений, принятых таможенными органами в ходе рассмотрения указанных дел об АП, в судебных органах;

— выдавать и контролировать исполнение предписаний об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, возбуждение дел об АП, предусмотренных ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Таким образом, таможенные органы наделены более широкими властными полномочиями, которые позволяют самостоятельно назначать меры ответственности и выдавать предписания об устранении выявленных нарушений в сфере валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, а также издавать нормативные правовые акты в области валютного регулирования.

Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами, направлен на соблюдение порядка перемещения валюты РФ, валютных ценностей, внутренних ценных бумаг, а также совершения трансграничных платежей. Основное направление таможенных органов при осуществлении валютного контроля — противодействие незаконного вывода капитала за рубеж с помощью применения системы управления рисками, а также межведомственного и международного сотрудничества.

В настоящее время в целях выявления фактов ввоза товаров участниками ВЭД, операции которых имеют признаки сомнительности, завышения стоимости ввозимых товаров, не однократного импорта одной и той же товарной партии в рамках одного или нескольких внешнеторговых контрактов, выявления и анализа случаев перемещения товаров организациями, которые могут быть причастными к незаконному выводу денежных средств из страны, в таможенных органах действуют профили рисков.

По итогам проводимых проверок ФТС России, крупные нарушения в сфере валютного законодательства выявляются в отношении юридических лиц, которые на момент проведения проверочных мероприятий фактически прекратили свою деятельность (фирмы-однодневки). Однако трудность выявления данных нарушений заключается в сложности взыскания административных штрафов с фирм-однодневок, что ведет к увеличению дебиторской задолженности перед федеральным бюджетом.

ФТС России обеспечено информационное взаимодействие с ЦБ РФ, целью которого является противодействие незаконного вывода капитала из Российской Федерации. Суть заключается в том, что банк отказывает в переводе денежных средств в счет оплаты ввозимых на территорию Российской Федерации товаров без уплаты пошлин и налогов по намеренно завышенным ценам по мнимым сделкам на основании информации, предоставляемой таможенными органами.

В целях обеспечения экономической безопасности страны таможенные органы также взаимодействуют с налоговыми органами при осуществлении валютного контроля.

Нормативно — правовой акт, регулирующий взаимодействие таможенных и налоговых органов — Соглашение о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы (далее — Соглашение) [4]. В соответствии со статьей 2 Соглашения выделим такие формы взаимодействия таможенных и налогов органов Российской Федерации, как обмен информацией, цель которого — обеспечение контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами норм валютного законодательства; разработка совместных нормативно-правовых актов по проведению проверок участников ВЭД; обеспечение государственного контроля при взаимодействии с другими контролирующими органами.

Пунктом г) статьи 11 Соглашения установлено, что налоговые органы предоставляют в таможенные органы на всех уровнях в обязательном оперативном порядке сведения о нарушении участниками ВЭД актов валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования, законодательства РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в части регулирования внешнеторговых (бартерных) сделок, контроль за соблюдением которых возложен на таможенные органы РФ [4]. В плановом порядке налоговые органы предоставляют информацию о

возбужденных ими делах об АП, включающая сведения о результатах их рассмотрения, вступлении в законную силу принятых по ним решений и их исполнении, в свою очередь таможенные органы предоставляют аналогичную информацию по возбужденным делам об АП, о нарушениях валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

При этом необходимо включить в перечень передаваемых сведений в рамках взаимодействия таможенных и налогов органов, следующие данные:

— сведения, полученные в рамках проведения проверочных мероприятий по результатам налогового или таможенного контроля, если они не относятся к предмету деятельности органа валютного контроля;

— данные, которые прямо или косвенно указывают на возможность, при осу -ществлении валютных операций, нарушения резидентами (нерезидентами) норм валютного законодательства;

— информацию об открытии (закрытии) резидентами счетов (вкладов) в банках за пределами территории РФ и о движении денежных средств по этим счетам (вкладам);

— данные получаемые из ЦБ РФ или от агентов валютного контроля, контролирующих и правоохранительных органов.

В связи с тем что, вышеперечисленная информация, имеет большой объем при ее взаимном обмене, следовательно, необходимо создать систему электронного межведомственного взаимодействия, содержащую базу данных валютного контроля.

В обязанности таможенных органов входит формирование и ведение центральной базы данных валютного контроля, сведения из которой используются должностными лицами таможенных органов для повышения эффективности проводимого валютного контроля. Однако в Соглашении не закреплена обязанность предоставления таможенными органами информации, содержащуюся в центральной базе данных валютного контроля.

Таким образом, необходимо дополнить Соглашение, в части определения механизма передачи соответствующих сведений, который будет направлен на проведение налоговыми органами эффективного валютного контроля за участниками ВЭД, причастными к незаконным и сомнительным валютным операциям, осуществляемым на территории Российской Федерации. Следовательно, Соглашение станет основным нормативно-правовым актом, регулирующим взаимодействие между налоговыми и таможенными органами, который будет способствовать интеграции систем электронного межведомственного взаимодействия для более эффективного проведения валютного контроля и правоохранительной деятельности.

В связи с приобретением налоговыми и таможенными органами статуса органов валютного контроля, требуется совершенствование их взаимодействия, путем принятия решений, которые будут направлены на увеличение перечня сведений, предоставляемых на взаимной основе, объединение систем электронного межведомственного взаимодействия, а также обеспечение единообразного подхода в рамках установления процессуальных форм и процедур, касающихся осуществления валютного контроля, для достижения экономических и внешнеторговых интересов страны.

1. Указ Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» // Компьютерная справочная правовая система КонсультантПлюс.

2. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «О валютном регулировании и валютном контроле» // Компьютерная справочная правовая система КонсультантПлюс.

3. Постановление Правительства РФ от 13.04.2016 № 300 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Компьютерная справочная правовая система КонсультантПлюс.

4. «Соглашение о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы» (Заключено в г. Москве 21.01.2010 № 01-69/1, № ММ-27-2/1) (ред. от 05.09.2016) // Компьютерная справочная правовая система КонсультантПлюс.

Особенности осуществления таможенными органами Российской Федерации валютного контроля в условиях Таможенного союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:18, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть валютный контроль и особенности его осуществления в рамках Таможенного союза. В данной работе, будет дано определение и общие принципы валютного контроля, а также, будут рассмотрены особенности осуществления таможенными органами РФ валютного контроля в рамках Таможенного союза.

Содержание

Введение. 3
Глава I. Валютный контроль
1.1 Понятие и сущность валютного контроля…………………. ……. ……4
1.2 Правовое регулирование и полномочия органов валютного контроля в РФ. 7
Глава II. Осуществление таможенными органами Российской Федерации валютного контроля в условиях Таможенного союза
2.1 Таможенный контроль за валютными операциями. 11
2.2 Осуществление валютного контроля при бартерных операциях и в неторговом обороте. 23
Заключение. 28
Список литературы. 30

Читать еще:  Валютные операции в клиент банке
Работа состоит из 1 файл

ffw.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет: ФМЭиТ Курс: 5

по дисциплине: Наднациональные основы таможенного регулирования ВЭД

на тему: Особенности осуществления таможенными органами Российской Федерации валютного контроля в условиях Таможенного союза

Елдовский Игорь ТД-55(очное)

Глава I. Валютный контроль

    1. Понятие и сущность валютного контроля…………………. ……. ……4
    2. Правовое регулирование и полномочия органов валютного контроля в РФ. . . . .7

Глава II. Осуществление таможенными органами Российской Федерации валютного контроля в условиях Таможенного союза

2.1 Таможенный контроль за валютными операциями. . . . 11

2.2 Осуществление валютного контроля при бартерных операциях и в неторговом обороте. . . . 23

Список литературы. . . . 30

В целях обеспечения реализации единой государственной валютной политики, устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка был введен особый порядок контроля по валютным операциям резидентов с нерезидентами — валютный контроль.

Специфика института валютного контроля заключается в его межотраслевом или смешанном характере, так как он основан на совокупности норм валютного, банковского и таможенного права.

Цель данной работы – рассмотреть валютный контроль и особенности его осуществления в рамках Таможенного союза. В данной работе, будет дано определение и общие принципы валютного контроля, а также, будут рассмотрены особенности осуществления таможенными органами РФ валютного контроля в рамках Таможенного союза.

Формирование адекватной нормативной правовой базы по осуществлению валютного контроля предполагает создание условий для возможности предупреждения и пресечения таможенными органами правонарушений, совершаемых любыми лицами в ходе проведения ими как валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу России, так и перемещением валютных ценностей, а также для обеспечения возврата незаконно вывезенного из страны капитала.

В настоящее время реформа законодательства в области валютного регулирования и контроля направлена на упрощение и постепенную отмену ограничений при совершении резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями. Одновременно в целях обеспечения стабильности внутреннего финансового рынка Банком России продолжается работа по созданию нормативной базы, направленной на стабилизацию денежной сферы, которая препятствует утечке капиталов за границу.

Глава I. Валютный контроль

    1. Понятие и сущность валютного контроля

Валютный контроль – контроль со стороны государства за порядком приобретения юридическими и физическими лицами иностранной валюты и проведения валютных операций, за перемещением валюты через таможенную границу.

Создание действенного финансово-правового механизма валютного контроля является необходимым условием обеспечения государственных экономических интересов. Механизм валютного контроля за экспортными и импортными операциями позволяет также осуществлять их учет и выявлять нарушения валютного законодательства, допущенные в процессе исполнения внешнеэкономических сделок. Вместе с тем финансово-правовой механизм валютного контроля не должен ущемлять права подконтрольных субъектов. В этих целях валютным законодательством установлено, что резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, имеют право:

а) знакомиться с актами проверок, проведенными органами и агентами валютного контроля;

б) обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в административном и судебном порядке;

в) на возмещение в установленном законодательством порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

При осуществлении валютных операций на территории Российской Федерации резиденты и нерезиденты обязаны:

а) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов;

б) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

в) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

Осуществление контрольных мероприятий в любой сфере финансовой деятельности, а в валютной особенно, должно основываться на адекватном законодательстве. Несовершенство валютного законодательства, просчеты и недостаток опыта в работе контролирующих и правоохранительных органов используются в криминальных целях посредством совершения сделок, наносящих ущерб экономической безопасности государства.

Одной из важнейших задач проводимых контрольных мероприятий должно стать своевременное выявление, пресечение и предотвращение нарушений установленных законодательством правил валютного регулирования, призванных обеспечить устойчивость национальной валюты РФ.

Валютный контроль и регулирование в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с Федеральным законом и иными федеральными законами.

Органами валютного контроля и регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Валютный контроль является разновидностью финансового контроля, поэтому ему присущи все общие черты финансового контроля. В то же время он имеет некоторые специфические черты. Его основными направлениями являются:

а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке России;

в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.

    1. Правовое регулирование и полно мочия органов валютного контроля

До недавнего времени порядок осуществления валютных операций в Российской Федерации регулировался Законом Российской Федерации от 9 октября 1992 года №3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле». В настоящее время вступил в силу Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее Закон №173-ФЗ). Его целью является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Статья 4 Закона 173-ФЗ устанавливает, что валютное законодательство Российской Федерации состоит из Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и принятых в соответствии с ним федеральных законов, которые именуются — акты валютного законодательства Российской Федерации.

Кроме этого в случаях, предусмотренных Законом 173-ФЗ, органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования (акты органов валютного регулирования).

Органы валютного контроля могут издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции, только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом 173-ФЗ, применяются правила указанного международного договора, за исключением случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется обратиться к внутригосударственному акту валютного законодательства Российской Федерации.

Не опубликованные акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования не применяются.

Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает два органа валютного регулирования (часть 1 статьи 5 Закона 173-ФЗ):

1)Центральный банк Российской Федерации;

2)Правительство Российской Федерации.

Полномочия каждого органа валютного регулирования четко разграничены. Перечень инструментов и мер регулирования установлен как для Центрального банка Российской Федерации, так и для Правительства Российской Федерации. Акты органов валютного регулирования, которые они выпускают в пределах своей компетенции, обязательны для резидентов и нерезидентов.

Все участники внешнеэкономических связей подразделены законом на две категории: резиденты и нерезиденты РФ. В зависимости от статуса у них возникают определенные права и обязанности.

К резидентам РФ относятся:

• физические лица, имеющие постоянное место жительства в РФ, в том числе временно находящиеся за пределами РФ (Необходимо подчеркнуть, что понятие «гражданства» к определению статуса физического лица как резидента или нерезидента отношения не имеет.);

• юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ;

• предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ;

5 важных условий, которые проверяют таможенные органы в части валютного контроля

каз Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» от 2 февраля 2016 года упразднил Федеральную службу финансово-бюджетного надзора и передал ее функции органа валютного контроляФедеральной таможенной службе и Федеральной налоговой службе .

При подготовки материала к данной статье мы столкнулись с тем, что объем информации относящейся к проверкам валютных операций со стороны ФНС и ФТС – очень велик, и порой функции контролирующих органов дублируются, что приводи к некоторой путанице в понимании вопроса. В связи с этим мы немного задержались с публикацией этой статьи, а материал разбили на две части. Первая часть касается проверок валютных операций таможенными органами, а вторая будет посвящена нарушениям валютного законодательства, выявляемым налоговыми службами. Ссылку на вторую часть смотрите в конце статьи.

В настоящей статье я расскажу о том, как распределяются полномочия между ФНС РФ и ФТС РФ в области валютного контроля. И, могут ли налоговики и таможенники проверять одни и те же положения внешнеторгового контракта.

С Вами Ирина Степанова, кандидат экономических наук, Директор Школы Экономики и Права. В предыдущих двух статьях:

мы обсудили важные требования валютного законодательства, при нарушении которых банк обязательно сообщит в налоговую и таможенную службы, что повлечет за собой проверку вашей валютной деятельности данными контролирующими органами.

Как распределяются полномочия между ФНС РФ и ФТС РФ в области валютного контроля

ФТС контролирует валютные операции , связанные:

  • cперемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза
  • cввозомтоваровв Российскую Федерацию
  • cвывозомтовараиз Российской Федерации .
  • следит за соответствием проводимых валютных операций валютному законодательству членов Евразийского экономического союза, Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования
  • организовывает проведение таможенными органами проверок соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, а также проверок полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям .

Деятельность ФНС , как органа валютного контроля :

  • проведениепровероксоблюдения резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») и нерезидентамивалютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля ( за исключениемконтроля за валютными операциями , связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации),
  • следит за соответствиемпроводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации
  • следит за соблюдениемрезидентами , не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации , и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам).
Читать еще:  Заявление на перевод валюты образец

Из вышеперечисленного видно, что к компетенции таможенной службы относится контроль за валютными операциями связанными с перемещением товара через таможенную границу Евразийского экономического союза и ввозом или вывозом товара с территории РФ .

Все остальные случаи относятся к компетенции налоговой службы , в том числе и валютный контроль не связанный с перемещением товара через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом или вывозом товаров из Российской Федерации (то есть, если Вы совершаете, к примеру, покупку товара в Европе и там же его продаете, то это будет относиться к компетенции валютного контроля ФНС) .

Отметим также, если, к примеру, во внешнеторговом контракте присутствует товар и услуга , то он будет являться объектом контроля таможенной и налоговой служб одновременно .

Итак, в плане именно валютного контроля сами таможенники определяют основную свою цель как противодействие нелегальным схемам вывода валют и валютных ценностей из РФ .

Какие нарушения валютного контроля можно выявить на таможне

Мы выделили 5 важных условий соблюдения валютного законодательства , которые проверяют таможенные органы .

Первое условие — комплектность документов

Орган ФТС, принимая к оформлению пересекающий границу товар, требует заверенную копию паспорта сделки. После его отмены 01.03.2018 г. УНК (уникальный номер контракта) и контракт, СПД (справку о подтверждающих документах) и сами документы, которые можно в электронном виде разместить в «Архив декларанта», чтобы не прикладывать каждый раз.

При экспорте орган ФТС выполняет обязательную проверку соответствия сведений в контракте и декларации на товары. Если отсутствует УНК или же имеются нестыковки с остальной документацией — таможенный выпуск разрешен не будет.

При импорте орган ФТС также производит сверку данных документов на товар и СПД, если УНК и контракт по каким-либо причинам не представлены — импортный товар задерживается на таможне до решения вопроса с документами.

Второе условие – репатриация иностранной валюты и рублей

Статья 19 Федерального закона « О валютном регулировании и валютном контроле » от 10.12.2003 №173-ФЗ налагает на участников внешнеэкономической деятельности обязанность в сроки , предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) обеспечить:

  • получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейсяв соответствии с условиями указанных договоров (контрактов)за переданные нерезидентам товары .
  • возврат в Российскую Федерацию денежных средств , уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары .

Участие таможенников в валютном контроле позволяет выявлять и пресекать нарушение обязанности резидентов по репатриации (реинвестированию) валютной выручки в РФ.

Пример нарушения: Фирма «Х» заключает контракт на поставку оборудования с зарубежным поставщиков на 10 миллионов долларов, перечисляет аванс 5 миллионов, по факту ввозит через таможню оборудование на один миллион. Истекают сроки поставки, указанные в контракте. Ни 4 миллиона долларов не возвращены в страну, ни оборудования не поставлено. Проверка выясняет, что фирма по указанному в документах адресу не находится, складов в аренде не имеет, документов о продаже оборудования третьему лицу тоже. Таможня передает информацию в правоохранительные органы и возбуждено уголовное дело по ст. 193 УК РФ «Уклонение от обязанности по репатриации валютной выручки».

Третье условие — реальность стоимости

ФТС выявляет схемы вывода валютных средств из РФ путем завышения стоимости импортных контрактов. Для этого таможня проводит экспертизу товара на предмет выявления его реальной рыночной стоимости. Если в контракте указана стоимость, явно превышающая среднюю рыночную, таможня оперативно информирует об этом Банк России, который блокирует платежи в адрес поставщика по такому контракту до проведения комплекса проверочных мероприятий.

Четвертое условие – надлежащее зачисление экспортной выручки

Если нарушения условий 2 и 3 в большинстве случаев злонамеренные, то к сокрытию экспортной выручки приводит незнание или непонимание валютного законодательства. Получение информации о сокрытии экспортной выручки происходит в результате активного обмена сведениями между банками и таможней.

Например, фирма “Y” в 2016 году произвела поставку товаров зарубежному партнеру на сумму 500 тыс. евро, что фиксирует ФТС. Оплата от партнера поступила в размере 450 тыс. евро. Сроки исполнения обязательств по контракту истекли, фирма никаких действий по взысканию остатка контрактной суммы не предприняла. Банк инициировал проверку сведений о зарубежных счетах фирмы “Y” и обнаружил, что остаток средств по контракту в 50 тыс. евро поступил на счет представительства фирмы за рубежом напрямую от покупателя «для финансирования деятельности представительства». На руководство фирмы было наложено взыскание по ст. 15.25 КоАП РФ «Нарушение валютного законодательства».

Пятое условие – законность преремещения через границу валютных ценностей

ФТС контролирует перемещении через границу валютных ценностей и наличных валют. С данным направлением деятельности таможни знакомы те, кто выезжал за рубеж или возвращался оттуда с дорогими покупками. Поэтому подробно останавливаться на нем не будем. Отметим только, что для юридических лиц действуют иногда еще более суровые правила перемещения через границу некоторых категорий валютных ценностей, чем для «физиков».

! Таможенные органы играют существенную роль в области валютного контроля. Часто информация, полученная при таможенных процедурах, становится основой для дальнейших проверочных мероприятий и выявления нарушений закона РФ в сфере валютных правоотношений.

Меры, принимаемые для предупреждения незаконного вывода средств за рубеж:

1. Введение и развитие электронного документооборота. В 2013 г все декларации на товары в электронном виде стали доступны банкам, т.е уже нельзя принести липовый экземпляр в банк. По данным с 01.2015 до настоящего момента почти в 6 раз уменьшилось сумма авансовых платежей по контрактам без исполнения встречных обязательств.

2. Очень эффективный механизм борьбе с нерепатриацией – это использование механизмов межведомственного и международного взаимодействия.

Если при проводимой проверке на таможне выявлены факты, которые могут указывать на попытку резидента обойти валютное законодательство, то таможня оперативно передает информацию об этом в Банк России и в правоохранительные органы для принятия соответствующих мер – отказ в совершении валютной операции, расторжение договора банковского счета, отказ в госрегистрации, исключение из ЕГРЮЛ, дисквалификация должностного лица.

Со своей стороны, уполномоченные банки обмениваются с органами ФТС информацией о движении денежных средств по счетам сторон международного контракта.

3. Развитие система категорирования участников ВЭД на основе риско-ориентированного подхода. Идея в том, чтобы распределить участников ВЭД по категориям – высокий риск, средний, низкий. Соответственно для категории низкого риска вводятся процедуры автодекларирования и автовыпуска грузов, а все проверки и контрольные меры сосредоточены на находящихся в категории высокого риска.

Из вышесказанного очевидно что приоритетным направлением работы ФТС при осуществлении валютного контроля является превентивное противодействие схемам незаконного вывода денежных средств за рубеж.

Ибо предупредить заболевание легче, чем лечить)

Или ищи потом ветра в поле)))

Проявляйте должную осмотрительность, то есть берегите репутацию, как честь – смолоду! Кстати – про должную осмотрительность – есть хороший анализ темы в нашем Обзоре Новинок валютного контроля.

Мы с Вами разобрали 5 основных условий , которые проверяют таможенные органы в части валютного контроля . Думаю, что это все интересно, но возникают вопросы:

  • Что делать если Вампредъявили претензиик осуществлению валютных операцийналоговые или таможенные органы?
  • Какие аргументы предъявлятьв свою защиту с цельюсвести к нулю штрафы?
  • Как правильно выстроить работу со своими иностранными партнерами, чтобы избежать обвинений в недолжной осмотрительности при выборе контрагента?

Эти вопросы, вместе с вопросами валютного контроля ФНС, мы разберем в специально подготовленном нами Обзоре «НОВИНКИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ» №1/2018 . ТОП-10 Нарушений валютного законодательства за которые штрафует налоговая. Как минимизировать риски штрафов и проверок со стороны ФНС.

Таможенный и валютный контроль

Административное право. Словарь-справочник. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право . Б.В. Россинский . 2000 .

Смотреть что такое «Таможенный и валютный контроль» в других словарях:

Валютный контроль — (англ. currency control) вид гос ного контроля, осуществляемого с целью обеспечения соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. В РФ основными направлениями В.к. являются: определение соответствия проводимых… … Энциклопедия права

валютный контроль — контроль компетентных органов государства и их агентов за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций, составная часть финансового контроля и таможенного контроля. Органами В.к. в РФ являются Центральный банк РФ, а… … Большой юридический словарь

ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ — деятельность органов валютного контроля и агентов валютного контроля, направленная на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства Республики Беларусь (статья 1 Закона Республики Беларусь от 22.07.2003… … Таможенное дело. Толковый словарь

Таможенный пост — подразделение таможни, уполномоченное в полном объеме проводить таможенное оформление, таможенный и валютный контроль в определенном пункте или на конкретной территории … Административное право. Словарь-справочник

Валютный союз — Валютный союз формальное межгосударственное соглашение о взаимозаменяемости валют во внутренних расчетах, о создании межнациональных или наднациональных эмиссинных центров (еврозона, зона восточно карибского доллара и т. п.), о… … Википедия

ТАМОЖЕННЫЙ ПОСТ — правоохранительный орган РФ, входящий в единую систему таможенных органов РФ, осуществляющий свою деятельность под непосредственным руководством таможни либо РТУ в случае непосредственного подчинения РТУ. Решение о непосредственном подчинении… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

Контроль — У этого термина существуют и другие значения, см. Контроль (значения). Контроль (фр. contrôle, от contrerôle список, ведущийся в двух экземплярах, от лат. contra против и rotulus свиток) одна из основных функций системы управления … Википедия

Валютный таможенный контроль — (англ. custom house s currency control) вид валютного контроля. В соответствии с законодательством РФ В.т.к. осуществляют ГТК РФ, который является органом валютного контроля, и иные таможенные органы РФ, являющиеся … Энциклопедия права

Таможенный союз ЕврАзЭС — У этого термина существуют и другие значения, см. Таможенный союз. Таможенный союз ЕврАзЭС … Википедия

Таможенный союз — (Customs union) Таможенный союз это, соглашение стран участниц об упразднении таможенных пошлин и границ между ними Регламент таможенного союза, Технический регламент таможенного союза, Кодекс таможенного союза, комиссия таможенного союза… … Энциклопедия инвестора

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector